Театр пантомимы. Размышления

Театр пантомимы.

Особый вид театра, где слова не нужны, а все понятно из действия мима( актера театра пантомимы), его поведения, его мимики и жестов.
Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу, построенную по законам драматургии и посвященную какому-то определенному событию в жизни персонажа.
Основой для события является конфликт, который обнаруживает себя в завязке, сразу после экспозиции—знакомства с персонажами. Конфликт обнажает цели персонажей , и разворачивается как противоборство соперников в развитии. В момент наивысшего напряжения борьбы наступает кульминация и перелом в действии, и действие естественным образом разрешается развязкой. Далее звучит финал(мысль завершена).
Необходимо точно знать цели персонажей в миниатюре, их сквозные действия и то, что для них—контрсквозное действие(суть препятствие), что драматизирует борьбу персонажей. Развитие(борьба) должно исчерпать все возможные резервы персонажей так, чтобы в кульминации произошло главное сражение, которое и покажет на чьей стороне победа. Победа того или другого персонажа символична и утверждает свою идею, приводит к определенной мысли зрителя. Персонаж олицетворяет собой либо мировоззрение части общества, либо интересы ее, либо прототипа из реальной жизни.
     Какой конфликт в миниатюре «На рыбалке»? Конфликт между рыбаком и рыбой—рыбак хочет поймать рыбу, но ему препятствуют различные обстоятельства рыбалки: не клюет—прикормил хлебом, клюет одна мелочь—насадил червя, клюнула крупная—сошла, зацепился за корягу—полез в воду отцеплять, запутался в леске—порвал ее, пообедал—уснул, клюнула крупная—поймал. Конфликт исчерпан.

                Клише в драматургии.

1. Исходное событие—начальный толчок действия.
2. Экспозиция.
3. Завязка—событие— конфликт.
4. Развитие конфликта.
5. Кульминация конфликта.
6. Перелом—событие—разрешение конфликта.
7. Развязка.

Событие—проишествие в жизни персонажа, влекущее за собой пересмотр им данной ситуации, с последующими выводами и действием. Вокруг чего возникает театр? Вокруг конфликта. Вокруг чего возникает конфликт? Вокруг противоположных желаний. Вокруг чего возникает желание? Вокруг амбиций. Вокруг чего возникают амбиции? Вокруг мировосприятия. Вокруг чего возникает мировосприятие? Вокруг личного отношения. Всех людей объединяет одно—амбиции, личное отношение, мировосприятие, желания. В пантомиме персонаж подогреваем собственным желанием, своими амбициями. Препарируем психику человека в момент его активности.
Тема- Проблема- Конфликт- Фабула.

                Ремесло мима- драматурга.

Драматургия—это действие, облаченное в текст. Пантомима—это текст, облаченный в действие. Драматург—инженер человеческих душ. Драматургия—линия жизни человеческой души, ее прокладывает драматург.
«Роза».
      Жил был один садовник. И росли у него в саду много самых разных цветов. И украшением его цветника был куст белой садовой розы, которую садовник очень любил и ухаживал за ней больше, чем за другими цветами.
       Но однажды в сад  забрался вор, который принялся срывать цветы с целью их продать на базаре. И вдруг он увидел белую розу, хотел ее сорвать, но сильно укололся о ее шипы—так сильно, что бросил ее и все цветы, что нарвал, и ушел ни с чем.
       Когда садовник пришел в свой сад, он увидел кучу сорванных цветов. Но только куст белой розы стоял целый с каплями крови на шипах. Увидев это садовник все понял.

