По конкурсу Уроки истории

http://www.stihi.ru/2012/10/25/3885  Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/11/30/5838 Итоги конкурса

В конкурсе приняло участие 85 авторов, 70 заявок было мною принято. Почему не все? Я не включала в пакет  те стихи, которые не соответствовали условиям приема, но предлагала всем участникам до конца приема заменить стихотворение или исправить в нем лексические ошибки, которые помешали бы его автору занять достойное место в списке участников – попасть в число номинантов конкурса. Как обычно, соглашались на работу над своим стихотворением не все, тогда я принимала их стихи в исходном виде, и в результате они не были замечены судьями. Обидно.

Что же требовалось для успешного участия?  (Или что всегда указывается в моих объявлениях, но редко внимательно прочитывается участниками):

Выписка из объявления о конкурсе:

«УСЛОВИЯ ПРИЕМА КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
Рифмованное стихотворение  в жанре «ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА»
                По особенностям жанра см. http://www.stihi.ru/2012/06/09/4374 .

 Тема стихов - «Уроки истории»: размышления об истории и судьбе своей страны, тех уроках, которые мы можем извлечь из своего прошлого, чтобы понять современную жизнь. Стихи не должны быть сиюминутны – не быть посвящены  одному  нашумевшему общественному событию последних дней, а так же - не должны  состоять из одного только гневного набора проклятий и обличений того, что не нравится в современной жизни. Желательно поэтическое размышление, написанное не форме лозунгов, а как лирическое стихотворение, имеющее прозаическую основу (иметь законченную тему, а не быть зарисовкой ни о чем, созданную эффектным набором рифм и притянутых ради интересного ритма образов). 
 
Обязательное условие номинации произведения - изложение ПРАВИЛЬНЫМ русским языком и (что желательно!) с грамотной записью».

Сразу скажу – за безграмотную запись никто из нашей команды оценок не снижает, но то, что она портит общее впечатление о стихотворении, это очевидно. Почему бы перед публикацией авторам не проверить свои стихи в редакторе (Word, например), который подчеркивает все сомнительные места? Не знаю. Для меня это – необъяснимо.

Стихи с безграмотной речью я тоже принимала, но всегда после долгих уговоров перечитать, подумать над постановкой фраз и использованием слов и по возможности поправить стихи. Поверьте, это – не мне нужно: я довольно редко голосую в своих конкурсах, это больше всего нужно самим участникам, которые (я так думаю!) хотят победить, а не просто подать заявку.

Еще сложнее было с соответствием заявленному жанру. По условиям конкурса – жанр гражданской лирики (в объявлении была дана ссылка на статью, где описаны особенности этого жанра). Ключевое слово здесь – ЛИРИКА, которая предполагает образный поэтический язык и личные авторские размышления, в данном случае – размышления о судьбах своей страны, об уроках истории, которые остались у нас за плечами и чему-то учат нас. Гражданская лирика – это не зарифмованные воззвания и не политические лозунги, написанные простейшей рифмой и в повелительном наклонении (в лучшем случае –от лица неопознанного «мы» и столь же непонятного «вы»). Такие стихи – тоже стихи, и они нужны, но жанр не тот – это не лирика! И эту мысль мне тоже крайне сложно было довести до участников, которые на меня обижались, спорили, именовали мои претензии нехорошими словами и были приняты мною в список участников, но, как я и ожидала, остались неоцененными судьями. Почему меня воспринимают как врага или соперника – я не знаю. С 2012 года я в собственных конкурсах не участвую и, если и сужу их иногда, то от одного моего голоса ничего не зависит. Я заинтересована в успехе своих участников, а вовсе не в их провалах.

Теперь о судьях. Многим участникам почему-то кажется, что их стихи с самого начала приема заявок рассматривает команда «дружбанов», сидящих за одним столом и сплоченных полным единомыслием. Это совсем не так. Только после формирования МНОЮ (в одном лице) анонимного пакета из 70 принятых на конкурс произведений, я начинаю думать о том, кто из судей свободен и кого можно будет попросить об участии в голосовании, после чего рассылаю им пакет электронной почтой. Судьи – из разных городов (а то и стран!), они далеко не все знакомы друг с другом даже виртуально, и уж точно - реально. Я стараюсь набирать в каждую конкретную команду жюри равное количество мужчин и женщин, авторов разных возрастов, разных убеждений – чтобы  не было перекоса мнений в какую-то одну сторону. Каждый раз мой состав жюри – наполовину новый, и никто заранее не знает, кто именно будет судить данный конкурс.

