Диалог с классикой. Ревью с Сергеем Фаустовым
Оно свободнее по срокам проведения: стихотворения принимаются примерно до 10-го января 2013 года и, в связи с праздниками и каникулами, обсуждаются дольше обычного.
Ревью посвящено одной теме, впрочем, достаточно широкой.
Сознательный "ДИАЛОГ" поэта С КЛАССИКОЙ – поэтической, вообще литературной, или же музыкальной, живописной, архитектурной... У кого из нас нет таких стихотворений?
(Немало их и в разделе "Показательные подборки стихотворений" на Психоделике.)
В ревью хотелось бы сфокусироваться на самой ситуации диалога – что именно "дискутируется", почему отсылка дана именно к этому классическому образу, музыкальному или зрительному впечатлению, мысли, словосочетанию? Помогает ли текст современного стихотворения лучше понять, как-то иначе, свежее воспринять классическое произведение? Высвечивает ли классика в микрокосме нового стихотворения что-то такое, что без нее осталось бы за пределом восприятия?
На ревью ожидаются стихотворения, которые сами авторы считают для себя удачными. Приветствуются комментарии автора и к своим стихам, и к "классическим собеседникам". Приветствуются также комментарии всех участников к стихам коллег, принесенных на ревью.
Обозреватель – СЕРГЕЙ ФАУСТОВ, не раз писавший о смене парадигмы в современной литературе. Страница обозревателя: http://www.stihi.ru/avtor/faustov
По ходу ревью обозреватель комментирует принесенные стихотворения, а в конце ревью обобщает свои наблюдения в обзоре, который, в свою очередь, обсуждается всеми желающими.
Желаем участникам плодотворных дискуссий!
С наступающим Новым годом!
-------------------------------------
ИТОГИ РЕВЬЮ
В этом восьмидесятом по общему счету, новогоднем праздничном ревью передо мной была поставлена задача:
"сфокусироваться на самой ситуации диалога с классикой – что именно "дискутируется", почему отсылка дана именно к этому классическому образу, музыкальному или зрительному впечатлению, мысли, словосочетанию. Помогает ли текст современного стихотворения лучше понять, как-то иначе, свежее воспринять классическое произведение. Высвечивает ли классика в микрокосме нового стихотворения что-то такое, что без нее осталось бы за пределом восприятия?"
Должен сказать сразу, что задачу эту выполнил я из рук вон плохо, не получил ответа ни на один поставленный вопрос.
Тему ревью можно начинать заново с другим комментатором.
Наверное это потому, что я к стихам отношусь как аудитор к первичным бухгалтерским документам. Совершенно бесчувственно и безэмоционально.
Тем не менее, стихи, представленные на расcмотрение именно как попытка диалога с классикой, были интересны с точки зрения двойственной роли, которые они играли - как самостоятельное произведение и как несущие в себе реплику, груз памяти из прошлого, некий багаж аллюзий. Было удивительно смотреть на знакомое содержание в совершенно новой форме. Часто стихи разных авторов перекликались в большей степени друг с другом, чем с классикой, подтверждая и усиливая тем самым диалог с классикой. Классический стих не может ответить на реплику, но это может сделать современник. Так происходит диалог.
В данной сессии иногда разгоревшаяся дискуссия приводила к возникновению комментариев, которые заставляли поверить в то, что комменты могли объяснить смысл и идею стихотворения как художественного произведения и доказать это.
Каждое стихотворение из списка я прочитывал по нескольку раз, и впервые обратил внимание на частотную характеристику буквенных употреблений. Эта тема давно изучена, но мне было интересна не частота появления букв, а их отсутствие.
Так, в стихе Черного Георга отсутствуют буквы "ф" и "э" ( http://www.stihi.ru/rec.html?2012/12/21/14461). Как оказалось, их отсутствие усиливало накал стиха, создавало безошибочное ударное воздействие. Оказалось также, что это было не единственное стихотворение, есть еще несколько, хотя все я не проверял, но буква "ф" и некоторые другие отсутствовали.