В ремесле мима есть два этапа: сочинение пантомимы; исполнение пантомимы. Я бы сказал, что оба этапа важны и сложны одновременно. Если история интересная, то ее и приятно показывать, она вдохновляет мима- актера. Поэтому я считаю должным для мима развивать себя как драматурга. В этом смысле подходит пример Леонида Енгибарова и Г. Х. Андерсена. Енгибаров проговорился назвав свою пантомиму сказкой. А сказка обязательно о мечте. В сказке есть герой со своей мечтой и силы, которые противостоят герою, герой со своей мечтой—добро, а силы противостоящие—зло. А еще можно взять за героя разных историй  одного героя со своей мечтой (себя), и от своего- его лица рассказывать- показывать. Человек – хрупкое существо, хотя и показывает себя как сильного. Человек уязвим и физически, и психически. Но есть то, что человека делает сильным духом, крепким как дуб—это его вера, то, во что он верит. В вере человек удивительно тверд. Неуверенность делает человека неустойчивым, слабым, уязвимым. Вера прибавляет силы человеку, мобилизует волю, внутренне организовывает на достижение поставленной цели. Неуверенный человек не может организоваться потому, что не может определить для себя цель и тратит силы на лишние волнения и переживания. Мим передает целый букет чувств, когда изображает героя своей пантомимы. Любое колебание мира вызывает у героя определенные переживания. И это правильно потому, что так происходит в жизни. Наверное об этом говорил Жан Луи Барро: мим—это атлет способный чувствовать. С одной стороны пантомима—это искусство представления. Но представить публике чувство невозможно без его переживания актером- мимом. Поэтому мим показывает то , что сам переживает, выдавая свои переживания за переживания героя. Мир постоянно колеблется и вызывает колебания у героя. Мим постоянно находится во внешнем воздействии на него мира, без этого не бывает ни одного существа, всюду условия существования, которые постоянно колеблются и колеблют героя (мима). Игра актера сводится к улавливанию колебаний мира, условий существования актерского Я. Я и мир—такова картина жизни для человека. Конфликт между социумом и индивидуумом, макрокосмосом и микрокосмосом.
     Театр пантомимы – это легко. Главное-- знать о том, что хочешь рассказать. А как рассказывать—подскажет жизненный опыт, вкус, свой стиль мышления, навыки актерского мастерства, навыки пантомимической игры и, конечно же, наша лучшая подруга—Наблюдательность, без нее никуда, как и без Фантазии и Воображения. Собственно, сам коктейль пантомимы замешан на наблюдательности, воображении и фантазии. Для меня придумать пантомиму во много раз труднее, чем ее потом показать. Здесь я имею ввиду сочинение драматургии (истории) пантомимы.

                Урок пантомимы.
       Я приглашаю вас поиграть в пантомиму «Дегустатор». Представьте себе, что вы сидите в прохладном винном погребе, перед вами на столе бутылки разных вин, пустой бокал. Берите воображаемую пыльную бутылку, снимаете пробку, наливаете в бокал. Далее вы подносите бокал к носу и вдыхаете его аромат, отпиваете один глоток и стараетесь определить вкус  этого вина, чтобы дать этому вину свое название («рапсодия», «нектар любви», «страстная ночь» и т.д.) Попробуйте вино из разных бутылок, которое возрастает по крепости. Дошли до крепкого коньяка. Затем дегустатор встает из-за стола и пьяной походкой уходит. Можно проделать эту процедуру дегустации глядя на миловидную девушку за столиком напротив—поднимать  тосты в ее честь. Этот нетрудный этюд можно продолжить дегустацией различных блюд (жареная картошка, селедка под шубой, маринованные огурцы и т.д.) или напитков (апельсиновый сок, крепкий кофе, вода и т.д.). Пантомима—это игра фантазии и воображения мима. Именно игра. Пантомиму нужно играть на тему. Показывать театр—играть поведение персонажа (создавать образ). Мим разыгрывает пантомиму, ситуацию, поведение персонажа, как на дискотеке в ЛПИ когда-то.
     Не оставляет меня давняя тема—« Похороны бюрократа- долгожителя», еще Лицедеям ее предлагал, но видно придется самому придумывать для соло мима. Итак, начинаем сочинять: Умер! Слава тебе, Господи! Умер- таки клоп на теле общества, долго кровь народа сосал, кровопийца! Но в начале это шок, потрясение, ужас, страх перед будущим. Как теперь жить дальше?  Народ потрясен и слезы горя текут по его щекам—умер «отец родной», «хозяин»! Народ, как верный раб, переживает смерть своего господина. Положил гвоздики на могилу, перекрестился и поклонился могиле. Стоит у могилы господина, и как всегда в таких случаях появляется водка. Стакан , другой, вся бутылка—захмелел и осмелел, вспомнил как покойный отказался помочь с семейным вопросом. Теперь вот ты лежишь здесь, а я буду жить и не тужить! Бог все видит! Да чего я, я сейчас помочусь на тебя и мне ничего не будет! Помочился на могилу, плюнул на нее, махнул рукой и злой и веселый пошел домой! Мим здесь играет роль представителя народа.

