Саади Ширази

                (между 1292 - 1210)

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Саади – настоящее  имя - Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин. Три равных периода по тридцать лет  составили его жизнь – школьный скитальческий, шейхский, а знания и странствования помогли стать «мужем истины». Прозвище «Саади» произошло от имени фарсского князя Саада ибн - Зенги, при дворе которого  служил муллой рано умерший отец поэта. Атабек принял участие в судьбе сироты. Когда тот подрос, отправил его в Багдад учиться.
   Учился Саади в Багдаде в медресе «Низамийе». Помимо этого, юноша много учился у суфийских шейхов, проникался их аскетическими идеалами, стал членом суфийского братства. На всю жизнь он остался верен своим учителям и их идеям. Стихи Саади начал писать рано. В 1226 году его наставник Саад ибн - Зенги был убит при нашествии татаро - монголов. Саади бежал в одежде дервиша и на тридцать лет покинул родину.
    С 1226 по 1255 год он  путешествовал по мусульманским странам – от Индии до Марокко.
     Приключения его начались в Индии, где он попал в плен к огнепоклонникам. Чтобы выжить, он принял их веру. Но как только подвернулся удобный случай, бежал, убив камнем охранника.
    В Дамаске и Баальбеке ему, как знатоку арабского языка, предложили стать муллой – проповедником. Но охота к перемене мест заставила его  уйти. Уединившись в  пустыне под Иерусалимом, он, было, предался святой жизни, но был схвачен крестоносцами и отправлен на сирийское побережье, где в Триполи был вынужден в кандалах рыть окопы для крепости. Там его увидел один знакомый  ростовщик из Алеппо и выкупил за 19 золотых динаров. Свободным Саади был лишь по пути от стен крепости  до дома ростовщика. На правах «хозяина»  тот тут же женил  поэта на своей безобразной и сварливой дочери. От «радостей семейной жизни» Саади сбежал  в Северную Африку, затем оставил и её и, пройдя всю Малую Азию, опять очутился в  родном Ширазе в 1256 году Здесь Саади стал вести уединенную жизнь, посвятив себя литературному творчеству. В течение 2-х лет он создал прославившие его в веках произведения «Бустан»  и «Гулистан». Обе эти поэмы он посвятил Абу-Бекру.
    «Бустан» (Плодовый сад) – поэма из 9 глав, каждая из которых содержит рассказы, притчи и философские рассуждения, иллюстрирующие сентенции автора по поводу того, каким должен быть идеальный правитель. Саади призывает правителей быть гуманными к своим подданным и следить, чтобы лучшие качества проявляли и люди из его окружения – чиновники, слуги и военачальники, иначе его великодушие и доброта принесут только вред. Эти размышления проиллюстрированы примерами в виде рассказов и притчей.
    «Гулистан» (Розовый сад) состоит из 8 глав – аспектов житейской мудрости. Эти главы – о жизни царей, о нравах дервишей  о преимуществах довольства малым, о преимуществах молчания, о любви, о молодости, о влиянии воспитания, о правилах общения. Главы содержат рассказы, написанные прозой и саджем (рифмованной прозой), и заканчиваются стихотворными вставками. Рассказы и приключения взяты из жизни Саади, его путешествий и наблюдений. Эта веселая и поучительная книга служит и школьным учебником, и книгой развлекательного чтения, в ней много остроумных парадоксов, замечаний и юмора. Ее задача – пробудить у людей стремление к мудрости и здравому смыслу как основе жизни в обществе.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

     Испытав на себе всю бренность земного существования Саади рекомендовал мирянам жить в мире, сознавая его превратность, и  ежечасно быть готовым  к потере земных благ.
     После смерти Абу - Бекра в 1260 году  в княжестве  сменилось шесть атабеков,  а с 1284 года  Шираз попал под власть  ильханов Ирана, и вновь воцарилась смута.
     С 1284 по 1290 гг. Саади  написал  большое количество лирических стихов на персидском и арабском.  Также он писал трактаты в прозе  («Книга наставлений»), авторство которых некоторыми исследователями ставится  под сомнение.
     Шейх Саади умер в Ширазе  9 декабря  1292 года. «Без даров иду к тебе, Владыка! – сказал Саади. – Я по уши погряз в грехах своих, и у меня деяний нет благих… Я беден, но надежду я таю и верю в милость высшую твою».
     На воротах, ведущих в сад, где находится гробница поэта, надпись: «Земля, в которой погребён Саади Ширази, источает запах любви.

                ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Слава Саади в странах Азии безмерна. Он стал первым персидским поэтом, которого  ещё в 17 веке узнали на Западе.
    Собственный опыт странничества и размышлений о сущем,  придавали произведениям этого персидского мыслителя ту меру просветленности, которая делала их одновременно мудрыми, прозрачными и изящными по форме. Поэмы «Булистан» и «Гулистан» были чрезвычайно популярны на Востоке, являя собой образец того, какой может быть эстетика жанра мудрых рассуждений как особого литературного направления. Это направление впоследствии  стало  весьма популярным в литературе персидской, тюркской и индийской. Европейцы познакомились с творчеством Саади в 17 в., его поэзией восхищался Гете. Гуманный характер творчества Саади, желание познать «меру вещей» и привить здравый смысл и сочувствие к ближним  делает его произведения популярными и сегодня.