Как бы в противовес тенденции особняком выступает стихотворение Ильдара, которое как раз начинается со слова "фиалки"... (http://www.stihi.ru/rec.html?2012/12/20/8204)
Я стараюсь, чтобы каждое мероприятие, в котором я участвую, оставляло о себе память, было чем-то запоминающимся. Это ревью мне запомнится еще и тем, что хорошее поэтическое произведение всегда дает подсказку как себя читать и понимать. Это может быть не только ссылка на классику, но и сама конструкция, композиция, архитектура стихотворения. Все-таки Психоделике удалось создать сообщество поэтов, удерживающих уровень своих произведений не просто выше среднего, а очень высокий, сюда можно приходить за идеями.
Как я говорил, поставленные задачи я не выполнил. Не смог также я адекватно воспринять стихи Якова Шульца, представлявшие жанр знакомый, но никогда не интересовавший меня (http://www.stihi.ru/rec.html?2012/12/21/9173). Теперь передо мной встала задача понять его. Интересной была бы попытка нарисовать картину по стихотворению и сравнить ее с прототипом.
Так что участие в этом ревью дало мне не столько ответы, сколько нерешенные проблемы и вопросы. Я заканчиваю работу здесь с большим планом работ на будущее, план это сидит в подкорке и не дает забыть о себе.
Для меня это было неожиданно, и полезно.
Хочу выразить всем участникам благодарность за доброжелательное отношение, терпимое отношение к сумбурному исполнению моих обязанностей, частично связанных с праздничными суматохами. Поздравляю всех с окончанием праздников, успехов всем, вдохновения!
Фаустов
Свидетельство о публикации №112122005516
Спасибо авторам, спасибо Сергею! Ждем обзора.
Все желающие могут продолжать участвовать в дискуссиях под стихотворениями.
Счастья, вдохновения и удач в наступившем году!
Психоделика 11.01.2013 02:29 Заявить о нарушении
"сфокусироваться на самой ситуации диалога с классикой – что именно "дискутируется", почему отсылка дана именно к этому классическому образу, музыкальному или зрительному впечатлению, мысли, словосочетанию. Помогает ли текст современного стихотворения лучше понять, как-то иначе, свежее воспринять классическое произведение. Высвечивает ли классика в микрокосме нового стихотворения что-то такое, что без нее осталось бы за пределом восприятия?"
Должен сказать сразу, что задачу эту выполнил я из рук вон плохо, не получил ответа ни на один поставленный вопрос.
Тему ревью можно начинать заново с другим комментатором.
Наверное это потому, что я к стихам отношусь как аудитор к первичным бухгалтерским документам. Совершенно бесчувственно и безэмоционально.
Тем не менее, стихи, представленные на расcмотрение именно как попытка диалога с классикой, были интересны с точки зрения двойственной роли, которые они играли - как самостоятельное произведение и как несущие в себе реплику, груз памяти из прошлого, некий багаж аллюзий. Было удивительно смотреть на знакомое содержание в совершенно новой форме. Часто стихи разных авторов перекликались в большей степени друг с другом, чем с классикой, подтверждая и усиливая тем самым диалог с классикой. Классический стих не может ответить на реплику, но это может сделать современник. Так происходит диалог.
В данной сессии иногда разгоревшаяся дискуссия приводила к возникновению комментариев, которые заставляли поверить в то, что комменты могли объяснить смысл и идею стихотворения как художественного произведения и доказать это.
Каждое стихотворение из списка я прочитывал по нескольку раз, и впервые обратил внимание на частотную характеристику буквенных употреблений. Эта тема давно изучена, но мне было интересна не частота появления букв, а их отсутствие. Так в стихе Черного Георга отсутствуют буквы, "ф" и "э". Как оказалось, их отсутствие усиливало накал стиха, создавало безошибочное ударное воздействие. Оказалось также, что это было не единственное стихотворение, есть еще несколько, хотя все я не проверял, но буква "ф" и некоторые другие отсутствовали. Как бы в противовес тенденции особняком выступает стихотворение Ильдара, которое как раз начинается со слова "фиалки"...
Я стараюсь, чтобы каждое мероприятие. в котором я участвую, оставляло о себе память, было чем-то запоминающимся. Это ревью мне запомнится еще и тем, что хорошее поэтическое произведение всегда дает подсказку как себя читать и понимать. Это может быть не только ссылка на классику, но и сама конструкция, композиция, архитектура стихотворения. Все-таки Психоделике удалось создать сообщество поэтов, удерживающих уровень своих произведений не просто выше среднего, а очень высокий, сюда можно приходить за идеями.
