Нодья - новая стихотворная форма
Нодья – разработанная мной форма рифмованного стихотворения.
Изначально это слово означает костёр, сложенный из двух или трёх
брёвен примерно одной длины и толщины. Они разгораются одно от
другого либо от двух. Нодья считается лучшим зимним костром, так как
горит долго и ровно, не требуя постоянного присмотра.
Как пример для версификации нас интересует нодья двухбрёвенная:
ищем эффект смыслового взаиморазогрева двух сколь угодно
асимметричных внутри себя, но структурно симметричных между
собой частей стихотворения, отражённых друг в друге.
Два последовательных высказывания – они могут быть просто
контрастны либо несходны как инь и янь – облечённые в одинаковую
стихотворную форму и прочно, без пауз сцеплённые рифмами (при том, что по
отдельности каждое из них может быть совершенно не рифмованным) –
способны убедить больше, чем просто тезис и антитезис. Зримое единство
несходств или противоположностей – образ синтеза, снимающего
противоречие.
Пример малой стихотворной нодьи в радикально-революционной
гражданской лирике:
ДОЛЯ МОЛИ. ВОЛЯ ГОЛИ
Доля
Моли -
Бал
Судьбы -
Ду'ши...
Позы...
Воля
Голи -
Вал
Борьбы -
Сушит
Слезы!
В пейзажно-философской:
СВЕЖЕЙ СТУЖИ…
Свежей
Стужи
Ворс-
Снежок.
Я жив.
Нежен?
Нужен.
Чёрств?
Жесток?
Правдив.
Как видите, текст может быть зрительно разделён на две части –
верхнюю и нижнюю – а может и не быть. Рифмовка каждой строки
с соответствующей (не только по нумерации, но обязательно и по
числу слогов) строкой другой части – обязательный принцип –
одинаково заметна в обоих случаях.
Это – элементарные примеры: одна строка – одно слово и максимум одна
строка хорея или ямба.
Принцип структурной симметрии делает возможной нодью с размерной
и ритмической структурой, сколь угодно далёкой от элементарных.
Близкий к гражданской лирике пример из сверхповести «Штормовые
предупреждения», так и называющийся «Большая нодья (довесок-эпиграф
опускаю):
Бледной
Грушею
Свесясь
Аду,
Леже-
Гневное
Хоровое
Массовое
Предубеждение
Моровое,
Вновь
оскалишь
отметины:
Мол, гной -
Не «вышка»,
Дно -
Не крышка!
Летней
Стужею
Месяц
Кряду
Еже-
Дневное
Ш(т)оры моет
Невкассовое
Предупреждение -
Штормовое,
Но
пока лишь
от метео,
И то’ -
Что дышло:
Твердо’
Не слишком.
Там, где строка состоит из двух и более слов, форма нодьи требует
панторифмы – послоговой рифмовки строки со строкой. Здесь это
заметнее всего в строках «Вновь/ оскалишь/ отметины – Но/ пока лишь/ от метео».
Панторифмовка компенсирует удалённость симметрично-соответствующих
фрагментов двух частей стихотворения.
В большой нодье допустим отход от строгого соответствия (+ - 1) числа слогов
в рифмующимся строках.
Ещё пример – тоже из гражданской лирики – большой нодьи (его я также
даю без эпиграфа), показывающий, сколь свободно можно в этой форме
использовать составные, ассонантные и диссонантные рифмы:
ЗАКЛЯТИЕ ОГНЁМ И МРАКОМ... СМЕХОМ... ЧИСТЫМ СМЫСЛОМ
Не зябок,
Боже, мир -
Плоск, пуст,
Мёртв,
Трупно-сер.
Гламура
Глянец вдаль
Постеленной
Стези.
Нельзя так!
В коже «мы» -
Солнц пульс,
Кровь
Трудных эр.
Глаз мира,
Глянь в кристалл
Прозрения
Слезы!
Свидетельство о публикации №112122206002
Сержи Ян Фатеев 27.12.2012 19:15 Заявить о нарушении