Волжский Гамлет, или Живое и Мёртвое
Весёлое горе
На отшибе погоста пустого,
Возле жёлтых размазанных гор,
Я с кладбищенским сторожем снова
Беспросветный веду разговор.
Я сказал ему: «Видимо, скоро
Грянет мой неизбежный черёд...»
Но ответил кладбищенский сторож:
– Тот, кто жив, никогда не умрёт.
Я вернулся домой и три ночи
Всё ходил и качал головой:
Как узнать, кто живой, кто не очень,
А кто вовсе уже не живой?
Под иконою свечка горела.
Я смотрел в ледяное окно.
А жена на меня не смотрела,
Словно я уже умер давно.
В тихом доме мне стало постыло,
Взял я водку и пил из горла.
Ах, любимая, как ты остыла,
Словно в прошлом году умерла!
Я заплакал, и месяц-заморыш
Усмехнулся в ночи смоляной...
Ах ты, сторож, кладбищенский сторож,
Что ты, сторож, наделал со мной?
Михаил Всеволодович достигал порой высшей степени просветлённости, свойственной разве что святым да блаженным. Я далёк от того, чтобы пиарить нетрезвый способ достижения гармонии с миром. Однако не могу избавиться от мысли, что таким способом покойный поэт достигал катарсиса, очищения души от мирской скверны. Конечно, это очень «авторский», сугубо индивидуальный способ обретения дара наития. Другой выпьет – и пойдёт буянить, а не стихи гениальные писать. Каждому – своё.
По степени эмоциональности немного найдётся в русской поэзии стихов, равных «Весёлому горю». В нём словно бы спрессована вся земная невесёлая жизнь поэта. Строчки про любимую женщину невозможно читать без глубокого сострадания к обоим. В сущности, что такое прозрение? Выход из придуманного мира. Протрезвление. Внезапно пришедшие строки выветривают из головы остатки хмеля. А «пьянством», уходом от реального мира может быть что угодно – например, влюблённость. Ибо влюблённый – слеп и страшно далёк от реальности. Любимая женщина, в случае с Михаилом Анищенко, может быть, и хотела бы войти в сакральный мир мужа-алкоголика, но не смогла, по причине неприятия этого мира. И вот это страшное расщепление мира семьи показано поэтом с тютчевской бесстрашностью последней правды. Ни один читатель не осмелится обвинить поэта в банальности рифмы «горела – смотрела», потому что стихи Анищенко написаны, по выражению Ницше, «кровью сердца». Скажу больше: экзистенциальная философия, пришедшая к человеку в облике внезапной правды, страшнее смерти.
Кладбищенский сторож, чем-то напоминающий персонаж Льва Дурова из культового советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов», произносит сакральную фразу, которая не уступит речам библейских пророков. «Тот, кто жив, никогда не умрёт». Вряд ли он имел в виду высшую степень жизни в поэте Михаиле Анищенко. Но его слова уже сбываются. Волжский Гамлет, Веничка Ерофеев XXI века, Михаил Анищенко оставил нам настолько жизнеспособные произведения, что уже трудно представить без них русскую поэзию. И, конечно, «в заветной лире» поэт никогда не умрёт. Стихотворные мощи Михаила Анищенко нетленны.
Свидетельство о публикации №112120104824
Что уж тут говорить? - обидно. Очень обидно. Настолько невыносимо, насколько гнетуща бесстрастная отечественная статистика: мужи в России долго не живут,и ей это, видимо, особой надобностью не представляется.
Но пока, следуя имеющимся поверьям , Михаилова душа обретается в земных оковах, не будем мешать ей в поисках пути к лучшей доле на небесах - эти опосредования действительно сакральны и непостижимы в своих надеждах и злоключениях, а все мы, к глубочайшему сожалению,в имеющейся ситуции абсолютно бессильны и безоговорчно излишни.
Наше время, применительно не к заявленной, а к истинной памяти об ушедшем поэте и к его творчеству, наступит несколько позже - с момента осознания необходимости руководствоваться им в индивидуальном или обобщённом единстве помыслов и поступков.
То есть с наступлением или ненаступлением соответствующего прозрения, о "котором" Вы, Александр, в несколько ином, более расширенном,общефилософском, вроде бы, толке, так неосторожно выразились: "В сущности, что такое прозрение? Выход из придуманного мира. Протрезвление."
Сказано прямо-таки с уклоном на "въезд" в абсолютную аксиоматичность.
"Прозрения" такого рода совершаются сплошь и рядом, ибо никакие это не озарения, а неумолимая практика обыкновенной человеческой жизни, когда по каким-то обстоятельствам казалось, что круассаны растут на еловых или каких-то там ветках, первая попавшаяся лужа - Тихий океан, деньги должны доставаться даром...
Хорошо, конечно, когда "протрезвление" так или иначе наступает.
Но всегда ли оно, выражаясь современным сленгом, "вставляет" неожиданно образумившегося? Не порождает ли агрессии, злобы,неукротимого желания изрядно "опохмелиться" в ином месте и в другой обстановке?
Примеров подобных "прозрений" - выше всякой осведомлённости.
Точно так же не поворачивается язык назвать прозрением и уход от рутины и мерзостей окружной жизни в какие-то иллюзорные умопостроения - в абстрактные камлания о заведомо неосуществимом ни здесь, никогда и никем.
Прозрение - это, обозревая обычное и примелькавшееся, додуматься до колеса, компаса, бумаги, пенициллина, зубной щётки, прибора для удобного прохождения через любые стены - то есть дверей и многого другого, что уже широко используется и что может быть поставлено для реальных человеческих нужд и более высокого их формирования.
Какова в этом процессе роль упомянутого Вами Ницше, я, честное слово, абсолютно не понимаю...
Мишель Емельянов 01.12.2012 18:13 Заявить о нарушении
Александр Карпенко 02.12.2012 12:40 Заявить о нарушении
Мне почему-то думалось, что именно так Вы и ответите. Но на философию необходимо всё-таки подналечь: очень брыкастая дама!))
Мишель Емельянов 02.12.2012 14:19 Заявить о нарушении
Александр Карпенко 06.12.2012 14:52 Заявить о нарушении
Лучшую, на мой взгляд, из имеющихся характеристик Михаила и его творчества принадлежит нашему сайтовскому коллеге и по совместительству - кандидату психологических наук Андрею Александровичу ПШЕНКО: "Ненормально талантливый поэт!"
Сказал ещё задолго до ухода Анищенко, но как быстро течёт Время...
Мишель Емельянов 06.12.2012 15:37 Заявить о нарушении