Как я говорил, поставленные задачи я не выполнил. Не смог также я адекватно воспринять стихи Якова Шульца, представлявшие жанр знакомый, но никогда не интересовавший меня. Теперь передо мной встала задача понять его. Интересной была бы попытка нарисовать картину по стихотворению и сравнить ее с прототипом.
Так что участие в этом ревью дало мне не столько ответы, сколько нерешенные проблемы и вопросы. Я заканчиваю работу здесь с большим планом работ на будущее, план это сидит в подкорке и не дает забыть о себе.
Для меня это было неожиданно, и полезно.
Хочу выразить всем участникам благодарность за доброжелательное отношение, терпимое отношение к сумбурному исполнению моих обязанностей, частично связанных с праздничными суматохами. Поздравляю всех с окончанием праздников, успехов всем, вдохновения!
Фаустов 13.01.2013 19:45 Заявить о нарушении
Есть о чем подумать и поговорить - всем нам. :)
Психоделика 14.01.2013 15:13 Заявить о нарушении
Тема Вашего ревью - довольна широкая и, возможно, не все подошли с должным пониманием, а скорей со своим видением "диалога". А это такой разброс взглядов и мнений, что легко уйти в абстрактные рассуждения.
Виктор Коврижных 2 16.01.2013 19:36 Заявить о нарушении
поэтому - лёгкое разочарование))
а вообще - всё замечательно
спасибо!
Светлана Крюкова 16.01.2013 21:22 Заявить о нарушении
Что касается "ф", то ее характерная связь "фиолетовый", не в смысле "безразлично", а как крайнего цвета в оптическом ряду - границе перехода к иному. Георг включает это не чересчур знаемое, не антропоморфное в круг обычного и вот - "фиолета нет"... второе стихотворение начинается с "«фиалки, анемоны...»/заклинала певица/и рояль отвечал/из горней выси"..."горняя высь" однозначно "иное", "запредельное", кстати и ультрафиолета в горних высях полно... Если говоря о "горних высях", мы как либо намекнем на ультрафиолетовое излучение - всегда будет неплохо:) Скажем, сообщив читателю, что над горным кряжем взошла звезда "Фи" ...
2-го числа чтения, см. http://www.stihi.ru/avtor/sofia0
Михаил Микаэль 17.01.2013 07:56 Заявить о нарушении
Виктор Фишкин 17.01.2013 13:36 Заявить о нарушении
вот, например:
http://www.stihi.ru/2012/03/29/5764
Светлана Крюкова 17.01.2013 19:08 Заявить о нарушении
.
Ирреальное солнце струится потоком фотонов
на сетчатку, на кожу, сквозь кожу, в глубины нейронов.
Вакханалия запахов, звуков, дыхания, цвета...
Зазеркалье?
Чужая планета в лучах фиолета?
Что я делаю здесь в это ультразелёное утро?
На скрижалях небес проступает алмазная сутра;
в изумрудном пространстве небрежные прочерки веток
начертали рунической вязью простые ответы.
Светлана Крюкова 17.01.2013 19:09 Заявить о нарушении
Завидно. :)).
Желаю Софье, Михаилу, Яну и Владимиру умных слушателей. Да побольше. :)
Фотки, пожалуйста, потом в студию. А лучше и хорошую видеозапись сделать. Степ с Анукой вообще телевидением балуются, так что пусть называются груздями и лезут куда надо.
http://poet-tv.ru/
В общем, я им напишу.
А Сергею говорю спасибо и от этого ника.
И Михаилу за внимание к "горним высям". :)
Арабский Алфавит 18.01.2013 01:02 Заявить о нарушении
краснючая страшенаая картинка
с телевидением могу помочь, Михаил
Светлана Крюкова 18.01.2013 10:01 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 18.01.2013 12:16 Заявить о нарушении
Михаил Микаэль 19.01.2013 00:04 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2013/01/22/2718
Михаил Микаэль 23.01.2013 21:34 Заявить о нарушении