Высокая или популярная поэзия. Вечерние стихи 25

ВЫСОКАЯ  ИЛИ ПОПУЛЯРНАЯ ПОЭЗИЯ Вечерние стихи 25 .12

     что мир останется прежним,
     да, останется прежним,
     ослепительно снежным,
     и сомнительно нежным,
     мир останется лживым,
     мир останется вечным,
     может быть, постижимым,
     но все-таки бесконечным.
     (И.Бродский)

Вероятно, во вторник будет интереснейшая передача,  возможно, мы и ответим на вопрос о том, какая поэзия выживет и сохранится - высокая  и популярная лирика проявляет свою жизнеспособность… Казалось бы ответ очевиден, но только на первый взгляд.

Сколько копий было сломано в чате,  сколько ругались, даже обзывали друг друга те, кто считает всех нулями, а единицами себя, и уверены, что только они способны называться поэтами.

Как мы все  следили за голосованием, возмущались его ходу не в ту сторону, не туда. Как навязывали собственное мнение по поводу того, что есть поэзия, а что только подделка под нее, подозревали других в накрутке, потому что с моим бесценным мнением это не совпало.

Кстати, всегда вызывает улыбку, когда в резюме  автор пишет: поэт, писатель, драматург,критик - словно он сам уже заранее присвоил себе это высокое звание и имеет право им быть по праву рождения.
 
А ведь на самом деле – это еще неизвестно, станешь ли ты им в финале бытия и творчества, или только  звук пустой, самозванцем останешься. Хотелось бы, конечно,быть, а не казаться,  но стоит ли желаемое выдавать за действительное?

Но если говорить о Поэзии высокой, настоящей…
Ведь  почти  никто не задумывался о том, а кому сегодня в наше суровое время нужна та самая высокая поэзия,  самые ее  драгоценные камни, бриллианты высочайшей пробы…

Племянник Монаха особенно яростно бьется за самое, самое, самое, ну конечно, в его понимании, но все-таки. Отметается все, что хотя бы в какой-то мере не соответствует этим образцам, эталонам, по которым он все измеряет, не усомнившись в своей правоте ни на миг, что кажется забавным порой…

Допустим, что мы нашли эти дагоценнейшие камни, и что с ними дальше делать? Сокровища вообще-то принято хранить в сейфах, потому что найдутся грабители, которые захотят их украсть и продать по высокой цене  ценителем, коллекционерам.

Что же касается драгоценностей поэтических, то  найдутся ли такие, кто их оценит, издаст, продаст, представит должным образом всем нам, поможет раскрыть их красоту и суть? Есть ли у нас поэтические гурманы, а если да, то совпадут ли их мнения по поводу отдельных блюд (текстов) - вот в чем вопрос.

Вот что-то сомнения у меня очень сильные закрадываются, потому что нет этой самой группы ценителей – гурманов, в которую должны входить критики, любители высокой поэзии, сотня других поэтов- соратников, ученые –филологи.И это еще к тому же должна быть одна команда, потому что один в поле и тут не воин, он очень мал и слаб... А команды -то никакой и нет....Ориентиры туманны и расплывчаты, и без вкусовщины не обойтись никак.

Если королеву играет свита, то и у высокой поэзии должна быть такая свита и еще большая по количеству и разнообразию истинных ценителей, чем у королевы, куда без нее любому виду искусства, а если поэтический сборник гения  не откроет ни один читатель, тогда как…

Посмотрите на уровень литературоведения, критики, преподавателей на филологических факультетах, они в лучшем случае занимаются классикой, их работы в университетских сборниках известны еще более узкому кругу филологов, чем  авторы, причисленные к высокой поэзии нам всем. Да и хоть с одним из современников соприкоснулись эти люди, как-то отделили золотой песок от просто песка? Что-то не верится, особенно в последнее время. Тогда кто их увидит, оценит, поймет?

Вот и кажется лично мне, что мы тратим время и силы впустую, нет у нас и не может быть никакой профессиональной поэзии, никаких бриллиантов, потому что  нет, тех, кто работал бы над их огранкой, над их хранением, над рекламой их и изучением, да просто изданием должным образом, хотя бы в серии подобной «Библиотеке поэта».
А значит, они , подобно кладу, зарыты в землю  и будут ли когда-то обнаружены?

Писателям повезло больше – Улицкая, Д.Быков, В.Пелевин, В.Орлов, А.Битов, Т.Толстая   и многие, многие изданы и переизданы, им какие-то премии дают, их изучают, у них остается надежда на то, что если не современники, то потомки оценят и причислят к классикам –всякое может быть.

