О драматургии пантомимы

Триада в пантомиме.

Мим—актер.
Мим—драматург.
Мим—режиссер.

Три в одном.

1. Драматург.
Конфликтология типичного. Умение увидеть в типичном конфликт и проследить его развитие до момента идейного обобщения.
2. Режиссер.
Вопросы пространства и времени на сцене.
3. Актер.
Характеристика хотения (хороший, плохой).

Пантомима—занимательная форма досуга и интересная форма общения, основанная на жизненных наблюдениях и фантазии мима, рассказывающая о нашей жизни с разных ее сторон (драма, комедия, трагедия). Мим рассказывает свою историю подражая жизни. Делает он это без слов, только с помощью действия и мимики, но нам все понятно по его поведению. Мим использует в своем показе воображаемые предметы и воображаемых партнеров, что требует от мима определенной тренеровки и хорошего воображения, памяти, наблюдательности. Тему для пантомимы лучше брать близкую и хорошо знакомую зрителям, чтобы вызвать интерес у них и заставить их сопереживать персонажу. Тема тоже должна трогать, волновать зрителя, находить отклик в душе, пробуждать интерес к зрелищу.
      Этюд «Лисица и виноград». Задача : проследить внутренний монолог лисицы от появления ее на сцене до ее ухода со сцены.
Движения и поведение лисицы должны «говорить» о том , что происходит в ее голове и в душе. Лисица появляется в поиске чем бы поживиться, подбирает какие-то коренья и выплевывает их—не вкусно. Стоит и принюхивается, нюхает воздух и вдруг видит над собой виноград. Обрадовалась! Ого, как много винограда, сейчас я наконец-то поживлюсь на славу, от предвкушения потерла лапу о лапу! Пробует достать, но не достает. Вновь пытается достать виноград, но опять безрезультатно. Начинает подпрыгивать, но и тут нет результата. Задумалась. Решила прыгать с разбега, но пустое, несколько пустых попыток. Задумалась. Присела и прыгнула вверх, никак, еще присела и прыгнула и так несколько раз, упала на пятую точку, стучит лапами об землю, но вдруг встала, пристально посмотрела на виноград, отряхнула с лап пыль и, плюнув на землю, с достоинством пошла прочь. Вот примерно так.
    
                Внутренний монолог.

