Вечер поэзии Владимира Корбакова в областной библи

Публикуем на странице Клуба Вологжан материал члена Русского Литературного Клуба Ольги Святковой о поэтическом творчестве Владимира Николаевича Корбакова, который она готовила к вечеру поэзии народного художника, академика живописи и молодого поэта В.Корбакова и была ведущей этого вечера вместе с коллегой по Литклубу известным адвокатом и бардом Олегом Сурмачевым. Этот вечер прошел с полным аншлагом в большом зале Вологодской областной библиотеки 6декабря 2012 года и на нм были презентованы публике две новые книги стихов Владимира Корбакова: "Новые стихи года ушедшего" (издательство Вологда-полиграф) и "Стихи 21 века" (издательство Авторская книга, Москва).

 
<<...Сотни и тысячи людей проходят мимо разных интересных явлений и остаются равнодуш-ными к ним. Они просто их не замечают. Но вот то же явление видит человек с острым глазом.
 Он запоминает его и потом показывает другим людям. Такой человек художник.>>
 (А.Ф. Воловик)

Поэтическое творчество В.Н. Корбакова исполнено Добротой и той благодатной тишиной, которой подчас так не хватает в нашей современной обыденности.
 «Стих – это колдовская музыка!» - говорит Поэт. И действительно: стихи его можно считать огромным садом с душистыми запахами цветов, причудливыми оперениями  и трелями дружелюбных птиц:

В стихах сокрыты запахи цветка,
Все строчки можно нюхать!
Цветочным ароматом надушись слегка
И будешь принят ласково на людях.

В своих стихах В.Н. Корбаков отображает причудливость этого мира через призму его сердечных переживаний, волшебство чувств, наполняющих сердце Поэта, и, в то же время, необыкновенную человеческую простоту его самого:

В дверь мастерской, слышу, кто-то стучит!
Бегу в коридор, поднимаю крючок.
А там никого! Тишина! Все молчит!
И только вдали слышен слабый смешок!

Говорят, молодость человека исчисляется не временем, не годами – она таится в состоянии души. Владимир Николаевич предстает в глазах читателя юным мальчишкой, вновь и вновь открывающим для себя картину мира. И сам автор в возрасте 80-ти лет не прочь пошутить о своем возрасте и состоянии души:

В красивой розовой рубашке
Я старости наложил свой запрет.
Как будто старому Корбашке
Не восемьдесят, а сорок лет.

Очень большое значение В.Н. Корбаков придает любви как высшей духовной ценности и семье.
Любовь для «Корбашки»  – то, что случается раз и навсегда («…Миг любви – не миг, он вечен. Мигу любви конца нету…»). Любовь для него – нечто большее, нежели вздохи и случайные встречи. Это – всеобъемлющая сила, несущая собой и радость, и боль:

Вы очень и очень красивая «штучка».
Но я не игрушка, я и не плюшка.
Любовь? А любовь это вовсе не случка.
Любовь – проколовшая сердце колючка!

Автор «Стихов 21 века» (2012 г.) чрезвычайно трепетно относится к женскому началу. Любовь для него – миг слияния с женским началом. В этот миг вмещается целая жизнь. Для В.Н. Корбакова Женщина – эталон человеческой красоты и нежности, а любовь к ней – невероятная сила, влекущая за собой веками. В его творчестве довольно много стихов о влюбленности в женскую красоту. Поэт воспевает ее с особенным благоговением:

Господь дал женщине и ум, и ловкость,
Чтоб народить и вынянчить детей.
Она нам дарит грудь и емкость.
Мы рады, счастливы. Но ходим все под ней.

Потеряв первую жену Ирину, творец глубоко скорбел – и свою глубокую печаль Корбаков изливал в поэтических строках. В 2002 году, по прошествии двенадцати лет, все еще пребывая в расстроенных чувствах, он посвящает Ирине стихотворение, где описывает свое шаткое душевное состояние и как бы повествует ей о положении дел в семье: «…Тане, младшей, уж пятнадцать. Наташе на два года больше…»
Как отец Поэт прививает им человеческие чувства ответственности, скромности и смиренности, и не случайно ласково называет дочерей «двумя отпечатками их красоты» – детей он видит как воплощение любви.
Период холостяцкой жизни нелегко давался Корбакову как Мужчине и как Человеку, нуждающемуся в духовной пище и сердечной поддержке ближнего, о чем свидетельствуют строки, написанные им в 2001 году:

Я накормлен досыта свободой,
Голо тело прикрыто свободой,
Не помыт, не причесан, голодный,
Хоть куда я хожу свободный.

