Не прелюбы сотвори! Былинка
Каждый год в начале отпуска я стараюсь хотя бы на недельку побывать в Иванове. Тянет меня в Свято-Введенский женский монастырь — и к батюшке тянет, и к матушке Иоанне (Смирновой), и к сёстрам знакомым, и храм родным стал; да и вообще тут духовная атмосфера особая, что ли; нравится — и всё тут… Исповедь длится столько, сколько душе требуется — до самого дна-донышка…
Я согрешил… Я согрешил
И долго плакал, безутешный,
Покуда Ты, Один безгрешный,
На помощь мне не поспешил!
Омыл, очистил добела,
Вернул достоинство былое.
И ждёшь: ну, а теперь куда
Пойду — на доброе иль злое?
Евгений Санин, р. 1954 (№ 5, 162)
А ещё я, не забывая редакторские обязанности и пользуясь безотказностью духовника обители, любимого в народе архимандрита Амвросия (Юрасова), стараюсь записать его мудрые рассуждения на диктофон, чтобы потом поделиться с людьми. К слову, я вставил в интервью несколько ранних рисунков батюшки, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к теме разговора…
До околицы, до поворота,
Где дорога уходит в поля,
Я увижу простые ворота
Лучезарного монастыря.
Вот кресты парят в воздухе тонко —
Как персты богословных святых.
Смотрит в небо лучистое око
Фресок и куполов золотых.
Постучишься — ворота открыты.
Проходи, тихий странник, молись.
Чтоб открыли простые молитвы
Светлый путь в лучезарную высь.
Чтобы выстрогал в сне деревянном
Крест живой, что воскрес наяву,
И вознёс его в день осиянный
В золотую свою синеву.
Алёна Воробьёва, г. Липецк, р. 1980 (№ 5, 43)
Тема нынешней беседы — прелюбодеяние, нарушение седьмой заповеди Божией. Что скажет об этом монах? Что он об этом думает? Не откажется ли вовсе говорить на такую щекотливую тему?
Может быть, тема и щекотливая, а говорить о ней надо, так считает отец Амвросий. Слишком уж распространена эта пагуба в наши дни — не время стыдливо отмалчиваться. И пусть батюшка порой повторяет всем нам давно известные слова, — но ведь и грех прелюбодеяния за сотни лет не изменил своей убийственной сущности. Та же болезнь — те же лекарства…
— …Вот впал человек в блуд. Что поделать, мы это видим сплошь и рядом. Но вот вопрос: почему он пал, а другой, рядом с ним, — не пал? Ведь как будто одинаковые люди, возраст один, образование одно, и воспитание-то, по большому счёту, — одно. В чём причина? Святые Отцы говорят: этому падению непременно предшествовал другой грех — гордыня. Загордился человек, залюбовался сам собой — и вот пожалуйста. Сперва гордость, а потом неизбежно — разврат. Что такое разврат, знаете? Я вам объясню. Вот были два человека — мужчина и женщина; поженились они, повенчались и стали двое — одна плоть. Было два человека несовершенных, стал — один совершенный. А теперь возьмите-ка топор… Я сейчас страшную вещь скажу… Возьмите-ка топор, да этим топором живого человека на две половинки разворотите! Что у вас получится? Двое новых живых? Нет, две мёртвые половины одного развороченного трупа. Разворотил человек едину плоть — вот вам и разврат! Вот что такое разврат: когда едину живую плоть топором греха расчленяют надвое, — только жизнь из этих половинок уже уходит… Вот почему и называют блуд смертным грехом: какая уж тут жизнь после топора? Только по виду жизнь, а по сути…
Может быть, я что-то страшное сказал, — не для слабонервных, как говорится, но что поделаешь, если так именно и обстоят дела?.. И к тому же Господь всем напуганным и отчаявшимся всегда готов послать утешение — исповедь, а если от души покается развратник — то и отпущение грехов. А отпущение грехов — это победа над смертью, это возвращение к жизни. Оживление. Покаялся ты, простил тебя Господь, вернул к жизни развороченный труп — так смотри же, не греши больше! Смертный грех — это такая зараза… Так и норовит снова пристать к исцелённому… Как этого избежать? Смирением. Ты пал, потому что загордился, потому что начал сам собой восхищаться, своими трудами, своей молитвой, своими талантами, своей праведностью, — теперь смирись.
Во-вторых, глаза береги! Сейчас такого можно насмотреться — даже не желая того… И по телевизору, и в газетах, и на улице… А ты будь строг к себе, береги глаза.
Ах, эта полоска кожи
Над поясом тёртых джинсов,
Ах, был бы я помоложе,
Я мог бы ещё влюбиться.
