Книгочей 4 - одним файлом
=========================================================
ЧТЕНИЕ
одинокое небо
над одиноким домом
зажигается
одинокая лампа
одинокий читатель
раскрывает
одинокую книгу
ОБРАЗ ЖИЗНИ И МЫСЛЕЙ
пора признаться
я книгочей
и ничего больше
до людей и жизни
мне нет никакого дела
пусть себе устраиваются
как хотят
воюют голосуют
любят растят детей
открывают бозоны
решают метафизические
проблемы
мне все это становится
интересно только
когда попадает
на страницы книги
не всякой конечно
но талантливой
жаль что такие книги
встречаются
все реже
и я постепенно
приучаюсь читать
книги посредственные
но и такие книги
мне кажутся
гораздо интереснее жизни
а они
те кто не книгочеи
и не писатели
пусть устраиваются
как хотят
В ЗЕРКАЛЕ
Джек Дулуоз тусуется
по кабакам
врубается в джаз
и при этом то и дело вспоминает
кого-то из литературных классиков
такой он начитанный
этот Джек
а я предпочитаю сидеть дома
с бутылкой красного или бокалом коньяка
или стаканом виски
читать Керуака
и слушать записи Чета Бейкера
–––––––––––––––––––––––
Джек Дулуоз – герой многих книг Дж. Керуака. Чет Бейкер – джазовый трубач.
УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПЛАВАНИЯ
читать новый роман Жюля Верна
вприкуску с бутербродом
из ржаного хлеба
и докторской колбасы
когда до школы остался час
а ты не сделал и половины уроков
ЧТО УМЕЕТ НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ
Настоящий писатель должен уметь
весело, непринужденно и эротично
писать о сексе, как это сделал,
например, Джон Барт в первом
своем романе. Если писатель этого
не умеет, то он не настоящий, и
до Джона Барта ему далеко,
дальше, чем до Альфы Центавра.
НАСТОЯЩИЕ ПИСАТЕЛИ
Ни Рильке, ни Беккет, ни Гришковец, ни Пелевин
не умели и не умеют писать о сексе. И все же
они – настоящие писатели, особенно те, что первые.
СОЛНЦЕ МО ЯНЯ
Для Мураками
пришло время прощания:
в небе литературы
взошло солнце Мо Яня!
ТРЕТЕЙСКИЙ СУД
Вчера в кафе на Ратушной площади
я встретил Буковски и Бротигана –
они горячо спорили, чьи стихи лучше.
Никто в этом споре не мог взять верх,
и, чтобы положить конец бесполезной
дискуссии, я подарил каждому
по роману Мо Яня.
АВТОРЫ СПОРЯТ
Нечитанный Буковски
поспорил с нечитанным Берроузом,
кого из них прочитают первым.
Спор выиграл нечитанный Бротиган.
КТО СКУЧНЕЕ КЕРУАКА?
Есть же люди, которые тащатся от Керуака,
а по мне, он что-то вроде выдохшегося пива.
Все его писания безвкусны, никакого смака.
в культовой литературе (за исключением
Гибсона, Берроуза и Паланика) скучнее
не встречал я чтива.
ДОКТОР БЕЛИБЕРДА
В жизни не читал такой белиберды,
как «Доктор Сакс» Керуака.
Но и этой белиберды я не прочел
до конца – бросил на последней главе,
или «книге», которая называется
«Замок».
–––––––––––––––––––––––
«Лучшая книга Керуака». – Time.
СУТЬ И МРАМОР
так меня достает что я засыпаю
совею листаю страницы
пробегая глазами
хотя мне нравится эта
гертрудостайновская джеймсджойсовская
манера писать сплошняком
без точек и запятых
непрерывный мыслепоток
так и нужно писать
будто выбивший пробку вулкан
извергает
лаву
«будто пробудившийся член
извергает
семя»
сказал бы Керуак
вот этим он меня достает
ажитацией по поводу женской и мужской
сути
особенно женской
и всего что можно с нею проделывать
темперамент у меня наверное
как у мраморного
Аполлона
и меня эта тема расхолаживает
а вот когда он упоминает
Рембо или Бодлера
я завожусь
и мыслесоки в моей голове
приходят в движение
но эти замечания он делает мимоходом
лишь изредка
переходя сразу на воспоминания
о Марду
то ли негритянке то ли индианке
ему это представляется
очень важным
как он любил Марду и ревновал ее
и как эта любовь
боролась в нем с любовью к Рембо
и Бодлеру
тут он меня снова цепляет
и пару страниц я читаю внимательно
мне нравятся люди которые
ценят Бодлера и Рембо
и я думаю что
все-таки дочитаю «Подземных»
чтобы узнать кто победил
Марду
или Бодлер-Рембо
и во что обошлась победа
––––––––––––––––––––––––––
«…бедра хранят суть – однако хоть там мне и следует остаться и оттуда я пришел и рано или поздно вернусь, все же я должен срываться и возводить возводить – ради ничто – ради бодлеровских стихов…» – Дж. Керуак. «Подземные».
