Метафизика социального управления
Итак, что такое метафизика? Она присутствует во всех областях знания — в познании человека, истории, природы мы сталкиваемся с метафизическими проблемами, везде упираемся в то, что недоступно человеческому разуму, в некий нерастворимый остаток. Эти проблемы — не произвольный продукт человеческого любопытства, не исторический балласт мысли, а сама вечная загадочность мира, укорененная в его состояниях и свойствах. Метафизические вопросы разбросаны по всем областям, они везде образуют основу тех или иных направлений философии. На протяжении истории философии метафизика либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. Любая метафизика говорит о совершенно другом миропорядке, о порядке вещей-в-себе, где теряют свое значение все законы этого мира явлений. Шопенгауэр считает, что есть некая, всегда актуальная метафизическая потребность человека, что физика, т.е. попытка естественного изучения явлений, всегда упирается в метафизику, как бы презрительно первая ни относилась ко второй, ибо физическое знание никогда не может достигнуть начального звена всей подлежащей объяснению цепи причин и следствий. Любые действующие причины основываются на чем-то совершенно необъяснимом — на первоначальных свойствах предметов и обнаруживающихся в них силах природы. Философия, которая пытается ограничиться физикой и отвергает метафизику как мнимое знание, прежде всего материализм.
А что такое социальное управление, в настоящем его понимании современной наукой? Социальное управление, в отличие от технического и биологического, - это «управление» людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека. В современной науке выделяются такие стили социального управления как авторитарный, демократический и смешанный стиль. Выделяются виды управления - легитимный, осуществляемый органами власти, например, президентом, правительством, и нелегитимный, где управление осуществляется нелегитимной властью, например, неформальным лидером. Нелегитимное управление мы отождествляем с самоуправлением. Также выделяются и методы социального управления, как способы и средства непосредственного воздействия на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта управления, заставляющие их действовать или вести себя определенным образом. Это административные (директивные) и законодательные методы, экономические методы и методы мотивации, и не последнюю роль играют социально-психологические методы. Необходимо сказать и про функции управления, помимо функций управления проблемами, к ним можно отнести также функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, управление кадрами, ресурсами, маркетингом, финансами, рисками, а также классические функции менеджмента и многое-многое другое. Наука о социальном управлении идет вперед огромными шагами, становясь все более и более узкоспециализированной в частных областях общего знания об управлении. Различные авторы вносили и продолжают до сих пор вносить свои коррективы в перечень классических функций, добавляя к нему новые (целеполагание, принятие решений, подбор персонала, мотивация, согласование, учет, анализ и др.). Фактически в каждой новой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который хоть немного, но отличается от других подобных списков. Социальное управление на данном этапе своего развития вобрало в себя множество дисциплин, таких как – этнология, культурология, философия, менеджмент, религиоведение, конфликтология, психология и множество других, разложив их общую, единую сущность на более мелкие составляющие, которые в большинстве своем были с успехом применены в «управлении» как социальными системами разных масштабов, так и отдельно взятой личностью. Но в тоже время, как уже было сказано мною выше, происходит постоянное, можно сказать необратимое дальнейшее расширение списка поглощаемых, социальным управлением как наукой, дисциплин. Все больше внутри самого социального управления образуется узкоспециализированных направлений, постепенно выделяемых в отдельные области знания. Как в свое время, когда мир пришел к пониманию механистической сущности бытия, и сделал громадный скачок в своем развитии, но одновременно с этим расширилось и количество прикладных наук. Человек в своем изучении мира всегда стремился постичь Божественное начало своего бытия, он полетел в космос, но не обнаружил там Бога, человек спустился в самые глубины океана, и там тоже не обнаружил ничего такого, человек заглянул в структуру материи, в структуру живого и везде сталкивался с рациональными объяснениями происходящего. Тоже самое наблюдается сейчас в развитии философии как общего и социального управления как ее части. Все более детализируя знания мы пытаемся через частности увидеть общее, но в тоже время используем застарелые, механистические способы осознания положения вещей. Конечно, механицизм привнес человечеству огромную пользу, дав возможность с точки зрения рационального максимально познать окружающий мир и себя, и вероятней всего это еще не предел для данного научного подхода. Но, все равно остаются загадки, на которые нет однозначного ответа со стороны науки. Причем эти загадки остаются и множатся во всех областях научного знания, в том числе и в социальном управлении. Бесконечное множество вариаций развития событий, бесконечное количество возможностей применения этих знаний, все это и есть непознанное и необъяснимое.
