О контроле над чиновниками в России

В Соединенных Штатах президент (которому, согласно разд. 1 ст. II конституции США «предоставляется исполнительная власть» и который избирается сроком на четыре года и при этом не более двух раз) имеет широкие полномочия. Однако его власть существенным образом ограничена властью конгресса. Во-первых, президент США не имеет права законодательной инициативы. Это право принадлежит исключительно конгрессу.
 
В России Президент (который также избирается сроком на шесть лет) обладает такой инициативой (ст. 104 Конституции Рос¬сийской Федерации). Во-вторых, президент США не имеет пра¬ва роспуска какой-либо из палат конгресса. В России Президент, согласно ст. 109, имеет право роспуска Государственной Думы, причем может сделать это без особых затруднений. В-третьих, в Соединенных Штатах назначение президентом должностных лиц происходит «по совету и с согласия сената».

В России (по предложению Президента и с согласия соотве¬тствующих палат Федерального Собрания) происходит назна¬чение на должность лишь судей Конституционного Суда, Вер¬ховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты и ее аудиторов, Председателя Правительства Российс¬кой Федерации, Председателя Центрального банка, Уполномо¬ченного по правам человека (ст. 102, 103). Все остальные служа¬щие федерального уровня назначаются и отстраняются от должности Президентом самостоятельно, без согласия парла¬мента. Процедура же отставки Правительства Российской Фе¬дерации обставлена рядом таких преград, преодолеть которые Государственной Думе почти невозможно (см. ст. 117 Конститу¬ции РФ).

 В-четвертых, президент США может быть отрешен сенатом от должности «в порядке импичментаСтатья 91 Конституции Российской Федерации заявляет: «Президент Российской Фе¬дерации обладает неприкосновенностью». Однако ст. 93 указы¬вает на возможность отстранения Президента от должности. Анализ приводит к выводу, что эту возможность трудно назвать вполне логичной и реально осуществимой.
Что же касается вопроса об отрешении от должности осталь¬ных государственных чиновников «в порядке импичмента», то в Конституции Российской Федерации о подобной процедуре не говорится ничего.

В США комитеты и комиссии палаты представителей и сена¬та постоянно контролируют повседневную деятельность учреж¬дений федеральной исполнительной власти.

Во всяком развитом демократическом государстве существу¬ют особые учреждения, контролирующие деятельность лиц, выполняющих те или иные функции государственного управ-ления. Например, в Соединенных Штатах Америки существу¬ют так называемые независимые учреждения, деятельность которых заключается в контроле над всеми исполнительными ве-домствами (кроме «закрытых») и главы которых не подчинены президенту. http://nicbar.ru/adm_sist_lekzia6.htm

Д.Г. Гудков на вопрос  почему «Единая Россия» против  варианта оппозиции закона «О парламентском контроле» ответил:
- Должен отметить, что не сама «Единая Россия» против нашего законопроекта: она выступает проводником генеральной линии своих руководителей, которые считают, что депутаты не должны вмешиваться в работу чиновников, не должны иметь возможность контролировать их деятельность. http://svpressa.ru/society/article/56607/

Есть страны, где власти не хотят слышать об общественном контроле, а есть страны, где он является возведенной в норму традицией и, соответственно, не нуждается в особом законе.
Немецкий профессор Бергман также добавил, что в его стране чиновников успешно контролируют неправительственные организации, в том числе международные. И правительство при этом не считает их «иностранными агентами», подчеркнул юрист
http://www.inosmi.ru/russia/20120930/200099064.html

Лично я, кстати,  думаю, что эффективный контроль над чиновниками правящей партии могут осуществлять только комиссии от оппозиции или независимые комиссии, народный контроль и т.п.


Рецензии
Мы не такие как они -Нам далеко до демократии.

Николай Бородин 7   14.05.2013 17:39     Заявить о нарушении