Избр. Палимпсесты
Без тебя, ангел мой,
без твоих крыльев,
не парить над землёй,
мёртвой быть пылью.
Для тебя, жизнь моя,
трепещу , сгорая,
как на море маяк,
как звезда у края.
Для тебя, ангел мой,
для твоей улыбки,
я прижмусь щекой
к теплой деке скрипки,
прикоснусь смычком
к неземной молитве,
чтобы в горле ком,
чтоб погибнуть в битве.
Ты пари, ангел мой,
с высотой в обнимку,
не окончен бой,
в небе солнце-нимбом.
Для тебя, жизнь моя,
я из тьмы воскресну,
за тебя молясь-
как у сердца крестик.
2011
***
Россия паволок и пав
и синих взглядов с поволокой,
хочу в глазах твоих пропав,
остаться болью и морокой.
Хочу уйти в твою парчу
морозных окон, в тьму келейки.
Открыть псалтирь. Зажечь свечу.
Унянчить гусли на коленки.
Персты на струны. Звон да стынь.
Да слов летящих Гамаюны.
Огонь в печурке. «Чур!» да «Сгинь!»
Да зев отверстой домовины.
Верста к версте. Да взмах пера,
с крыла упавшего на битву.
Ещё не время, не пора.
Ещё хочу допеть молитву.
2000 г.
ПРОВИНЦИАЛ
Люблю Москву и москвичей,
провинциал её заезжий,
я без нёё как бы –ничей,-
полынь степей и бездорожий.
Я горечь терпкая её –
гулящий ветер в диком поле,
я свист нагайки, сердца ёк,
Голем, слепившийся из пыли.
Люби меня, моя столица,
как я тебя, твои останки,
к тебе я, чтобы -помолиться
не- по парламенту из танка.
Дай мне арбатской толкотни
и тишины на Новодевичьем-
я начитался столько книг
а эту вот прочесть мне где ещё?
Ведь я в атаках умирал,
я завоевывал просторы,-
твой Магадан и твой Урал,
твои Курилы-Командоры.
В цусимском месеве тонул,
валил леса и сталь ковал,
когда стояла на кону,
России всей моя -Москва.
И я опять стремлюсь к Кремлю,
к его стенам, к его иконам,
чтобы вот здесь припасть к комлю,
откуда вглубь ветвятся корни.
Там –под брусчаткою гробы
твоих святых и твоих бесов,
они туда ушли, дабы
рвалАсь ты кроной в поднебесье.
Я с древней фрески - пилигрим,
свеченье лика полустёртого
ты мой сакральный Третий Рим.
Вовеки не бывать четвёртому.
2012
РЕБРО
Я тебя сотворил из ребра.
Неужели не видишь-зияю!
Бок разодран-сплошная дыра,
а в дыре пустота ледяная.
И опять на поверхность с утра
из "метра", как из рваного бока.
Все мы , все мы , как есть из ребра
в попыхах убиенного бога.
Мир из рёбер скривлённых пространств,
словно остов обглоданной рыбы.
Геометрия , вроде, проста,
а поди, разбери без поллитры!
Нет, возьму -ка эвклидов стакан,
погрущу над загадкою этой,
чтоб кого не ввети мне в обман-
бок прикрою вчерашней газетой.
Всё , как мир дыроватый старо,
всё банально, фатально, неумно.
И стучит каблучками ребро,
и спешит по делам на метро,
и возносится в лифте бесшумно.
1991 год, "Средокрестье"
***
Давай сбежим в наш маленький Эдем.
И там начнём сначала. Всё сначала.
Давай в саду эдемском заведём
хоть дикую ранетку для начала.
Давай с тобою в том саду ходить
нагие , как туземцы на Таити.
Давай под сенью пальмы будем жить,
используя лищь листья для прикрытья.
Когда ж ранетка наша подрастёт,
наварим мы из диких яблок джема.
И к нам на чай всевышний наш придёт,
не думая изгнать нас из Эдема.
И добрый Змий не станет искушать.
с тобою нас, чтобы не ввергнуть в беды,
а будет с нами сладкий джем вкушать
и слушать философские беседы.
1991 год, "Средокрестье".
МУДРОСТЬ
Как смородины куст запах!
