Православие на шкафу
Эта эвереттовская фраза весьма показательна - кто-то сказал, что католики вообще народ непутевый - у них непутевостей - вороха, они их где-то там прячут, и остаются при этом католиками, добрыми.
У меня, как у переводчика с эвереттовского на русский, возник простейший вопрос: как бы такую фразу сформулировал православный.
Этот вопрос поставил меня в тупик.
"Как добрый православный" - "истово верующий" - "верный сын Церкви" - всё не то.
И дошло: да никак бы православный такую фразу не сформулировал.
"Добрый православный" не то чтобы на шкафу порнуху не хранит - хранит, только вот средств говорения о ней в сочетании со своей православностью - не имеет.
Целый кусок человеческого (даже слишком) ухает куда-то в темноту - то есть, он есть, но его как бы нет.
Эта простая мысль потянула за собой целый ворох - со шкафа, из-под ковра и из-под пола.
Русский язык не имеет цензурных слов для обозначения того, что порнуха изображает плохо, а жанры высокие - хорошо: телесной любви и телесных частей для оной.
В семинариях священники, подобные темы обсуждая, привычно переходили на латынь (вот он, добрый католик-то!).
Латынью же писаны указания священнослужителю - ежели совокуплялся с женой накануне службы, в храм входя, приложить Евангелие - ну, к тому, чем совокупляются. (Это у какого-то историка есть - не помню только, можно ли священнику служить или только входить, но не служить. Ну да ладно).
На латыни, выходит, можно обо всём - доброму-то католику. И припомнились средневековые храмовые скульптуры, где, как в латыни - всё (о храмовой средневековой эротике помню статью в итальянском интеллектуальном журнале - и капитель колонны, женщина на спине, поджав ноги, дыркой на зрителя - да, дыркой. Колонна церковная - а женщина, надо думать, вавилонская блудница).
И тут до меня дошло, что это не просто так, что в католике есть место человеку, как в католическом храме - скамьям, как в католической иконографии - анатомии и трехмерности. (Православная икона духовна за счет того, что неанатомична - и если бы она вышла во что-то - в Возрождение - нет, увы).
Доктринально в католике человек соответствует чистилищу, площадке между адом и раем - в православии, опять же, отсутствующей. Человеческое между Божеским и сатанинским. Самостоятельное. Само-стоящее, отдельное. Влияемое - да. Но - отдельное.
Человек, со всем своим полом и подполом, вмещается в Церкви - выражается в ней же, во всех смыслах выражается, - и Церковь стоит, и человек живет.
И главное - говорит.
Католики всю историю - говорят, если делают что, то говорят, и - записывают, фиксируют. Оттого столько добавлений и изменений в традиции, сам факт которых - предмет православной критики.
Плюс тут в том, что их историю можно отследить.
Как отследишь историю православия?
Девятнадцатый век - разве по Лескову, да Мережковскому. Кабы не Лесков, кто донес бы из середины девятнадцатого века священническое "Библия - мирская книга". Кабы не Мережковский, кто бы упомнил, что в тридцатые годы века двадцатого православные эмигранты страшились сами читать Евангелие - как бы чего не вычитать не того?
А глубже девятнадцатого - никак. Разве по крохам из косвенных источников, чем, кстати, и занимался Лесков.
Православие живет, живет и не фиксирует недостойное упоминания (т.е. опять же, человеческое) - то, о чем говорить не принято и чего как бы и нет (т.е. неизменно православие не за счет того, что оно на самом деле не меняется, а за счет того, что изменения не отслеживаются).
Детали - то, что само собой разумеется - не проговаривается, но подразумевается - никем в православии не фиксируются, т.е. подробности так и ухают в темноту, сменяясь другими, такими же самими собой разумеющимися деталями.
Детали не доктринальны, но повседневное православие-то слагается именно из них.
Детали - т.е. человек.
