Не ставьте памятник в Рязани
В городе, величающем себя младшим братом Москвы, на главной его площади, стоят два памятника: основателю города Юрию Долгорукому и «гению революции» Владимиру Ульянову-Ленину. Оба памятника, бесспорно, являются символами истории, но истории какой? Один - созидательной, а другой – разрушительной. Память народная исстари больше чтит добро, а не зло. Не случайно молодое поколение дмитровчан имеет очень смутное представление о Ленине. Девочка в возрасте 5-6 лет, проходя мимо этого памятника, спросила: «Папа, а это кто? поэт? как Пушкин?» Ясно, что папа в ответ рассмеялся и тут же просветил свою неразумную дочь в том, что это «вождь мирового пролетариата». Данный пример из жизни, на самом деле, очень показателен. Наивная, но мудрая душа ребенка понимает, что памятники должны ставить тем, кто был велик, как Пушкин. Напомним, кстати, что считал признаками своего бессмертия сам поэт: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…» Благодарная память потомков может быть основана только на добрых чувствах. В свою очередь, добрые чувства растут по мере преумножения доброй памяти. Иначе говоря, чем больше будет памятников истинным созидателям, творцам, поэтам, тем прочнее будет память о добром, великом, прекрасном, и тем лучше будем мы сами, наши дети и внуки.
Возвращаясь к разговору папы и дочери на площади перед памятником Ленину, обратим внимание на то, что ребенок так и не понял, за что же поставлен памятник этому дяде. Это означает, что в данном случае не сложилось связи между памятью и добром. Может быть, поэтому у современной молодежи и нет уважения к памятникам культуры. Отсюда вандализм на Тверской улице в Москве и пожар, уничтоживший ворота дмитровского вала. Можно, конечно же, восстановить разрушенные культурные ценности, но как восстановить души?
Вывод очевиден, необходимо очень ответственно подходить к установке памятников. Нужно отдавать себе отчет, что памятник должен существовать только ради доброй памяти. В честь чего, например, поставлен в городе Дмитрове памятник Купцу и Купчихе? В честь того, что существовало на Руси такое сословие или для того, чтобы увековечить яркий пример торгашества? Почему в Дмитрове нет ни одного памятника творческой личности? Не уродились или не заслужили? Почему, являясь младшим братом Москвы, Дмитров должен копировать только торгово-развлекательные «памятники» столицы: супермаркеты, рекламные щиты, игровые центры? Если уж быть братом, то достойным.
Современная Москва, отдавая дань золотому тельцу, всё же не забывает и о дани великим творцам русской национальной культуры. Памятник Есенину на Тверском бульваре – лучшее тому подтверждение. Мы, русские люди, никогда не должны забывать о том, что Есенин – это наше всё. Точнее сказать, это всё то, что делает нас русскими. Наша природа, наш характер, наша душа, наши чувства, мечты, наша боль, наша совесть, правда и … память. Ваш сын или дочь, внук или внучка когда-нибудь могут спросить у вас: «Кто это? поэт? как Пушкин?» И Вы, понимая при этом, что приобщаете ребенка к чему-то чистому, доброму, светлому, говорите: «Да. Это великий русский поэт».
Свидетельство о публикации №112122007025
Решила написать, всё же, о Есенине - его поэзия завораживала меня. Я не все принимала, но, всё, что было близко мне, говорило только о том -«Да. Это великий русский поэт», цитирую Вас.
Я школьницей наизусть знала даже его поэмы. Да и сейчас могу воспроизвести с небольшими "огрехами" все тексты...
Спасибо Вам, Тимур!
С уважением,
Тата.
Тата Марьянова 23.01.2013 22:01 Заявить о нарушении
Тимур Меньшиков 24.01.2013 13:31 Заявить о нарушении