КорректУра. Павел Тувин. 14-20. 12. 12
полные правила рубрики: http://stihi.ru/2011/03/29/7128
=========================================================
Павел Тувин
ОСТРОВ
http://stihi.ru/2012/04/05/1354
=======================================
Это – маленький Мир,
Окруженный холодной водой.
Пришвартован мостами
К берегам опостылевшей суши.
Блёкло-желтый ампир,
Погруженный в усталый покой,
Из Фонтеновских спален
Грустно смотрит на серые лужи.
Здесь гранит берегов
Ощущается прочной бронёй,
Прикрывающей землю,
Сберегающей жизни и души.
И наместник Богов,
Сжав трезубец своею рукой,
Снисходительно внемлет
Тщетным буйствам Маркизовой Лужи
Ровным строем проток
Разлинован Петровской рукой,
Дремлет в тихой печали
Мокрых улочек Венецианских,
Режет Невский поток
Закруглённой гранитной стрелой,
Полыхает ночами
В чашах масляных «ствОров штурмАнских».
Я люблю этот Мир -
Этот "Город над вольной Невой..."!
Он подарен судьбою
Как монета - обыденно-просто.
…Блекло-желтый ампир,
Погруженный в усталый покой -
Окруженный любовью,
Мой славный Васильевский остров
========================================
Свидетельство о публикации №112121403863
у меня всё же есть несколько предложений по технике и пара вопросов...
==========================================
начнем с комплиментов. лирика абсолютная, без пошлости и фальши. тонко и точно выверенная. автор не просто умилительно рассказывает, как любит этот кусок пространства, конкретный топоним, и даже не показывает свою любовь к нему - нет, автор на время делает так, что читатель вместе с ним любит этот Остров...
а это уже высший пилотаж - заставить читателя войти в авторское эмоциональное поле как в своё собственное.
хороша структура текста, и интересен ритм. сложный, завораживающий... он даже частично оправдывает крайнюю простоту рифм. может, с более сложной рифмой было бы сложнее читать.. а так получился своеобразный аналог обычной речи.
понравилось, как вписаны аллюзии, как легко подключаются внешние образы, исторические топонимы и изящно вписываются закавыченные строки.
но есть и то, что не нравится.
1.
Это – маленький Мир,
Окруженный холодной водой.
Пришвартован мостами
К берегам опостылевшей суши.
Блёкло-желтый ампир,...
(..)
грустно смотрит
.
"окруженный" и "пришвартован" несогласованны по времени, так как первые три предложения разделены точкой. каждое из предложений оказывается обособленным, поэтому начало стиха "рассыпается". непонятно, к чему относится второе предложение - КТО пришвартован, мир или ампир, и что является Миром - то, что пришвартовано, или, опять же, ампир.
предлагаю фрагмент про ампир считать пояснением к тому, каков этот объект, а ОБЪЕКТОМ, пришвартованным к суше, считать МИР, то есть остров (как совокупность проток, линий, домов, выстроенных "покоем" и другими планировками), и записать первые 4 строки так:
.
Этот маленький Мир,
Окруженный холодной водой,
Пришвартован мостами
К берегам опостылевшей суши.
.
2.
Блёкло-желтый ампир,
Погруженный в усталый покой,
Из Фонтеновских спален
Грустно смотрит на серые лужи.
.
"ампир, погруженный в покой" у меня, художника, не чуждого знаниям по архитектуре и планировке питера, вызывает хихиканье. Дело в том, что питерские дома часто строили ПОКОЕМ, то есть буквой П в плане... с внутренним двориком... или вообще как патио с арочным входом во внутренний двор. покой - это название такой планировки и дворика.... ампир (который есть стиль архитектуры), погруженный в усталый(?) двор... или дом (?) в дом/двор (?) - забавный каламбур. хотя сперва меня это, надо сказать, озадачило. что называется, "во многия мудрости многия печали", надо проще смотреть на мир и не читать книг по истории архитектуры...