Мне, может, туда не надо,
А всё же за ней тащусь,
Да мне на другую ветку!
Но я с ней в вагон сажусь.
Старательно книгу читая,
Я вижу её в стекле,
Кому же она, такая,
Достанется… точно не мне!
Да мне бы заговорить с ней,
Не важно, о чём, о ком,
Сразить её точностью мысли
И правильным языком.
Почти что уже решился,
Плевать! Седине назло!
…Она говорит: «Садитесь,
Вам, дядя, стоять тяжело».
Сергей Гавриляк (№ 7, 140)
И третье — очень важное! Сам исцелился, так других-то не осуждай! Не гордись исцелением!.. Не ты сам себя вылечил, а Господь. Он и этих бедняг сумеет вылечить так же легко, как тебя. А ты помни: как кого в чём осудил, так и жди: вскорости сам в том же грехе перепачкаешься, да так, что и не сравнить с тем, кого ты осуждал. Разглядывая как под микроскопом, встречая-провожая по уму, всегда судила ближних я с наскока, поблажки не давая никому. Тот безнадёжно туп, а тот несносен. Без снисхожденья вынося вердикт, я удивлялась, как земля их носит и что сквозь пальцы Бог на них глядит.
Я осуждала. Свысока смотрела. Меж мной и миром пролегла межа. Я не прощала, да и не умела. Я собрала печальный урожай. И испытанье мне послало небо. И к тем, кого отвергла я в пути, оставшись без угла и корки хлеба, я шла с мольбой… Куда ещё идти? И нет, не люди в эти дни безсилья — Сам Бог смотрел из-под печальных век. Они меня ругали и корили, но всё-таки давали мне ночлег.
Марина Котова, р. 1966 (№ 6, 161)
Вот и получится: ты себя воображаешь борцом против развратников, а глядь — и сам в том же разврате очутился… Нельзя так. Потому что мы все — подсудимые. Один Судия у нас — Господь.
ИЗ «ДОБРОТОЛЮБИЯ»
Ты просишь Бога наказать врага
За все дела, недобрые и низкие.
Такой молитвой сам себе рога
Растишь на лбу, конечно, сатанинские.
В молитве будь смиренным, словно мышь.
Огнеопасны страстные моления.
Для недруга проси лишь вразумления,
Тогда себя, возможно, вразумишь.
Юрий Ключников, г. Новосибирск, р. 1930 (№ 1, 118)
— Среди неверующих людей — причём среди большинства — бытует мнение, что измены мужа укрепляют семью. И жена прощает ему, и терпит, и считает, что это насущная необходимость — измены. Почему люди так считают, я не знаю. Их и совесть не мучает, наверное… Или мучает, но в меньшей степени.
— Когда человек духовно заболел, вся жизнь души в нём замирает. Совесть его уже не обличает, а совесть — это голос Бога. Разумеется, голос Божий нельзя заглушить, можно только усыпить на время наш духовный слух, парализовать его, — но всё равно совесть будет в нас говорить. Но если человек не кается, он духовно замирает и становится ходячим трупом. Тело у него — гроб, а душа его — мертвец в этом гробу. И порой такие живые покойники вступают в брак, и ничего зазорного не видят в том, что кто-то из них изменяет…
СУПРУГИ
Эта женщина — в ней словно гейзер
Чувств и странных желаний. А мысль
Не живёт. Для неё безполезен
Злой призыв его: «Делом займись!»
Так и стынут. Когда же приходит
Время внутренней смуты и мук,
Он себя изнуряет в работе,
А она — изменяет ему.
Алексей Ивин, г. Киржач, р. 1953 (№ 4, 124)
Трупу какое до всего этого дело?.. Потому, когда наступает физическая смерть, такие люди сразу проваливаются в преисподнюю, в царство вечной смерти. И мучаются там… А почему мучаются? Потому что душа у них состоит из одних страстей, — но как страсти удовлетворить без тела? Хочется ему курить — а без тела не покуришь… А желание-то остаётся, и всё такое же острое, как при жизни… Ну-ка, курильщики, вспомните, каково маяться без курева? А там навечно эта маета… И разве только в отсутствии курева беда?.. Корчится душа от всех своих страстей: блуда хочется! Наесться хочется до отвала! Водкой забыться! Хочется злобу свою на кого-то излить! Но даже злобу излить не на кого, потому что в вечном мраке ты не видишь никого вокруг… А как страшно болит ущемлённая гордыня!.. Ты такой великий, такой замечательный, а с тобой так поступили, отвергли тебя, выбросили во мрак, как мусор!.. И нечем утешиться.
