из торы
1. о милосердиии
2. о лести
ИЗ ИНТЕРНЕТА
1.
Проявить милосердие.
Ты захоти (так сказал Своему народу Всевышний) – а Я тебе помогу.
Очень трудно захотеть. Иногда вообще невозможно захотеть. Т.е., теоретически мы все добрые. Но обстоятельства подчас складываются такие лютые, что не до милосердия к другим. Самому бы добра не лишиться. А то и в живых бы остаться.
Вот об этом Всевышний и сказал: ты отважься – а Я сделаю так, что потом не пожалеешь. Отдашь субботнюю халу – а затем вернешься живым домой. Из-за той самой халы, которую вначале было жалко отдавать. Вроде бы, кому отдавать-то? Этому подозрительному уголовнику, который, по всему видать, только что из острога сбежал? Да и стоит ли бандит наших еврейских субботних святых хал?
Оказывается, стоит. "Кто там у вас в Калуше святой?" – "Да все святые"…
** **
Ну а теперь самая трудная часть нашей статьи. Тест. На умение проявить милосердие. Так сказать, теоретические занятия.
Представьте себе, что вы – русский интеллигент, житель Кишинева начала двадцатого века. Учитель там или бухгалтер, неважно. Главное, культурный и интеллигентный человек.
А теперь представьте себе, что идет еврейский погром. Да-да, тот самый, столетняя годовщина которого отмечалась несколько лет назад. Погром, что был развязан толпой, вдохновленной статьями недоброй памяти Крушевана, издателя черносотенного "Бессарабца". Воссоздайте картину, у вас же богатое воображение!
Вы стоите у порога своего дома. Приятный закат над рекой Бык. Воздух пахнет вербой. А со стороны Рышкан к небу поднимается черный дым. Не в вашем квартале, а в еврейском. По ту сторону реки. Конечно же, вы возмущены: вот до чего опустилась чернь!
А теперь внимание. Центральный кадр сюжета: от моста в вашу сторону бежит, спотыкаясь, окровавленный мальчик, худая тень, вот-вот упадет, а за ним – с гиканьем и свистом – несется та самая чернь. Но она еще на мосту. А мальчик уже рядом. Что будем делать – спасать? Или поскорее спрячемся в доме?
Если вы скажете – спасать, то вам что, своих детей не жалко? Да эти погромщики в пьяном угаре тут всех в миг поубивают...
Ну ладно, вот вам второй тест. Тоже на умение проявить милосердие.
На сей раз вы не русский интеллигент, житель старого Кишинева, а, извините, интеллигент немецкий, житель города Ораниенбург. Это десять минут на электричке к северу от Берлина, на канале Одер-Хафель. Лес, тишина, идиллия, у вас свой домик под черепичной крышей, на дворе – эпоха Третьего рейха.
И вот та же картина: вы стоите перед домиком, любуетесь видом на канал, в небе журавли летят, – а по вашей улице несется ребенок. Тот же самый, весь в крови, вот-вот упадет, тощий еврей из соседнего лагеря. И погоня с овчарками уже на мосту.
Что делаем – прячемся? Или храбро хватаем его за шиворот и втаскиваем в дом? Так ведь овчарки по следу найдут! А у нас опять-таки жена, дети, налаженный быт.
Вот и говорите после этого – милосердие. Не нужно оно нам, когда все летит под откос. И не надо нам помогать его проявлять по отношению к другим! Для нас бы кто его проявил…
И последний экзамен. Тоже чисто теоретический.
Мы с вами – те, кто есть. Интеллигенты-евреи, говорящие по-русски. И вот мы приехали в Париж. Туристами. В отпуск.
А Париж, и в этом соль ситуации, не тот, что стоит ныне, а тот, во что он может превратиться в самое ближайшее время. Это такое предположение, условие задачи.
Короче говоря, мусульманские террористы начали взрываться прямо под арками Эйфелевой башни. И парижане (не иерусалимцы!) принялись, не долго думая, жечь местные мечети, громить арабские лавки и вести себя, как кишиневцы Крушевана, – но только не ослепленные провокационными статьями и не разогретые водкой, а просто кипя от справедливого возмущения. Или скажем так – испугавшись за свою жизнь.
Да как же вы умудрились в такое неподходящее время оказаться здесь в отпуске!
Вчера заехали с женой в ''HotelLebron'', это в трех минутах от станции метро ''Kadet'', что на улице Лафайе. Второй этаж, 44-ый номер, справа от лифта. Чудесный "шамбр" на двоих.
А сегодня вдруг в городе – странная тишина, и только где-то со стороны 10-го квартала доносятся взрывы, глухой вой толпы, веет легкой гарью. Но пока на рю-Ламартэ, под нашими окнами, все в порядке.
И вот он. Жертва погони. Несется зигзагами по центру улицы, спотыкается, рубашка в крови. Вы даже окно не успеваете закрыть. А мальчишка на крутом повороте вбегает в двери вашего отеля.
Пока никого нет. Вы стоите вместе с женой за закрытой дверью своего номера. Слышно, как колотится ваше сердце – одно на двоих с женой. Ничего кроме колокола сердца.
Отвечайте – откроете дверь? Или так и будете стоять, прижав руки к груди?
Ведь араб бежит, не еврей. Сын, наверное, террориста. Евреев терпеть не может. Фундаменталист и хамасовец. Откроете? Отвечайте!!
Лично я про себя не знаю, открою ли.
А вот раби из Калуша, тот точно открыл бы. Втащил бы мальчика и спас. Да еще сказал бы что-нибудь на идиш, потом его фразу двести лет народ повторял бы. Типа: халу отрезать – крови не будет. Блют вел нит гейн. Еще как будет…
Так что неизвестно, награда ли это – помощь со стороны Небес в деле оказания милосердия другим.
Правда, там сказано дальше: а за это Я буду милосерден по отношению к вам. Ну так ведь, чтоб в такое поверить, надо верить.
2.(опуская притчи и высказывания мудрецов):
запрет Торы на лесть (хануфа), подхалимство, заискивание, угодничество, на лицемерную необъективность в оценке чужих поступков.
* *
(один лишь вид лести не есть грех- воздание истинных или желаемых заслуг- жене своей!)
Свидетельство о публикации №112120210101