                «Трактат о пантомиме».

0. Концепция искусства пантомимы.
1. Воображаемое действие.
2. Форма, вес, температура, поверхность предмета.
3. Идентификация.
4. Стиль.
5. Общение с воображаемым партнером.
6. Искусство подражания.
7. Внимание, опыт, воображение, фантазия.
8. Драматургия пантомимы.
9. Режиссура пантомимы.

0.Концепция искусства пантомимы.
В индийской религии «Сознание Кришны» есть Господь Кришна, который оставаясь личностью- человеком распространил себя во всех существах как жизненное начало, и вся жизнь посвящена общению с Кришной в самых разных его ипостасях. Жизнь предстает перед нами как трансцендентные игры Кришны, суть которых—воплощения и перевоплощения Кришны. Мим подобно Кришне перевоплощается в разных существ, которые общаются между собой, находя в этом радость и смысл бытия.

1.Воображаемое действие.
Пантомима—это воображаемое действие, т.е. действие мима в воображаемом мире, в воображаемой ситуации, с воображаемой материей и с воображаемыми партнерами. Пантомима—это акт создания  реальности в воображении публики, притом, что  эта реальность узнаваема публикой на основе ее жизненного опыта.  Можно проделать этюд на воображаемое действие: «Дегустатор вин». Представьте себе, что вы сидите в прохладном винном погребе, на деревянной лавке за дубовым столом, на котором стоят пыльные холодные бутылки разных форм. Рядом с бутылками стоит красивый пустой стеклянный бокал. Вы берете в руки одну бутылку, открываете пробку и наливаете из бутылки в бокал красное виноградное вино. Вы подносите бокал с вином к носу, чтобы почувствовать его аромат и вспоминаете терпкий запах настоящего виноградного вина. Теперь вы делаете глоток и пытаетесь почувствовать или вспомнить его вкус. После этого вы выпиваете бокал до дна и прислушиваетесь к ощущениям организма. Хорошее вино! Возьмите теперь другую бутылку и проделайте те же действия, но с новым вкусом вина и более крепким напитком. Вино крепчает и потому вас пробирает хмель. К четвертой бутылке вы уже закосели и нечаянно уронили бокал, который разбился о пол, и уснули за столом. Вот такой этюд показывает как наша память, наш опыт, наша фантазия и наше воображение могут создать у мима и у публики ощущение жизни, реальности и предмет переживаний.

2. Форма, вес, температура и поверхность предмета.
Чтобы создать реальную картину мим должен создать реальное ощущение воображаемых предметов. Руки мима должны создавать у публики представление о форме, весе, температуре и поверхности воображаемых предметов. Но в создании этой иллюзии участвует и все тело мима. Представим себе падающую снежинку, которая упала нам на ладонь и растаяла в каплю воды, которую мы стряхиваем с ладони. Ощущение легкости, влаги. А теперь пытаемся поднять с пола чемодан с книгами. Ощущение тяжести. А теперь пытаемся сдвинуть стену. Ощущение непреодолимости, холодная и шероховатая поверхность. Пальцы мима должны создавать форму предмета. Попробуйте выполнить этюд с воображаемым стаканом полным до краев воды: возьмите стакан со стола и осторожно, не проливая ни капли перенесите его на другой стол. Здесь очень хорошо задействовано внимание мима.

