Полёт кисти и строки

     Публикуем критические заметки Татьяны Петровны Сопиной о новом сборнике Владимира Корбакова "Стихи ХХI века". Татьяна Петровна Сопина вдова известного поэта Михаила Николаевича Сопина - активный автор СТИХИ.РУ и давний член Русского Литературного Клуба. Она -автор многочисленных статей и книг о творчестве Михаила Сопина, популяризатор и в тоже время вдумчивый и серьезный критик его творчества. А сегодня из под ее пера вышли эти, как она сама пишет, "субъективные заметки" о новом сборнике стихов В.Корбакова (Московское издательство "Авторская книга").
    
Субъективные заметки Т.П. Сопиной о новом сборнике Владимира Корбакова «Стихи ХХI века»

Когда берёшь в руки книгу Владимира Корбакова «Стихи ХХI века», сразу приходит в голову, что прежде всего – это художник. Хочется видеть продолжения его полотен в слове, ибо у цельного человека всё творчество цельно, за этим стоит Личность. А если Личности нет, то и говорить не о чем.

Похожи ли стихи Корбакова на его картины? По-моему, да. И не только потому, что некоторые строки его раскрывают профессию («По городу идёт художник..», «Скажи, бессонница какого цвета?..», «Судьбой подарены мне крылия орла…» и другие), а стихотворение «Сон» прямо указывает на широко известную картину «Полёт над Вологдой». Интересно, что было вперёд – сон (если он действительно был), картина, или стихи? Мне кажется, всё-таки картина.

В живописном творчестве Корбакова мне больше всего нравится бесчисленная череда его фантазийных и самоироничных автопортретов. Вот эта ирония сквозит и в сборнике, и не только в подчёркнутом разделе «Хулиганские стихи». Улыбаешься над стихами «Чего-то хочется съесть, а чего – не знаю..», Рассказ бойкой девушки, «Странно всё это, смешно!..», «На днях мне стукнет девяносто…» и др. Я знаю людей, которые смотрят картины Корбакова, чтобы радоваться. Пусть порадуются и здесь.

Ему не чужда некоторая, позволительная возрасту, назидательность: «Ребята! С никотином не дури!..» А где-то, казалось бы, смешок переходит в грустную философию. Вот автор вспоминает девчонку Инку, «что мне в ванной мылила спинку», а потом «за другого замуж вышла вроде». Тут примечательно слово «вроде» - то есть, автор сам не знает, вышла она замуж или нет, всё прошло и ему, пожалуй, всё равно. Бывший влюблённый радуется возвращённой себе свободе. И вдруг концовка, заставляющая задержаться: «От свободы самой не свободен».

Таких ёмких, афористичных строчек у Корбакова немало: «С войны из всех наград самая дорогая – жизнь!», «Женщина…с женской красотой обвенчана», «Миг короткий врастает в вечность»…

А вот и настоящая философия: «Нет меня – и Бога нет. Бога некому познать…» Бездумно верующий на первой же строчке встанет на дыбы. Но Корбаков не так-то прост. Мысль вьётся, углубляется, и вот уже невозможно с автором не согласиться.

Сборник достаточно бесстрашен. В таком возрасте, как Корбаков – когда недалеко до Бога или до Вечности (что, впрочем, одно и то же) - можно многое себе позволить. Но то, что останется на земле – будет судимо, не зависимо от того, написано это словом или кистью. И да просит меня автор, мне кажется, иногда ему не помешал бы редактор.

Читаю:

«Россию окрестили тысячу лет назад.
Она спокойно развивалась в Православии…»

(Простите, а где же тут поэзия? Прозаическая констатация сомнительного; работая в редакции, я даже читать дальше не стала бы, а не то что рекомендовать к публикации).

Дальше – не легче:

«Преодолела много трудностей, преград,
Идя к Добру и Счастью с Христом во славие».

Не говорю уже о том, что одна строчка противоречит другой, а об образности, свежести рифмы или новизны восприятия и говорить не приходится. Скороговорка, невнятица. Обидно, когда у большого мастера встречается такое.

Сейчас в Православной передаче по телевизору услышала фразу: «Не критичность к себе – это искушение». А почаще бы нам об этом вспоминать.

Скажу страшную вещь: я вздрагиваю перед некоторыми картинами обнажённой натуры Владимира Корбакова. И перед подобными стихами – тоже. Наверное, я ханжа.

Т.П.Сопина


Рецензии