Обзор по 2 туру от Ники Батхен
55 Юрий Семецкий "Иван да Пётр, или Царствуй на славу" http://www.stihi.ru/2012/04/27/2555
Солнце с неба ярит, ярит,
Русь святую матеря.
Знать с ума сошла, бояре
Ополчились на царя.
Знать, желает смерти лютой
Всяк в отечестве пророк.
Будет вам ужо Малюта,
Погодите, дайте срок.
Будет Новгород Великий
Над могилами рыдать
Не за верные улики,
За царёву благодать.
За неверность — в околоток,
За строптивость — батогов.
Больше в городе сироток,
Меньше в городе врагов.
Будет колокол разбитый -
Впопыхах, не впопыхах...
Будет смерть митрополита
На Скуратовых руках.
Будет Русь катиться к розни,
Будет плач её горюч,
Будет жёстко править Грозный,
Как положено царю.
Всех, кто против, укокошит,
Чуя заговор нутром...
Всё равно Иван хороший
По сравнению с Петром.
Удачная историческая стилизация в «русском стиле». Продолжает традиции многих авторов – от Давида Самойлова до Евгения Лукина. Хорошая ритмика, интересные внутренние рифмы, грамотно подобранный звукоряд. Можно придраться к некоторым рифмам, но выбранный стиль в принципе оправдывает нечеткую рифмовку.
49 Симон Слуцкин "Genesis" http://stihi.ru/2011/10/06/7465
Хамсин с горизонта волною доносит бархана вымя.
Докучный телёнок-небо жадно тянет сосцы.
Взлетает cухая колючка, библейское ищет имя,
ведь если вцепиться в слово, можно себя спасти.
Спастиcь из пустыни, где воздух – помешанный, псих, убийца –
таскает жаровни к телу, тело низводит в ад.
Смириться – остаться – быть камнем, не течь и не шевелиться –
бессмертьем одарят камень – мёртвому всё простят.
Бежать. Но куда? Где колодец? Там слова незримый Ангел
из праха питает тело, в прах превращает плоть.
И буквы в ковчег собирает Ной – на заветной бумаге
согласных и гласных тварей – каждой вершить приплод.
И память растёт из пророчеств, которыми правит ветер.
Лелеют Левиты брата – имя кормят с руки.
Спастись – означает подняться на плечи Отца и верить,
что дух создаёт пространство, полнит собой пески.
И дух наливает колосья, взошедшие в пойме речи,
и каждый росток, что знает рис или боб в земле,
Творцу обращает молитву, рвётся на зов человечий –
стать над природой слова и словом в самом себе.
Стихотворение скверно зарифмовано – перемешаны четкие рифмы, аллитерации и ассонансы, «белые» строфы - автор, похоже и не догадывается, что «земле»-«себе» не рифмуется. Если бы все произведение было сработано белым стихом, оно бы только выиграло от этого. Из достоинств – мощные, сильные образы, цельная картина повествования.
47 Сергей Дуков "Изгой" http://www.stihi.ru/2012/01/03/6549
А ты знаешь, я был в раю?
…Нет, не путаю, вспоминаю:
у июня на том краю,
что немного поближе к маю, –
сыплет пухом травы ковёр
на асфальта сухую спину,
а невидимый всем лифтёр
на Москву положил кабину,
продолжая зигзаг теней –
это Время; а мне – двенадцать,
я огромней планеты всей,
если с глобусом поравняться;
застревают в носу персты...
кеды, шорты, в карманах спички...
орошаю теплом кусты,
назначаю собакам клички;
а за шторой чернил разлив –
снова пишется небом драма,
как лифтёр поднимает лифт,
как готовит в бега Адама.
Претензии те же, что и к предыдущему стихотворению – четкие рифмы смешаны с нечеткими, образный ряд слабее. Удачно на мой взгляд сказано:
…я огромней планеты всей,
если с глобусом поравняться…
46 Светлана Белянина "Рыжие облака" http://www.stihi.ru/2012/07/28/7518
Вечер приходит, трогая лапой мхи,
кроны деревьев мягко лизнул закат.