А ведь Господь никого не наказывает. Да… Мы сами себя наказываем, сами себя убиваем, сами себя сталкиваем в преисподнюю… Господь нам просто даёт добрый отеческий совет: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не гордись, никого не осуждай, не раздражайся на ближних, не ругайся, не выдумывай себе обиды. Для чего Он нам это советует? Чтобы нам было хорошо. Как профессор Осипов говорит? Господь нам советует, — говорит Алексей Ильич, — вот тебе удобное кресло, садись на него; не надо тебе садиться на кол или на раскалённую плиту — там тебе будет очень плохо. Не надо босиком бегать по разбитому стеклу, не надо пить отраву — умрёшь ведь! И если человек не послушался этого доброго совета, уселся на горячую плиту, то кто же его наказал страшными ожогами? Не он ли сам себя и наказал?
На душе такая пустота,
Словно кто-то вытряхнул утробу.
Не держу ни на кого я злобу,
Уповаю только на Христа.
Не позволь озлобиться душой,
Не позволь мне, Боже, усомниться
В том, что окружающие лица
Будто бы смеются надо мной.
Не позволь, чтоб нехристя рука
Сорвала бы крест с груди нательный.
С ним я, словно с песней колыбельной,
Засыпал, вздымаясь к облакам.
Не позволь мне оскудеть душой,
Не позволь, чтоб изменил я другу.
Мне поныне, Боже, знаешь, туго,
Но с Тобой я справлюсь с пустотой.
Сохраню я духа чистоту,
Сердце состраданием наполню,
До скончанья века буду помнить,
Что обязан одному Христу.
Михаил Катков (№ 5, 87)
Прелюбодеяние — это страшный грех. Надо хранить себя. Если кто свою плоть лелеет, досыта вкушает пищи, особенно если сладкое без меры ест, — значит, не хранит себя… А Святые Отцы говорят: «Сласти рождают страсти». Поначалу сатана посылает беса-чревоугодника. Потом приступает бес блуда — этот просто даёт лёгкие мысли. Человек начинает с мыслей вроде безобидных, просто чуть-чуть игривых, рискованных, но — дальше, дальше, дальше…
Человечьи глаза греховны —
Даже в детских таится грешок!
Что боярышни, что поповны —
На уме у них всех — женишок.
Притягательны взгляды женщин,
Приглашающих вас обмануть,
Обнажающих спины и плечи,
А подчас и прекрасную грудь.
…Это в людях томленье вздоха,
Плотский жар, вельзевульская страсть.
Я читаю во взорах их похоть
И желанье отдаться и «пасть»!
Леонид Адрианов, г. Тула, р. 1941 (№ 1, 34)
Потом происходит помрачение ума, появляются желания фильм какой-то непотребный посмотреть, потешить себя созерцанием голых тел… И дальше процесс пошёл! Но что интересно: не столько человек получает удовольствие от таких грехов, сколько бес. Бес — это же дух, тела у него нет, грешить он не может, — но, присосавшись ко грешнику, он через него получает удовлетворение. А ведь тело человеческое — это храм Божий! И как же можно Божий храм бесу отдавать, чтобы он там свою похоть удовлетворял!.. А если бес захочет навсегда в тебе поселиться?..
РАССКАЗ ПРИЯТЕЛЯ
Случилось это, как во сне.
Она во мгле полуподвала
Меня так нежно называла,
Что становилось страшно мне.
Ведь я к такому не привык.
Как объяснить всё это людям?
Как повернётся их язык
Назвать случившееся блудом?
Нет, это, милые, не блуд.
Здесь и не пахнет даже блудом.
И плоть и дух мои зовут
Со мной случившееся чудом.
Со мной такое в первый раз.
Теперь я словно полон света.
…………………………………………………………………………….
«Не от лукавого ли это?» —
Я думал, слушая рассказ.
Николай Зиновьев, Краснодарский край, р. 1960
Недавно был со мной такой случай: вёл я исповедь, в очереди стояло человек пятьдесят, наверное… И среди этих пятидесяти сразу выделялась одна женщина лет тридцати: так страшно её корчило — голова, руки и всё тело не минуты не оставались в покое. Сразу ясно, что в ней бес. А какой бес — я ещё не знаю. Очередь дошла до неё, и оказалось, что она блудница профессиональная. Я говорю: «Хорошо, что ты назвала свой грех, но теперь ты должна посчитать, сколько у тебя было мужчин, сколько было абортов…» Неправильно так каяться: «Батюшка, я делала аборты, — или: — Я прелюбодействовала». В миру, когда идёт уголовное следствие, — как человека спрашивают? «Сколько ты совершил убийств? Как всё происходило?» И считается большой разницей — одно он совершил убийство или два, обдуманно или в минутном порыве… И все обстоятельства учитываются, и наказание разное бывает. Значит, есть разница и на исповеди. И требник тому же нас учит. Даже нужно спросить: кто с тобой блудил? не родственники ли? или, может быть, иностранцы, или люди другой веры. Это всё учитывается…
— Батюшка, не буду скрывать: некоторые паломники относятся к исповеди такого рода с настороженностью. Они воспринимают это как переход за грань исповеди, хотя я не знаю, есть ли у исповеди грань… Люди считают, что подробностей касаться не надо.