И тут припомнилось и вовсе неудобьсказуемое - из отзыва на бердяевскую книгу некоего архиепископа - цитирующего некоего старца - "Бог творит только из ничего... надо себя сотворить ничем, и Бог будет из тебя творить. Пресвятая Богородица более других сотворила Себя "ничем", и более всех вознесена Богом".
И всё стало ясно (и страшно).
Соблазн русского человека - именно в том, чтобы "раствориться" и "стать ничем".
Россия где-то на стыке Рая и небытия, близка тому и другому - и Бердяев гениально сказал, что меньше всего в России - середины, т.е. того самого человеческого, которое посреди.
Т.е. больше духовности, чем культуры, и больше скотства, чем мещанства.
Святость - и звериность (это опять же Бердяев).
Объявить Богородицу "ничем" - соблазн соблазнов (и тут как раз подвернулось чье-то - опять же католическое - не то чтобы католическое было всё без разбору хорошо - но подвернулось: о том, что согласие Богородицыно - родить - величайшее из величий, что, как раз умаляясь, могла бы - отказаться, сказать: недостойна, не могу, другую ищите и т.п., и этого боялась - вся тварь).
Человеку будто бы предлагают: стань ничем. Не будь. Не будь!
Если уж ты, ничтожество, есть, то в слове хоть не будь. Не называй того и этого. Не смей говорить. Не смей читать. Не смей думать.
Что занятно, дурные страсти - та же порнуха на шкафу - при этом никуда не денутся. Проще всего избавиться от хорошего. Ну, хоть от собственных мыслей. От собственной природы избавиться - фиг. С нею можно жить, но жить - человечески, жить - не свято.
Понимая, что человечески - неизбежно не свято, и видеть себя как есть, т.е. видеть - всё, и в Церкви быть - человеком, со святостью сосуществовать - не святым, и с Богом сосуществовать, будучи не святым - "это я, Господи", "вот я", "я - такой", "я люблю Тебя", "делай со мной, что сочтешь нужным" - не умеем.
Быть не ничем, но человеком, с Богом - не умеем.
Может быть, можно попробовать научиться.
Дошло: православный никогда не спрячет порнуху на шкаф.
Под шкаф - пожалуй; в подпол - подвал - погреб - под кровать - тут ключевое слово "под".
Не "на".
Может быть, стоит попробовать - на шкаф.
Для начала.
А, может быть, лучше начать с фразы.
Которая мне так и не далась.
Свидетельство о публикации №112113004655
Хочу заступиться за великий и могучий. Всё в нём есть. "Цветочный крест" Елены Колядиной привожу как аргумент.Этакий микст православия и порно.
А в защиту православия можно отметить, что не оно практикует целибат.
А в целом статья хорошая.
А переводы- более чем.
Дикий Мёд 05.12.2012 23:19 Заявить о нарушении
Думала, кто еще, кроме Эверетта, может безнаказанно говорить о вещах, обычно роняющих
говорящего - и припомнила: Роберто Бениньи!
http://www.youtube.com/watch?v=FCRo0Cth-wk
Это бессмертный монолог на Фантастико 1991, где Бениньи в прямом эфире на всю планету
выстреливает в публику очередью итальянских слов, обозначающих женский половой орган - и
слов, обозначающих мужской.
Слов не научных, не книжных, но и не матерных - общеупотребительных, обиходных в быту, но
чуть непривычных в эфире.
Попробуйте этот номер мысленно повторить на русском.
Только тут не пишите.
Просто скажите, сколько у Вас слов пришлось на каждый орган.
У меня по два.
Может быть, поднатужась, припомню еще по столько.
Но: слова, пришедшие мне на ум, при всей безобидности - не нейтральны.
Пара не перебросится словами "прикрой палку" и "схожу вымою дырку".
А итальянская пара словами, названными Бениньи, очень даже перебрасывается.
Ну избегает русский человек ЭТО называть, будто ЭТОГО и нету (кстати, есть "он", а "она" -
увы).
Такой расклад - авторам раздолье.
Целина непаханая - твори-называй.
