Ломоносов - это наше всё!

1. Почему возник этот  лозунг?
Потому,  что  я  вижу - Пушкина  превратили  в  памятник,  и  поклоняются  ему  (памятнику)  как  кумиру.  А  Пушкин  "жив" - он  не  догма,  а  руководство  к  действию.
Те, кто  поклоняются, - я  вижу, - проявляют  недостатки:
ОДИН - просто  сноб  (какой-либо  народный  артист  советской  эпохи  или  пушкиновед) -  он  в  застое  оторван  от  времени  и народа;  и  его  постулаты  мы  слышим  со  школы,  школа  позади  давно  и  у  него  и  у  нас.  Видно  снобистское  тщеславие.
ВТОРЫЕ - забыв  школу,  забыли  Пушкина - (устали  от  образовательной  програмы - она  нелегка). Но  они  "пиарятся" - чуть что,  так  сразу: "Пушкин - наше  всё!" (Также  и  квнщики). Но  это  поверхностная  полуправда! Суть  непроявлена. Это  и есть  беда  современной  культуры.  Нельзя  с  Пушкиным  (в  суе)  так!
Пусть  найдём  недостатки  мировоззрения - а  они  есть! - но Пушкин  уже  будет  живой  и  радует  нас  и  вас,  как  современник...

2. Короче,  как  лекарство,  я  нашёл  альтернативу - ЛОМОНОСОВ!
2.1. Ломоносов - первопроходец  в  российской  науке,  и  он  прекрасный  ценитель  поэзии - ПИОНЕР  в  стихах,  как  профи...
(С  ним,  конечно, Сумароков  и  Кантемир,  но  они  специфичны,  Ломоносов   широк  и  всеначален).
2.2. Ломоносов - от  Бога,  и  он  сам  не  знает,  что  если  почитать  его  стихи,  это  будто  "Первый  учитель"  дал  шлепка  ученику,  и  тот  пошёл  куда  надо - к  духовному  свету...
2.3. Ломоносова  поэта  мало!  Но  это  и  есть  "наше  всё" - он  не  перегружает,  он  даёт  позитив:  и,  если  ты  хочешь  писать,  то  будешь  (сразу  или  потом),  а  если  не  хочешь,  то  и  не  пиши!..  Это  и  есть  всё!  "Первый  шаг" - научился  ходить - ходи  куда  идёшь.  От  Баркова  до  Державина - все  сыны  Ломоносова...

3. И  нам - потомкам - не  стоит  кивать  на  Пушкина.  С  Пушкиным  нелегко:  Вы  можете  разочароваться  в  жизни - "вот,  мол.  я  не  Пушкин,  я  так  никогда  не  напишу!"  Это  неверно - это  негативная  провокация.  Но  вас  так  и  будут  "через  Пушкина"  "учить  жить"  и  хорошие  люди  и  плохие...(они  соблазнились  славой)  (Простите  их  и  не  берите  в  череп  догмы!)  Вот,  кстати,  наболевший  пример:
(Если  Пугачёвой  никто  и  ничто  не  нравится,  то  это - её  проблемы. - Не  слушайте  её  и  не  пускайте  молодняк  к  ней.  Кто  видит, что  такое  Пугачёва (разочарованная  в  жизни  цикавая  звезда),  он  и  без  меня  поймёт,  чего  стоит  её  компашка - (поверхностная  развлекаловка,  дорогое  времяпрепровождение).  Она  хорошо  пела  чужие  песни!  Молодец.  Свои  её  песни  хуже,  но  если  ты  можешь,  то  сочиняй!  что  ж  ты  ничего  не  делаешь? - блин,  творческая  личность - примадона).

4.  Итак, Ломоносов  даёт  хороший  заряд  начинающим,  желающим - и  этого  достаточно.  Это  всё,  что  нужно.  В  философии  это  называется  "достаточным  условием".  А  следовательно,  Пушкин,  охватывающий  всю  "Вселенную" - антипод  Ломоносову:  он  исполнил  ВСЁ.  Однако,  теперь - ваша  очередь...  Творчество  оздоравливает  душу,  и  тело  (например,  если  вы  пессимист,  или  в  в  депрессии,  в  плохой  среде,  в  конфликте,  то  творчество  может  спасти!)  Солженицын  сочинял  стихи  в  тюрьме,  он  потом  стыдился  их...  а  я  бы  его  стихи  эти  читал  и  читал - я  думаю,  это  очень  хорошие  стихи  были. Но  Пушкин  помешал  ему,  хотя - что  такое  Пушкин  там - он  не  воевал  в  В.О.В.,  не  сидел  в  ГУЛАГЕ.  Короче,  ВАША  ОЧЕРЕДЬ  ТЕПЕРЬ  -  как  сказал  Маяковский!  Но  ему  дали  МАУЗЕР,  и  вот  конец  печален. Мы  же  скажем  иначе:  "В  добрый  час  друзья,  в  добрый  час!" -  так  нам  спели  "машинисты" - и  мы  с  вами  можем  жить  ещё.  "М.В."  43  года,  а  время  всё  ещё  может  работать  на  них.  (Так  же,  как  и  на  вас).

