Итоги ноября. Дмитрий Драгилёв

Начнем с того, что я не очень люблю конкурсы. Щекотливое занятие. И нервы щекочущее. Ведь все, что связано с каким-либо отбором, несет в себе неприятный момент, или, если хотите, определенную долю жестокости. Есть, впрочем, и прекрасная сторона, помимо вердиктов конкурс предполагает призы, подразумевая вручение украшений, то бишь – сережек (как минимум) или занесенных в Красную книгу животных, иными словами – слонов. А тут уже напрашивается некая аналогия с ведомством Деда Мороза. Как человек, не претендующий на роль означенного деда, но памятуя о близости Нового года, идущие там и сям адвенты (один из таких дней я использовал для своего обзора) и лимит десяти имен, попытаюсь выделить тексты, которые привлекли мое внимание, заставили задержаться. Именно задержаться, остановиться. И вовсе не потому, что непременно отвечают моим эстетическим воззрениям и представлениям о поэзии, но просто «зацепили» на фоне всей чехарды дел, привычки (помноженной на необходимость) делать массу вещей одновременно, сохраняя при этом некую, как говорил один мой друг и большой поэт, неизбежную «цеховую скорость».

Я не литературный критик, мой выбор субъективен. О неудачах говорить не хочется. Не знаю, стоит ли талдычить о вечной борьбе и вечных оппозициях: оригинальности и трафаретности, энергетики и выхолощенности. С интересом отмечаешь разномастность представленного материала, тенденции, силу и популярность тех или иных влияний, традиций, школ, постулатов, схем, но я, пожалуй, ограничусь самыми краткими замечаниями и самим перечнем. Наверное, ничего нового не скажу, если замечу, что и во всяком садочке, «который сама садила» и в любом рыбачьем садке найдется много совершенно разных примеров того, как «осваивается пространство». Это могут быть версификации, требующие композитора, чтобы стать песнями – лирическими или жанровыми, вещи чересчур добротно и рассудочно «сделанные» или, наоборот, с искренними следами детского «плоскостопия»; аккуратные свидетельства уровня начитанности, «литошной» работы, вдумчивых литературных штудий и, наконец, тексты, мимо которых трудно пройти в силу того простого обстоятельства, что их образность и/или формальные поиски что-то сообщают тебе, даже если эти поиски и образы лежат в русле известных, но не самых давнишних школ или чужих (опять же – не самых давних) находок и подходов. Ничто не ново под Луной, да и следует ли очень завышать планку? Итак, попробуем на какое-то время отрешиться от щепетильности «Гамбургского счета» и постараемся быть беспристрастными. 

Для начала два стихотворения, которые комментировать вообще никак не буду, ибо они говорят сами за себя (чем меньше я говорю о стихах, тем более убежден в них).

ЕГОР МИРНЫЙ «время цветов»
http://www.stihi.ru/2011/10/12/6635  квота Главной редакции

было время цветов, питающихся цветами,
каждый новый день начинался с того, что не заканчивался вечер.
молчаливая соня от горластых горничных в тайне
выращивала жемчуг
в ушных раковинах своей младшей сестры,
которая видела только соню и которую видела только соня.
они могли целыми сутками друг на друга смотреть,
пока не становилось больно.
их анемичная, свет износившая мать
в прошлом – летала /яблочная фея в отставке/,
в настоящем – варила из жемчуга едкую мазь,
выводила у сони сердечные бородавки.
папы не было дома, и не было дома у них,
всё происходило на фоне пульсирующей акации.
соня знала наперечёт предстоящие дни,
записывала их на кассету и прокручивала у себя на пальце,
в плотоядном тумане собирала по косточкам тех,
кто лежал там с откушенными головами, с небесами проломленными,
кто до них не дошёл, кто не очень-то и хотел.
было время кузнечиков, насаженных на соломинки.

Октябрь 2011



ГЕРМАН ВИНОГРАДОВ «Налаи Сретенские»
http://www.stihi.ru/2012/11/11/6281 номинатор Ильдар Харисов

Давно дело было.
Закон Ома в Московию на перекладных
собачках Псой Занюхыч довёз не зараз.
Пока вёз – собачки-то ползакона и погрызли.
А ползакона – чушь собачья.
Но мир не без добрых людей.
На шестой версте от Больших Кнышей
божий человек Балалай Присноглаз
косточку говячуюю собачкам, от сердца
оторвав, не пожалел:
«Кушайте, собачки, семь репьёв вам под хвост!»
А псинки-то от радости половину закона
Ома и налаяли – только записывай!
Давно дело было.