МАСКИ ДОЛОЙ
то что я написал тут о Керуаке и его книге
это актерство
примеривание масок
одна из которых такой холодный
высокообразованный сноб
для него «Пьяный корабль» Рембо
значит больше чем вечеринка
с подругами и друзьями
у него вообще нет друзей и подруг
он гомофоб и женофоб
но зато без ума от литературы
он дрочит на Рембо
и кончает в Джейн Остин
(не читал ни одного из ее романов
но думаю они что-то
вроде подогретого грейпфрута
в который кончал толстый очкастый мудак
из какого-то трешового фильма
пару кадров из которого я недавно
видел по телеку
кончал на словах кончено
рассказывая об этом другу который
пользовался необыкновенным
успехом у женщин
как выразился этот очкарик
«для любой бабы путь к другому мужчине
проходит через тебя»
или как-то так
это было сказано
на американском английском)
Керуак пишет о любви к женщине
гораздо лучше Хемингуэя
Хэм умел писать о любви к письму
но любовь к женщинам
у него выходила сентиментальной
а вот Керуака
в этом не упрекнешь
хотя сердце у него такое же чувствительное
но язык у него хипстерский
и он уже приобщился
к сексуальной революции
в которой Папа Хэм не участвовал
и поэтому даже там где Керуак пишет слезливо
он пишет не сентиментально
великое это дело
уметь плакать без сантиментов
короче «Подземные» это великая книга
ее стоит прочесть от начала
и до конца
и я говорю это от своего лица
маски долой
РАЗНЫЙ ВИАН
Борис Виан написал несколько
необычных сюрреалистических книг
а еще он написал
под псевдонимом «Вернон Салливан»
порнографический роман
«Я приду плюнуть на ваши могилы»
роман возбуждает будто
умелый стриптиз
который запиваешь ромом
или текилой
французы кстати часто балуются
порнографией
есть такие вещицы и у Арагона
и у Аполлинера
эротизм французской культуры
общеизвестен
про любовь в разных видах
галлы написали сотни романов
и сочинили тысячи
песен
ЧИТАЮТ ЛИ В НАШЕ ВРЕМЯ ХЕМИНГУЭЯ?
я разыскивал значение слова l’envoi (по-французски произносится «лонвуа» по-английски «энвой») и нашел его в интернет-версии словаря Мерриам-Вебстер
в конце статьи спрашивалось: «что заставило вас искать значение envoi?» и предлагалось сообщить «где вы прочитали или услышали это слово»
из девяти ответивших большинство сослалось на разгадывание кроссвордов и только двое
указали литературные источники: Редьярда Киплинга и Мэри Элизабет Брэддон (популярную романистку викторианской эпохи)
меня это огорчило потому что я не знаю ни одноименного стихотворения Киплинга ни романов Брэддон и полез в M-W за этим словом когда перечитывал последнюю миниатюру из первого издания «В наше время» Хемингуэя
ЛУННЫЕ ГРЕЗЫ
есть писатели которые пишут о других людях
типа «Н. сидит в кабачке на Монмартре
где матово-бледные женщины
шепчутся с дипломатами
и оркестр играет
и воздух густо настоян на лунном свете
(хотя какая же луна в кабачке
но может быть дело происходит в парке)
интригах и авантюрах»
и есть писатели которые пишут о себе
в чем-то реальном и в чем-то выдуманном
типа «я всегда знал что я круглый
твердый и круглый
не осмеливаясь признаться в этом
без шероховатостей без щелей»
мне всегда больше нравились писатели-лирики
так уютно чувствовать себя внутри «я»
хотя бы и чужого
но иногда меня охватывает жажда жизни
и приключений и тогда я звоню
писателю первого рода
беру такси
и отправляюсь в кабачок на Монмартре
где мой знакомый
уже заказал столик и усадил за него
двух матоволицых девиц
––––––––––––––––––––––
1. «…грезя наяву о тайных кабачках Монмартра, где матово-бледные женщины поверяют романтические секреты дипломатам и кондотьерам и оркестр играет венские вальсы, а воздух густо настоян на лунном свете, интригах и авантюрах». – Ф. С. Фицджеральд. «По ту сторону рая».