Особым цветом в палитре поэтического творчества Художника выделяется нравственность – она присутствует в каждом из его стихотворений. Это вполне объяснимо. Рукопись «Развиваемся, братцы, растем!» в хронологическом порядке противопоставляет события, происходящие в мире, – стремления, дороги и цели Человечества.
Тема нравственности гармонично сплетает различные стороны жизни – поучительно и ненавязчиво:

У нас другой национальной идеи нет.
Все зауми кабинетные – ложь, мытарство.
Духовность, Счастье и Отечество – наш святой завет.
С ним воспрянет наше Государство!

Или:

На Землю не плюйте, люди!
Лучше проглотите слюну и сопли.
Обидели и осквернили Землю до жути!
Матери-земли услышьте вопли!

Корбаков В.Н. довольно часто использует воздушные сравнения и образы. Детство у него присутствует во всем: от озорства до мечтаний о фантастическом и невероятном.
Часто в его стихотворениях встречаем тему цветов, тесно переплетающуюся с воспитанием поколения 21 века: «…Хотя цветок расцвел в лесной глуши, он радуется добру от всей души.»
Обращаясь к женской половине нового поколения, Владимир Николаевич призывает не портить здоровье. В восприятии проблемы массовой женской зависимости от курения удивительна его откровенность: «…Курящие женщины должны об этом знать. Курящую даже я – старик – не буду целовать.»
Уважение к окружающему миру, в котором мы живем, к Земле как почве для всего живого («…Люди, не плюйте на Землю – кормилицу рас и народов…»), к Женщине и Матери  - эти вечные нравственные ценности стремится донести «Корбашка» до читателей. И ответственным за воспитание грядущих поколений он считает именно Поэта:

Добрые слова нужны от дня рождения до могилы.
Их дарит нам Поэт, чтоб радостью и утешеньем были.
Чтоб в жизни нашей всегда был свет,
Для этого Богом и послан нам Поэт.

Действительно, «сначала было слово». Именно слово способно заложить основы нравственности и морали. И не случайно первое слово в жизни каждого человека – «мама». В творчестве В.Н. Корбакова «Мать!» – единственное стихотворение, посвященное самому дорогому в жизни каждого. И это произведение вмещает в себя и любовь, и уважение, и трепет к родному плечу, воспитавшему в нем Художника:

Я могу простить того, кто украл или убил,
Но накажу того, кто Мать обидел или оскорбил.
В Госдуме давно такой закон назрел:
За обиду или оскорбление Матери – расстрел.
(7 января 2012 года, в ночь Рождества Христова)

Здесь все – воспоминания из детства и восторженность красотой, добротой и теплом Женщины как Матерью. «Мать – первая женщина в жизни каждого!» - словно кричат строки. В «Мать!» В.Н. Корбаков заключил огромный смысл – любви к Женщине.
Тема Христа украшает все творчество Поэта бриллиантовым блеском. В его произведениях часто встречаем рассуждения о душе, о Боге, о пользе молитвы:

Твоя молитва – это нить,
Ниспосланная Небом,
С ней в холод лютый не застыть,
А в голод будет хлебом.


Или:

Нет меня –
И Бога нет.
Бога некому познать.
Пустота…
Ничего нет, Бога нет,
Нет меня.
Пустота…

Насколько мудрым может быть настоящий Поэт, известно только В.Н. Корбакову – с высоты прожитых им лет. Может, поэтому его творчество очаровывает простотой изложения сложных лирико-философских тем. Интересно и многогранно представлен образ Бога в поэтических творениях автора. Владимир Николаевич словно испытывает благоговейный страх перед Богом. В поэме «Исповедь» Господь как Творец представлен и несущим благо за добрые поступки, и карающим за провинности.