3. Идентификация.
Созданию иллюзии реального мира помогает изображение мимом своего отношения к тому, с чем мим контактирует в этом мире. Как это происходит? Мим замечает в огромном мире цветок, внутри мима рождается чувство—этот цветок словно бы стал расти в его душе. Это внутренняя идентификация. Меняется внешне мим—его поза и жесты исполнены нового чувства-- это внешняя идентификация. Далее мим идет к этому цветку с этим чувством , срывает цветок с этим чувством. Мим держит в руках цветок и вдыхает его аромат.

4. Стиль.
Поза- движение – жест. Поза мима является исходной точкой начала- импульса движения. Движение ровное, без ускорений, начинается как толчок, заканчивается в неподвижном жесте. Жест—окончание движения, замирание, переходящее в позу. Из позы вновь рождается движение, замирающее в жесте.

5. Общение с воображаемым партнером.
Воображаемый мир полон воображаемых партнеров. Начиная от надоедливой мухи, ласковой кошки, маленького ребенка, и до собутыльника, полицейского, старика, девушки. Общение с воображаемым партнером основано на отношении к нему мима: муха раздражает, кошка приятна, ребенок требует внимания и ухода, девушка вызывает любовный трепет, полицейский вызывает страх, старик вызывает сочувствие. Дальнейшее действие мима в общении с  воображаемым партнером диктуется его отношением к партнеру. Можно попробовать проиграть этюд на отношение к воображаемому партнеру: вы встретили молодую семью на улице, поздоровались за руку с отцом семейства, поцеловали руку его жене, погладили по голове их мальчика, погладили их собачку.

6. Искусство подражания.
Пантомима переводится как искусство всему подражать. Проделаем этюд «Океан». Океан спит на своем дне, дыхание его становится более глубоким и сильным, в такт своему дыханию океан постепенно становится в полный рост и мечет волны вправо и влево—шторм!!! После этого океан постепенно успокаивается и опять ложится на дно, постепенно его дыхание успокаивается, штиль. Искусство подражания основано на проникновения мима в характер изображаемого персонажа.

7.Внимание, опыт, воображение, фантазия.
В искусстве мима самую важную роль играет внимание, оно помогает сконцентрироваться миму на действии, на воображаемом предмете или партнере. Игра мима базируется на внимании. Мим показывает знакомые ситуации, те, которые знакомы публике по своему опыту. Весь процесс театра происходит на основе опыта мима и публики в воображении обоих. В свою очередь, мим по своему придумывает свои этюды используя свою фантазию.

8.Драматургия пантомимы.
Пантомима—это история, которую мим рассказывает действием, без слов. В центре этой истории находится событие, которое является результатом развития конфликта. Собственно, история и есть история одного конфликта: как он зародился, как он развивался, чем в итоге разрешился.

9.Режиссура пантомимы.
Драматургию мим переводит на язык сценического действия—это режиссура. Драматургию мим раскладывает на зоны развития конфликта: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку. И так последовательно от зоны к зоне мим размещает свое действие на сцене.

                Лаборатория драматургии для пантомимы.

Драматургия для пантомимы отличается от обычной театральной драматургии. Отличие в том, что для пантомимы сюжет должен быть выражен действием актера, избегая слова. Это должен быть написан видеоряд, который и повествует. Очень важно, чтобы эта драматургия была драматична. Для этого необходимо, чтобы был жизненно важный конфликт в этой драматургии. Интересно то, что зритель переживает постоянно как и герой пантомимы.

              «Герои нашего времени» или шесть пороков.

1. Жадность.
2. Трусость.
3. Зависть.
4. Агрессивность.
5. Гордыня.
6. Лживость.