2. «…я всегда знал, что я круглый…» – С. Беккет. «Безымянный».
МЕЖДУ САРТРОМ И АДО
Пьер Адо говорит в интервью, что ему когда-то нравилась «Тошнота» Сартра, потому что там речь идет о чем-то вроде экстаза, о мистическом постижении бытия, которое «тошнотворно» только по причине душевного настроя автора, а вообще-то может быть и радостным, умилительным. Что до меня, то я никогда не чувствовал ни омерзительности существования, ни его умилительности. Но мне нравится приключенческая литература. Поэтому я часто перечитываю те страницы повести, где говорится о тоске по «приключению». Хотя из сказанного ясно, что в экзистенциальном приключении я Сартру не компаньон.
––––––––––––––––––––––––––
1. «Но по поводу “Тошноты” я всегда думал, что это было чувство, свойственное психологии Сартра. Можно было бы говорить также об умилении, а не о тошноте перед лицом существования». – П. Адо. «Философия как способ жить».
2. «Приключения бывают в книгах». – Ж.-П. Сартр. «Тошнота».
INDEX LIBRORUM
Напрасная трата денег – покупать книги
Мураками, Пинчона, Барта, Бэнкса,
Барнса и Эмиса.
Из современных писателей
читать стоит только Брета Истона Эллиса!
––––––––––––––––––––––––––––––––
Index librorum prohibitorum – список книг, запрещенных Ватиканом.
ПРИЯТЖЕНИЕ КАФКИ
с книгой Пинчона в сумке
я поднялся на второй этаж
книжного магазина Globuss
чтобы посидеть в кафейне
под названием Kafka
здесь работают в соответствии
с концепцией slow coffee
поэтому в ожидании кофе
я успел прочесть последний
эпизод «Радуги тяготения»
и немножко подумать о Кафке
–––––––––––––––––––––
«Радуга тяготения» («Gravity’s Rainbow», 1973) – роман Т. Пинчона.
ОТСЕЧКА ТОПЛИВА
широкой закладкой
с рекламой
премьеры 2-й части
«Даров смерти»
(15 июля
неизвестного
года)
я закладываю страницу
«Радуги
тяготения»
постмодерниста
Пинчона
ту самую на которой
к главному
персонажу
первых страниц
(Пирату)
стремительно
приближается
германская
баллистическая
ракета
неся
ужасную
прежде
временную
смерть
в виде
сверх
громкого
звука
и сверх
яркого
света
ДЖОЙСОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ
«Радуга тяготения» Пинчона – достойная наследница
джойсовского «Улисса», приумножившая полученное
состояние. Но я понял это не сразу – только когда до
61-й страницы добрался.
РАЗОЧАРОВАНИЕ В ПИНЧОНЕ
Томас Пинчон – литературный панк,
а по сути – большой/мелкий обман.
Все цветы расцветают на рынке.
Кому хот-дог с дерьмовой начинкой?!
КИБЕР-СВАДЬБА
Мона Лиза Овердрайв
выходит замуж
за графа Зеро.
От этой свадьбы
каждый
получит кайф –
в меру
своей начитанности.
–––––––––––––––––––––––
«Мона Лиза Овердрайв» (1988) и «Граф Зеро» (1986) – романы писателя-фантаста У. Гибсона, входящие в киберпанковскую трилогию «Киберпространство».
ИНТЕРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ
Единственная книга, которую в этом году
я прочел с неослабевающим интересом, –
«Зигмунд Фрейд» Пола Ферриса.