А что же у нас с вами есть?
Есть масса хороших и разных текстов в интернете,  доступных большому количеству читателей и некоторые из них становятся популярными по разным причинам – засветились ли они на передачах, и «Вечерних стихах» в частности, есть ли у них круг ценителей, оказались ли они озвученными и записанными, прозвучали ли в литературных салонах.

И здесь речь идет не об оценке  по высокой планке профессионализма, а наши симпатии и антипатии важнейшую роль играют, да и не может быть по-другому, потому что профессионалы к ним не касаются, да и поискать их еще надо днем с огнем...

А ведь и в старые добрые времена, когда поэты издавались регулярно и  книжки продавались в магазинах по всей стране, положение было не многим лучше, кто их читал и выделял, запоминал и изучал, даже изданных не один раз и очень большими тиражами?

Конечно, самым крупным прорывом в массы в свое время было творчество  В. Высоцкого – творчество того высокого уровня, который сделал его супер популярным исполнителем. Но ведь его песни, обладавшие невероятной харизмой, шагнули к нам и с экранов телевизоров, и с театральных подмостков, и многочисленных концертных записей… Эта массовая атака не могла не сыграть своей  роли. При недовольстве так называемых профессионалов, ( поэты тогда издавались и были больше, чем поэты), он шагнул к нам и затмил их всех…

Можно представить, каковы были их чувства и ненависть  к нему. Вот где тема Моцарта и Сальери воскресла и проявилась во всей красе.

Другого такого примера и не вспомнить, пожалуй. Но это оказался тот  уровень поэзии, который был тогда и востребован, и необходим. При том, что он завоевал и весь остальной мир… Куда тут без личностных качеств автора( Многие утверждают, что личность вообще не важна, главное, чтобы были стихи, но злой, несчастный, хамоватый поэт вряд ли вообще на что-то способен в современных условиях жизни).

Сегодня это вряд ли возможно, появись Высоцкий снова, все было бы и с ним по-другому,  просто потому что и кино, и театр не так актуальны, ведь и той Таганки тоже нет и в помине, осталось только ее жалкое подобие…А уж о профессиональной поэзии и сказать нечего,от стадионов, которые она собирала, остались какие-то мизерные островки в океане наших грез.

Что остается сегодня  нам, и поэтам, и тем, кто к поэзии неравнодушен?
Стремиться стать хотя бы популярными для начала, широко известными не в народе( это нереально), а среди  пишущей и читающей братии.

 Как это сделать? Вот этого никто не знает…
«Вечерние стихи» сделали для этого больше, чем можно было ожидать от передачи, у нас появилась на слуху и в памяти два десятка поэтов, у которых есть все  данные  для  того, чтобы стать популярными.
 
Некоторые из них уже и стали такими и на сайте, и за его пределами.
Именно они, а не те самые бриллиантовые,  о которых все время  твердит Племянник Монаха, способны удержать  ладью поэзии на плаву и не сделать ее  Крейсером «Аврора», который может и выстрелит когда-нибудь по большим  праздникам, но  кораблем быть давно перестал, а стал скорее музеем…

Если провести аналогию, то вспоминается, как  умиравшие, исчезавшие славянские мифы сохранились в сказках и былинах, и преданиях, скорее популярных, чем профессиональных творениях… Они бытовали в устной форме, что было еще труднее, а ведь сохранились все-таки...
То же самое и здесь… Она должна выжить и сохраниться.

И наши критики на передаче, те, которым упреков и издевательств  досталось больше , чем всем остальным  вместе взятым,  – они пытаются повысить  уровень этой  самой популярной поэзии, придавая ей форму и несколько  влияя на содержание.

Популярность не так страшна, как ее малюют, ведь это то, что читают, знают, любят, а значит и хранят в памяти, разве это на сегодняшний день мало?

А вот теперь знатоки и ценители  во главе с Племянником Монаха – что остается им в данном контексте?

Найти, разыскать, собрать не алмазы, а бриллианты, восторгаться ими в узком кругу, разглядывая под лупой и понимать, что все это страшно далеко от остального мира и вряд ли там приживется и сохранится. И не потому что украдут, а потому что  не поймут и не оценят.

Почему? Да потому что даже уроков литературы в том виде, в каком они были,  нет, и не будет, вероятно, больше  никогда. А потому  у них нет помощников даже в лице учителей литературы…Хотя и там  было мало таких подвижников, и мало что понимали они уже в поэзии серебряного века, а уж разобраться в современных течениях и направлениях вряд ли кому удастся вовсе…Современной школе это и не нужно, она по-другому устроена.