А теперь вот это:

АЛЁНА ЛЁШИНА «Говорил он – свет...»
http://stihi.ru/2012/11/06/6497  номинатор Степ

говорил он свет и хлопьями снег валил
говорил огонь пылали листвой леса
говорил он снег и цвел на краю земли
белый-белый сад

иногда молчал и ветром песок мело
пустота звенела время теряло след
и казалось что не осталось на свете слов
кроме слова нет

а потом гроза такая была гроза
танцевали джигу молнии в темноте
и кромешным ливнем падали небеса
говорил он – день
 
дождь снаружи лил а пекло внутри пекло
ураганный ветер ближе и ближе выл
но бросал меня мокрой бабочкой на стекло
говорил – живи

начинаю шепотом после сорвусь на крик
мы в пустых моленьях столько расшибли лбов
языков твоих дай господи словари

а вчера любовь сказал он
сказал – любовь

Кто-то наверняка захотел бы схестнуться на предмет архетипов, метрики и прочих аспектов поэтической ткани, обозначив-запеленговав предшественников и современников, определив ориентиры автора. Впрочем, не будем. Не хочу показаться мелочным буквоедом, но лично меня немножко смущает едва намеченная рифмовка в третьей строфе. 

А вот достаточно оправданный пример классической просодии со множественными отсылками и аллюзиями – однако я не уверен в их неслучайности (хотя тут и Пушкин, и Парщиков, и многими любимая «Колыбельная Светланы» /Т.Хренникова-А.Гладкова/, и «Ежик» /В.Жубинской-А.Житницкого/, который вряд ли на слуху). Также не знаю, как в точности было задумано со словом «зампотех», но, вероятно, понял правильно.

ИРИНА ВАКУЛЕНКО ***
http://www.stihi.ru/2012/05/31/6958 номинатор Клавдия Смирягина Дмитриева

Если веки в темноте пальцами прижмёшь,
То приходит зампотех – синий грустный ёж.
У него труба горит, как на ней играть?
Он давно живёт в кредит, огорчая мать.
Если несколько минут в потолок смотреть –
Вот он, рядом, тут как тут, розовый медведь.
Морда в пудре у него, и в глазах вопрос.
Он от носа до хвоста стразами оброс
(Это чтобы подчеркнуть линию спины).
Наша комната висит в толще тишины.
Здесь морозные цветы, маятника лот,
Океаны темноты, белый-белый плот.
На столетие зимы лета полчаса.
Ни сумы нам ни тюрьмы. Спи, моя краса.

А вот еще один потешный и песенный текст

ЛЕОНИТ ТЕРЕХ «7х9»
http://stihi.ru/2003/06/22-677  номинатор Александр Молочников

Свинец обид и порох денег –
Наиувесистый пример,
Когда  заряжен понедельник
В грегорианский револьвер,
И, как в замедленном повторе,
Где цель до одури близка,
Уже в стволе маячит вторник
У календарного виска,
За каждый шаг на грани фола
И ощущение беды
Ударит звонко телефонным
Бойком по капсулю среды,
И хрустнет сломанною веткой
Осечка. И, не преминув
На четверговую рулетку
Поставить мелочность минут,
Вильнёт  курком  игривый палец,
Перенаправив выстрел в рот,
Чтоб разрядить веселье пятниц
В мишень отравленных суббот
И полутрупу выдать визу:
Воскреснув снова в вязком сне,
Сменить отстрелянные гильзы
На вновь предписанные семь…

Есть во всем этом какой-то хороший романтический запал, гардемаринный маринад, дартаньянщина, короче говоря, тот самый порох, о котором пишет автор. Тут бы и мостик перекинуть к кому-нибудь из известных, к Юрию Ряшенцеву что-ли. Но почему  «сне» и «семь»?

Продолжим «потешный» ряд

АЛЕКСАНДР РА «не отвертеться»
http://www.stihi.ru/2010/08/06/7122 отборочный тур БЛК (квота Александра Спарбера)

уже написан вертер
уже прочитан поттер
мы брошены на ветер
в исходном пре-исподнем
последними словами
и больше не осталось
бессловно разеваем
беззубую усталость
послушно отпуская
себя на самосвалку
короткая такая
а все же очень жалко

06.04.10

Сюда же подверстываю:

РЖАВЫЙ АНГЕЛ ГО «февраль. нехватка витаминов...»
http://www.stihi.ru/2003/04/16-554 номинатор Александр Молочников

Февраль. Нехватка витаминов.
Микстура с запахом  весны.
Луна. Опушка. Буратины
Торчат носами из  сосны.
Им снится что-то из верлена
До самой утренней зари.
И каждый – сам себе полено
С веселым мальчиком внутри.
Их сущности легки, как птицы,
Честолюбивы и вольны,
Носы длинны, полны амбиций
И вожделения полны.
Ах, как легко парить в объятьях
Беспечно-сладостного сна!
Но просыпаются собратья –
Их ждут свобода и весна,
Ручей в лазурной окантовке,
Рассвет со вкусом пастилы,
Бригада лесозаготовки,
И сучий вой бензопилы.