Сделать видимыми невидимые мысли персонажа возможно, если прочерчен внутренний монолог персонажа. Действие есть следствие мысли, мысль есть причина поступка. Когда есть четкий внутренний монолог персонажа, поведение его становится понятно зрителю и актеру. Так можно заглянуть в персонажа, его логику увидеть, понять мотивы его поведения, поступков. Внутренний монолог—это непрерывная жизненная ткань, жизнь человеческого духа (Станиславский). Внутренний монолог естественен для жизни, а значит и для сцены. Внутренний монолог—это жизнь в персонаже, поэтому необходимо прочерчивать его линию в этюде и пьесе от начала действия на сцене и до конца действия на сцене персонажа.
       Попробуем прочертить внутренний монолог этюда на тему «Утро холостяка». Сначала надо определить куда и с какой целью холостяк приходит (цель появления на сцене). Хорошо бы еще знать исходное событие, которое толкнуло холостяка на сцену. Пока эта тема мной не разработана. Плохо представляю себе и главного героя—холостяка, что в нем такого, что было бы интересно показать, или что в нем такого, что отличило бы его от других. Возможно, что действие начинается с поиска носка—« Где же мои носки?» Один нашел, одел его на ногу, ищет второй. Все осмотрел—нет нигде. Достал, не глядя, из кармана брюк платок, вытер вспотевшее лицо, а потом заметил, что это пропавший носок. Но пока не известно исходное событие я буду тормозиться на каждом шагу. И посылки нет, что доказывать? Посылка может быть типа такого: Холостяцкая жизнь приводит к одиночеству, или такая, Холостяцкая жизнь рано или поздно заканчивается, если есть в жизни  по- настоящему любящая женщина. Холостяцкая жизнь—это жизнь ради себя. Холостяцкая жизнь полна проблем. Холостяк—эгоист, влюбленный в себя и потому одинок и смешон в своем эгоизме, бережно относящийся только к своей персоне. Этакий индюк. Индюк, который мнит себя королевской кровью, рано или поздно оказывается в дураках со своим зазнайством. Женщины, понимаешь, достойной его не нашел. И не найдет с таким гонором, а будет ходить по гостям и демонстрировать себя, свой облик, свои знания, свою эрудицию, но не способен быть щедрым душой, и слишком высокий для обыкновенной любви. А Андрей Трухачев сказал, что комичным может быть то, что холостяк берется делать сразу несколько дел, но ни одно не доводит до конца. Холостяк становится жертвой своего эгоизма. Самовлюбленный холостяк становится клоуном в глазах окружающих. Все не то. Нужно заглянуть в сущность холостяка, холостяцкой жизни, но сделать это нужно с любовью, а не с критикой, возможно, даже с жалостью к нему, или с сочувствием. Вот он спит, как любимый ребенок, ему снятся сладкие сны, где он капитан корабля, в белом кителе с золотыми погонами, вокруг него куча прекрасных женщин, каждая мечтает о нем, хочет прикоснуться к нему, и даже отдаться здесь же. А он неприступный спокойно смотрит вдаль в бинокль. Но вот какой-то звон резкий и громкий. Сон растаял и наш холостячек проснулся—звонит будильник. Как не хочется вставать. А вставать надо. А может быть еще полежать? А в туалет? Нет, надо идти в туалет. Встал, потянулся и пошел в туалет. Стоит в туалете, писает. Наконец, пописал, смыл воду в унитазе, вышел из туалета. Все это ерунда какая-то.
     Тему надо сменить или подход к теме, ракурс проблемы поменять, а то скукота какая-то. Вроде сперва хотелось смешное придумать, а выходит какая-то заморочка очередная. Самое неприятное—это ломать над этой темой голову и пытаться встать на место холостяка- героя пантомимы.

                Пантомима для детей любого возраста.

      Среди множества любимых человеческих занятий можно увидеть и пантомиму. Что такое пантомима и чем она интересна? Пантомима—древнейший на земле вид театра. Пантомиму показывали наши далекие предки, пантомима была точной информацией о том, что показывали мимы( актеры). Пантомима рассказывала обо всем, чем жили наши предки, она была формой общения разноязыких диких племен, у которых не было переводчиков или словарей иностранных языков. А пантомима не нуждалась в переводе, т.к. смысл и необходимая информация выражалась действием мимов. Пантомима—это и сейчас прекрасный способ рассказать о себе, о своих проблемах и интересах, окружающем мире, о своих болях и радостях. В чем состоит пантомима? Пантомима—это изображение жизни в процессе пластической игры мима не используя речь, а только свою мимику, свои жесты, свое движение, свои действия, свое поведение, свои поступки. Итак, мы выяснили, что цель пантомимы—это информация о чем-либо, пластический рассказ мимов о жизни, ее проблемах, событиях, впечатлениях. Пантомима – это уникальная форма общения людей разных национальностей, а так же одной национальности. Пантомима—общение людей, язык пантомимы универсален, и ему можно научиться и научить другого. Можно показать, как осенью муха впадает в спячку. Как  она бьется о стекло и обессиливает, как она борется со сном. Мим предлагает свои наблюдения зрителю. Это одно. Мим показывает плоды своей фантазии. Это второе.
      Пантомима—это разглядывание жизни в «увеличительное стекло», увеличивается главное, а второстепенное убирается вовсе. Жизнь многообразна и для пантомимы есть, где разгуляться. Но существует одна сложность, если мим только один, а не группа. Но тут вступает в силу искусство мима—он начинает перевоплощаться в разных персонажей пантомимы или общается с воображаемыми персонажами.
      
                Как отбирать тему или сюжет для пантомимы.

