Анакруса и др
Ритм, как и Восток, дело тонкое. И он имеет законное право нарушаться, но только по вполне определенным правилам, то есть полностью продуманно и по задуманным автором схемам его нарушения. Не просто так, и не по невнимательности!
Надеюсь, вы уже прочли мою статью о составных ритмах - логаэдах, где я рассказывала о возможностях использования нескольких стихотворных размеров в одном стихотворении. А теперь я хочу вас познакомить с еще одной интересной возможностью – добавкой (или отъемом) «лишних слогов» в некоторые места стихотворения, что целенаправленно изменяет общее ощущение от стихотворения.
Покажу это на примерах. Сразу оговорю – все стихотворные примеры в данной статье – авторские. Я или использовала для анализа фрагменты своих стихотворений или писала их специально для этой статьи – по схемам расположения слогов в строчках. Обозначения оставила те же: 1 – обозначение ударного слога, 0 – безударного.
Рассмотрим следующее стихотворение:
Нарушил - что сделаешь?
Зайцем пугаешься,
мысленно каешься, -
сам виноват!
Не хочешь, а думаешь,
ищешь, стараешься,
весь напрягаешься,-
всё невпопад…
А надо бы попросту, –
что тут бахвалиться?
Снова навалится
масса проблем!
Ты маешься попусту:
жизнь нескончаема,
хоть в ней отчаянно
много дилемм…
Схема строф выглядит необычно - в глаза бросается «лишний» безударный слог в первых строках строф:
0 100 100
100 100
100 100
100 1
Что это – недоработка автора? Не совсем. В этом стихотворении, где большинство строк представляет собой 2-стопный дактиль, первые строки кажутся 2-стопным амфибрахием: «Нарушил и сделал брешь », «Не хочешь, а думаешь», «А надо бы попросту». Амфибрахий отличается от 2-стопного дактиля только тем, что начальному сильному месту, ударному слогу, здесь предшествует один безударный слог. На слух мы чувствуем, что, несмотря на эту разницу, стихотворение воспринимается как однородное и плавное, так, будто оно все написано дактилем, перед которым просто иногда встает лишний слог и, повторяясь в одноименных местах, звучит неплохо.
Начальное слабое место в первых строчках находится в них на особом положении, это как бы подступ («затакт», говоря по-музыкальному) к ритму стиха. Для этого приема есть специальный термин анАкруса («оттяжка»). Размер этого стихотворения лучше определить не как «смесь 2-стопных дактилей и 2-стопных амфибрахиев», а как «2-х стопный трехсложный размер с анакрусой». С переменной потому что она у нас то односложная, то нулевая (не на всех строках).
В противоположность таким стихам с переменной анакрусой обычные стихи – ровные дактили, ямбы и пр. – могут быть названы стихами с постоянной анакрусой, нулевой в хорее и дактиле, односложной в ямбе и амфибрахии, двусложной в анапесте. Здесь тоже чувствуется, что эти начальные безударные слоги находятся на особом положении: на них чаще приходятся ударения, чем на слабые места внутри строки.
В трехсложных размерах переменные анакрусы встречаются довольно часто, а вот в двусложных - редко и могут стоять не только на одноименных местах.
В качестве примера скользящей по строкам анакрусы в двухсложном размере, приведу фрагмент из своего сонета. Замечу, что в строках с отсутствующей анакрусой ее роль при чтении исполняет пауза – цезура (ц) , речь о которых пойдет в моей следующей статье.
Лирический герой... Из пустоты рожденный,
по заданным строкам я образ твой леплю.
Лицо рисую я: любовью изможденный
меж звёзд в оконной раме ты грезишь… я терплю...
Глаза и губы ждут ответного томленья,
жасмина запах мне вдруг голову вскружил,
принёс дыханье сада… Дрожу… я вся в смятенье...
Полночный ветер стих. Так что же ты решил?..
Протягиваю руки - ты их принять не смеешь...
Неуловимы мыслей запутанных пути...
Луна, твоя улыбка, как оттиск на камее...
И наша встреча длится уже давно... Уйти?..
01 01 01 ц 01 01 01 0
01 01 01 ц 01 01 01
01 01 01 ц 01 00 01 0
01 01 01 0 01 01 01
01 01 01 ц 01 00 01 0
01 01 01 ц 01 01 01
01 01 01 0 01 01 01 0
01 01 01 ц 01 01 01
01 01 01 0 01 01 01 0
00 01 01 0 01 01 01
01 01 01 0 01 00 01 0
01 01 01 0 01 01 01
Как видим из схемы, стихотворение написано двусложным размером (ямбом) с неурегулированной переменной анакрусой, то есть с дополнительным слогом, стоящим на местах, обусловленных только нюансами смысла.