Прием, разумеется, не нов. В представленном длинном списке есть много авторов, которые пытаются «играть с классиками». Сегодня такие попытки зачастую отдают КаВэЭном и социо-поэтическими проектами Дмитрия Львовича Быкова. И все-таки мне понравились веселые отсылки и аллюзии, связанные с Пастернаком, Блоком, Мандельштамом, Луговским… Вкус, вой... 
А вот неожиданное «цветовое», цветоточивое стихотворение

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Вырезаю твои глаза»
http://stihi.ru/2012/10/09/6927 отборочный тур БЛК

Всё это скоро превратится в пыль. Да, превратится в пыль. Кончается лето.
На поле колосящегося пересильда выползают грохочущие драндулеты.

Когда пересильд из бледно-голубого становится белым, приближается жатва и,
я думаю, единственное, что остаётся  делать – вырезать глаза твои.

Просто глазам белыми быть нельзя и поэтому я делаю то, что надо делать –
из фотографий твои глаза вырезаю, пока они из бледно-голубых не стали белыми.

Последний раз смотрю в твои глаза я, такие пересильдовые, такие манящие.
Эти хрустальные глаза я вырезаю и отправляю назад, на твой почтовый ящик.

Иначе я рухну в пересильдовые цветы и  со словами «принеси, принеси льда»
умру от жары, от белизны и от духоты посреди поля поспевающего пересильда.


Трудно сказать, какую роль в данном случае играет актриса Юлия Пересильд, а какую перекись водорода, но от «пергидролевых» полей мне легко было перейти к «проголоди травы» и «мотылькам, забитым в дождь по шляпки»
 
ВАДИМ БАЛАБАН «среди стекла природы дождевой...»
http://stihi.ru/2012/10/22/5985 отборочный тур БЛК (квота Юлии Елиной)

* * *
среди стекла природы дождевой
осколков и потёков боковых
ты по следам, намеренно живой,
впечатывался в проголодь травы

казалась рядом выставки картин
сетчатка корневая на руках
но это был обычный карантин
тем более когда издалека

тем более – не болевой захват
а просто для острастки до нуля
упасть но этим почерком чреват
какой-нибудь придурок/  у руля

стоит не тот кто кажется таким
ты посмотри в стекольное ушко:
забиты в дождь по шляпки мотыльки
а то что было – было и ушло.

Вопрос «кем завершить список» оказался, пожалуй, самым сложным. Я не собирался выстроить перечень по «мере убывания качества». Просто когда уже заняты девять мест, начинаешь лихорадочно думать о том, не пропустил ли кого, кого бы еще взять в обойму. Осмотревшись, понял, что кандидатов в «десятые авторы»  несколько. Что-то меня заставило остановить свой выбор на Владимире Ветрове – выбор очень спорный и, как иногда говорят, навроде аванса. Автор, по-своему, пытается плыть и управляться с разными контекстами, один из них связан с или, скажем так, навеян поэтикой Иосифа Александровича Бродского, есть красивые строчки, хороши «лучезарная богиня из касты зеленоглазых», и «ляжет на сердце пятая часть зимы». Однако нужно признать, что работы, которая предстоит автору, – непочатый край. 

ВЛАДИМИР ВЕТРОВ 2 «Устаешь от зимы…»
http://www.stihi.ru/2012/07/08/8010 номинатор Сергей Беленко

 1.

Устаешь от зимы. Устаешь подводить итоги.
Догматический мир сам с собой совладать не смог.
Не нужны январи. Не нужны громогласные боги, –
нет богов у кочевников,
кроме степных дорог...

только степь не примерить, –
неважно с мечтой сочетаясь,
тривиальная жизнь не меняется второпях...