Время такое - просто писать стихи,
просто смотреть на рыжие облака...
Солнце над речкой стелет янтарный дым.
Запахи мяты и клевера, треск цикад...
Знаешь, как здорово - лечь у самой воды
и наблюдать, как рыжие облака
тянутся вдаль - каравеллой закатных снов...
Ветер утих. И на самом краю земли,
где догорает солнечное руно,
тихо растают рыжие корабли...
Очень приятное, нежное, акварельное стихотворение. Технически хорошо, почти без претензий. Можно поспорить насчет «каравеллы закатных снов» - рыжих кораблей много, каравелла одна и образ попахивает штампом. Но все равно мило, душевно вышло.
44 Rewsky "Нити и ножницы" http://www.stihi.ru/2012/05/22/8370
Когда достанет,
как донка дна,
как шкипер - рынду,
забаву - клоун,
когда достанет, то будь спокоен:
ещё достанет с веретена
усталой женщины с лицом-вечностью...
Ещё любим ты, баран породный,
давай упрёмся - в косяк ли, в речи,
давай закрутим бесповоротно,
неоднократно...
...........того не стоит.
Усталой женщине скоро сроки.
Нить обрезают, протёрли столик,
ещё осталось чуть-чуть мороки,
полётов, сладостей, казнокрадства,
любомедовости, слёз и пепла...
когда достанет - приди обратно.
тут, в общем хоре, не всё допето.
оно, конечно,
единоличней
луны рогалик хрустеть по-полной...
Но мы забьём на часы приличий...
Усталой женщине так спокойней
за разномастность твоих иллюзий
о самостийности, силе, крови...
Она тебя неприметно любит.
Но режет ровно, потом, но - ровно...
Стихотворение смотрится выигрышно по двум параметрам. Попытка играть со словом, ритмом и образом, пользоваться современным поэтическим языком на фоне общего «ветхозаветного» потока текстов. И сильные, очень сильные финальные строки - так и видится этот ровный, безупречный разрез.
41 Николай Бицюк "О Родине" http://www.stihi.ru/2012/04/07/10744
Ты Родина, ты родинка, любовь,
Сутулых изб натруженные плечи,
Ты русский дух, тепло от русской печи
И аромат поджаренных грибов.
Ты у дороги старая ветла,
Погост, заросший кашкой и крапивой,
Журавль в гнезде над брошенною нивой,
Теряющий остатки ремесла.
Как нива, сир, как ива, одинок,
В крест-накрест позабытых деревушках,
Отдавших время на прокорм кукушкам,
А память - сплетням соек и сорок.
Над жёлтым одуванчиком оса -
Он так боится жалом уколоться...
В сырых глубинах ветхого колодца
До праздника хранятся небеса.
«Стихи о Родине» - жанр, в котором почти невозможно сработать хорошее стихотворение, найти что-то новое, не замыленное и не затасканное тысячами других поэтов.
В сырых глубинах ветхого колодца
До праздника хранятся небеса.
Автору удалось успешно решить непростую задачу, подыскать нетривиальный, глубокий, словно колодец, образ, который «вытягивает» все стихотворение.
35 Лиза Галузина "Сара" http://www.stihi.ru/2009/12/20/5692
Долгие годы тебе, и неясен срок,
Девичьи вымыслы – в долг ведовскому дару.
Сара, он стар и немощен, и жесток,
Что ты придумала, милая? Полно, Сара.
Сложены саги, просчитаны темп и ритм,
Не ворожила и к ночи ждала едва ли.
Сара, ведь он не любит, - боготворит, -
Бога творит. А рождаются только твари.
Вспомни, одумайся… тысячи лет спустя
Вектор эпохи окинь суеверным взором.
Сарочка-Сара, ведь ты же еще дитя,
Что тебя тянет на ту непростую гору?
К бабьему вымени, бремени, ноше нош, -
Жертвенный нож обнажается с каждым знаком.
Слушаешь, Сара?..
Не слышишь
И не поймешь,
Плюнешь на вздор и родишь ему Исаака.