— Мы делаем так, как учит нас требник. Но дальше, про эту девушку… Я говорю ей: «Припомните всё и приходите через неделю. Принесёте покаяние и в том, что вспомнили». Она пришла и много забытых грехов принесла. Я говорю: «И этого ещё недостаточно, надо ещё вспомнить». Она и в третий раз пришла, и в четвёртый раз пришла… Потом месяца три я её не видел. Вдруг опять приходит. Вижу, стоит спокойная молодая женщина. «Помните, батюшка, я была у вас?» — «Помню». — «Как меня тогда крутило! Я не могла стоять. А когда я поисповедалась, очистила душу от грязи, мне стало свободно и легко. У меня появилось желание книги читать, появилось желание молиться, в церковь ходить, поститься, размышлять о духовном…»
ПУТАНА
Ночь дышала страшной тайной, и на улице пустой свой улов ждала путана с видом грешницы святой. Я путане непонятен, как пришелец неземной, появившийся некстати и стремящийся домой. Да к тому ж такой никчёмный, на её досужий взгляд, стихотворством увлечённый, не делец, не казнокрад. Говоривший необычно, тем касаясь мировых, с ней, дотошной и практичной, не боящейся молвы. Размышлявший среди ночи о возвышенной любви: «Всё бери, чего захочешь, только душу не губи. Отпусти туда, где брезжит мой живительный очаг, где найду мечту, как прежде в воссиявших мне очах».
И спустились звёзды ниже, наблюдая с высоты за безпутной и безстыжей, что попалась на пути. Тишина легла на кроны тополей, как эпилог этой встречи в час укромный, где случайный путь пролёг. А путана, что случайно привнесла мне непокой, долго с мукою печальной всё махала вслед рукой.
Григорий Осипов, р. 1945 (№ 3, 115)
Это понятно. Ведь когда человек заболеет телом, у него появляется отвращение к пище. Но ведь если он пищу вкушать не станет, то вовсе ослабеет и умрёт! Точно так же и с душою безсмертной. Когда она болеет грехом, то чувствует отвращение от духовной пищи любого рода: от молитвы, от добрых дел, от чтения Писания… Стало быть, надо очиститься покаянием, а потом вкушать добрую пищу духовную. Костёр мой ещё не потушен. И я призываю: Господь! Смири мою грешную душу, смири мою жадную плоть. Дай вечно мне слышать отныне не взрывы, не звон вдалеке, и верить, что храмы земные построены не на песке.
Надежда Полякова, †2007 (№ 4, 86)
— Я читал у священника Владислава Свешникова, — на мой взгляд, очень умного батюшки — рассуждение на эту тему. Оказывается, социологические исследования говорят: женщина, ведшая до замужества свободный образ жизни, даже выйдя замуж, даже родив ребёнка, всё равно стремится вернуться в прежнюю развесёлую жизнь. И очень большой процент возвращается. Это что означает? Видимо, бес её свернул? Если один бес не может свернуть человека, то приходит другой, высшей иерархии…
— Нам Господь попускает искушения только по силам… У нас есть возможность просить помощи у Господа, Матери Божией и святых. Допустим, ребёнок лет 10—12: к нему маленький бесёнок приставлен — других Господь не подпустит. А если это подвижник великий, так ему и великий демон посылается. Пока мы жили по законам греха, то нас и крошечные бесенята могли сбить с толку, а как встали на правильный путь, так и враги наши усилились. Страшно? Очень страшно. Вся вселенная опутана сетью сатанинскою. Но, как преподобный Макарий сказал, сатана расставил очень много сетей, и единственный способ в эти сети не попасть — это смирение. Смиренный человек во вражескую сеть не попадёт. Поэтому Господь и говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
Стоит человек, словно полуразрушенный храм,
Душа нездорова, отравой пропитано тело.
Строитель грядущего — прошлый и нынешний хам,
Взращённый страной, где, как птицы, свистели расстрелы.
Так сложно в сегодняшней жизни, где души вплелись
В политику будней, где мечутся дикие тени
Пророчеств, гаданий… Где смута идёт, словно рысь,
Где бешено рушатся прежнего зданья ступени.