И чернеет во всю ежевика.
Так обидно пропасть за так-
так что, видно, мой друг, живи-ка.
Смерть мура! Так спешит мураш,
так червяк шевелится под камнем,
как же истина эта стара!-
все мы сгинем, конечно, и канем.
Но пока нам о чем тужить,
хоть, конечно, не за горами?
Так в соломе шуршат ужи
перед тем, как займется пламя.
Кто ту спичку подносит? Зачем?
Чтоб спознаться нам с истиной горькой?
Стог соломы пылает в ночи
с затерявшейся в нём иголкой.
Знаем это мы всё наизусть.
Отцветёт. Облетит. Отпылает.
Зачернеет смородины куст.
Но всё ж надо закончить дела ведь.
Выпить шкалик. Поправить забор.
К ночи печь затопить по привычке.
Мудр, как филин. Хитер, как бобёр.
Вот найти б запропавшие спички.
2011
БАЛЛАДА О ЛЮБВЕОБИЛЬНОМ ВЕЛИКЕ
«Я буду долго гнать велосипед..»
Николаай Рубцов
Да, шансы всё ж, увы, не велики,
чтоб -раз и навсегда – Марину ль, Нину…
Я приезжал к тебе на старом велике,
рискуя цепью повредить штанину.
Цепь с шестернёй – коварное содружество,
и чтоб не повредить моднячих клёшей,-
прищепку на штанину…В том и мужество,
что приходилось состязаться с Лёшей.
У Лёхи всё ж имелся мотоцикл,
и он на нём носился Агасфером,
и начиная свой любовный цикл,
везде, стервец, оказывался первым.
В обнимку с ним, прильнув к его спине,-
Марина ли, Ирина или Нина…
А я на двухколёсном скакуне,
который не овёс жевал,- штанину.
Но всё же твой идальго в латах, с крыльями ,
заляпанными грязью придорожной,
наш шестерен союз -от Лёхи скрыли мы,
хоть это было, в сущности, несложно.
Ведь был и у тебя велосипед,
и жили мы на городской окраине.
Ты только-только поступила в пед,
всё остальное мы держали в тайне.
Крутить педали, чтоб потом в стогу
валясь, целоваться до истомы,
о том, понятно, Лёхе ни гу-гу…
Выходит только ты и я- и кроме…
Ты наизусть читала Пастернака…
А так же про тревогу в сердце мглистом,
но успевала между тем , однако,
и с Лёхой флиртовать -мотоциклистом.
Есенин, Пастернак и Мандельштам,
срывались с губ твоих, филологиня.
Cтихов поначитать - чего уж там…
И снова я цеплял к своей штанине
прищепку. Словно волкодав,
куснуть была готова шестерёнка
плод крайне вдохновенного труда
закройщика - и помогла сестрёнка.
Оно, понятно дело, те клешИ,
явились в подражанье ливерпульцам,
а ты ( чего и сколько не пиши),-
ко мне прильнула, словно струны к пальцам.
И хоть , само собою, я не Сид,
не Баррет с песенкой его про велик,-
крутя педали, уезжал я в сад
эдемский, круче всех Мезаамерик.
Pink Floyd- психоделичен, но стога,
которые стояли за поселком
в полях, простершихся на много-много га,
где мотоцикл Лёхин серым волком
ночами рыскал, фарою пронзив
вселенский сумрак, чтобы ню возникла,
в луче…Та светомузыка! На зов
её слетались , чтоб в стогу возню
затеять- Эльфы , Феи,Сильфы, Фавны…
То, кажется, второй был курс филфака,
тебе хотелось рассказать о главном-
и так вот просто, ставя перед фактом,
ввела ты в параллельные миры,
где вместо фары мотика - Луна,
и шестерни Вселенной до поры
щадят нас – хоть и смерть предрешена.
Но этот стог! Но руль велосипеда,
рогами Овна выгнутый, но ты…
Ты стала всё же выпускницей педа,
как бы женою сразу двух Толстых.
Да, зажевала жизнь меж шестерёнкой
и цепью. Цепь событий. Знать, судьба…
Клешей штук десять сшила мне сестрёнка,
моднячих, как армстронгова труба.