Зачем еще, кроме усиления оттенков смысла в некоторых строках стихотворения , используется этот необычный ритмический прием? Рассмотрим еще два учебных примера на этот раз с урегулированной ( то есть, предсказуемо чередующейся) переменной анакрусой.
1. Фрагмент стихотворения, написанного трехстопным амфибрахием:
Я - искра, а мир - это камень,
Мой долг разгореться костром,
Который слагаем мы сами
Под солнцем, и в тьме - под дождем.
Я ветер, несусь, где желаю,
Хочу беспокойной судьбы.
Над твердью земною летаю,
Над бездной морской вижу сны.
Введем в его четные строки дополнительный безударный слог - анакрусу:
Я - искра, а мир - это камень,
и мой долг разгореться костром,
Который слагаем мы сами
и под солнцем, и в мгле - под дождем.
Я ветер, несусь, где желаю,
я хочу беспокойной судьбы.
Над твердью земною летаю,
а над бездной морской вижу сны.
010 010 010
0 010 010 01
010 010 010
0 010 010 01
Анакруса в четных строках придала стихам дополнительную резкость, отрывистость и изменила их ритм в сторону увеличения контраста. Такая анакруса называется – контрастирующей.
2. Фрагмент стихотворения, написанного трехстопным дактилем:
Ветви склонились у яблони
Гнутся, и стонут, и плачут,
Кто же злодеем отъявленным,
гибнуть бедняжкам назначил?
Введем и в это стихотворение строки с анакрусами – «затакты»:
Ветви склонились у яблони
Страдают и стонут, и плачут,
Кто же злодеем отъявленным,
Погибнуть бедняжкам назначил?
100 100 100
0 100 100 10
100 100 100
0 100 100 10
Можно заметить, что анакруса по-разному изменила стихи: если в первом случае с амфибрахием она усилила их контрастность, то данное стихотворение благодаря анакрусе, наоборот, стало звучать более плавно, стихи кажутся более слитными. Последняя анакруса называется компенсирующей.
В заключение, еще один пример, который при желании можно по разному классифицировать: и как логаэд анапест-пеон 4, и как ритм с отрицательной анакрусой, а можно и считать его чистым ритмом трехстопного пеона3 (что будет наиболее правильно!) :
Небо плачет, город плачет, сердце плачет.
Наш сосуд недоиспит и неистрачен.
Нет в нём дна, осадка нет и даже ила...
Я живой воды без страха пригубила...
После засухи всегда бывает ливень...
Знаю, бред мой и желанен и наивен...
Это вовсе не похмелье, а начало.
И сегодня, сколь ни пей, всё будет мало...
001 0001 0001 0
001 0001 0001 0
001 0001 0001 0
001 0001 0001 0
Или:
0010 0010 0010
0010 0010 0010
0010 0010 0010
0010 0010 0010
Если считать этот ритм стихами с анакрусой, то здесь имеет место не затакт (добавленный слог), а пропуск такта –«проглатывание его», что чисто условно можно назвать «отрицательной анакрусой». Интересно, не правда ди?
Закончу тем, о чем часто повторяю. Систематизация ритмов – дело сложное и спорное. Одно и то же явление можно по-разному именовать и при этом жарко спорить о своей правоте. Но стихам от этого – ни жарко, ни холодно. Стихи должны гармонично звучать, а звучат они гармонично тогда, когда в рисунке их ударных и безударных слогов есть какая-та система – рисунок повторения. И еще, когда этот рисунок не усложнен до такой степени, что ухо перестает его улавливать и начинает интуитивно страдать от хаоса звучания.
Ну, и наконец: в стихах равно важно и их звучание, и их содержание. В этом смысле стихи – это дитя любви музыки и прозы. И звучание, и прозаическая основа (содержание) , как супруги в идеальной семье должны, делая каждый свое дело, пребывать в согласии и в гармонии – не забивать друг друга, не препятствовать проявлению их возможностей и достоинств.
См. далее http://www.stihi.ru/2012/12/12/9778
Свидетельство о публикации №112120703089
Стоянцева Галина 24.12.2012 23:58 Заявить о нарушении
ямщИк - ямб
дЕлает - дактиль
абстрАктный - амфибрахий
аппетИт - анапест.
Размеры русского стихосложения. Вроде того, что какждый охотник желает знать, где сидит фазан - про спектр, помните?:)))
Стоянцева Галина 25.12.2012 22:01 Заявить о нарушении
Алкора 26.12.2012 08:25 Заявить о нарушении
Стоянцева Галина 26.12.2012 23:34 Заявить о нарушении