Выдающаяся вещь, без всяких скидок, одна из двух лучших на конкурсе. Женская, библейская поэзия, которой кто только не отдавал дань от Ахматовой до Седаковой. Автор с удовольствием плавает в мутном море постмодернизма и вытаскивает оттуда замечательных рыбок. Прекрасная звукопись, многозначные строки, внутренние рифмы, в стихотворении осмыслена каждая запятая.
33 Кира Леонидова "городская легенда" http://www.stihi.ru/2012/08/15/6525
утром Джон пьет чай с абрикосовым джемом и вспоминает Джемму
потом садится в розовый кадиллак, у него полный бак
перламутром мерцает правое крыло и левое крыло
сосед газетой машет: хелло!
Джон улыбается, напевает себе под нос: здрассьте!
он слегка пьян от счастья.
на перекрестке шериф Рой знак подает: стоой!
но Джон едет на красный, ведь жизнь прекрасна
даже на пустынном перекрестке маленького городка
Рой, пока!
Джон выезжает на пригородное шоссе
впереди маячат горы цвета кофе гляссе
ванильным мороженым в рассветное небо тая
кадиллак легко разгоняется и взлетает.
в это время в соседнем городке Джемма
занимается приготовлением абрикосового джема
колдует с ложкой над медным тазом
щурится на солнце правым глазом
левым, между прочим, поглядывает в окно, а там - оно
чудо ее летит в розовом кадиллаке
пьяный, собака?!
Джемма срочно идет умывать лицо и руки
списывает видение на оптические глюки
и тут ей вспоминается индеец Бола
по прозвищу Глиняная Стрела
его глупые сказки про летающий кадиллак
старый дурак.
а в это время Глиняная Стрела рассказывает детям историю у костра
про то, что в данной американской местности такоое бывает!-
кадиллаки летают!
на рассвете, в особенной лунной фазе
необходимо пропеть волшебное слово: здрассьте!
в ответ на приветствие соседа с газетой,
усаживаясь за руль перламутрового кабриолета,
перед этим напившись чаю с абрикосовым джемом,
обязательно вспоминая подругу Джемму,
утром вставши с правой ноги непременно
и веря в крылатость на уровне генном...
Бола помешивает в костре веткой
призывает в свидетели духов индейских предков
Джон обозревает окрестности с высокой горы
дети слушают легенду, разинув рты
титры.
Второе из двух лучших на мой взгляд стихотворений на конкурсе – если бы пришлось решать, кому отдать первое место, я бы тянула жребий. Замечательная современная баллада, молодой, энергичный текст с искоркой веселого чуда.
27 Егор Мирный "аясума" http://stihi.ru/2012/04/21/6520
у аясумы в душе' серебряный камешек.
кто сегодня придёт поиграться с ним?
у кого на свитере ни единого катышка,
к камешку прикоснись.
какой приятный холодок, и аясума светится,
но это вовсе не свет, а такое проклятие,
оно ощутимее от вечера к вечеру.
аясума снимает платье.
камешек меркнет, аясума простужена,
к твоей голове приставлены довольно грубо
два её неумолимых оружия:
тайнозоркость и близогубость.
и ты всё говоришь: "аясума, не трожь. аясума, держись.
аясума, что ты страдаешь как потерпевшая?",
затачиваешь свои внутренние ножи
о камешек помутневший.
только нечего вспарывать. в сердце блестит потолок,
сквозь него видно, что
никому не сбежать, никого не зарежут.
аясума, склонясь, поправляет ослабший чулок,
занимается с тобой надеждой.
Неплохо, но ничего особенного. Попало в шорт-лист потому, что остальные хуже.
24 Джон Магвайер "Мышь и муррраками" http://www.stihi.ru/2012/08/12/4659
Горький страх поглотил пространство норы,
брошенный, как подачка, сыр плесневел.
Бог читал мурраками, ему почему-то было смешно.
Влажная, липкая мысль ворошилась в углу и тихо попискивала.
"Наверное, опять проголодалась", - подумала мышь.