5. В  качестве  ликвидации  пробелов (у  кого  они  есть),  я  даю  вам  АЛЬБОМ  "ЛОМОНОСОВ - в  творчестве  21-го  века,  как  поэт  мудрец"!
Альбом  будет  небольшой  (не  в  пример  предисловию).  Из  творчества  поэта  не  будут показаны  его  Псалмы  Давида  (это  длинно  и  старомодно.  да  и  не  Сведенборг  всё-таки  Михайло  Васильевич);  не  будут  показаны  басни  (они  стандартны,  но  нагружают - и  все  уже  знают  Крылова,  Эзопа  и  Михалкова - вам  басни  уже  не  так  уж  актуальны.  Ищите  их  сами  (дом.задан.))

6.  Вместо  басни  я  сразу  даю  ребус-загадку  Ломоносова:

Спасибо  за  грибы,  челом  за  ананас,
За  вина  сладкие;  я  рад  что  не  был  квас.
Российско  кушанье  сразилось  с  Перуанским,
А  если  бы  и  квас  влился  в  кишки  с  Шампанским,
То  сделался  бы  в  них  такой  же  разговор,
Какой  меж  стряпчими  в  суде  бывает  спор.
Я  думал  уж  и  так,  что  в  брюхо  ...  забился,
И,  выпустить  хотя,  я  чуть  не  надсадился.

1742 г.

Комм. -  За  троеточием  Ломоносов  спрятал  слово.  Я  до  сих  пор  ломаю  голову- какое?
1).  "чоп"  забился! (смешно,  но  слишком  современно  и  это  из  хоз.деятельности - ремонт  квартиры - это  не  то  наверно).
3).  По  смыслу кажется,  нашёл:  "котях" - да-да! - именно  он  забился...  (Но,  увы,  по  ритму  не  получается - "брехня!",  а  медецинское  "кал"  не  катит  тоже.  Ай-яй-яй).
Значит  вопрос  по  сей  день  открыт - Коан  Ломоносовский  (для  Что?  Где?  Когда?  или  для  КВН,  и  для  всех,  кому  это  интересно).
Миха  Сидоренко  из  Краснодара,  1964  г.р.

7.  Стихи,  действительно,  должны  писать  все!  И  не  только  в  19  лет,  влюбившись.
Стихи - это  самовыражение,  самосознание,  самореализация,  саморегуляция.
Если  вы  пишете  в  стол,  то  извините,  вы  забудете почитать  самого  себя  (от  грусти) - лишний  раз  понять - а  что  с  вами  было.  И, более  того, - а  что  будет:  хорошее-плохое??  А  если  поняли  и - вдруг  плохое.  то  надо  писать  ещё  через  немогу - выходить  из  ситуации - трансмутировать  негативную  энергию  через  себя:  вам  открыли  портал  поэта  пророка - попробуйте  туда  пройти  и  развернуть  полотно...  Если  шизофрения  пошла - стоп! - достаточно - ищите  соль  в  начале  стиха:  (у  вас  появился  "свой  стих"  от  даймона-ангела,  или  просто  из  пальца,  или  кто-то  рядом  матерился...  Что  ж - осознайте  своё  бытиё!)

8.  Я  думаю,  Ломоносов  писал  из  бытия.  а  не  для  славы.  (Слава - это  производная,  она  приходит  сама - поиграйте  с  ней  и  поймёте  скуку - это  не  суть).  А  талант  зарытый  из-за  "критика  пушкиниста - злого  хозяина"  отнимется  навсегда,  если  вы  бесхребетны.  Талант  испытанный  в  приключении  возрастает  и  оправдан.  Дерево  культуры  и  опыта  даёт  плод  мудрости...

Услышали  мухи
Медовые  духи,
Прилетевши,  сели,
В  радости  запели.
Егда  стали  ясти  (Когда  стали  есть),
Попали  в  напасти -
Увязли  бо  ноги.
"Ах! - плачут  убоги, -
Мёду  полизали,
А  сами  пропали"  1734 г.


Хотел  хвалить  царей,  воспеть  хотел  героя,
А  Гуслей  тон  моих  звенит  одну  любовь.

Стянул  на  новый  лад  недавно  струны  все,
Запел  Великий  Труд,  но  лиры  звон  моей
Поёт  одну  любовь.

Прощайте  же,  мечты,  поскольку  лиры  тон
Звенит  одну  любовь.   
1738 г.

Вот  квинтессенция  этого  стиха - возьмите  гитару  к  своим  поэт.работам,  как  сказал  руководитель  КСП  "Родник"  из  Краснодара  Шмаков  Руслан  Александрович: стих  ставший  песнью,  уже  никогда  не  попадёт  в  стол - хотя  бы  друзья  его  будут  слышать...  Аминь!

