Блиц-интервью газеты Поэтоград

 Союз Писателей XXI века
 /Главный редактор - Евгений Степанов/

 Блиц-интервью газеты «Поэтоград» - с участием члена ФС Александра Гумённого





 Евгений Степанов:

 — Возможен ли, на Ваш взгляд, объективный анализ поэтического текста?

 — Возможен.

 — Каковы для Вас критерии оценки поэтического текста?

 — Я оцениваю поэтический текст, прежде всего, как стиховед. Анализирую строфику, метрику, эвфонию, рифменную систему, метафорический ряд и т.;д. Кроме того, я оцениваю стихотворения поэта, учитывая е г о версификационную систему. И, безусловно, оцениваю произведение с точки зрения его воздействия на мое сознание и подсознание. Грубо говоря, нравится-не нравится…

 Станислав Минаков:

 — Вот вся объективность: «Грубо говоря, нравится-не нравится…»

 Белка Елкина:

 — Нравится-не нравится — это критерий истины в искусстве!

 Александр Самарцев:

 — Невозможен.

 Евгения Доброва:

 — Жень, отвечаю на твои провокационные блиц-вопросы:
 1) Возможен, да. Школярский. Из учебника литературы. Цитирую:
 План разбора лирического стихотворения.

 I. Дата написания.

 II. Реально-биографический и фактический комментарий.

 III. Жанровое своеобразие.

 IV. Идейное содержание:
 1. Ведущая тема.
 2. Основная мысль.
 3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
 4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
 5. Преобладание общественных или личных интонаций.

 V. Структура стихотворения:
 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
 а) по сходству;
 б) по контрасту;
 в) по смежности;
 г) по ассоциации;
 д) по умозаключению.

 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
 3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

 4. Основные особенности ритмики:
 а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
 б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

 5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

 6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

 7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

 Второй ответ: в стихотворении должна быть волна, открытие и сакральный смысл.

 Белка Елкина:

 — Творчество идет из подсознания, а там где включается сознание, анализ — заглушается способность слышать голос подсознания. Это как Моцарт и Сальери… Поэтому люди, закончившие Литературный институт, как правило, утрачивают способность творить талантливые вещи. Также, как врачи, закончившие медицинский факультет, часто утрачивают способность приносить людям здоровье.

 Александр Самарцев:

 — Чушь, конечно. Талант никаким образованием не заглушишь. А ежели заглушишь, то, перефразируя одного из моих духовных «отцов» Юрия Ряшенцева, «туда Вам и дорога».

 Софи Матвеева:

 — Возможен. Тогда это уже не Поэт. Либо критик, либо педагог, проверяющий домашнее задание, либо рецензент и т.;д. Можно подойти к стихам со знанием определенных правил, но все же в основе должен быть слух… для хорошего стихоТВОРЦА,;— не рифмоплета, чем многие грешат. К оным и себя отношу, как это ни печально сознавать!

 Александр Гуменный:

 — «И невозможное возможно»…

 Софи Матвеева:

 — Как исключение… возможно…

 Даниил Чкония:

 — Женя, дорогой, тут нужна перестановка: сначала — нравится-не нравится, а потом все остальное, что стоит вначале рассуждения. Потому что если не нравится, то на фиг вся теория!

 Евгений Степанов:

 — Даниил Соломонович, согласен.

 Александр Гуменный:

 — Даниил Соломонович, не совсем я с Вами согласен. По моему представлению, любое первое ощущение от прочитанного «нравится-не нравится» опирается на базу знаний и полученного опыта. Иными словами — все происходит ОДНОВРЕМЕННО — и чувственная сторона, и параллельный анализ текста.

 Даниил Чкония:

 — Александр, приветствую! Я думаю, что нужно уточнить. Восприятие текста совершенно очевидно базируется и на эмоциональной реакции, и на профессиональном знании и опыте, и это единовремемнное и одновременное восприятие. А вот оценка — дело сознательное, где включается именно анализ, базирующийся на знании, опыте. Вот, пожалуй, и нужно было Жене в своем ответе разделить ВОСПРИЯТИЕ и ОЦЕНКУ.;Что касается других мнений, то я абсолютно согласен с Самарцевым, когда он реагирует на реплику Белки Елкиной. Внимательно следует отнестись к мнению Софи Матвеевой. Есть понятие ТОЧНОГО ЗВУКА, который несет в себе и эмоциональную, и содержательную стороны. В конце концов, возьмем читателя, который не замутнен филологическим знанием. Как он воспринимает, скажем, благозвучие текста, аллитерацию, звукопись? Подсознательно.

 Даниил Чкония:

 — Нечаянно нажал регистр, продолжаю: … подсознательно. Ему нравится, он подсознательно реагирует на музыку стиха, ВОСПРИНИМАЕТ.;Профессионал, читая тот же текст, видит, как это сделано, одновременно ВОСПРИНИМАЕТ и ОЦЕНИВАЕТ, и тут, кажется, я сам себе противоречу? Поэтому уточняю: Жене следовало бы разделить ВОСПРИЯТИЕ и АНАЛИЗ.;Так, похоже, вернее. А Сашу Самарцева хочу еще поблагодарить за упоминание в таком контексте Юры Ряшенцева!

 Евгений Степанов:

 — Очень толково. Получается хороший блиц.

 Александр Гуменный:

 — Даниил Соломонович, тут есть очень тонкий момент — как отделить первое ВОСПРИЯТИЕ от ОЦЕНКИ?! И Вы это отметили, конечно, если само ВОСПРИЯТИЕ базируется на ЗНАНИИ, а значит, уже СОИЗМЕРЯЕТ с чем то, или ОЦЕНИВАЕТ. На мой взгляд, в первой вспышке впечатления от прочитанного текста и у филолога, и у читателя ПОДСОЗНАТЕЛЬНО оба процесса сразу включаются, но только на разном уровне.

 Даниил Чкония:

 — Я с этим соглашусь, поскольку именно о разном уровне по сути речь и шла.


Рецензии
Все таки не каждый человек способен уловить в сознание тонкие линии человеческого бытия. В вашем споре вам это удалось, не каждый бы это почуствовал и увидел...

Баранов Артеми   09.01.2013 17:57     Заявить о нарушении
Спасибо! Иногда удаётся подсмотреть "тонкие линии человеческого бытия"...

Александр Гумённый   09.01.2013 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.