дом, погруженный в дом, смотрит из спальни (?) на лужи? Архитектурный стиль смотрит из спален на лужи?
можно конечно с некоторой долей иронии прочитать и то, что вписал автор - что "бледно-желтые дома, выстроенные в стиле ампир, находясь в дремотно-спокойно-усталом настроении, отражаются в лужах ... "смотрят" окнами в лужи"... но уж больно метафора накручена спиралью...
Сальвадор Дали отдыхает...
.
3. грамматические рифмы... причем повторяющиеся, это печалит.
суши-лужи-души-лужи
бронёй-рукой-рукой-стрелой
.
даже если это нужно для структуры текста, всё равно печалит. хочется всё же разнообразия... для стиха "на повторах" повторов мало, для обычного - слишком много.
.
4.
Здесь гранит берегов
Ощущается прочной бронёй,
Прикрывающей землю,
Сберегающей жизни и души.
.
насколько нравятся две первые строки, настолько же 3 и 4 вызывают отторжение.. какой-то безумно знакомый в зубах навязший образ... "Сберегающей жизни и души."... нет, слишком банально, имхо.
.
5.
И наместник Богов,
Сжав трезубец своею рукой,
Снисходительно внемлет
Тщетным буйствам Маркизовой Лужи
.
пример из учебника русского языка.. а что, можно СЖАТЬ что -либо ЧУЖОЮ рукой?... ошибка ради затыкания дыры в размере. лучше бы эту дыру прилагаком цветастым заткнули, имхо... ну или брутально-историческим... например, "суровая рука закона", "имперская рука"... "властная рука", "державная рука"
.
...внемлет//Тщетным буйствам Маркизовой Лужи - смахивает на чистоговорку, уж больно фоника интересная...
и еще, может, "Лужу" закавычить?...
.
6.
Ровным строем проток
Разлинован Петровской рукой,
Дремлет в тихой печали
Мокрых улочек Венецианских,
Режет Невский поток
Закруглённой гранитной стрелой,
Полыхает ночами
В чашах масляных «ствОров штурмАнских».
.
неделимо, ибо одно предложение, но бессвязно - ибо предложение длинное, слабосогласованное, инверсивное и без подлежащего.
.
Ровным строем проток
Разлинован Петровской рукой,...
. - кто разлинован?... Наместиник Богов? или остров, который отделен от этого предложения целым катреном?... или некий "проток" - есть такое существительное, ед.ч, м.р., был разлинован сперва ровным строем (интересно, это как? что это за строй, который может линовать?), а потом вдобавок еще и петровской рукой? причем он (проток) сперва разлинован, а теперь он - этот ПРОТОК - дремлет и сам режет...
инверсия в отсутствие подлежащего неудачна, имхо. потому что "остров" всё ещё за скобками, и продолжение предложения так же накручено спиралью.
у меня образ "венецианские улочки" не вызывают ассоциации с ровными линейками планировки улиц этого острова, вот хоть тресни... и "венецианские улочка" для меня - не МОКРЫЕ, а - каналы... с водой. разница образа - мокрая мостовая - или канал, по которому идет лодка - очевидна... само слово "улочка" у многих ( да пусть даже и у меня одного) вызывает ассоциацию с чем-то хаотически поворачивающим, узеньким, провинциальным... таковы ли Линии Васильевского Острова?... давайте представим человека, который не знает топоним "Венецианские улочки"...и не был в Венеции или на Васильевском Острове.
что он "увидит" в этих строках?...
.
вроде наместник Богов может резать невский поток. пусть даже уже не трезубцем, а стрелой... но может ли быть наместник разлинован? остров может резать поток... но может ли он быть наместником?...
думаю, надо внимательнее поработать с препинаками, разделяя смысловые фрагменты более четко. или хотя бы "наместника Богов" и "улочки" взять в кавычки...
"закруглённая гранитная стрела", которая "режет", уж извините, вызвала у меня приступ смеха. и не многовато ли гранита в стихе?... может за счет этого прилагака как-то более точно описать остров?