Хвост шелестел по прохладным камням,
грустные шарики времени разлетались в стороны,
ударялись об стены и застывали улыбками прошлого.
Мятные колокольчики дзинькнули и умолкли.
Черная полночь еще не вышла на охоту,
теплая бесконечность ежилась в блюдце.
Запах лунных крошек притягивал и манил,
трепет пронзил межреберное пространство,
но бравый стальной кавалерист был неумолим.
"Хрум-хрум," - бормотали бергамотовые огоньки,
"Черт, ну что за фигня, - сказала мышь,
так и до звездной линьки недалеко!"
Комок в углу протяжно чавкнул,
измазав мягкий нос бутербродной плесенью.
"Спи уже!" - разъярилась мышь.
Тишина истощенной рукой качнула пламя над бронзовым канделябром.
Бог захлопнул книгу и задул свечу.
Удачная, довольно интересная по замыслу вещь. На мой взгляд, слегка не хватает индивидуальности, авторского подхода к теме. Если бы в стихотворении нашелся хоть один сильный, неповторимый авторский образ, стало бы третьим лучшим.
23 Галинас "скоро лето" http://www.stihi.ru/rec.html?2012/10/12/6876
скоро лето
видишь, я стою перед тобой и не знаю, куда идти
облако тёмное впереди или поле, розовое от клевера
что-то со мной происходит в последнее время
погадай мне на компасе, стрелочку раскрути
раздели дорогу двойной сплошной на право и лево.
по правой пойдут пионеры по левой артельные рыбаки
а моё место на автобусной остановке – пёс у колена,
эскимо сползает по палочке, развязанные шнурки,
коровы плетутся мимо без роду без племени…
ожидание транспорта в пригородной полосе –
нет его и неизвестно придёт и откроет ли двери
может быть руку поднять, поймать такси
но собака, сидящая рядом, не вызывает доверия
у проезжающих мимо.
а я доверяю каждому – с кошкой, собакой и без
всё принимаю за чистую воду, выбираю маршруты,
но вечер меняет планы, диктует дресс,
расписание электричек становится лишним наутро
и бывшими становятся портреты и адреса,
только дорога к реке, словно дорога к дому,
вот растает сейчас, отбросит стекляшки льда
и всё по-другому будет, всё по-другому…
Хорошие стихи. Не отличные, но хорошие.
12 Андрей Мартынов Слово "Последний концерт пианиста" http://www.stihi.ru/2011/08/05/5775
Памяти Николая Петрова.
"Плыви, о успокоившийся в Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой,
о успокоившийся в Осирисе, пока не станешь единым, как Маат с солнечным диском,
в бесконечном объятии его света".
+
Парус твой белоснежен, корабль прочен,
берег тает, но с ним расставаться не жалко;
далеко по сверкающей глади прочь от
важных некогда дел убегает барка.
Счастлив будь, капитан, — ведь тебе не давали
время тратить на чтение книг про морские
приключения, разве что в волнах рояля
мог услышать ты голос ревущей стихии.
Время выхода на авансцену близко,
и площадка концертная выбрана не случайно,
там сиянье свечи разгорается солнечным диском,
здесь погаснув в Прощальной симфонии Гайдна.
Тонут в бархате кресел притихшие люди,
и последний трескучий звонок уже дан;
посреди приглашённых — Йозеф, Вольфганг и Людвиг,
и, конечно, присутствует Иоганн Себастьян.
Там рояль открывается тихо, без стука;
пятна чёрных и белых клавиш сливаются
в однотонную светлую гамму, и звуко-
извлеченье возможно без помощи пальцев.
Читается приятно, смысл хорош, слабая рифмовка портит впечатление.
11 Андрей Ал Васильев "Штрих-кот" http://www.stihi.ru/2011/11/16/6442
По соседству у ворот
Жил в полосочку штрих-кот,
А слегка через дорожку
Полосатая штрих-кошка,
И у них родился ряд
Полосатых штрих-котят.
Видом все аутентичны,
Но штрихи не идентичны.
Подросли они, и мать
Всех выводит погулять.