А что же Лёха? Да чего там Лёха!
Увидев ночью нас тогда в стогу,
конечно же , взъярился он малёха,
но тут очередная , вишь, дурёха…
А я так –вечно в сердце берегу…
Конечно, Лёха всё ж не Дэвид Гилмор,
чтоб мне, как Сиду, потакать в улётах,
с тех пор сказал: в гостях моей ноги, мол,
не будет у тебя… Кончалось лето.
Кончалась что-то, что-то начиналось,
век-волкодав кончался, шестернИ
входили в цепь зубцами…Что за малость!-
с тобой мы распрощались у стерни.
Как силы тяготенья велики!
Таинственны загадки параллелей.
С трудом мы расцепили наши велики,
сцепившиеся накрепко рулями.
И если то сравненье продолжать,
в стране, дававшей больше всех металла,
то двухколёсные должны бы нарожать
малюток - трехколёсных , ведь рожала
страна, в эскстазе, больше всех ракет,
боеголовок, и для шин резины,
хоть не ломились в эту пору, нет,
от колбасы копчёной магазины.
«Не провожай!» -сверкнуло. Только молнию,
между лопаток пальцы ощутили, -
и сразу став иконою намоленной,
расстаяла… Лишь звёзды, ощетинясь,
как шестерни, что смалывают время,
светили колко, как солома сжатая,
за шиворотом…Потный между тем я,
пустился вслед, нацелясь в провожатые.
Прищепку потеряв, я рвал штанину,
я падал, догоняя, я рыдал…
Но не вернуть - ни Нину, ни Марину…
Лишь в поле стог. Да ледяная даль.
Да звездочка – слезой у горизонта,
в ночи, чернее пашни антрацитовой,
и есть, наверно, всё-таки резон в том,
что то светила фара мотоцикла.
2011
МОЛИТВА ИОСИФА
Куда бежать? Ну разве что в Египет,
хотя и там спасение какое,
когда свет рождества до капли выпит
пустыни зноем, в серце нет покоя?
Когда и солнце вслед, сжигая дали,
блистает шлемом и колючка -злючка
царапает лодыжки, рвет сандалии
и сыплет семя малышу на личико.
Центурионом смотрит эта смоква,
и луч сверкает в ветках, словно меч,
сплести из ивы колыбельку смог я,
но вот смогу ль от римлян уберечь?
Моей Марии и младенцу нашему
я наберу в оазисе плодов,
из ручейка ладонями, как чашею,
водицы зачерпну среди трудов.
Мне строить дом, мне камышом крыть крышу,
помогут в том пила и молоток,
пока дыхание Иисуса рядом сылшу,
свет истины - как золото в лоток.
Как рыбы серебро в сетях предтечи,
как истины хлебы в моей котомке,
уже рукой подать до этой встречи,
уже два шАга, я уверен в том, как
сам в себе...
2011
ФОРМУЛА КОНЯ
Воздействие вожжи на бок, или в ноге пружина,
в движенье приводимая уздой,
оглобля с хомутом, или пролетки шина,-
под мыслей ход за лобовой звездой -
неужто, сеном да овсом всё это
воспламеняется, как в двигателе с поршнем
бензиновые помыслы поэта,
полётом одержимого всё больше?
Неужто, крылья прячутся в лопатках?-
усилье лишь – и ты уже паришь,
а до того, ты что-то там лепечешь-
копыта не туда, по наледи скользишь,
заклинила коробка передачи;
не ощущая жжения гужа,
ты тащишься –не скачешь, хуже клячи,
а ведь бежал, бежал, как от ножа!
Где ж твой жокей? Кассиры? Жеребьёвка?
Иль разве всё же по росе –не я
летел резвее даже жеребёнка,
по кругу,- как лошадка карусельная?
По лугу за кобылкою игривою.
Да –было, было.Все же ты уверен?
Что ж ты трясешь повылезшею гривою,
не зная даже- кто ты , конь иль мерин?
Задравши голову, заржёшь - и в вышине
себя увидишь белого, гривастого,
летишь, как это было, на войне,
Кентавро-всадник, грабя и грабастая
копытами у времени с пространством
их сокровенное . Такой вот ты герой уж!