Из этой биографии я узнал, что Фрейд
часто выходил из себя и злился,
и что однажды на прогулке в Америке
он описался.
ПОДАРОК ДЛЯ КНИГОЧЕЯ
Если хотите что-
нибудь подарить
знакомому книгочею,
и не знаете, что
выбрать на книжной
полке, послушайте
моего совета:
возьмите новый
сборник стихов
Е. Дюринга
«Нарративная
терапия» или роман
М. Барбери
«Элегантность
ежика».
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС ЕВРОПЫ
мне уже порядком приелись американцы –
всякие там буковски, эллисы, гибсоны, бротиганы, –
и я решил почитать что-нибудь европейское,
например, лауреата Гонкуровской премии
Паскаля Киньяра.
не откладывая дела, я купил его книжку «Ладья Харона»
и поначалу обрадовался архаичности этого чтива,
но потом от псевдо-классического слога
и претенциозности автора меня, как бы выразиться
поэлегантнее… ладно, скажу попросту: замутило.
притчи Киньяра невыносимо банальны,
а подаются с большим апломбом.
я уже подумывал вернуться к американцам
и прочесть нечитанных Данливи,
Миллера, Берроуза, Лондона,
но решил дать Европе еще один шанс –
и купил (по скидке) два романа Амели Нотомб.
ПОХВАЛА БЕККЕТУ
Не помню, за что Беккет получил нобелевку, наверное, «по совокупности», но он заслужил бы эту премию, даже если бы написал одного «Безымянного» – великолепный образец черного юмора, где решаются все вопросы существования литературы и литературы о существовании, и решаются так, что сам Великий Ироник (а кто это?) не мог бы решить их лучше.
НЕОЖИДАННАЯ СТАРОСТЬ
я долго вспоминал
как зовут автора антиутопий
«1984» и «Скотный двор»
но так и не вспомнил
в уме крутились имена
«Герберт Уэллс»
«Артур Кестлер»
«Олдос Хаксли»
но я знал что ни одно из них
не подходит
и внезапно я понял
что ко мне подобралась
старость
ПРОСТО ЛУЧШИЙ
Начав читать «Ампирные спальни»,
я еще больше уверился,
что Брет Истон Эллис – лучший
современный американский писатель.
АВГУСТОВСКАЯ НЕПРИЯТНОСТЬ
Последний день лета
принес Б.-И. Эллису неприятность:
продюсер уговаривал его
написать сценарий для Аарона Джонсона,
молодой звезды британского кино, –
но в конце проговорился,
что Аарон Джонсон ничего не знает
о человеке по имени Брет Истон Эллис,
что крайне расстроило автора
«Американского психопата».
Еще бы! Стоило ли стараться
и писать крутые романы,
если твое имя не известно юным актерам,
если слава сгорает, как кинопленка.
Ничего не поделаешь, Брет,
подрастают новые поколения,
и если хочешь оставаться
крутым и известным – придумывай
каждые десять, а то и пять лет
нового Патрика Бэйтмена.
––––––––––––––––––––––––––––––––
«30 august. Distressed: a producer last night was pushing me to write a script for Aaron Johnson and then admitted Aaron Johnson has no idea who I am...» – BEE on Twitter.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
БИЭ на Твиттере
прикалывается как может
написал недавно
что «Одиссея» Кубрика
это фильм о голубом треугольнике
и ЭАЛ приканчивает
симпатяшку Пула
чтобы остаться наедине
с еще более привлекательным
Буоменом
––––––––––––––––––––––––
@BretEastonEllis 25 сентября
2001: A Space Odyssey has the most intense gay love triangle of any American film. HAL kills hot Gary Lockwood to be with hot Keir Dullea...
ГРЕХИ САРАМАГО
Читая «Слепоту» Жозе Сарамаго, я удивлялся ее занудству. И думал: все ясно, гуманизм автора – индульгенция от всех литературных грехов. Но когда я прочел (наконец-то!) «День триффидов» Уиндема, написанный почти за полвека до этого, я понял, что занудство – не самый большой из литературных грехов.
НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ
Читаешь Керуака
и думаешь, что настоящая жизнь –
это бродить с рюкзаком по дорогам Америки,
путешествовать автостопом.
Читаешь Фицджеральда
и думаешь, что настоящая жизнь –
это валяться на пляже, среди богатых туристов,
играть в казино, влюбляться.