Не сверяясь с молвой, легендами обрастая,
можно солнца не знать,
но сгорать на чужих кострах;

можно выразить меру зависимости глубинной,
познавая неволю величественной воды, –
возле мрачных опор всеведающей плотины
переставая быть молодым;

можно медные трубы под Триумфальной аркой
возвести в превосходную степень, шутя: "Сен-Санс..."

(Лучше замертво слечь в перелеске, отмеченном ярко –
багровеющей жатвой, – как некогда Лавриа'с.)*

Кто счастливей? Кто знает...
Закат. Я сейчас восприимчив
к "вечноалым" тонам.
Жаль, пространство не взять взаймы.
Но меняемся мы. Вновь религией архаичной
ляжет на' сердце пятая часть зимы.

И на время забудешь безбожие тех карнавалов,
что хранили великий сезон бесшабашных начал.
Кто счастливей теперь: не поверивший в идеалы?
или тот, кто поверил,
но подлинной меры не знал?

(Соответствия нет.)
Очередной паломник
отвергается истиной сакраментальных основ.
И реальность надсадная вздохом каменоломни
проявляется вновь.

 2.

Верно, будущая весна предсказуема и двояка:
предназначенной мглою в поле тетради слегла.
Но совсем не согласен еще с переменою знаков
вязкий снег под окном,
да и все иные снега.

Вера есть, и надежда, и древние звенья ошибок.
А о личных галактиках незачем говорить.
Очевидно, не время о сокровенном, ибо
именно Время не призывает быть

непременно наивным. (Не будешь –  до первой встречной...
С нею вместе шагнешь в Королевство "витых" речей;
то же самое небо, блистая коллекцией млечной,
как и прежде, поделится болью своих ролей...)

Будет год –  фантазируя, молвишь: "Влево. 4 румба"**
(хоть не в море, а все же...).
Вообразив самодельный струг,
станешь себя открывать именем всех колумбов,-
необратимо, вдруг.

А пока, подытожив мили, себя приблизив
к полновесному "нечто" перед лицом отчизн,
вспомнишь всех, кто прощал... полудетские шхуны, бризы,
что, увы, не сбылись,
не успели во взрослую жизнь.

вспомнишь всех, не спеша, начиная от старого вяза,
на котором два имени (тех, стародавних, нас –
лучезарной богини из касты зеленоглазых
и меня, создающего множество пышных фраз),

крах несчастной страницы восьмого толстовского тома,
в душном зале читальном исчерканной вразнобой;
вспомнишь тех, полуспящих, – из выпускного альбома,
по линейке живущих в нелепости краевой,

освещаемых ревностным блеском кремлевских рубинов...***
после вспомнишь чью-то берданку, святой журавлиный клин,
вскормишь сотни кручин из собраний мотивов полынных:
с теми птицами будешь навечно, – один на один;

вспомнишь ягодный сок, что служил заменителем крови
(в целом – пролитый всуе),
антуражи пяти сторон,
откровенья Афин "стержневых", что держал наготове...
и руины колонн;

и еще звонарей, что стремились вызванивать вечность
на "подмостках" владимирской башни, ставшей ничьей...

всех, прощавших тебя, а сегодня под вечер
неприметно оживших под лампою в сто свечей.

Тем всецело и жив, из памяти в память бросаясь...
и в сюжетах пустынь правишь внутренний караван
монологов и рифм,
даже в помыслах не касаясь
отсутствующих нирван.

январь, февраль, 2011
_______________
Примечания.

*Лавриас (Лавритас) –  один из предводителей дунайских славян в посл. четверти 6 века. История донесла до нас его слова: "Мы привыкли брать чужие земли, а не отдавать свои. Так будет и впредь, доколе в мире есть война..."

**Румб –  в морском деле – единица угловой меры, 1/32 окружности, т.е. 11,25 градуса.

***Имеется в виду один из важнейших символов социалистического строя – кремлевская пятиконечная звезда; на ее изготовление –  по некоторым сведениям – было затрачено около 400 кг. рубинов.

Что еще хотелось бы выделить?
Строки CHANIOTIS’а («За деревянным колесом») – «дома как зубы старика неровный желтый ряд», Андрея Соломахи («Предметы») – «вся жизнь становится не памятью чревата, а перечнем оставленных вещей», Григория Кофмана («4-е марта») – «да розовый пушок на рыльцах…».
Понравились по-человечески очень трогательные и даже пронзительные интонации нескольких авторов, не искупающие однако всего того, к чему сможет придраться любой, даже не самый въедливый профессиональный критик.

   


Рецензии
Цельный обзор, хорошо.

Сергей Томилин 3   11.12.2012 14:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.