Но битва кончена. И впав уже в прострацию,
за финишем подковой звезды роешь.
Конечно, эта формула коня
подходит для меня , а не для всадника,
и мне, поди, седло с гужом кляня,
щипать траву, торча у палисадника.
Да, мне нести свои репьи в хвосте,
как за бои почётные медали,
и, в медь отлившись, рваться к высоте,
увязнувши копытом в пьедестале.
2011 г.
ПЕСЕНКА ВИФЛИЕМСКОГО ОСЛА
Ты въезжал на мне в Иерусалим,
говорил о том подхалим Селим.
Я воды не пью, я колючку ем,
я пою свою песню про Вифлием.
Помню я как когда-то с волом вдвоем,
как светила звезда в дверной проем.
Как волхвы подносили Марии дары,
как шептала Мария звезде : «Гори!»
И скрипела звездного неба ось,
и Иосиф тебе мастерил колыбель.
Время в нить плелось, время в ткань ткалось,
время набело переписывалось.
Лучик звездный в кровле нашел просвет,
ангел по снегу шел, оставляя след,
но невидим был, но неведом был,
только шелест ступней, только шорох крыл.
Словно сор на гумне – эти звезды все,
Млечный путь- сияющая полоса.
Да и я-то сам хоть как есть осел,
ну а вместе с волом воспарил к небесам.
Проросло из семечка деревце ,
чтобы посохом потом твоим стать,
чтоб с улыбкою ангельской на лице
аки по суху по сердцам ступать.
2011
МОНОЛОГ ВИФЛИЕМСКОГО ВОЛА
Я только вол в хлеву твоем, Мария,
в волнении забывший свою жвачку,
ведь даже в небесах звездой гори я,
не буду я мычать, поря горячку.
Притихну, глядя на тебя, младенца,
сопением согрею вас негромким,
пока волхвы подносят полотенца
и блесткой луч звезды у самой кромки.
В зрачке моем, как в линзе, отразятся,
все кто пришел к тебе, толпясь у входа,
откуда здесь легионерам взяться,
когда пока ещё только начало года?
Пока ещё ведь не в Египет бегство,
пока мы здесь с псалмами, псами, утварью,
и, словно вечно длящееся детство,
ночь длится, и ещё не скоро утро.
2011
ПЕСЕНКА ВОЛХВА
В небе полночном
свет вифлиемской звезды,
в мире непрочном
ищем мы чьи-то следы.
Кроны деревьев,
словно из печек дымы,
а за деревней
тонут в сугробе пимы.
Ослик с дарами,
что ещё надо волхву?
А за дворами
дева Мария в хлеву.
Если младенец
дарит улыбку, смеясь,
значит нигде не
прервалась молитва моя.
Примет мадонна
все для младенца дары,
в небе бездонном
звёздочка ярко горит.
Дымом из печки
истаем в бездонности мы,
а за крылечком
тонут в сугробах пимы.
2010
У ГНЕДИЧА МАНЕРА...
У Гнедича манера- гекзаметры слагать,
когда была бы мера, а то – ни дать ни взять,
скульптурно мускулисты – ахейцы и троянцы,
как будто культуристы толпой пришли на танцы.
Народу в «Илиаде», как будто на футболе,
иль в праздник на параде по Зевсовой, по воле.
Вот он выводит войско, а на галёрке боги,
потом – уж ты не бойся! – он подведет итоги.
Афине не до фени – что будет с Ахиллесом,
колышутся на фоне троянцы частым лесом,
и вот она с Зевесом затеяв болтовню,
Еленину в замес – троянскую родню.
Казалось бы интрига спортивная всего лишь-
кому – какая лига, но книга не о том-вишь!
Ну а о чем? Не скрою – о том, мой юный друг,
как победили двое троянский свой недуг.
Слепым певец Гомер был, и Гнедич слеповат,
а вот светили зрячим на столько киловатт!
Два чемпиона слова – таков итог войны,
вот с чем в скрижали славы они занесены.
2011
ВИТРАЖНЫХ ДЕЛ МАСТЕРУ
Когда витраж впадает в раж,
чтоб ткать на стенах гобелены,
ты в латах весь, стоишь, как страж,
у врат зияющей вселенной.
