Полёт кисти и строки
Субъективные заметки Т.П. Сопиной о новом сборнике Владимира Корбакова «Стихи ХХI века»
Когда берёшь в руки книгу Владимира Корбакова «Стихи ХХI века», сразу приходит в голову, что прежде всего – это художник. Хочется видеть продолжения его полотен в слове, ибо у цельного человека всё творчество цельно, за этим стоит Личность. А если Личности нет, то и говорить не о чем.
Похожи ли стихи Корбакова на его картины? По-моему, да. И не только потому, что некоторые строки его раскрывают профессию («По городу идёт художник..», «Скажи, бессонница какого цвета?..», «Судьбой подарены мне крылия орла…» и другие), а стихотворение «Сон» прямо указывает на широко известную картину «Полёт над Вологдой». Интересно, что было вперёд – сон (если он действительно был), картина, или стихи? Мне кажется, всё-таки картина.
В живописном творчестве Корбакова мне больше всего нравится бесчисленная череда его фантазийных и самоироничных автопортретов. Вот эта ирония сквозит и в сборнике, и не только в подчёркнутом разделе «Хулиганские стихи». Улыбаешься над стихами «Чего-то хочется съесть, а чего – не знаю..», Рассказ бойкой девушки, «Странно всё это, смешно!..», «На днях мне стукнет девяносто…» и др. Я знаю людей, которые смотрят картины Корбакова, чтобы радоваться. Пусть порадуются и здесь.
Ему не чужда некоторая, позволительная возрасту, назидательность: «Ребята! С никотином не дури!..» А где-то, казалось бы, смешок переходит в грустную философию. Вот автор вспоминает девчонку Инку, «что мне в ванной мылила спинку», а потом «за другого замуж вышла вроде». Тут примечательно слово «вроде» - то есть, автор сам не знает, вышла она замуж или нет, всё прошло и ему, пожалуй, всё равно. Бывший влюблённый радуется возвращённой себе свободе. И вдруг концовка, заставляющая задержаться: «От свободы самой не свободен».
Таких ёмких, афористичных строчек у Корбакова немало: «С войны из всех наград самая дорогая – жизнь!», «Женщина…с женской красотой обвенчана», «Миг короткий врастает в вечность»…
А вот и настоящая философия: «Нет меня – и Бога нет. Бога некому познать…» Бездумно верующий на первой же строчке встанет на дыбы. Но Корбаков не так-то прост. Мысль вьётся, углубляется, и вот уже невозможно с автором не согласиться.
Сборник достаточно бесстрашен. В таком возрасте, как Корбаков – когда недалеко до Бога или до Вечности (что, впрочем, одно и то же) - можно многое себе позволить. Но то, что останется на земле – будет судимо, не зависимо от того, написано это словом или кистью. И да просит меня автор, мне кажется, иногда ему не помешал бы редактор.
Читаю:
«Россию окрестили тысячу лет назад.
Она спокойно развивалась в Православии…»
(Простите, а где же тут поэзия? Прозаическая констатация сомнительного; работая в редакции, я даже читать дальше не стала бы, а не то что рекомендовать к публикации).
Дальше – не легче:
«Преодолела много трудностей, преград,
Идя к Добру и Счастью с Христом во славие».
Не говорю уже о том, что одна строчка противоречит другой, а об образности, свежести рифмы или новизны восприятия и говорить не приходится. Скороговорка, невнятица. Обидно, когда у большого мастера встречается такое.
Сейчас в Православной передаче по телевизору услышала фразу: «Не критичность к себе – это искушение». А почаще бы нам об этом вспоминать.
Скажу страшную вещь: я вздрагиваю перед некоторыми картинами обнажённой натуры Владимира Корбакова. И перед подобными стихами – тоже. Наверное, я ханжа.
Т.П.Сопина
Свидетельство о публикации №112112605090