"Тот  беден  в  мире  сем,  кто  беден  не  бывал!.."
(Михайло  Ломоносов  стихи  вам  сочинял).

Впереди  вас  ждёт  ещё  8  стихотворений  Ломоносова.

9.
В  тополовой  тени  гуляя,  муравей
В  прилипчивоё  смоле  увяз  ногой  своей.
Хотя  он  у  людей  был  в  жизнь  свою  презренный,
По  смерти  в  янтаре  у  них  стал  драгоценный.
1747 г.

Мыш  некогда,  любя  святыню,
Оставила прелестный  мир,- 
Ушла  в  глубокую  пустыню,
Засевшись  вся  в  голландский  сыр.
1762 г.

Кузнечик  дорогой,  как  много  ты блажен,
Как  больше  пред  людми  ты  счастьем  одарен!
Проводишь  жизнь  меж  мягкою  травой
И  наслаждаешься  медвяною  росой.
Хотя  у  многих  ты  в  глазах  презренна  тварь,
Но  в  самой  истине  ты  перед  нами  царь:
Ты  Ангел во  плоти  иль,  лучше,  ты  бесплотен!
Ты  скачешь  и поёшь, свободен,  беззаботен;
Что  видишь,  всё  твоё;  везде  в  своём  дому;
Не  просишь  ни  о  чём,  не  должен  никому.
1761 г.

10.  Вот  пора  начать  главную  тему  нашей  современности,  которой  300  лет  в  обед.
и  у  нас  Михайло  Василич  (с  небольшой  купюрой)  в  большом  стихотворении:

Ненасытная  жажда богатства  и  власти  до  крайности  род  людской  привела.
Какой  в  сердцах  не  возбудила  страсти?  И  на  кого  из  нас  не  устремила  зла?
с  ней  выросли  и  зависть  и  коварство;  её  исчадие - кровавая  война!
Какое  не  стонало  государство?  Какая  не  потрясена  страна?

Где  были  восходящи  к  небу  храмы - в  них  труд  веков  и  многих  тысяч  пот, -
И  там  видны  развалины  и  ямы  заросшие,  на  них  пасётся скот.
А  как  мучительна  родителям  разлука,  когда  берут  детей,  чтобы  пролить  их  кровь!
И  как  разительна  и нестерпима  мука,  когда  война  смущает  вдруг  любовь!

... что  может  быть  несноснее  на  свете,  когда  двоих  любовь  и  радость  сопрягла,
Но  в  самом  цвете  ...  густая  жадности  мрачит  их  счастье  мгла;
Когда  родители  обманчивой  корысти  на  жертву  отдают  и  совесть  и  детей.
О  небо,  преклонись,  вселенную  очисти  от  пагубы  такой,  от  скверной  язвы  сей!

Коль  дАло  красоту  и  младость  человеку  и  нежно  искры  в  нём любовные  зажгло,
Чтоб  в  радости  прожить  дрожайшую  часть  веку,
То  долго  ль  на  земле  сие  попустишь  зло?   1750 г. 

Вслед  за  столь  важной  темой - исторические  эпиграфы  к эпохам,  известным  и  популярным  досель:

Войну  воспеть  хочу  в  донских  полях  кроваву.
и  князя,  что  воздвиг  попрану  нашу  славу.
1757 г.  (Дмитрию  Донскому)  (Надо  бы  и  Сергия  упомянуть,  как  Рерихи,  но  М.В. - человек  светский - не  обратил  внимания  на  веру,  только  на  славу...)

А  вот,  Петру 1-му:

Корабль,  что  горизонт  на  суше  закрывал,
Внезапно  нА  воду  со  стапелей  сбежал,
Между  палат  стоит.  где  был  недавно  лес;
Мы  веселимся здесь  в  средине  тех  чудес.
Но  мы  бы  в  лодочке  на  луже  чуть  сидели,
Когда  б  великого  Петра  мы  не  имели.
1749 г.

11.  Заключительная  часть  альбома:  О  Вселенной,  о  Мироздании...  ну  и  о  некой  личной  жизни:

- Я  долго  размышлял  и  долго  был  в  сомнении,
Что  есть  ли  над  землёй  от  высоты  смотрение;
Уж  не  по  слепоте  ль  без  ряду  всё  течЕт,
И  промыслу  с  небес  во  всей вселенной  нет.
однако,  посмотрев  светил  небесных  стройность,
Земли,  морей  и  рек  доброту  и  пристойность,
Премену  дней,  ночей,  явления  луны,
Признал.  что  божеской  мы  силой  созданы. 
1761 г. (50  лет)

- Женился  Стил,  старик  без  мочи,
На  Стелле, что  в  15  лет,
И.  не  дождавшись  первой  ночи,
Закашлявшись,  оставил  свет.
   Тут  Стелла  бедная  вздыхала,
что  на  супружню  смерть  не  тронута  взирала.
1748 г. 

Аминь.

 


Рецензии