Грани
живою жилой совести
пронизаны в просвет
куски позора,
зёрна доблести.
Встаю из под удара
обугленный, прокошенный,
в упор булыжником
и камнями раскрошенный.
Нынешняя перестройка
по какой дороге постройка?
Перестройка чего?
Перестройка всего.
То, что было лучшее
к более лучшему,
то, что было худшее,
к ещё более худшему,
дисгармонии в экономию,
юриспруденцию в политику,
самокритику в критику,
во что – то, или нечто ещё,
или ничего.
Так, где же грани
и кто их гранит
от снобизма до социализма,
грани демократизма.
Если граней нет,
или вязнет стопа,
как иголка в стогу,
или вяжет во рту,
то гранёный капитализм
социализму изм.
Так что от социализма
до коммунизма,
как от плюрализма
до комизма.
И сколько ж плыть,
нам горькую водицу пить
транзитом голым в коммунизм,
чтобы открыть
у коммунизма изм.
Вот грани
в матовом стекле,
чутьё как класс заброшено
корзиною обросшею
и каждый третий зловещает,
идею безидеею стращает.
Пришла в предбедье
конвергенция,
устрицей ёжится
на вилке идейной интервенции,
а мне жезлом единый фронт
вперёд и напролом.
В пролом к капитализму
поджиматься,
до самозабвенья обнажаться.
А если конвергенция –
туда – обратно,
да вместе лицом в круг,
целовальники времени
хитроумно руки жмут.
Времена меняются
всегда к лучшему,
но уделу к лучшему ли,
худшему ли?
Времена меняются,
когти выпускаются,
рты открытые
всё раскрываются,
где покричать, где подразнить,
время раздирается
на куски и крохи,
сосущие клопы и блохи
все умны
в поисках пуза у бюрократов
и загривка у партократов.
Кто же
в пересудах будней
над историей подтрунивает,
выруливает.
И рвут размежевание
на классы, собственность и полюса,
на старину правдоподобие,
и старый упокой отпет,
и вновь отперт,
как новые явления,
а старые – времена застольные,
остервеняясь, всё ехали
и долго будем ехать помня –
когда же дозастольные
всё ж были мы достойные,
затем ломились с жертвами,
когда все мы престольные,
рельефные, портретные.
И недостойный крах весь в дрязг,
и заволокло всех
риторическим пухом,
шпиняем партократов,
как паразитов бюрократов,
ни счесть их здесь –
не саботажников,
а главное вождя.
Прошибло небо громом,
скорби, трясём вождизм
и требуем дождя достойнее вождя.
Хочу как все,
а все хотят по разному,
в революцию.
Там, где революция,
воюй с контрреволюцией.
В лицо тебе курок на взводе,
или в затылок,
было бы , дрожала,
нет же заторжествовала
лицеплюйная
контрреволюция,
уголовщина и рэкетиры.
С надежной бурной замельтешила
всех пригвоздившая,
всё нанизывающая, настырная
с запасом, пёстрая,
махровая, благочистивая
и в пух не только прах,
с завидным чистоплюйством
за горло пальцами трясёт
и ищет спусковой курок,
от взвизга до визга
на отбросах национализма,
до расизма.
Лучше волчьей пасти
нет деградации,
лицом к человеку –
я к тебе, ты ко мне,
услуга за услугу,
слуга – слуге.
Довольный тем,
что отхватил кусок удачи,
замельтешил подонком,
низвергаясь с кручи
в преступной куче.
Душу – элероны
облачил просторно в панталоны,
здесь всё равно,
глобальная истина –
всё равно и все равны,
равны от дела и от скаребья,
от скуки и от прорухи,
равны, кто тянет
и горло давит,
равны все души,
и широкие, и с проушину.
Рубли, десятки или сотни
пихает в рот
суета сует.
Не скажешь ведь возмущённое нет,
откупается хлюпь
на всесущий расхлябь.
Есть в запоздалую явь
поздняя в этом рвань,
рвань за чистый, преподобный
личный воздух в высоте,
рвань за место на земле.
Накоролевился,
нагерцоговался
разноцветным петухом
на предприимчивости
от социалистической,
не дотянул до капиталистической
и поволок под ветерок
в опаске,
что большая рыба заглотнёт.
Вот ложе
прокрустово, здешнее
и молва тугоимная, безответная.
Где ж здесь разобраться:
человек ли человеку
друг и товарищ,
человек человеку
где товарищ, иль волк,
человек человеку волк.
Ежём свернёшься,
вновь разогнёшься
и всю крамолу
хитренько свернёшь
и в газету пульнёшь.
Живи, как живётся,
ползи, как ползётся,
в юдоли как в колыбели,
мы личные звери.
Мы от пробужденья
ночи прозренье
страсти, разума и страха.
Столпов снимают
аллеев статуи,
и кто за что
свободу ратует,
её купил, её продал,
торгаш торгует,
купец снуёт,
бедняк бликует,
а тем временем,
как в сновидении
легкокрылый иезуит
бензинным пламенем палит,
распоясавшийся иезуит
зрачками злобными горит,
облил бензином
магистральный путь
и пулю тебе в грудь.
Безбрежное лицо и кол,
торчащий посредине,
в заплывшей тине.
Нет горизонта,
ни зги от смрада,
мне ничего не надо.
И ты обмякшею рукой
через преоборенье сил
простыл куда – то в поднебесье,
не будет тихого поместья.
И узкогрудый сын фортуны
в зазубринах на скулах
всё шлёт подпарки под тебя,
ржавеет тусклая стезя.
Идёт ли пахарь
по стерне в свой околот,
готовый пожинать,
не ведая, что сеять.
Кому бояться немоты,
шуметь, кричать до хрипоты?
Хромой прямой,
немой речист,
в походке страждущий плечист,
и мудрый тем, что жив и весел
в страде твой труд
тяжёл и тесен.
Я не хочу кого винить,
кому дарить,
не нужно мне
плебейской платы,
кабальной чёрствости зарплаты,
не надо в роге изобилия
через вывернутые сухожилия.
Хочу добра
в дорогу и на счастье,
где не лежат на получасье,
и скверной потолок не кроют,
и яму неудачнику не роют,
где хрупкость подлинной души
и на разломе, и в тиши.
Хромой с клюкою всем родня,
немой пришелец всем родня,
на всех единая стерня.
Ноябрь 1989
Свидетельство о публикации №112122500495