Лапки двигают сторожко.
К дому тянется дорожка –
И встречают у дверей
Человеческих детей.
Смотрят дети: ах и ах,
Перед ними всё в штрихах!
Мама-кошка говорит им:
«Разбирай смелей котят!
Только вы их возвратите
Через два часа назад –
Я должна им вертикально
Ночью вылизать бока,
Это сверхпринципиально
Для кошачьего штриха!»
Вдруг расстроился Серёжа:
«Все котята так похожи,
Как назавтра после сна я
Своего кота узнаю?»
Но ему ответил Ваня:
«Я возьму у папы сканер,
Два щелчка – и в полминуты
Занесём котят в компьютер,
Что не видит детский глаз,
Лазер сделает за нас!»
Так мудрёная машина
Оказалась совместима
С самой лучшей из пород –
«Непородистый штрих-кот»!
Очень симпатичные детские стихи без особых претензий.
20 Валерий Поланд "Детство" http://www.stihi.ru/2012/04/21/1643
Всё было будто бы вчера,
Футбольный мяч лежит у стенки,
Зовут на улицу с утра
Многострадальные коленки.
Хрущёвка новая растёт,
У Сашки брызгалка из клизмы,
Мы точно знаем, что вот-вот...
И будем жить при коммунизме.
Стихотворение скорее слабое, «Хрущевка новая растет» не укладывается на мой взгляд в картинку детских воспоминаний. Но что-то есть, вещь «цепляет» наивной откровенностью.
32 Иван Грозный (Ливерий) "Этот город" http://www.stihi.ru/2009/04/29/2222
Если честно, я очень любил этот город
Если честно, то в нём мне жилось и дышалось легче.
Я хотел бы вернуться, и, может быть, очень скоро
Придёт это утро, и день, и вечер,
Когда разбегутся снега по асфальту ручьями -
По лопнувшему от нетерпенья, а, может, от злости,
И корабль, - пустой коробок, причалит
К знакомому берегу новым заморским гостем.
Там весной непременно цветут абрикосы –
В белоснежных нарядах – пусть люди любуются,
А летом холодное пиво носят
В кафе на залитых солнцем улицах.
И мне захотелось туда – к абрикосам, к солнцу,
Чтобы тепло и нежно, и чьи-то губы,
И чтобы просто жить, а не бороться,
И чтобы вволю, и чтобы – "любо".
А пока – это тема для разговора
Как ненужное бросить и невесомое взвесить,
Чтобы добраться до общего пункта сбора
Множества разных и непременных "если".
Автору удалось передать и донести до читателя ощущение южного города. И финал хорош.
Свидетельство о публикации №112120100252
Совершенно не обижен на негативное сравнение стихов, в том числе и моего, с произведениями лито урюпинска. Я отношусь к тем, кто любит нелицеприятные отзывы. Мне это даёт стимул. Меня лучше ругать.
Что касается рифмы «земле»-«себе» - рифма является ассонансной, опирающейся на одинаковые ГЛАСНЫЕ и одинаковое ударение. кроме всего прочего, рифма подкреплена совпадением 2 гласных до ударного слога.
Да, я знаю, что не принято перемешивать разные виды рифм в одном произведении, но очевидно, что автор намеренно нарушает сей сомнительный постулат и готов к тому, что некоторым читателям это придётся не по вкусу. Но судить произведение следует по тем законам, по которым оно сделано.
С благодарностью.
Симон Слуцкин 02.12.2012 11:27 Заявить о нарушении
Корзиночка цветов и улыбок от меня)))
Наташа
Марина Гербер 02.12.2012 15:07 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 02.12.2012 15:24 Заявить о нарушении
А есть - к которым возвращаешься неоднократно... Они как глоток свежего воздуха или глоток ключевой воды...для души! И она испытывает в них жажду.
Марина Гербер 02.12.2012 15:36 Заявить о нарушении
Марина Гербер 02.12.2012 15:55 Заявить о нарушении
спасибо, Наташа.
Симон Слуцкин 02.12.2012 15:59 Заявить о нарушении