Пособие для критика. Глава 2

Параграф 2. О том как НЕ НАДО писать эпиграммы.

Сейчас очень модно озаглавливать второсортную хрень в стиле "какой же ты дурак" или "сам идиот" - эпиграммою.

Немного ликбеза.

Словарь Даля:
Эпиграмма -  краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки.

Википедия:
Первоначально эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях. Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. К середине XIX века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём

О том, как надо делать.

Пример:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А. С. Пушкин. На М. С. Воронцова.

Кратко. В конце упор на остроумие. Игра фраз, насмешка над тем, что человек и в пороках не полон.

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ж... есть.
А. С. Пушкин. На Дондукова-Корсакова.

Опять-таки упор на остроумие и колкая насмешка над тем, что единственная причина занимания такой должности – наличие задницы. КРАТКО!

Берем немного другой вид эпиграмм.

И ты поэт, и он поэт;
Но меж тобой и им различие находят:
Твои стихи в печать выходят,
Его стихи - выходят в свет.
Баратынский Е. А.

КРАТКО!!! Ярко!

Причем в эпиграмме острота ума раскрывается в конце, как заключительный аккорд нарастающего напряжения.

О том, как не надо.

Раз уж намедни волны вынесли на берег любопытный экземпляр, устрою анатомический театр. Кстати, образец очень кстати заметил, что он по профессии литературный критик.

«Лишь потому ты, брат мудёр,
Что, похмелившись поутру,
Слагаешь всякую МУРУ...
И, чтоб пресеч ненужный спор,
И оправдать свой скудный стих
Себе в соратники берёшь
Того, кто в общем-то хорош...
Но уж почил... А для живых

Твои писульки не шаман.
Ты не поэт, а графоман.»
LinaLisa

Это ж надо так наворотить в первых строках, что вроде бы и предложение построено правильно, и слова «потому» и «что» должны указывать на причинно следственную связь, АН НЕТ:

Перечитай хоть сотню раз
И будь в своем уме -
Тупее не припомнишь фраз
О всяческой МУРЕ.

Вырвался экспромт, хоть их и не люблю.

Правило 1. Выдерживайте смысл!

Попробуем стих перевести на прозу. Ты мудрый потому, что похмелившись утром, пишешь ерунду. Все равно, что сказать: твой цвет лица хорош, потому что ты мажешься сажей. НУ НЕ ТЯНЕТ ЭТО НА САРКАЗМ. Во первых постановка слов, все таки упорствует на изобличение источника мудрости, как добродетели, и не где не угадывается переносного смысла. Да и даже на третьесортный юмор, который должен на себе протащить всю эпиграмму не похоже. Хотя я не спорю вполне может иметь успех в детских садах или рэп батлах, где главное выдержать рифму, а на смысл наплевать. Главное сказать, что твой соперник кушает какашки, пьет ослиную мочу, его коза дура и его сестра толще обычного.

Правило 2. В эпиграмме имеют место быть: ирония, сатира, сарказм! Все три (материи тонкие) – НЕ ПУТАТЬ С ТРЕТЬЕСОРТНЫМ ЮМОРОМ!

Кстати, отдельное спасибо от Даля за предоставленное слово «мудёр».

Идем дальше и вот он шедевр ради которого стоит читать стих:

«Твои писульки не шаман.
Ты не поэт, а графоман.»

Вообще удивительно в эпиграмме обличающей графомана видеть такие высокие метафоры, как «не шаман». Я так понимаю произведения этого высокопоставленного критика образец ШАМАНИЗМА. Чтож, водим в словарь Даля слово категорию современной лирики. «Мадам, ваши стихи – шаман.»

Ну не дошла до автора Муза целиком! Не хватило соображения вставить хотя бы французское «шарман», чтобы выкрутиться и довершить все на рифме.

Правило 3. Не торопись - ПОДУМАЙ! Возможно то, что ты принял у Музы за её нежную ручку – это её ножка!

Кстати,в другой эпиграмме (которая является явной пародией, ну спорить с автором не будем сказал эпиграмма судить надо, как эпиграмму) можно встретить фразу вообще без смысловой нагрузки. А только лишь с функциональной – закончить стих на рифме.

«Не говорите мне, что «Я»
В ряду с крАю…
Таких, как я не до -уя…
Со звуком ю-ю-ю-ю!!!»

Предпоследняя фраза напомнила мне прием юмориста Винокура, когда он рассказывал длинные истории а в конце по логике должен был следовать мат но он выговаривал его на половину. Приём в 90-е звучал под звуки гыканья Дубовицкой. Откопали динозаврика. Но об этом правило уже было.

Правило 4. Никогда не используй в эпиграмме обличающей графоманов слова и строки с явной невооруженному взгляду функцией – «до кучи - рифму дотянуть».

Словарь Даля ведь  не резиновый.

Присылайте примеры эпиграмм всё будем разбирать и учиться писать эпиграммы, хотя бы без явных погрехов.

26 декабря 2012г.


Рецензии