УДАЧНЫЙ ДИЗАЙН
Книжка Брэдбери «Вино из одуванчиков», желтая,
как желток яйца, – нравится мне это издание
фирмы «Домино», название которой почему-то
хочется произносить как Domina.
РОЗОВЫЕ ОБЛАКА
Книжка «Лекарство от меланхолии» сделана
розовой, цвета земляничного мусса, местами –
цвета топленого молока, и когда глядишь на
нее, на душе становится весело, будто каким-
то случаем занесло тебя в облака.
ИСКУШЕНИЕ ЗАБЕГАМИ
литература – волшебный фонарь
я давно это знаю
но всякий раз когда читаю книгу
какого-нибудь писателя
ну не какого-нибудь а настоящего
думаю как это здорово жить в то время
в том месте и заниматься тем
чем занимается Х
про которого пишет этот писатель
хотя бы этот Х работал по десять часов
на фабрике
или подумывал о самоубийстве
а уж если речь о том
чтобы поиметь 2 500 баб
и побывать на 12 500 забегах
то сопротивляться искушению невозможно
даже если персонаж
искренне (или полуискренне) советует тебе
вести благопристойную
жизнь
заниматься живописью
читать Эзру Паунда и Томаса Элиота
ты с ним не соглашаешься
и думаешь
что поиметь 2 500 баб
и побывать на 12 500 забегах
этот как раз то что нужно чтобы
считать жизнь удавшейся
ненапрасной
и жалеешь что тебе далеко до этих чисел
так же далеко
как до звезды Бетельгейзе
увы время упущено
тебе не сравняться с этим замечательным
персонажем
даже если ты приложишь к этому
большие усилия
–––––––––––––––––––––
«…если не изменяет память, я поимел всего лишь 2 500 баб, зато посмотрел 12 500 забегов…» – Ч. Буковски. «Записки старого козла».
ПРЕМИУМ КЛАСС
про сдохший аккумулятор
Бук пишет так
что со страниц сыплются искры
Бук
это старый потекший аккумулятор
которому нипочем протечка
он до сих пор заряжен
на полную
200 Аh
1000 A (EN)
–––––––––––––––––––––––––
«… аккумулятор сел…» – Ч. Буковски. «Записки старого козла».
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ПАСТЕРНАКА?
В тот день всю тебя от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Таскал я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
Пастернак
Нет, дружок, ты не поэт –
не восхищают тебя те строчки,
которыми знающие и понимающие
восторгаются почти сто лет,
и которые твердил наизусть Маяковский.
ГЕНРИ МИЛЛЕР НЕ УМЕЕТ ШУТИТЬ
Чего я не могу оценить, так это юмора Миллера,
которого полно в его «Плексусе».
По мне, все эти его наивные шуточки не стоят одного
юмористического замечания Беккета.
ОРАНЖЕВОЕ ОБЛАКО
Вот первое издание
книги гениальной:
оранжевого цвета,
исчеркано пометками.
–––––––––––––––––––––––––
На снимке – первое издание «Облака в штанах» Маяковского.
ШЕДЕВР ПОРНОГРАФИИ
«Я приду плюнуть на ваши могилы» Бориса Виана –
лучший из порнографических романов:
прочту из него пару строчек –
и тут же начинаю обзванивать знакомых девчонок.
СКУЧНЫЙ СЭЛИНДЖЕР
Во второй, а может, и в третий раз
принимаюсь читать «9 рассказов» Сэлинджера,
а также его «Фрэнни» и «Зуи»,
и снова, во второй, а может и в третий раз
убеждаюсь, что все это очень растянуто
и невыносимо скучно.
КОЕ-ЧТО О ЧУДЕСАХ
В одном из последних романов Бротиган рассказывает, как 12-летним пацаном он выбирал, что купить – гамбургер или коробку патронов, – и купил патроны. Меня удивило не то, что' потом из этой покупки произошло, а то, что она вообще состоялась. Где это видано, чтобы 12-летний пацан свободно покупал в магазине патроны? Неужели такое было возможно в Америке середины прошлого века?
Но еще удивительнее мне показался рассказ Шерлока Холмса о том, как он купил в лавке старьевщика за пятьдесят пять шиллингов скрипку Страдивари, стоившую, по его словам, не меньше пятисот гиней.