Так что же нам делать? Всем миром упасть на колени.
Наталья Карпова, убита в 1995 году
— Батюшка, а так называемый гражданский брак — это блуд? Давайте называть вещи своими именами…
— Я вам так скажу: если люди не церковные, Бога не знали, но полюбили друг друга и стали жить вместе по влечению сердца, — то без воли Божией этого бы не произошло!.. Значит, Бог уже отчасти благословил этот брак, ибо подлинная любовь — только от Бога. И если эти супруги живут в любви и мире, не изменяют друг другу, заботятся друг о друге, не ссорятся, то благословение от них не отнимается, и связь их может считаться не блудом, а браком.
СТУПЕНИ СТРАСТИ
Наёмник страсти, ты в неё упал,
торопишь жажду маршальского жезла,
склоняешь губы к дорогим губам,
спускаешься в расщелину блаженства.
И в миг, когда лукавая луна
к последней позовёт короткой битве,
ты вдруг замрёшь, затихнет и она,
и оба остановитесь в молитве.
Как долго жизнь к такой любви звала,
где миг и вечность слиты воедино,
растворены и мысли, и тела,
и время, и пространство, и седины.
Потом приходит самый главный взлёт,
когда, в объятья даже не бросая,
любовь двоим неизъяснимо шлёт
свои неизреченные касанья.
Я посвятил немало сил и фраз
любви земной, но ведь она — подножье
той, что являет творческий экстаз,
преображенье временного в Божье.
Юрий Ключников, г. Новосибирск, р. 1930 (№ 1, 14)
А всё-таки венчанный брак намного совершеннее, и благодати в нём куда больше! Венчание — это Таинство, великое Таинство, которое возводит брак к Небесам.
— А ведь венчанные люди — это точно известно Церкви! — имеют единую загробную судьбу… Они же не разлучаются после смерти?
— Ну, это зависит от супругов — как они будут себя вести!.. Допустим, муж уверовал, но он ленив на добрые дела, в церковь не ходит… Я знаю таких!.. А жена очень Господу преданна, любит Господа, постоянно пребывает в молитве, она избавилась от всех страстей, — а муж нет. Как же может быть у них одна судьба за гробом? Пусть они и венчанные, но… «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмётся, а другой оставится» (Лк. 17, 34).
P. S. У Иоанна Златоуста я нашёл такие слова: «И после смерти, и в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой Радости»: он утверждает, что «любовь изменяет само существо вещей». — А. Р.
— То есть автоматом это не получается — в Рай попасть? За счёт супруги?..
— Нет, не получается. И вот ещё что скажу… Скажу не от себя, а приведу слова Христа: «Кто разведётся с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё; и если жена разведётся с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк. 10, 11—12). И апостол Павел пишет: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведётся, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7, 10—11). И в конце этой главы сказано: «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39).
Дядюшка вернулся из пурги,
из свинцовой, — без обеих рук.
Вставши поутру не с той ноги,
плакал, что надеть не может брюк.
Всё дивился мужеству: жена
в плен позорный не сдалась беде.
Без неё — не выпить и вина,
не сходить, простите, по нужде…
Если б не шальной автомобиль,
если бы не случай роковой,
дядюшка бы вместе с нами был,
бритою крутил бы головой.
Виктор Менухов, СПб. (№ 6, 106)
— У меня, батюшка, ещё один острый вопрос: многие женщины обижаются… «Сколько, — говорят они, — на нас наговаривают за блуд, столько мы терпим поношений! Раньше даже ворота дёгтем мазали согрешившей девушке… А почему не говорят столько гадостей о мужчинах-блудниках? Ведь по справедливости и тому юноше, с которым девушка согрешила, надо тоже дёгтем ворота вымазать». Почему считается, что ему можно, а ей нельзя?
— Никому нельзя.
ИЗ ЭККЛЕЗИАСТА
[РИС.О.АМВРОСИЯ «ГОЛОД»] Веселится юноша безпечный, но не привыкай в веселье жить. Ведь в финале жизни скоротечной всем за всё придётся заплатить. Ты оплатишь, поздно или рано, каждый грамм испитого вина, каждый миг любовного дурмана, каждый тихий вечер у окна. Ты заплатишь, — скажет, сколько нужно, терпеливых кредиторов хор — за успех, за ненависть, за дружбу, за обман, за славу, за позор. А настанет час расстаться с телом — ты падёшь в нетленный прах лицом и предстанешь за добро пред белым, а за зло пред сумрачным истцом. Но пока не давит жизни бремя и крепка серебряная нить, не гони обманчивое время и учись без ропота платить.