Селена светит или звёзд
лучи шуршат в утробах трубных
иль по небу кометы хвост,-
тот караул нести не трудно.
Всё это бликованье жизни,
всех этих красок перегонка,
лишь луч, явившийся из линзы,
в руках беспечного ребёнка.
Что фуга! Только стружка плотника,
бегущая из- под фуганка,
когда уже два потных латника
в затылок дышат на Таганке.
Соседство стёкол и свинца,
как краски в буквице заглавной…
И вот Архангел шлёт гонца.
И цепенеет воск оплавленный.
И льётся песня а капелла
до капилляровой прожилки,
и ввысь возносит, как пропеллер,
чтоб путь по небу проложить.
2.июнь.2010 г.
МОНОЛОГ ЧИТАТЕЛЯ "ДОКТОРА ЖИВАГО"
Возьмусь за "Доктора Живаго",
наверно, всё-таки прочту,
для этого нужна отвага,
и я , конечно же, учту,
что это некий плод запретный,
секретных служб зубная боль,
сплетенье тем и чувств закрытых,
но я сыграю эту роль.
Когда уже на сцене Гамлет,
не мямлить надо, а кричать,
как от удара тока - Галич,
но только вот с чего начать?
Свеча, положим, на столе,
Христос, бредущий по сугробам,
отбрасывая тень в столетья,
друзья идущие за гробом.
Мело метелью лепестковой
по всей земле, по всей земле.
И о рождении сверхновой
волхвы узнали, обомлев.
Как обещала, не обманывая,
стояла смерть среди погоста,
и всё прочитывалось заново,
и получалось так непросто.
Совсем чуть-чуть, совсем маленечко,
осталось нам посуперстарить -
и вот уже Губанов Лёнечка
в объятьях дюжих санитаров.
То не дубы, поди, на венички,
для Венечки, для Ерофеева,
а Кремль стоит печатным пряничком,
как стих Евангелья Матфеева.
А волхв к Марии -в хлев подсвеченный
свечёй- Звездою Вифлеемской,
а я-главу к главе- о вечном,
а, вроде, просто доктор земский.
А, вроде, роды, лики бледные,
в хлеву, в крови ли революции,
последом времени последнего...
Какие фресковые лица!
Свеча горела -с ночника ль,
то воск узористый накапал,
но в КГБ, как в ГубЧК,
стукач, конечно же, накапал.
Был преп,по-диссидентски сед -
дал почитать, но -хали -гали,
профилактических бесед-
мы всё -таки не избежали.
Он пропартиен был, а я
прокомсомолен,
отчислен в эти числа я ,
а он уволен.
30. мая,
годовщина смерти Бориса Леонидовича Пастернака. Весной 1960 года поэт серьезно заболел, и 30 мая 1960 года жизнь Бориса Леонидовича Пастернака оборвалась. Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей, ярким летним днем 2 июня.
БУНТАРЮ. ПОДРАЖАНИЕ АРТЮРУ РЕМБО
Сколь бунтаря в бутылку не затаривай,
он вырвется , сияя и горя,
стремясь к судьбе полетной и икаровой,
чтоб, как комар, в тюряге янтаря
явиться нам через столетий толщу.
Казявка, вроде! Жалкий коррелят
истории -чего казалось проще?
А ведь питался кровью короля!
Он «тру-ля-ля!» мог петь , на эшафот
всходя, звенеть крылом у носа самого,
садиться и на нОс, и на живот,
и ниже, как Джузеппо де Бальзамо,
бросая вызов , будоража, жаля,
вонзая шпагу, бормоча стихи,
но нет его! Всё ж откровенно жаль, а
то бы всё ему лишь «ха!» да «хи!»
Хитёр Артюр, да и Верлен не лучше,-
по тюрьмам, площадям и кабакам.
Жена в слезах? Да что им эта клуша,
когда Рембо уносит к облакам?
Но как же так? Какие тут вопросы?
Какие там Парнасы-без питья,
битья небритых рож и опороса
в свинарнике –до рифмо -забытья?
Куда ещё теперь свиной табун,
на бойню, на бекон или щетину?
Какие не нарушены табу,
какие не известны щекотанья?