Интересно, случаются ли похожие чудеса в наше время? Или все скрипки Страдивари уже раскуплены и зарегистрированы, и 12-летнему американскому мальчишке могут продать только игрушечный пистолет?
–––––––––––––––––––––
«За столом Холмс говорил только о скрипках и с большим воодушевлением рассказал, как он за пятьдесят пять шиллингов купил у одного еврея, торгующего подержанными вещами на Тоттенхем-Корт-роуд, скрипку Страдивариуса, которая стоила по меньшей мере пятьсот гиней». – А. Конан Дойл. «Картонная коробка».
ПРОСНУТЬСЯ
Если ранним утром,
бродишь по дому
и вроде бы спишь,
все, что нужно,
чтобы проснуться, –
чашка кофе и детектив.
КАКИЕ АВТОРЫ МНЕ НРАВЯТСЯ
Я заметил, что мне нравится литература социопатов –
алкоголиков, наркоманов, извращенцев, самоубийц.
Нормальные авторы пишут так предсказуемо...
А воображение социопатов, похоже, не знает границ.
БОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ
Бог, когда создавал этот мир,
действовал вроде Бориса Виана,
написавшего и опубликовавшего
порнографический триллер
под именем Вернона Салливана.
БРОТИГАН OUT OF PRINT
Говорят, в России не ценят писателей-гениев.
Но то же самое происходит и в Америке:
если захочешь, например, почитать Бротигана,
придется тебе, друг, топать в библиотеку.
КНИГА, КОТОРУЮ Я ЖДАЛ
Вот и дождался я
объемистой биографии Бротигана.
Жаль только приобрести ее мне
не по карману.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––
William Hjortsberg
JUBILEE HITCHHIKER
The life and times of Richard Brautigan. 2012
864pp. Counterpoint. Paperback, $29.95; distributed in the UK by Perseus. ;19.99.
978 1 61902 105 1
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О СЭЛИНДЖЕРЕ
Некоторые предполагают, что Сэлинджер,
удалившись в затворничество,
публиковал новые вещи под псевдонимом «Пинчон».
Если так, то «Радуга тяготения»,
брошенная на пятидесятой странице,
все же будет прочитана
и, может быть, даже занесена в Канон.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––
«Лично я не исключаю, что подтвердится самая экзотическая версия о том, что Сэлинджер на самом деле стал печататься под псевдонимом Пинчон…» – «Есть основания предполагать, что и Сэлинджер не бросил писать, а продолжил литературную карьеру под именем Томаса Пинчона; как хотите, в этой версии что-то есть. Во всяком случае, не удивлюсь». – Дм. Быков. «Календарь».
СТАРЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
переставляя книги в шкафу я нашел позабытый
сборник «Вести дождя. Стихи поэтов ФРГ
и Западного Берлина» изданный в 1987 году
издательством «Художественная литература»
полистал за чашкой кофе но лучше бы
этого не делал лучше бы я прочел пару страниц
из Фолкнера или Ясперса
захотелось мне крикнуть или простонать
подобно гоголевскому персонажу
«душно мне! душно!»
от чего же душно
от дидактичности политичности
абстрактности архаичности этих стихов
и конечно от качества переводов
ПОДВИГИ КНИГОЧЕЯ
В джунглях книги вечером блуждая,
встретил я учителя-джедая,
стал его любимым падаваном
и Республику спас, лежа на диване.
БЛАГОВОЛЯЩИЙ БОГ
Читая «Благоволительниц» Литтела
будто попадаешь в зазеркальный мир
«Радуги тяготения» Пинчона
и даже куда-то дальше.
А ведь книжка реалистическая,
основанная на свидетельствах, документах.
Эти свидетельства говорят,
что реальность, в которой мы живем,
неразумна, страшна, –
мир, созданный иудейским Богом,
похож на ад
или, в лучшем случае, –
на еврейское гетто.
ЗАМЕЧАНИЕ О «БЛАГОВОЛИТЕЛЬНИЦАХ»
роман Литтела «Благоволительницы»,
интересный по замыслу и сильный местами,
перегружен исторической информацией.
напрасно автор не вынес ее в комментарии.
Свидетельство о публикации №112121705048