Валерий Баталеев (№ 4, 121)
Помните, в житии у старца Силуана есть такой эпизод: мужа забрали в армию. И жена не выдержала разлуки, впала с кем-то в блуд. Муж-солдат возмутился: «Всё, конец, разведусь!..» И он вправе развестись, — надо заметить… А старец Силуан (тогда он ещё не был старцем, был просто сослуживцем того бедняги) говорит: «Хорошо, ты на неё сейчас очень сильно разгневался, а давай вспомним: у тебя что-то было? Ты-то ходил в солдатские заведения?» — «Было такое…» — «Так почему же тебе простительно, а ей нет? Ты себя не осуждаешь — вот и её не осуждай!» Это, конечно, не даёт повода жене впадать в блуд в ответ на мужнины похождения. Каждый сам за себя будет ответ держать.
НЕВЕРНАЯ ЖЕНА
Безконечный погост на угоре —
Лихолетий военных печать.
Ты сегодня вернулся героем,
И живые все вышли встречать.
И считали мальчишки медали
На груди на геройской твоей,
И старухи глядели с печалью,
И некстати запел соловей
По счастливой когда-то привычке.
Но застуженный ветер не стих,
Полоскался голубенький ситчик
Вкруг озябших коленей моих.
Холодком обнимала рябина.
И когда замолчала родня,
Словно тысячи вёрст до Берлина,
Стали десять шагов до меня.
Отголоском последнего боя
Гром небесный вдали отгремел.
У ворот, где прощались с тобою,
Ты в глаза наконец посмотрел.
И шинель, улыбнувшись безпечно,
На виду изумлённой родни,
Мне набросил на слабые плечи,
На неверные плечи мои.
Елена Кузьмина, г. Архангельск (№ 7, 138)
К слову, и девушку могли опорочить зря — из зависти или мести; всякое бывало…
И застенчив ты, и робок,
да она смела.
Чёрный дёготь на воротах,
а она бела.
Что ни день — ворота в дёгте.
По всему селу
на заре вы с ней пройдёте,
вопреки всему.
Гаснут звёзды, густо веет
росным духом сад.
И лицо её белеет,
а глаза блестят.
Брызнет луч сквозь лес медвежий,
запылает в нём
на воротах дёготь свежий
золотым огнём…
Владимир Трофименко (№ 4, 47)
— Почему-то считается (и в этом уверены очень многие!), что в семейной постели всё позволено. Святая Церковь учит, что сближаются супруги только ради рождения детей, — но мы так далеко отошли от канонов… Так что же можно назвать извращением в супружеской жизни? Мне это не очень понятно.
— Мы из Священного Писания скажем… Апостол Павел говорит, что некоторые люди совершают такие грехи, которых и оглашать нельзя. Если человек совершал такой грех, то апостол Павел говорит, что надо такого «предать Сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор, 5, 5). Мы знаем, что жители двух городов — Содома и Гоморры — совершали противоестественные грехи. С неба сошёл серный огонь и уничтожил и Содом, и Гоморру. Какие это были грехи? Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, женщины с животными. Но не надо таить: бывает и мужчина с женой своей любимой согрешает противоестественным грехом, — как мужчина с мужчиной. А то покупают особые предметы: если сам не может удовлетворить жену, то удовлетворяет её этими предметами. Или женщина с мужем не хочет жить, — а живёт сама с собой. А сколько есть таких девушек, которые девы, а с пареньком живут противоестественно.
— Раз мы заговорили на такие острые темы, то у меня последний вопрос, который тоже неясен для многих. Несколько десятилетий назад на Западе появился препарат, который помогает восстанавливать мужские силы…
— Быть может, эту тему мы опустим? К чему это?..
— Да про него все уже знают! Употребление таких препаратов тоже противоестественно?.. Раз Господь отнимает силы у человека, значит, он оставляет ему время и силы для покаяния…
— Господь отбирает силу для того, чтобы человек проводил целомудренную жизнь. Ведь что такое целомудрие? — это целостный ум. Допустим, девушка может быть физиологически девственной, но, как говорится, «телом девица, а душой блудница».
— То есть телесная девственность — это только часть целомудрия?..
— Она, в первую очередь, подразумевает целостность ума. Для того, чтобы быть целомудренным, надо больше трудиться, быть занятым молитвой, в храм ходить, добрыми делами заниматься, читать книги духовные. Надо душу напитать Словом Божиим, евангельским, напитать душу словом Святых Отцов. И тогда, если и увидишь вдруг по телевидению что-то непотребное, ты найдёшь в себе силы сразу выключить его или отвернуться. А когда у человека нет в душе Слова Божиего, то у него нет и защиты. Взять, допустим, Японию: почему такая беда случилась в этой стране? Цунами высотой в 40 метров, 9 баллов радиация… Это ведь не так просто всё было…
У Земли нелёгкая планида —
Надо ж, утонула Атлантида.