Так что, когда вонзаешь хоботок,
браток крылатый, знай-ещё не поздно!-
понять, что над тобой , как молоток,
ладонь монаршья нависает грозно!
2011
БАЛЛАДА О ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ
Под шуршание звезд и соломы
Соломоном, с тобою вдвоём,
познавал я коленок изломы,
и меж веток бездонный проём.
На плече твоём голом- галактики
млечно-призрачный зыбился свет,
извлекая уроки из практики,
из фольклорной,молчал сельсовет.
Он частушки копил для тетрадки,
он в столовую слал поварих,
чтоб студентик, заезжий, украдкой,
мог поглядывать всё же на них.
Чтобы в кулубе совхозном ваш рокер
спел "Шизгаренс" из Шокен из Блю,
чтоб, уже выполняя уроки,
весь совхоз впал в языческий блуд.
Чтоб как в Ветхом бывало Завете,
Суламифь, Соломон, виноградник,
флаг поникший на сельсовете
и до звездного неба ограда.
На калитке гремучий крючок
как на лифчике чудо-крючочки,
слово "чо?" и стыдилый молчок
и в тетрадке , конечно, ни строчки.
И старуха , напевшая всё ж
чтоб я мог записать для зачета
про звезду, про примятую рожь,
про любовь, по несчастную, чо-то.
2011
ТЁМНАЯ НОЧЬ
Я сегодня сыграю на площади "Тёмную ночь",
разве может быть проще, чтобы нищему в кружку помочь
подсобрать хоть немного того колокольного звона,
чтоб светился всенощно в углу алкогольной иконой?
Ты у детской кроватки утри что ли всё же слезу,
даже если остыли креветки,- подливку слижу,
даже если на ветке ещё не черемух салютные грозди,
жди меня у калитки, как освободителя в Лодзи.
Эти встречи и проводы ветром гудят в проводах,
только б не было повода...Водка идёт как вода,
не обжечь этой глотки ей, даже когда без закуски...
Что ж утремся пилотками, тихо схвовавшись за кустик.
Накидали на выпивку, зачем нам ещё закусон,
посмотри-ка на выправку, всё-таки не закосил!
Всё ж пришел на солют ты, чему я неистово рад,
ты солдат в абсолюте,побитый, рогатый мой страт.
Пропоёшь ты бернесисто или шульженисто,
раззудившись развесисто, будто кто женится,
кепка полная мелочи, добежать бы уже до ларька.
Ой, вы глазоньки девичьи! Как "фронтовая"-горька!
2011
ПЕГАС
И вот крыло невольно выпирает
над гривою - и пыхает ноздря,
быть может, и добрался б до пера я,
но , видимо, овёс истрачен зря.
О, вес копыт с подковами на счастье-
никчемный! - он не даст взлететь до звёзд,
хотел поэму только что начать я-
но вдруг из-под хвоста летит навоз.
2010
Свидетельство о публикации №112121810363
Конечно, понравилось. Была
рада новой встрече с тем, что уже
читала у тебя ( "Баллада о любвеобильном
велике") - и с новыми стихами, поражающими
сочной образностью, мятежностью твоего
духа и тем особым стилем, который узнаваем
с первых строк. Очень дельная, очень
вразумительная архитектоника стиха,
нашедшая свой стержень, на котором она
держится - всем в этом мире правит любовь...
Мне кажется, что стих прозвучал музыкально,
различимы и узнаваемы и увертюра ("Россия
паволок и пав"), и главная тема ("Ребро",
"Мудрость"), и финал ( "Баллада...) -
и всё кажется органичным и звучащим -
то по-баховски торжественно ( "Мудрость"),
то улётно, жизнерадостно-барочно ( "Давай
сбежим в наш маленький эдем", та же "Баллада)...
Название цикла, безусловно, оригинально.
Думаю, что Ламброзо, читая твоё, будь он
жив, благосклонно бы улыбнулся...))))))))))))
Успехов тебе, Юра, и добрых,
чутких читателей.
С неизменным уважением,
Ира
Пастушка 21.12.2012 10:02 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 21.12.2012 12:18 Заявить о нарушении
Рождеством Христовым!
Самых чудесных тебе Праздников!..)))))))))))))
Пастушка 21.12.2012 12:40 Заявить о нарушении