Жизнь-то уходит, никем не осмысленная, в слово не возведенная.
Православная порнуха - это "Пламень" Пимена Карпова.
Жуткая книга - нехудожественная, как пожар, и такая же стихийная.
Т.е. чистая стихия.
Читать ее трудно, она литературно слаба, но отведать стоит.
Совершенно нечеловеческая. Дочеловеческая.
Какой-то гесиодов эрос с телом быка, и мычанием.
И становится ясно, что оргия изначально предполагала не разгул секса, а разгул смерти плюс
разгул секса, что похабность убийства манче похабности тела, и страсть власти, наверное,
страстнее всех страстей.
И ясно, от чего защищается православие - от чего отгораживается.
То, от чего оно отгораживается, шло во времена Пимена Карпова во хлыстовство.
Куда сейчас идет - понятия не имею.
Колядину найду.
Алешковского могу похвалить как создателя действительно человеческой русской эротической
повести.
Я думаю, что элемента, представленного Эвереттом и Бениньи, католичество не поощряет -
напротив, оно с ним яростно борется.
Осмелюсь предположить, что Эверетт и Бениньи, так сказать - результат этой многовековой
яростной борьбы.
И целибат туда же.
Кстати, как раз дошло до меня, что целибат, пост и прочие подобные сумасбродства только по
любви творятся как подобает.
Влюбленный, любимой ради, способен дать обет никогда не есть помидоров - или есть одни
помидоры, или изо ста тысяч помидоров выложить имя любимой на Северном полюсе.
Любя, можно и в брак вступить, и безбрачным всю жизнь оставаться - это равнонормально.
Т.е. равноненормально.
Но вот обязывать к безумствам?
Из немыслимого - насильное, из любовного - нелюбимое, из ненормального - нормативное?
Мария Москалева 07.12.2012 14:51 Заявить о нарушении
Думаю, проблема всё же не в недостатке слов, обозначающих тот или иной орган. При желании можно и свои слова найти, и заимствованные, и старо-славянские; а в том негативном смысле, который мы вкладываем в эти слова. Ну, почему, например, ****ь мы считаем оскорблением, а не комплиментом? В то же время аналогичное по смыслу: " Ну, ты и кобель," - воспринимается с оттенком снисходительной похвалы.Думаю, отчасти христианство виновато, превозносящее духовное над телесным, душу над телом. Скажу более: верить в существование души столь же неестественно, как верить в демонов, чертей, ангелов и единорогов. С душой - это у нас психическая инверсия, пережитки Средневековья, а точнее- тёмных веков. Отсюда - ханжество, принебрежение телесным, восприятие полового акта, как чего-то необходимого, но унизительного.
Но, кажется, я слишком уклонился от темы. Итак, "Пара не перебросится словами "прикрой палку" и "схожу вымою дырку". Даю с ходу вариант:
Подставляй-ка, мать, вагину-
Я тебе две палки кину. :о)
*
Вагина ( смесь вагона и ангины) , конечно , не лучшая замена славянской по происхождению п***е, а вот фемина звучит лучше , чем женщина. У известного слова на три буквы хватает синонимов (***, ****, *****, ****, *****, *****, ********, ****, ******, ***, ***, *****, ****, **). Итого, 14 :о)
"Влюбленный, любимой ради, способен дать обет никогда не есть помидоров - или есть одни
помидоры, или изо ста тысяч помидоров выложить имя любимой на Северном полюсе." - Это у Вас хорошо получилось, ярко. Вспомнил Игнатия Лойолу, кутилу, бабника и дуэлянта, который однажды после тяжкого ранения дал обет служить господу и основал таки в последствии орден иезуитов. Были, правда, и обратные примеры. Александр шестой , Борджиа.
Спасибо, Мария , что ответили мне столь подробно. Побеседовать с умным человеком всегда приятно.
Дикий Мёд 07.12.2012 23:28 Заявить о нарушении
бандюжка - а по-врачебному: вагина - вульва - ВУЛЬВА - это страшно!"
