Блиц-интервью газеты -Поэтоград- и Футурсобрание
/главный редактор - Евгений Степанов/
Блиц-интервью газеты «Поэтоград» - с участием члена ФС Александра Гумённого
Евгений Степанов:
— Возможен ли, на Ваш взгляд, объективный анализ поэтического текста?
— Возможен.
— Каковы для Вас критерии оценки поэтического текста?
— Я оцениваю поэтический текст, прежде всего, как стиховед. Анализирую строфику, метрику, эвфонию, рифменную систему, метафорический ряд и т.;д. Кроме того, я оцениваю стихотворения поэта, учитывая е г о версификационную систему. И, безусловно, оцениваю произведение с точки зрения его воздействия на мое сознание и подсознание. Грубо говоря, нравится-не нравится…
Станислав Минаков:
— Вот вся объективность: «Грубо говоря, нравится-не нравится…»
Белка Елкина:
— Нравится-не нравится — это критерий истины в искусстве!
Александр Самарцев:
— Невозможен.
Евгения Доброва:
— Жень, отвечаю на твои провокационные блиц-вопросы:
1) Возможен, да. Школярский. Из учебника литературы. Цитирую:
План разбора лирического стихотворения.
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Второй ответ: в стихотворении должна быть волна, открытие и сакральный смысл.
Белка Елкина:
— Творчество идет из подсознания, а там где включается сознание, анализ — заглушается способность слышать голос подсознания. Это как Моцарт и Сальери… Поэтому люди, закончившие Литературный институт, как правило, утрачивают способность творить талантливые вещи. Также, как врачи, закончившие медицинский факультет, часто утрачивают способность приносить людям здоровье.
Александр Самарцев:
— Чушь, конечно. Талант никаким образованием не заглушишь. А ежели заглушишь, то, перефразируя одного из моих духовных «отцов» Юрия Ряшенцева, «туда Вам и дорога».
Софи Матвеева:
— Возможен. Тогда это уже не Поэт. Либо критик, либо педагог, проверяющий домашнее задание, либо рецензент и т.;д. Можно подойти к стихам со знанием определенных правил, но все же в основе должен быть слух… для хорошего стихоТВОРЦА,;— не рифмоплета, чем многие грешат. К оным и себя отношу, как это ни печально сознавать!
Александр Гуменный:
— «И невозможное возможно»…
Софи Матвеева:
— Как исключение… возможно…
Даниил Чкония:
— Женя, дорогой, тут нужна перестановка: сначала — нравится-не нравится, а потом все остальное, что стоит вначале рассуждения. Потому что если не нравится, то на фиг вся теория!
Евгений Степанов:
— Даниил Соломонович, согласен.
Александр Гуменный:
— Даниил Соломонович, не совсем я с Вами согласен. По моему представлению, любое первое ощущение от прочитанного «нравится-не нравится» опирается на базу знаний и полученного опыта. Иными словами — все происходит ОДНОВРЕМЕННО — и чувственная сторона, и параллельный анализ текста.
Даниил Чкония:
— Александр, приветствую! Я думаю, что нужно уточнить. Восприятие текста совершенно очевидно базируется и на эмоциональной реакции, и на профессиональном знании и опыте, и это единовремемнное и одновременное восприятие. А вот оценка — дело сознательное, где включается именно анализ, базирующийся на знании, опыте. Вот, пожалуй, и нужно было Жене в своем ответе разделить ВОСПРИЯТИЕ и ОЦЕНКУ.;Что касается других мнений, то я абсолютно согласен с Самарцевым, когда он реагирует на реплику Белки Елкиной. Внимательно следует отнестись к мнению Софи Матвеевой. Есть понятие ТОЧНОГО ЗВУКА, который несет в себе и эмоциональную, и содержательную стороны. В конце концов, возьмем читателя, который не замутнен филологическим знанием. Как он воспринимает, скажем, благозвучие текста, аллитерацию, звукопись? Подсознательно.
Даниил Чкония:
— Нечаянно нажал регистр, продолжаю: … подсознательно. Ему нравится, он подсознательно реагирует на музыку стиха, ВОСПРИНИМАЕТ.;Профессионал, читая тот же текст, видит, как это сделано, одновременно ВОСПРИНИМАЕТ и ОЦЕНИВАЕТ, и тут, кажется, я сам себе противоречу? Поэтому уточняю: Жене следовало бы разделить ВОСПРИЯТИЕ и АНАЛИЗ.;Так, похоже, вернее. А Сашу Самарцева хочу еще поблагодарить за упоминание в таком контексте Юры Ряшенцева!
Евгений Степанов:
— Очень толково. Получается хороший блиц.
Александр Гуменный:
— Даниил Соломонович, тут есть очень тонкий момент — как отделить первое ВОСПРИЯТИЕ от ОЦЕНКИ?! И Вы это отметили, конечно, если само ВОСПРИЯТИЕ базируется на ЗНАНИИ, а значит, уже СОИЗМЕРЯЕТ с чем то, или ОЦЕНИВАЕТ. На мой взгляд, в первой вспышке впечатления от прочитанного текста и у филолога, и у читателя ПОДСОЗНАТЕЛЬНО оба процесса сразу включаются, но только на разном уровне.
Даниил Чкония:
— Я с этим соглашусь, поскольку именно о разном уровне по сути речь и шла.
-------------------------------
: Т.З.
Свидетельство о публикации №112120806617
Бабич Георгий Дмитриевич 09.12.2012 00:16 Заявить о нарушении
Александр Гумённый 09.12.2012 11:51 Заявить о нарушении
Бабич Георгий Дмитриевич 09.12.2012 12:04 Заявить о нарушении
Татьяна Зоммер 10.12.2012 16:44 Заявить о нарушении
Бабич Георгий Дмитриевич 10.12.2012 16:55 Заявить о нарушении
Бабич Георгий Дмитриевич 10.12.2012 19:33 Заявить о нарушении
Бабич Георгий Дмитриевич 10.12.2012 19:49 Заявить о нарушении
Александр Гумённый 10.12.2012 20:08 Заявить о нарушении
Бабич Георгий Дмитриевич 10.12.2012 20:13 Заявить о нарушении
НАПЕРНО, РЕАПИРОВАТЬ АН ВЫПАСКИ В ИНТЕРКОЛЛЕКТОРЕ ВХОЛИТ В ОТМЫЧКУ
http://www.stihi.ru/2010/10/09/2687
Татьяна Зоммер 10.12.2012 20:36 Заявить о нарушении
отрасти пейсы
жуй мацу
не хмурь щщи
#############словоблудцу.
Бабич Георгий Дмитриевич 10.12.2012 20:52 Заявить о нарушении
Бабич Георгий Дмитриевич 10.12.2012 22:15 Заявить о нарушении