Пожалуй, самый сложный вопрос для меня. Попробую на него ответить как смогу на данный момент. Сочинение пантомимы у меня начинается с персонажа, с его жизненной прописки, следом за этим определяется типичная жизненная ситуация, которая проявляет образ персонажа. Да , сочинение пантомимы я начинаю с создания образа персонажа. По мере укрупнения типичного возникают предпосылки для конфликта, который в свою очередь приводит к событию, а вся история обретает сюжетную линию. Т.е. для примера возьмем повара: повар, допустим, суперресторана. Но главный повар заболел, а вместо него ученик кулинарного техникума. Предпосылка конфликта есть—ученик не имеет практики, а ресторан сегодня обслуживает почетного гостя из- за рубежа. Понятно, что добром это не кончилось—гость получил сильнейшее расстройство желудка, а повара едва не уволили.
       Вобщем все понятно: сперва герой, а потом сюжет с ним:
Персонаж
Ситуация
Конфликт
Развитие
Событие
Развязка

                Наполнение эпизода.
 Я столкнулся с одним моментом в процессе показа пантомимы или разговорной сценки у «Уральских пельменей». Речь идет об игровом наполнении сценки. Если эпизод посвящен какому-то действию, то актеры наполняют его своей игрой, своим чувством юмора, своим вкусом в итоге, наслаждаются ситуацией. Все это делается их поведением на сцене, которое и вызывает смех зрителей. Т.е. внимание переносится с «что делать» на «как делать», от чего эпизод наполняется жизнью и юмором, как соком, и получается веселое зрелище. В отличии от моих схем. У меня в плане игры маловато делается. Надо больше внимания уделять наполнению эпизода жизнью актера, его игрой—это смысл актерской игры, т.е. сам театр и есть. А для классической пантомимы театр—это общение с воображаемыми предметами и партнерами, а так же чувства героя выражаемые его отношениями, оценками, темпоритмами.
       Продолжим пробовать сочинять сюжеты для пантомим. Начинаем с определения персонажа. Возьмем воздушный шарик.
Этакий дутый авторитет. Мальчик достал из кармана шарик и надул его. Положил на стул и ушел. А шарик ожил. Шарик оказалось очень важничает, что он такой большой и круглый, посидел на стуле, а потом стал хозяином комнаты. Вдруг увидел на полу гвоздь, поднял его и стал потешаться над ним, что он маленький и тонкий, положил его на стул и хлопнул по нему кулаком… и лопнул. Сидит весь сжуренный на стуле. Вернулся мальчик, увидел лопнувший шарик, взял его и выбросил, отряхнул руки и достал другой шарик, надул его и с ним ушел. Вот такой сюжет получился про воздушный шарик.
        Что интересно, вроде бы безобидная история, но с социальными корнями она наполняется смыслом—не стоит зазнаваться, если кто-то тебя приподнял в жизни, то кто-то может и опустить.
      
                Плохой, хороший, смешной, грустный…

      Сочинять пантомиму лучше имея ввиду школьников младших классов в качестве зрителей. Для детской аудитории персонаж должен быть понятен: плохой- хороший, добрый- злой, веселый- грустный, серьезный- смешной, умный- глупый, положительный- отрицательный. Кстати, смешной персонаж может быть плохим( сатира) и хорошим( юмор). В любой пантомиме персонажи имеют разные характеры, благодаря их характерам пантомима становится объемной и живой, интересной. Каждый поступок персонажа—это его характеристика. Поэтому, чтобы понять персонажа, надо дать ему поступить в ситуации как он хочет. Поступок заменяет кучу речей и слов. Примеры плохого персонажа: жадина, трус, завистник, злой, хитрый, равнодушный, обманщик, глупый, властолюбивый, обжора, клеветник, карьерист, предатель, эгоист, зазнайка, самодовольный, наглый, хам, агрессивный, льстивый, подлиза, самовлюбленный…
      Очень хороший пример определения персонажей для зрителя—это кукольный театр для детей. Очень важно сразу знать, про какого персонажа мы сочиняем историю- пантомиму, про хорошего или про плохого. Любая история—это история борьбы Добра со Злом, о чем бы не шла речь в пантомиме.
       Каждый персонаж имеет свое социальное лицо, например надутый воздушный шарик мнит себя важной персоной( директор).
Отсюда его повадки и поведение.
       Продолжим наше исследование в области сочинения пантомимы.


Рецензии