Вот Земля опять, рыдая, стонет —
Скоро и Япония утонет.
Леонид Адрианов, г. Тула, р. 1941
Написано в 1983 г.
— Духовно есть несколько объяснений. В том числе — это было наказание им за приготовления к войне с нами…
— И это верно! Мы знаем, что они хотели забрать Курильские острова. Мне известно, что оставалось несколько часов до начала военного вторжения: японские корабли уже были снаряжены, чтобы подойти к нам и Курильские острова захватить. Но что значит: захватить острова? — не только сами острова, но и территорию на 400 км вокруг. Оставалось всего несколько часов… Но Господь не попустил…
Вот подобный случай. Несколько лет назад я был в Сухуми. Однажды ночью моя кровать так ходуном и заходила. Землетрясение где-то! Днём по телевизору передали: в Турции произошло громадное землетрясение. Город, где турки собрали всю военную технику, закупленную в Америке, — технику, приготовленную для войны с православной Грецией, — этот город был полностью уничтожен. Он на шесть метров под воду ушёл. Так один мусульманин сказал в том репортаже: «На нас разгневался Аллах!»
В Турции — землетрясенья, в Сибири — пожары, горит тайга, пылают хлеба. На всём земном шаре нет места, пожалуй, где бы жить и ложкою бед не хлебать. В Конго — война, в Гонконге — кризис. Самолёты падают, тонут суда. Дирижёр зла, на род людской окрысясь, тычет палочкой туда-сюда. Где — берут заложников, где — взрывают бомбы в подвалах, в машинах, у площадей то ли роботы, то ли зомби, то ль мутантов вывели из людей. Свою работу чернобыльский стронций продолжает тайно — за часом час. Снова появились пятна на Солнце — отражение пятен на совести у нас. Уже и Земля вопиет: покайтесь! Образумьтесь. Взгляните друг другу в глаза! Скоро по наклонной плоскости покатитесь, и не удержат никакие тормоза. Уже и Апокалипсис проступил из вечности, из бездны выбирается рогатый зверь. Много раз Господь миловал человечество, захочет ли помиловать его теперь?..
Николай Новиков (№ 4, 89)
— Простите, батюшка, но не ушли ли мы от нашей темы?
— Но это же всё — блуд!.. Заблуждения греховные! Не только телесный блуд бывает. С правильного пути совратишься — и пойдёшь блуждать, блудить… Тут и разврата не минуешь, и прочих заблуждений…
«Аще жидовин или бесерменин будет с Русскою
или иноязычник — с того Митрополиту 50 гривен,
а Русскую поять в монастырь…»; «Аще кто с бесерменкою
или с жидовинкою жить сотворит, да от Церкви отлучен
будет и от христиан, а Митрополиту 12 гривен».
Церковный Устав Ярослава Мудрого, Уложение 17.
Погляжу на люд в Москве — нету моченьки!
Что ж ты замуж за чужих вышла, доченька?
— Где же взять таких своих, мамочка?
У Махмудки магазинчик и лавочка.
А у Кольки ни кола ни двора!
Да и замуж нам приспела пора.
— Эх, ты, Коля-Николай, сиротинушка!
Не пошла за тебя свет-Иринушка.
Вот и танец живота, и позорище.
Да с поганым ты и сам не поссоришься.
Не велит тебе закон гнать безстыжих прочь.
Только Ирке я не мать. И она мне не дочь.
Нина Карташёва (№ 6, 260)
— В таком случае, вот вам вопрос, батюшка. Нет ли у вас предощущения беды, которая может в скорое время случиться с Россией, свернувшей с истинного пути, — с Россией, блуждающей во тьме греха?
— Недавно я узнал… Был такой иеромонах Антоний… Он жил в Израиле, в Лавре Саввы Освященного… Меня поразили его слова… Он говорил, что многие сейчас ожидают кончины мира. Нет, дата кончины мира ещё не известна! Ещё должно просиять по миру солнце истинного христианства — православной веры. Сперва должна случиться страшная война, третья мировая, в которой погибнет одна треть или половина людей. После неё уже будет проповедоваться Евангелие всем народам. То, что сейчас проповедуется протестантами, — это еретическое толкование Евангелия. А вот когда подлинная евангельская проповедь пройдёт по всем народам, — тогда будет всемирный расцвет. Но долго он не продлится. Вскоре народ развратится — вот тогда и придёт антихрист.
Одни говорят, что антихрист идёт,
Другие — идёт возрожденье.