Я думал, что Господь о том не знает,
Ведь Он нас всех собою обнимает.
Но Он несет не только благодать,
Но может за грехи сполна воздать!

Как участник Великой Отечественной Войны В.Н. Корбаков, пройдя испытания «огнем, водой и медными трубами», прекрасно осознает всю ценность жизни. И подаренная свыше возможность радоваться каждому ее глотку – дороже любых наград:

В наградах грудь! Парад!
Медалей не сосчитать, кажись!
С войны из всех наград
Самая дорогая – жизнь!

Поэт дарит читателю огромный смысл в одном четверостишии: жизнь и любовь – те вечные духовные ценности, которые не купишь за деньги.
Встреча со Светланой Михайловной привнесла в жизнь Корбакова юношеский душевный трепет, воздушное состояние влюбленности и заряд его творчества волшебной энергией. Жизнь снова забила – настоящим гейзером:

Ожидая милую, распустивши перья,
Как увижу Свету, распахну все двери я.
Сядем мы на ветку, и при слабом свете
Что лежит на сердце расскажу я Свете.
В золоченой клетке чту свои заветы…
Трудно без любви, трудно мне без Светы.

Стихотворением Владимир Николаевич начинает заниматься в возрасте 80-ти лет – именно благодаря его встрече с новой возлюбленной. Сначала в письмах, затем это переходит в устоявшуюся, достойную восхищения, традицию. Чувство росло – с ним развивалось и поэтическое творчество Корбакова В.Н.

Я счастлив тем, что свой бокал
Налил трудами и любовью,
Я видел небо, слушал ангелов хорал…
В награду получив свидание с тобою.

«Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, тик-так…», - тревожит Художника время в «Балладе о секундной стрелке». Поэт, показывая страстную любовь к жизни, стремится его обуздать – и у него это получается довольно успешно:

Залез на стул, снял часы с крючка
И с силой шмякнул на половицы пола,
Чтоб у механизма не осталось и  сучка!
И о смерти никакого разговора.

Часто стихотворения «Корбашки» напоминают своеобразный дневник – в стихотворной форме. Искренне и ясно он излагает переживания, чувства, мысли и происходящие вокруг события. Вливая в каждое произведение частицу души, он словно делится с лучшим другом. А перед ним нет ни капли стеснения –каждый знак препинания, словно живя в строках, говорит об эмоциональном море, переполняющем сердце В.Н. Корбакова:

Тоскуя по милой, ожидая ее,
Так громко стучит…Понял!!! Сердце мое!

Искренность глубока не только формой дневника, но и манерой подписи автора – с ярко выраженной конкретикой («2 июля 2001 года, 6 утра», «13 июля 2001 года, 5 утра-9 вечера», «29 мая 2002 года, 5 часов утра»). Это добавляет произведениям простоты, которая находит путь к сердцам почитателей его творчества. Поэт приглашает нас в значимые моменты его жизни, моменты самой глубины его чувств.
Неожиданны, просты и легки концовки «корбашковских» стихотворений. Обращая пристальное внимание читателя на мелочи «за кадром», они невзначай подводят читателя к основной мысли произведения. О возведенном «памятнике Корбакову» на берегу реки Сухоны его родного города Сокола в Вологодской области, Поэт пишет с простым необыкновением:

Академиков рожала земля под Соколом.
Это недалеко от Вологды или около.
А серый камень на крутом берегу
Украшает деревню, украшает реку.

Оригинальны концовки стихотворений – казалось бы, всего лишь в две строчки, но что они вмещают в себя! Подводя черту сказанному, автор лаконично закладывает в них огромный смысл:

В Земле богатств не счесть.
Только сберечь бы Землю свою и честь.
(«На Землю не плюйте, люди!»)
Или еще:
В любви не допусти ты срыва!
Люби, ласкай всю жизнь без перерыва!
(«Мечтаю о тебе. Сижу один.»)
Или еще:
Гореть смертельным ярким пламенем
И быть в веках звездой, легендой, знаменем!
(«Судьбой подарены мне крылия орла…»)