                ВЫСКАЗЫВАНИЯ  И АФОРИЗМЫ  СААДИ

-  Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом  отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками.

-  Молчаливо сидящий в углу, прикусивши язык,
Лучше тех, кто язык за зубами держать не привык.

-  Мудрец подобен лотку москательщика: молчаливо показывает он свои совершенства; а глупец как походный барабан: обладает громким голосом, а внутри пуст и ничтожен.

-  Мужество — не в силе руки и не в искусстве владения мечом,  мужество — в том, чтобы владеть собой и быть справедливым.

-  Мускус — то, что обладает ароматом, а не то, о чем москательщик говорит, что это мускус.

-  С невеждой о науках рассуждать — Что злак пшеничный в солончак бросать.

-  С тем, кто свои заблужденья возвел в правоту, Лучше не спорь, нелегко исцелить слепоту. Сердце такого подобно кривому зерцалу:  Все исказит и в ничто превратит красоту.

-  Страшен нам укус того врага, что другом кажется среди людей.

-  Тайны и друзьям поверять нельзя, Ибо у друзей тоже есть друзья. Старательно тайны свои береги, Сболтнешь — и тебя одолеют враги.

-  Там, где нужна суровость, — мягкость неуместна... Мягкостью не сделаешь врага другом, а только увеличишь его притязания.

-  Твой истинный друг, кто укажет в пути Препятствия все и поможет пройти. Льстецов причислять опасайся к друзьям. Тот истинный друг твой, кто честен и прям.

-  Только терпеливый закончит дело, а торопливый упадет.

-  Не милуй слабого врага, ибо, если он станет мощным, он тебя не помилует.

-  Ты от зверей отличен слова даром — Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром.
 
-  Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.

-  Ученый без трудов — дерево без плодов.

-  Не может покоя в стоянке найти, кто бросил товарищей в трудном пути.

-  Не спрашивай друзей о своих недостатках — друзья о них умолчат. Лучше разузнай, что говорят о тебе враги.

-  Никто не вечен в мире, все уйдет, Но вечно имя доброе живет.

-  Подумав как следует, мысль излагай,
   А стен без фундамента не воздвигай.

-  Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт.

-  Принимать совет врагов — ошибка, но выслушивать их нужно, чтобы поступить наоборот. Это и будет истинно правильный образ действия.

-  Разумный властитель всегда терпелив, И гнева умеет сдержать он прилив.

-  Свойство старости делать острее шипы и бледнее цветы жизни.

-  Слабые руки увесистый меч не удержат, От слабодушных не ждите вы праведных дел.

-  Не поддавайся на обман врага и не покупай славословий у льстеца; один расставил сеть хитрости, а другой раскрыл глотку жадности.

-  Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.

-  Не знает тот, кто клевету плетет, Что   клевета потом его убьет.

-  Коль нет зубов — хлеб разжуешь всегда, Коль хлеба нет — вот горшая беда!

-  Кто вечно разжигать вражду людскую любит,
   Того в конце концов его ж огонь погубит.

-  Кто вспыльчиво руку заносит с мечом, Грызет тот, раскаявшись, руки потом.
-  Кто доброе сеет — добро его плод, Кто злое посеет — злодейство пожнет.
-  Кто злому поможет, тем самым, поверь, Он людям готовит немало потерь.
-  Кто, опыт отринув, делами вершит — В грядущем немало увидит обид.

-  Кто с глупой, порочной связался женой, Не с женщиной тот сочетался — с бедой.
 
-  Лишь тот в совете — солнце, в битвах — лев, Кто разумом смирять умеет гнев.

-  Ложь подобна тяжкому удару: если рана и заживет, рубец останется.

-  Льстецов причислять опасайся к друзьям.

-  Тот истинный друг твой, кто честен и прям.

-  Если бы не власть желудка, ни одна птица не попала бы в силки охотника, да и сам охотник не ставил бы силков.

-  Если мудрец попадает к глупцам, не должен он ждать от них почета, а если глупец болтовней своей победит мудреца, то нет в этом ничего удивительного, ибо камнем можно расколоть алмаз.

-  Если мудрецу среди невоспитанных людей не удастся сказать слова, не удивляйся: звук лютни не слышен во время грохота барабана, а аромат амбры пропадает от вони чеснока.

-  Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.

-  Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде.

-  Из всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого.

-  Коль вдруг муравьи сообща нападут,
   Осилят и льва, как бы ни был он лют.

-  Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно, ль тебя человеком тогда называть?

-  Гнев сверх меры вызывает страх, а неумеренная   ласка уменьшает к тебе уважение в людских глазах. Не будь настолько суров, чтобы всем надоесть, и настолько кроток, чтобы тебе дерзили.


Рецензии
Большое спасибо! С интересом прочитала.))))

Галина Ульшина   09.07.2016 20:14     Заявить о нарушении