Самое занятное, что в этих словечках больше всего - души.
(а еще больше ее в тех трех словечках, которым мне так и не удалось подобрать эквивалента. Ну как перезвучить "патонцу" или "бернарду"? никак)
Да и Бениньи весь - сплошная душа.
А словечки - тут не просто другой тон, тут регистр другой.
Целое национальное богатство, которое и произнести и написать не зазорно.
Причем произнести, заметьте, с первого национального канала (читай - ватиканского).
И это не все словечки, там их еще немерено.
Фаллос или вагину умелому автору зарифмовать - раз плюнуть:
"Большой живот и малый фаллос -
Вот всё, что от меня осталось"
(Безыменский)
Ну и что?
Народ-то ни фаллос, ни вагину в частушках не воспевает.
Вот когда фаллос станет каким-нибудь частушечным "фалюшей", а вагина - "важенькой", можно сказать - да, пошло словотворчество.
"Ох, вагина-вражина
Золотая скважина -
Старый дед сто лет в обед -
И того уважила"
ну не пишет народ такого.
Может, но не пишет.
Тон не тот, регистр не тот, и - не принято.
А пишет:
"П*зда п*зде п*зданула,
П*зда ножки протянула"
Это очень хорошо, но это, понимаете - низово.
Низ - внизу, верх-вверху.
Дихотомия.
У Бениньи (т.е. итальянский) жанр - серединный, где можно поговорить о низе без того чтобы снести верх.
Русский эквивалент тут, пожалуй
"Целовались бы ишшо,
Да болит влагалишшо"
Т.е. возможности есть, но подстерегает соблазн просто снести верх - напрочь, т.е. сказать: что они вообще пристали со своей духовностью, нет ее и баста.
Вот она и тысяча лет православия, ага.
Итальянец хотя и коммунист, а всё равно католик.
Мария Москалева 09.12.2012 12:44 Заявить о нарушении
"Итальянец хотя и коммунист, а всё равно католик."- Скорее эпикуреец. Итальянская опера, комедия дель арте, бельканто, барокко, живопись Возрождения... Я вижу в этом не столько католическую, сколько античную традицию . Ну, есть у народа чувство прекрасного, ничего тут не поделаешь. Не даром мировые лидеры в области дизайна. Иными словами, эксперты по красоте. Я искренне считал французов законодателями высокой кухни, пока не узнал, что прилично готовить их научили итальянские повара, приехавшие ко двору с Марией Медичи.
"Народ-то ни фаллос, ни вагину в частушках не воспевает."- И слава Богу. Того народа , который под гармошку распевал частушки нет: Народ умер.- Да здравствует народ! Нам не для частушек слов не хватает - для общения. Но вместо того, чтобы научить людей цивилизованно пользоваться матом, как ножом и вилкой, какие-то толстые дядьки в пиджаках и галстуках объявляют изрядную часть русского языка незаконной.
Оставлю на время мат. Дико раздражает "любовь" - одно из самых распространённых слов-паразитов русского языка : у нас и женщину любят, и родину , и редиску. Читал , в языке папуасов есть около 30 слов для обозначения различных оттенков зелёного. Понятно - в джунглях живут, им - надо. А нам , выходит , не надо, раз обходимся одной любовью? Где оттенки: симпатия, чувство, желание, увлечение ,страсть, вожделение, похоть?
" ...жанр - серединный, где можно поговорить о низе без того чтобы снести верх". - Почему Вы полагаете , Мария, что в иерархии тело- душа, именно тело находится внизу? Для меня тело -первично, а психика, личность - порождение центральной нервной системы. Попытки выделить из человека душу пока не привели к положительному результату: не выпадает в осадок. Так , может быть , примем за истину, что она неотделима от тела? Покуда не доказно обратное. Тогда и половое влечение, и половой акт не будут рассматриваться как что-то крайне приятное, но постыдное.