Показать миру бриллианты тоже не получается, заставить сделать их частью литературного контекста хотя бы для студентов –гуманитариев – почти невыполнимое дело. Ну разве что для избранных, тех, кому это интересно и важно, хорошо, если от всех студентов их 10% наберётся…

Нам остается популярная поэзия, и надо бороться за то, чтобы она была высокого класса – владение законами стихосложение, знание литературного контекста, возможность показать свои  стихотворения на сайте, в передаче «Вечерние стихи» , как-то продвинуть их в сети – это все, что возможно сегодня, и надо радоваться такой возможности…

И так же, как издатели не знают, какая книга станет бестселлером, принесет им прибыль,  мы не можем знать, какой из разгромленных, клятых авторов  останется…Где он наш «живой» Хармс, он может только завидовать графоману Бродскому (определение Племянника, для меня Бродский любимейший поэт)…По мнению  Монаха вероятно,  Борис Бугаев( Андрей Белый), должен был в поэтическом марафоне  на несколько кругов обойти Александра Блока, а что получилось на  самом деле? Это время все и всех расставило по местам...

Остается только повторить вслед за премьером: " Хотели, как лучше, а получилось, как всегда".

И так все время было, есть и будет. А потому  все-таки "Пилигримы", как бы кому не хотелось чего-то другого.

          "Мои мечты и чувства в сотый раз
          Идут к тебе дорогой пилигримов"
           В. Шекспир

     Мимо ристалищ, капищ,
     мимо храмов и баров,
     мимо шикарных кладбищ,
     мимо больших базаров,
     мира и горя мимо,
     мимо Мекки и Рима,
     синим солнцем палимы,
     идут по земле пилигримы.
     Увечны они, горбаты,
     голодны, полуодеты,
     глаза их полны заката,
     сердца их полны рассвета.
     За ними поют пустыни,
     вспыхивают зарницы,
     звезды горят над ними,
     и хрипло кричат им птицы:
     что мир останется прежним,
     да, останется прежним,
     ослепительно снежным,
     и сомнительно нежным,
     мир останется лживым,
     мир останется вечным,
     может быть, постижимым,
     но все-таки бесконечным.
     И, значит, не будет толка
     от веры в себя да в Бога.
     ...И, значит, остались только
     иллюзия и дорога.
     И быть над землей закатам,
     и быть над землей рассветам.
     Удобрить ее солдатам.
     Одобрить ее поэтам.
(И.Бродский)

А когда я снова вспоминаю о чате, где яростно сражаются разные кланы за высокую поэзию,  шантажируя, пожирая друг друга,  спокойно хамя,  раздавая оценки  тем, кто им не по нраву,  утверждая, что каяться им не в чем, бороться они будут до последнего дыхания, то вольно или невольно вспоминаются строки клоуна с осенью в сердце, грустного мима Леонида Енгибарова

НЕ ОБИЖАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА

Зря, просто так обижать человека не надо. Потому что это очень опасно. А вдруг он Моцарт? К тому же еще не успевший ничего написать, даже «Турецкий марш»

Вы его обидите – он вовсе ничего не напишет. Не напишет один, потом - другой, и на свете будет меньше прекрасной музыки, меньше светлых чувств и мыслей, а значит и меньше хороших людей.
Конечно, иногда можно и обидеть, ведь не каждый человек – Моцарт, и все же не надо: а вдруг.

Не обижайте человека, не надо.
Вы такие же, как он.
Берегите друг друга, люди.


Рецензии
Вот-вот, у нас как раз такой салон, какой уничижительно описала М-Л - читаем стихи, радуемся и сидим за чаем - хорошоооо!-))
А завтрашнюю передачу жду с нетерпением - интересно, что говорить будут на эту странную тему. Любочка, я знаю, что все чёрные слова, сказанные по злобе в чей-то адрес, ложатся камнем в душу их произнесшего и вызывают у него всяческие расстройства здоровья и жизненных ситуаций...
Так что: Не обижайте и будете здоровее.
Пишу письмо))
Обнимаю!

Марина Шапиро   25.12.2012 02:09     Заявить о нарушении
Дорогая Мариночка!
Пока - салон - это лучшее, что у нас есть..Да ведь они были всегда, в 19 веке точно, и потому традиция старинная.. Да что там 19 век, и в старые времена собирались вечером в просторной светлой избе, сказки рассказывали, песни пели, как-то хранили, возможно и не гениальные, но необходимые сочинения...Популярность -гарантия того, что сохранится, запомнится, а это уже не мало для начала. Если рукопись остается в сундуке, ни одна душа не увидит, не услышит - вот тогда беда...
А про черные слова и мысли - это же всегда знали, кстати, пример Дарьи Донцовой, она же говорит все время, что умирали те, у кого болезни были не такими серьезными, как у нее, человек убивает или лечит себя сам, а черные слова и мысли очень помогают заболеть даже вполне здоровому... Потому только позитив, тогда и помрем здоровенькими...
Обнимаю
Люба

Любовь Сушко   25.12.2012 07:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.