7.
Я люблю этот Мир -
Этот "Город над вольной Невой..."!
.
Нравится.
.
Он подарен судьбою
Как монета - обыденно-просто.
.
а тут не хватает после "судьбою" или запятой, или тире
.
…Блекло-желтый ампир,
Погруженный в усталый покой -
Окруженный любовью,
Мой славный Васильевский остров.
.
. если не вдаваться в хохму про ампир, то отличный финал. и каламбурность - окружен холодной водой/окружен любовью - и идентификация - ампир/остров, и закольцованность - очень в тему, очень лиричны.
может быть, стоит как-то (не очень сильно) изменить вписание "покоя" в шестой строке первой строфы - чтобы там обыграть именно застройку "покоем", а в финале обыграть душевное состояние острова?...
===================
но в целом - отличный стих, все правки которого можно свести к замене нескольких слов и работе с препинаками.
Старый Мудрый Акан 24.12.2012 19:04 Заявить о нарушении
С уважением
Павел Тувин 21.12.2012 23:55 Заявить о нарушении
Репин В. 24.12.2012 20:05 Заявить о нарушении
здания в стиле ампир и застройка покоем - это очень тесно связанные понятия, для читавших книги по архитектуре ассоциация практически неминуема, особенно если они читались краем глаза... давайте считать что я читал их краем глаза.
и городские усадьбы не редкость, всё же. Тем более что патио как раз характерны не для загородных, а для городских усадеб. (тоже можете считать что я читал про это в вики краем глаза)
но при этом учтитеспециально оговорил в тексте - патио, (которое может быть не П-образной, а любой формы, принципиально, что патио создаёт ощущение "покоя", то есть отгороженности от внешнего мира,и тут важен именно не "вид из космоса", а "вид из двора"), раз... и "представьте человека, который не был в питере, венеции, на васильевском острове, что "увидит" он?" - два.
Старый Мудрый Акан 24.12.2012 20:23 Заявить о нарушении
я пару дней относительно свободен, можно подискутировать. при желании.
Старый Мудрый Акан 24.12.2012 20:27 Заявить о нарушении
заодно и Ваш разбор обсудим)))
чем больше точек зрения, тем точнее оценка)
Старый Мудрый Акан 24.12.2012 20:30 Заявить о нарушении
К руке - да, можно прилагак поменять, если найдется лучше и уместнее.
По П - дело в том, что еше Петр запретил усадебные постройки в черте города (только "сливные" улицы без промежутков между домами), и это в целом соблюдалось. Адмиралтейство - исключение, технологически обоснованное изначально, и просто повторенное Адрианом Захаровым, а усадьбы были допустимы только за городской чертой - в лесах за Фонтанкой или на дальних Островах. Но и там очень немного - всем хотелось поближе к самодержцу, а Рублевка была на Старопетергофском шоссе.
Репин В. 24.12.2012 21:27 Заявить о нарушении
не-питерец совершенно не будучи в курсах о планах Петра Первого, и принципах застройки питера, может считать "покой" так, как показал я. причем совершенно обоснованно может это считать. или вы предлагаете публиковать этот стих с пометкой "только для питерцев"?! или с подробными пояснениями?...
я так понимаю, Ваша основная цель сейчас - буквоедство? Вы задались целью доказать , что я в конкретном мелком эпизоде неправ?... или ваша цель - доказать, что если я неправ (что вами недоказано) в конкретном эпизоде, то не прав и полностью? вы тождесвами мыслите?
тогда, да, ФОРМАЛЬНО ВЫ ПРАВЫ, (за исключением тех самых случаев, о которых вы так вскользь упомянули), но стоит ли на этом основании оставлять смысловую ошибку подбора лексики, о которую может споткнуться читатель?...
====================
улыбаюсь.
