О конкурсах, о подвигах, о славе!
Недавно появился новый проект Самсонова и к открытию Павел подготовил безумно интересную тему: о русской поэтической традиции.
Я все хотел там высказаться, да график жизни не позволил этого сделать всерьез. Рад тому, что в этом конкурсе рядом участвует Гоша, и хоть и коротенько, но скажу: русская поэтическая традиция не есть мраморный обелиск.
Русская поэтическая традиция это постоянно развивающееся действие, вбирающая в себя все новое и просеивающая это новое на пригодность, отторгающая все инородное и ненужное.
Фаустов, на мой взгляд, оказался намного дальше от истинного положения вещей. Русской поэтической традиции не может не быть, хотя бы потому, что эта традиция берет свое начало в объединяющем нас языке, на котором мы говорим. Ни одно предложение, состоящее хотя бы из двух слов, не может существовать за рамками русской поэтической традиции.
Теперь по сути.
С одной стороны мы живем и пытаемся писать в потрясающее время. Нам бесконечно повезло, что именно мы и сейчас пытаемся предугадать: каким будет русский язык через полвека, через век. Мы прямые участники жизни языка в условиях безграничной свободы, которую предоставил нам интернет.
С другой стороны мы с вами наследники русской поэтической традиции, доставшейся нам от Пушкина и еще многих-многих поколений от языческих песнопений до рэпа, и в этом наша нечеловеческая ответственность в обращении со словом. Ответственность за сохранение, преемственность и развитие языка.
Поговаривают, что в предсказаниях майя 21 декабря станет концом нашей цивилизации. Не верьте этому бреду. Каждый из нас смертен, но не может случиться ничего, что сможет прервать русский язык.
Я написал все это, чтобы стали яснее мотивы моих оценок:
1. Сохранение русской поэтической традиции.
2. Поиск нового, что обогатит язык и не даст ему умереть.
Основываясь на этих двух критериях я начал читать конкурсные тексты.
К окончанию чтения выяснилось - ни одно из представленных стихотворений места на завтрашней книжной полке занять пока не сможет, по разным причинам.
Своих номинантов я условно разделил на две подгруппы.
В первую попали те стихи, которые потенциально могли бы дать пути развития языка и поэтической традиции, что и могло бы являться целью любого конкурса.
Ко второй группе мной отнесены те стихи, которые бережно хранят поэтические традиции, что не менее важно.
Тем не менее:
Первая группа.
1. Галинас, "городское", http://www.stihi.ru/2012/10/15/5906, +5 баллов
У Галины есть отголоски собственной авторской эстетики. Есть тема, и это уже немало. Это плюс. Но при этом все же сам стиль пока еще не состоялся окончательно. Дело времени, опыта - мне кажется перспективный автор.
2. Игорь Брен, " смольная золотистость", http://www.stihi.ru/2012/11/11/1264
Много интересных находок. Автор уже нарастил мышечную массу. Пора включать фильтры, чтобы избавляться от шелухи.
3. Алина Кодали, "Осень. Париж. Двое", http://www.stihi.ru/rec.html?2012/12/03/9004
Любопытный автор. Хочется пожелать точнее держаться выбранной стилистики от начала до конца текста, не позволяя вмешиваться собственному желанию удивить читателя.
4. Аглая Паюшина, "Дом, который постро...", http://www.stihi.ru/2012/04/14/6426
Совсем неплохо. Мне кажется, стоило бы чуть больше внимания уделять фонике. Возвращаясь к начальным тезисам - русский язык не вытерпит ни малейшего признака косноязычия и отвергнет в итоге несвойственное ему тяжелое звучание.
5. Егор Мирный, "червоточины", http://stihi.ru/2011/10/16/2455
Егор пока в самом начале пути, но потенциал огромный. Хочется пожелать поскорее понять нелепость осознанного желания покинуть рамки русской поэтической традиции - только там, на пересечении и ожидает конечный результат.
Вторая группа.
1. Клавдия Смирягина Дмитриева "Сначала из дома ушли тараканы... " , http://stihi.ru/2012/11/26/5956 +5 баллов
На мой взгляд один из явных лидеров конкурса. В рамках русской поэтической традиции стихотворение написано, наверное, почти совершенно.
2. Елена Наильевна, "Когда я растеряю", http://www.stihi.ru/rec.html?2012/11/29/2451
Интересная тема. И спасибо за прозрачный русский язык. Не так много авторов, кто может связно излагать свои мысли, не прибегая к инверсиям и прочей вторичной фигне.
3. Ла Светлана, "щи", http://www.stihi.ru/rec.html?2012/12/05/4601
Автор, безусловно, уже не ищет. Уже нашел. Ставит задачу и с успехом ее решает.
4. Евгений Хоренко, "Теперь слышу", http://stihi.ru/2012/11/27/2909
Фольклорные интонации подкупают. Один из путей развития современного языка попыткой возврата к забытым формам речи и потерянным словарям.
5. Виктор Коврижных, " О сокровенном, одиноком..", http://www.stihi.ru/2011/08/29/4362
Виктор, спасибо за упрямство в хорошем смысле и за точность.
PS.
Пока мы не в состоянии по объективным причина создать нечто принципиально новое, чего мы не нашли бы у Пушкина в "Маленьких трагедиях", "Евгении Онегине" или "Медном всаднике". Собственно, если присмотреться повниматетельнее, то в "Медном всаднике" мы без особого труда найдем начало футуризма и любого другого авангарда, как бы затейливо он не назывался.
Авторам стихов, попавшим в первую группу, хочется пожелать не слишком увлекаться надуманной оригинальностью.
Не менее важны и авторы, чьи стихи отнесены ко второй группе. Сохранение традиций не менее трудная задача и невероятно необходимая сегодня.
Авторам стихов, отнесенным ко второй группе, хочу пожелать поднять глаза от мониторов и книжных полок, оглянуться по сторонам и убедиться, что жизнь более многообразна, чем кажется на первый взгляд.
Разумеется, первая группа стихов для меня интереснее и перспективнее во многом, но это правило не обязательно верное.
В конце хочу ободрить участников конкурса. Несмотря на мое заявление о том, что на страницах конкурса я не нашел стихов, которые смогли бы остаться в поэтическом пространстве будущего времени, полагаю труды наши необходимыми. На том плацдарме, который мы с вами создаём, рано ли, поздно ли, но непременно появится новый Пушкин, кто мощью своего гения узаконит лучшее из того, что мы с вами делаем сейчас и это станет продолжением русской поэтической традиции.
Всем участникам конкурса спасибо за стихи!
Свидетельство о публикации №112121506708