Говорят, все великие свершения начинаются со слов: «Что ж, попробуем!».
Вновь и вновь обращаясь к произведениям В.Н. Корбакова, мы видим, как Поэт старается уйти от устоявшихся форм создания стихотворных произведений. Неспроста в книге «Новые стихи года ушедшего», которая увидела свет в 2012 году, он называет явление устоявшихся рифм «закованным поэтическим образом». Ритмы, стили, размеры он намеренно оставляет «за горизонтом», что позволяет окунуться вглубь живописного образа. Именно поэтому его стихотворения напоминают краткую повесть. Новая стихотворная форма позволила вместить глубокий смысл чуть ли не в каждую строчку его творений. Поразительно, насколько просто каждый раз он рисует сложный образ, с большим трудом поддающийся осмыслению в прозаической форме. Смешение стихотворного слога, прозы и свободной манеры изложения позволило найти «ту золотую середину» в писательстве – создать универсальный поэтический слог, который понятен ценителям Поэзии и Прозы одновременно.
Следует заметить, что сам Владимир Николаевич, прежде всего, видит себя Художником – в самом широком смысле. Писать красочные картины кистью или пером – так или иначе, художество. К стихам он относится, словно к картинам, у каждой из которых есть свои палитра и сюжет:

Что написать? Как написать? О чем?
Какую краску на палитру взять?
Пейзаж писать иль воина с мечом?
Писать пастозно или зализать?

Неслучайно и песенные композиции (И.Коломиец – «Твоя любовь второй иль третьей свежести», Н. Святков – «Мчатся годы»), написанные на стихи великолепного Художника жизни, звучат еще ярче и трогают сердца слушателей до слез.
Глядя на его творчество, можно с уверенностью сказать, что быть Художником жизни – это призвание. Невозможно даже представить, что способен нам подарить этот талантливый от Бога человек, скажем, через год...

Мне, простите, девяносто.
Себе в подарок эта книжка!
Жизнь прошла совсем не просто!
Пока стоит в подвале от гроба крышка,
Буду радоваться жизни «на все сто»!
(2012, о книге «Стихи 21 века»)

В целом, Поэзия В.Н. Корбакова всегда исполнена яркими красками жизни, невероятным детским оптимизмом и фантазией. Глядя на Владимира Николаевича, его жизнь и творчество, обстановку его уютной мастерской, понимаешь, что перед тобой – вечный большой ребенок, живущий в своем сказочно прекрасном мире: с живыми цветами, говорящими птицами и большим сердцем, которое дарит любовь всему окружающему, преподнося достойный пример.
Корбаков проявляет искренний интерес и уважение к коллегам по перу.
В жизни – Владимир Николаевич часто собирает их в музейно-творческом центре «Дом Корбакова», построенном в 2003 г. в г. Вологде, и в художественной мастерской. Уютные дружеские вечера благотворно влияют как на творчество великого Художника, так и на творческую жизнь его соратников.
В произведениях видим, насколько Корбаков уважает творчество своих предшественников, сопереживая им. В шуточном стихотворении «Шекспир, Великий мой Шекспир», он просит его написать о его внезапно вспыхнувшей второй любви в 80 лет. Довольно высокого мнения В.Н. Корбаков о поэзии Иосифа Бродского:

Бродский влетел в поэзию синей птицей.
Писал стихи на родине – в России – и за границей.
Отстаивая честь, спорил иногда с милицией.
Сказал, что стих надо не выдумывать, а строить!

Подводя черту вышесказанного, замечу, что все творчество В.Н. Корбакова учит нас Любви. И это прекрасно, когда есть, у кого учиться! Спасибо Вам, Владимир Николаевич.

Ольга Святкова
25 Декабря 2012 г.

На фото: заседание Вологодского регионального отделения Русского Литературного Клуба в Доме Корбакова


Рецензии
Целый трактат о моем стихотворстве Олечка написала, спасибо ей!

Владимир Корбаков   14.01.2013 14:18     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Владимир Николаевич, за прекрасный вечер поэзии!

Клуб Вологжан   16.01.2013 09:06   Заявить о нарушении
Владимир Николаевич,
вся правда о Вас. Вы Творец! Благодарю за такой радушный прием.
Я все помню. Мы все помним. И я знаю, Вы где-то сверху...всегда с нами. Царство Вам Небесное!

Оля Святкова   20.06.2019 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.