Дикий Мёд 09.12.2012 20:11 Заявить о нарушении
Смотрела давеча Челентано. Поймала себя на мысли, что не вижу, где у него тело кончается, а душа начинается. Нету у этого человека такой границы. Всё вместе. И у Эверетта. И у Бениньи.
Вспомнила Цветаеву, которая то же самое думала, глядя на собаку - и на себя.
"Это им "приходит в пах", нам - всегда в душу", "весь - душа, как голый герцог - весь лицо"".
И ее же детское "мама, у меня тоска или меня тошнит?".
Полагаю, что в душу приходит - всем, и "им" тоже, и тоска тошнит - всем, просто кто-то умный ощущает себя как есть, а кто-то просто перестаёт себя чувствовать лет после пяти, и верит тому, что принято чувствовать, а принято - ну, не очень правильно. Питание - тело? А гурманство и итальянская кухня? Секс - тело? А секс-фантазии? Игры? Моды? Татуировки и пирсинг? Пластические операции? Смена пола?
То ли дело Бердяев, еще один умный: не "дух и тело", а "дух и природа".
И смотрите как сразу заиграло всё.
Сверху - личность, снизу - стихия.
Кто перетянет.
Что тело, что душа, что дух - всё и стихийно, и личностно.
И главный критерий соблюден - художественный.
Кровь шумит, как море (она и есть море), а секс - и власть, и ярость, и страдание, и зависимость, и взрыв, и взлет, и я=всё - и тут же Черчилль, сказавший "поза смешна, удовольствие мимолетно, последствия несоизмеримы" (по памяти цитирую). И так же прав Станислав Лем ("родильное отделение во сточной канаве").
Если "хочу, чтобы было хорошо, а чтоб стыдно не было", так для этого надо, чтоб по моей воле поднималось и опускалось. А оно не по моей, а по своей. А еще "пусть они прекратят меня стыдить". Не прекратят. Либо я что-то тут пойму и стыдиться перестану, либо пойму и продолжу. Вот нервная система - прекрасная отправная точка.
Если от этого ориентира (душа как продукт центральной нервной системы) плясать, можно нарыть много интересного. Мой конечный пункт - подругина статья девяносто девятого года, оканчивающаяся прекрасной фразой "о сознании можно сказать только то, что оно существует". Это значит, что в МГУ у Измайлова нейрофизиологи связи между ЦНС и душой не нашли. Экспериментально искали. Не нашли. Сказали, что и не найдут. Я им доверяю. (Связь между мыслью и мозгом, кстати, тоже пока никто не доказал).
Человек кажется себе древним, т.е. отягощенным многой мудростью, на самом деле он и мельчайшей доли себя не осознал, мне кажется. Всё это время вытверживали и кое-как вытвердили какие-то общие формы: вроде "как людям надо любить друг друга". Неведома - куча частностей, которые как раз и есть - личности, вот они-то сейчас выходят на первый план. "Как Цветаева любит Штейгера". "Как Эверетт любит Джули Эндрюс". И т.д.
Мария Москалева 12.12.2012 13:32 Заявить о нарушении
"Черчилль, сказавший "поза смешна, удовольствие мимолетно, последствия несоизмеримы" . Спасибо, что упомянули. Почитаю-ка я его воспоминания. Жванецкий тоже неплохо сказал по этой теме: " Одно неловкое движение - и Вы отец."
Всего Вам доброго.Буду следить за Вашим творчеством, Вы у меня в избранном.
Дикий Мёд 13.12.2012 18:11 Заявить о нарушении
http://www.huffingtonpost.com/2012/02/15/half-head-man-from-famous_n_1279337.html
это нормальный человек.
Столь же нормальны девочка без левого полушария, девочка без правого и американский офисный работник, у которого девяносто процентов мозга заменены водой (его томограмма тоже ВПЕЧАТЛЯЕТ).
Т.е. чтоб совсем без головы - нет, а с десятью процентами - пожалуйста.
Мария Москалева 15.12.2012 11:47 Заявить о нарушении
Дикий Мёд 15.12.2012 20:29 Заявить о нарушении