вы сейчас говорить примерно следующее: "вот в прошлом веке родилась корова с загнутым в спираль хвостом, и значит можно писать что у коров хвост кольцом, как у лайки. потому что такая корова - была. и неважно, что критик считает что не надо "хвост кольцом" оставлять в тексте стихотворения как основной описательный признак коровы, и что его надо заменить на "рога". потому что критик не в курсах, видимо, рога есть не у всех коров, а корова с хвостом, загнутым в спираль, была, и поэтому критик не прав. автор, не пиши, что у коровы есть рога, это может быть ошибкой! оставь в тексте "хвост кольцом", такая корова точно была!"
)))
Старый Мудрый Акан 24.12.2012 21:44 Заявить о нарушении
поэтому, если у вас нечего сказать ПО СУЩЕСТВУ разбора, а было только замечание о якобы безграмотности критика в вопросах архитектурной застройки некоторых историических районов санкт-петербурга ("незнание" которой, впрочем, не делает замечание менее ценным, так как освещает взгляд на вопрос именно тех, кто НЕ ЗНАЕТ таких тонкостей о санкт-петербурге, но знает что такое застройка "покоем"), то, пожалуй, и спорить не о чем.
потрачу эти 2 свободных дня на что-нибудь более продуктивное)
)))
если вам угодно, можете считать что я читал учебники краем глаза, я ведь вам уже говорил)))
спасибо, что оценили как разумное моё скромное замечание относительно "своей руки наместника")))
всех вам благ!
Старый Мудрый Акан 24.12.2012 22:01 Заявить о нарушении
Жаль, что поспел лишь к разбору «шапочному» и пропустил все самое интересное для себя (как лицо непосредственно заинтересованное!), а именно: сам процесс «разбора»! Прочел все «залпом», на полное осмысление (и на развернутый ответ) к сожалению, недостаточно времени, однако общее впечатление, безусловно, позитивное. Спасибо, признаюсь: не ожидал такого детально-подобного и, в высшей степени, корректного и доброжелательного разбора (простите за повтор).
Я обязательно отвечу Вам, «Старый Мудрый Акан», так же развернуто и честно. Простите великодушно за небольшую паузу…
Павел Тувин 25.12.2012 01:51 Заявить о нарушении
что вы этим хотели показать?...
Старый Мудрый Акан 25.12.2012 03:01 Заявить о нарушении
Потому и считаю, что обострять этот вопрос ради полутора десятков старых, как я, или мудрых, как Вы, но притом путать сотню других читателей вряд ли стоит.
Если уж и вводить какую-то дополнительную информацию, то делать это надо так, чтобы незамутненные внеклассным образованием мозги нашего юношества не перегревались:
Задумчивые пушкинские парки
Прядут тропинок вьющуюся нить,
Чтоб кружевом дорожек в день неяркий
Однажды две судьбы соединить.
Ну, увидят они за этим только предназначенную для отдыха открытую озеленённую территорию для прогулок - и то слава Богу...
А насильно грузить читателя красивости ради - вряд ли стоит.
Репин В. 25.12.2012 16:49 Заявить о нарушении
Репин В. 25.12.2012 16:55 Заявить о нарушении
Павел Тувин 25.12.2012 17:53 Заявить о нарушении
и все "имена" - то есть наборы букв, похожие на "настощие русские" - тоже не более чем НИКнеймы.
и даже если человек ставит в подпись "паспортное имя" - например, Павел или Акан - это всё равно по терминологии инета - никнейм.
проявляя неуважение к обычному или необычному никнейму (он же - литературный псевдоним) вы проявляете неуважение к человеку, который его выбрал, и демонстрируете свой уровень вежливости. я посмотрел ваши рецензии. вы не закавычиваете никнеймы, обращаясь к иным собеседникам.
я не стану закавычивать ваш ник - а ваша стихирская подпись - это тоже НИК, и по вашей логике должна закавычиваться - но, надо сказать, вы меня сильно разочаровали.
Старый Мудрый Акан 25.12.2012 19:19 Заявить о нарушении
Павел Тувин 26.12.2012 01:56 Заявить о нарушении