К чему я это все веду? К тому, что не стоит удивляться тому, что какому-то стихотворению один судья присвоил высший балл (десятку), а другие судьи его даже не отметили. Сколько людей – столько и мнений. Моя задача единственная – не пропускать в число номинантов стихи, написанные с лексическими ошибками и с грубыми сбоями стихосложения. Это – непрофессионализм автора и отчасти – непрофессионализм судьи, а значит, мой недосмотр.

Судить конкурсы – желающих мало. Что-то я не помню, чтобы кто-то из авторов сайта сам предложил мне свою помощь в судействе, зато, попробуй я возрази против чьего-то судейского выбора… будет обида, возражения. А с ними и мои сомнения: а может быть, я не права? Страх, что потеряю и тех немногих авторов, умеющих писать поэзию, а не халтуру и  ХОТЯ БЫ СОГЛАШАЮЩИХСЯ тратить на других свое личное время. Уже произведенный выбор стихов судьями я отменить не вправе. Поэтому, дорогие наши участники, не судите и меня строго: я делаю для вас, что могу, но стараясь делать это как можно лучше.

В этот раз анализировать стихи участников я не буду. Тема конкурса «Уроки истории» мне очень понравилась: подавались стихи умных, думающих людей, не равнодушных к судьбам своей страны. Весь спектр мнений, все горести и радости самых разных граждан нашей страны и наших бывших соотечественников были отражены в этих прекрасных стихах. Читать пакет было чрезвычайно интересно. Я хочу поделиться этой радостью с вами – прочтите самые лучшие (пусть даже и не во всех отношениях  совершенные) произведения этого пакета – они стоят того! Если бы у меня была такая возможность, я обязательно издала бы их отдельным типографским сборником.

Итак – см. далее «Уроки истории – Избранные стихи» и пишите  на них свои отзывы: 

http://www.stihi.ru/2012/12/02/6775 Избранное, часть 1
http://www.stihi.ru/2012/12/02/6863 Избранное, часть 2


Рецензии
С большим удовольствием прочитала и прочувствовала подборку лучших произведений этого конкурса.
Приятно удивлена тем, что моё стихотворение прошло в этом сборнике под №6,
хотя по итогам конкурса оно заняло далеко не призовое место.
Спасибо, Алла, за титанический труд, который не остаётся незамеченным участниками таких интересных УРОКОВ!
Честно говоря, зашла сюда именно для того, чтобы прочитать замечания, т.е. увидеть разбор.
Всегда с благодарностью принимаю конструктивную критику, прислушиваюсь к искренним добрым замечаниям.
Потому и хотелось Вашего разбора, удивительна разница в оценках жюри и Вашим, Алла, мнением.
Правильно сказано, что угодить всем невозможно.
И всё-таки Ваши "разборы полётов", думаю, необходимы многим.
СПАСИБО, Алкора, за Ваш труд!

Фрида Полак   08.12.2012 16:15     Заявить о нарушении
Фрида, спасибо за отклик! К сожалению, откликов на мои статьи крайне мало, а если и пишут, то только те, чьи стихи упомянуты в статье. У меня была совсем другая цель - чтобы статьи были полезны всем и все научились радоваться не только своим успехам, а ошибки других рассматривали как свои - возможные. Увы, это только мои мечты.

Мои мнения с мнениями судей не расходятся: все 28 отобранных в этой статье стихотворения - номинанты конкурса, то есть, кто-то из судей их отметил. Сама я в этот раз вообще не голосовала.
Успехов вам, а главное - мирного неба над головой!

Алкора   09.12.2012 18:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Аллочка, за всё - и за труд Ваш, и за добрые пожелания!

Фрида Полак   09.12.2012 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.