Так, что такое метафизика в социальном управлении? На мой взгляд, метафизические представления человека, это не что иное, как переходный механизм, дающий человеку возможность переформатировать свои представления об окружающем его на новый уровень понимания. Заставляющий его не прекращать поиски и порывы к изучению себя в частности и общества в целом. Каждый раз, находя рациональное объяснение, каким либо вещам или событиям, мы все время наталкиваемся на новые вопросы. Бесконечность окружающего мира и есть метафизика, бесконечность возможностей и методов для управления социальными системами и есть тот камень преткновения, через который мы должны пройти для детализированного понимая общего. Вот только, с какой стороны кусок сахара не откуси, все равно сладко…Т.е. для понимания метафизики как отдельной составляющей общего процесса, происходящего в умах людей, человеческое общество должно быть общим, или другим словом - единым. Единым во всем - в понятийном аппарате, в представлениях о происходящем внутри и вовне себя, в социальных и природных системах. Только тогда произойдет следующий качественный скачок в развитии, который поднимет человечество на новый уровень, но так и не даст ответы на все возникающие новые вопросы...
Свидетельство о публикации №112120408421
Вы, как всегда, на высоте! БРАВО!
Сложный философский вопрос Вы подняли для рассмотрения, изучили досконально и разложили по полочкам, сделав доступным для понимания даже далёким от избранной Вами темы читателям.
«Т.е. для понимания метафизики как отдельной составляющей общего процесса, происходящего в умах людей, человеческое общество должно быть общим, или другим словом - единым. Единым во всем - в понятийном аппарате, в представлениях о происходящем внутри и вовне себя, в социальных и природных системах. Только тогда произойдет следующий качественный скачок в развитии, который поднимет человечество на новый уровень, но так и не даст ответы на все возникающие новые вопросы»...
К сожалению, как я понимаю, человечество сознательными усилиями своих «пастухов» всё дальше удаляется от единения, что, соответственно, тормозит качественный и количественный прогресс в его развитии в том понимании, которое Вы подразумеваете.
Вроде бы, скажет скептик, «зачем это развитие нужно», если при этом человечество всё равно никогда не получит ответов на возрастающее в геометрической или иной прогрессии количество новых вопросов. Ведь, для получения ответов на эти вопросы человечеству всегда будет недоставать артефактов и информации от прошлых лет и цивилизаций, населявших Планету, по причине тщеславия и невежества считаемую им своей.
Я уже не говорю о том, что различные заинтересованные влиятельные группы людей осознанно умышленно многократно приложили немало усилий к тому, чтобы фальсифицировать и вовсе утаить истину и запутать человечество в сетях своих искажений фактов.
Но Вы сами даёте ответ скептику на досужий вопрос его ленивого ума: «бездействие смерти подобно».
Выходит, философия в рамках данного рассмотрения вопроса, сводится к простому уравнению: мы живём, чтобы действовать, в том числе и познавать, а действуем и познаём, чтобы жить.
Вот, только бы освободиться от уз своего эго и прочих, из него вытекающих, негативных личностных качеств, от стадной покорности недостойным ведущим, что не позволяет переступить грань отчуждения для совершения единения.
А теперь, как видно, мы вплотную приблизились к немаловажному обстоятельству, которое мы предпочтём на данном этапе обойти стороной. Речь идёт о раскрытии причин, обуславливающих то, что вышеперечисленные следствия имеют место быть, за чем стоят сильные мира сего.
Прошу простить мне столь обширный комментарий и то, что, возможно, я, не являясь квалифицированным специалистом и профессионалом, в своих умозаключениях оказалась не совсем в теме по метафизике социального управления, которую Вы в достаточно доступной форме и полно раскрыли в
данном эссе.
С наилучшими пожеланиями Вам и Вашим близким и с искренним уважением и симпатией, Татьяна.
07.12.2012
Татьяна Жилина 07.12.2012 23:51 Заявить о нарушении
благодарствую Вам за столь обширную рецензию, и извините за задержку с ответом, обдумывал, так сказать...
одной из мыслей в этом эссе было - "Все более детализируя знания мы пытаемся через частности увидеть общее", в этом возможно заключается ключ к разгадке...через осознания различий между элементами мы бесконечно, безгранично расширяем свое понимание...это возможно и есть путь к единению о котором я говорю, только вот жаль пока непонятно, сколько это займет времени...
При понимании различий и их принятии между науками, людьми, свойствами предметов и систем и любыми другими категориями мы собираем маленький пазл общего, в своем вероятней всего несовершенном сознании...
мне кажется этот объединяющий элемент на основе различий возможно использовать во благо и даже на государственном уровне...
а так все это рассуждения
---
большое вам спасибо, что прочитали и оценили
с теплом
с уважением
Skomorox 13.12.2012 22:04 Заявить о нарушении