Но пашет, и сеет, и строит народ
Уже на пределе терпенья.
Такая сумятица, нервная мгла,
И так перекошены лица…
А кони кусают, жуют удила,
Закат уже кровью сочится.
Россия, Россия, очнись, наконец.
Пропащую, горькую смуту
Отринь от униженных наших сердец
В последнюю, может, минуту.
Геннадий Иванов (№ 4, 42)
[РИСУНОК О.АМВРОСИЯ «СМЕРТЬ»] — То есть у нас ещё есть какое-то время?..
— Не надо думать о конце света. Надо думать о конце своей собственной жизни. Не надо ждать антихриста, — надо ждать Христа и готовиться к Его пришествию добродетельной жизнью. Не заблуждайтесь! Не сворачивайте в блуд! Идите ровной евангельской дорогой!..
— Но ведь даже из Святых Отцов кто-то закапывал себя по шею в землю! А ведь он-то шёл прямым путём… Но как же сильно его доставал блудный бес!..
— Да, Иоанн Многострадальный… Господь таких сильных духом людей показывает нам для того, чтобы поняли: если они выдержали натиск целого бесовского легиона, то уж с нашими-то врагами мы тоже в силах справиться. Господь поможет!
— Батюшка, правильно ли я понимаю, что каждый христианин к концу жизни обязан стать святым?
— Почему «к концу жизни»? Надо прямо сейчас становиться святыми. Вы знаете, что для этого нужно делать: у вас есть и Писание, и святоотеческие поучения — только следуйте им. А зачем откладывать на конец жизни? Разве вы знаете, когда этот конец наступит? Может быть, завтра. Значит, вам уже сегодня надо быть святым. Трудно это? Конечно, трудно. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что если бы можно было спокойно и без забот войти в Царствие Божие, то такие великие святые, как апостолы Пётр и Павел, не приняли бы на себя столько трудов. А то три раза в тюрьмах сидели и по сорок ударов получали, да разве только это… Что проку жить в длину, снега на снеги множить. Не веруя, тревожить озябшую струну. Что проку плыть года, забыв ключи от чуда: неведомо откуда, неведомо куда. Живите без меня, и галстуки меняйте, и, словно рак, линяйте от суетности дня. Но если есть броня — пускай вам всем счастится. А мне пора молиться: живите без меня.
Григорий Поженян, †2005 (№ 7, 49)
— Из этого можно сделать вывод, который я давно сделал уже: Царствие Божие очень трудно даётся, и туда попадает очень немного людей…
— Иоанн Златоуст на одной из своих проповедей сказал собравшимся в храме (а эти люди молились, имели дома иконы, приходили на исповедь), — он сказал, что из тысячи вас спасётся только один. Господь дал нам этот дар — свободу, и её никто не может отнять — ни Сам Господь, ни диавол. Мы по своей воле, свободно развращённые, грешим и губим себя — и душу свою, и тело. А если не будешь грешить, то организм поправится и сможешь свободно дожить до ста лет с лишним.
Дни мои сосульками растаяли,
Годы мои канули вешние.
Господи, не оставь меня,
Прими в раскаянье грешного.
Весь я и в корысти, и в гнилости.
Стать бы чистым к сроку нездешнему!
Я не заслужил Твоей милости.
Милостив буди мне грешному.
Прямо как зима в людях лютая —
Князь приходит мира кромешного.
…Господи, я люблю Тебя!
Господи, помилуй мя грешного!..
Протоиерей Андрей Логвинов, г. Кострома, р. 1951 (№ 5, 136)
— Да разве в этом цель жизни? В долголетии?
— И долголетие нужно: чтобы побольше поработать Богу. Чтобы успеть принести какие-то плоды. А то вдруг и в самом деле завтра умрём? Чем тогда оправдаемся?..
СТАРОСТЬ
О, лучшее время, где ведаю счастье,
Когда, не взрываясь уже, а стираясь,
Всё меньше мешают мне плотские страсти
Быть с Небом и Богом. Вступаю я в старость.
Вступаю я в возраст, прекрасный и мощный,
Когда всё неспешней иду по тропе я,
И мысли предаться, и музыке можно,
И мудрость в смиренье постичь и в терпенье.
Вступаю в страну, где, чудесная, ныне
Мне в дар тишина созерцанья досталась
И опыт, глубоко в своей сердцевине
Упрятавший детство. Вступаю я в старость.
Вступаю я в самую лучшую пору,
С которой до смерти уже не расстанусь.
Не с ярмарки еду, а двигаюсь в гору.
А там уже Небо. Вступаю я в старость.
Лев Болеславский, г. Реутов, р. 1935 (№ 3, 181)
Свидетельство о публикации №112121009359