                ( Для детей и людей пожилого возраста)

«Жадность». Я привык довольствоваться малым, тем счастлив и свободен. Но есть много людей, которые не могут довольствоваться тем, что у них есть, им нужно еще и много! В частности, есть люди, которым мало одного телевизора, одного компьютера, одной машины… Но помочь материально ближнему—они удавятся за копейку! Жил-был очень жадный человек и обыкновенный нежадный человек. Они встретились. Жадный достал яблоко и в одну харю ест. Одно яблоко съел, достал другое и его ест в одиночку. Нежадный попросил у него откусить, но жадный отвернулся и сам все съел. Стоят—яблоки кончились. Нежадный вдруг достал из кармана конфету, а жадный схватил ее и сам съел. Нежадному дали пирожок и он хотел съесть его, но жадный отобрал у него пирожок и сам съел. Нежадному дали куриный окорок, но жадный опять отобрал и сам съел. Больше ничего не дают нежадному, а у жадного начались рези в животе и он убежал в туалет. А нежадный получил яблоко, собрался есть, но увидел зрителей и предложил им это яблоко.

«Трусость». Тоже зараза еще та! Начнем так же: жил-был один трус, трусливее не найти. Боялся всего, всюду ему мерещились ужасы и угрозы его жизни, шарахался от любого шороха. Однажды трус познакомился с девушкой и стал ей рассказывать какой он смелый и сильный( приемы какие он знает). Она поверила и пошла с ним гулять. Но тут вдруг появился хулиган и стал у них на пути. Трус испугался, а хулиган показал ему кулак и трус убежал, а хулиган взял под руку девушку и пошел с ней гулять. А трус прибежал куда-то, отдышался, осмотрелся, и сделал несколько ударов в воздухе, а потом увидел хулигана с девушкой и убежал.

«Зависть». Начинаем: жил-был очень завистливый человек. Даже просто гуляя он завидовал прохожим черной завистью. А людям, у которых случалось какое-нибудь горе, он радовался злой радостью.
В чем же проявлялась его зависть? Как он завидовал? Он, к примеру, сидел на лавочке и смотрел с завистью на влюбленную пару. Он больше всего завидовал чужому счастью, которое его приводило в полное отчаяние и бешенство. Чужая радость была для него издевательством над ним. Но он радовался чужому несчастью. Итак, он идет по улице и разглядывает прохожих на предмет их одежды и сравнивает с собой, и все время закусывает ноготь от досады. Вот он садится на лавочку, рядом садится человек с газетой, который смеется прочитанному. Этот смех злит завистника, он вырывает газету, сам читает, не смеется, отдает газету. Вдруг появляется красивая девушка, которая кого-то ждет. Завистник начинает ей подмигивать, но она отворачивается и опять смотрит на часы. И тут девушка обращается к завистнику: не видел ли он парня здесь? Туда пошел—обманул ее завистник, а она поблагодарила его и ушла куда он показал. А завистник с радостью потирает руки, смеется счастливо. Тут появляется парень, смотрит на часы и вокруг, спрашивает у завистника о девушке, тот врет, что ее здесь не было. Юноша опечалился, зато завистник радуется и довольный потирает руки! Но тут юноша увидел свою девушку, а она своего парня. Парень погрозил завистнику и ушел с девушкой. А завистник плюнул и ушел сам.

«Агрессивность».Агрессивность—это затаенная обида на мир, на судьбу, на людей, на ближнего, причина одиночества, осознание своей слабости. Мужик сел на стул, поставил на стол бутылку водки. Открыл ее и налил в стакан. Махнул рукой и выпил, занюхал рукавом и ударил по столу кулаком. Налил еще стакан, выпил и опять бьет по столу кулаком. Налил стакан, выпил, ударил по столу стаканом и стакан раскололся, взял бутылку и встал, грозит кому-то, ушел. Что-то я потерял интерес к выбранной теме пороков. Сплошной негатив. Надо что-то в стиле Жеромского.
В основе многих пантомим лежит ритуал, который есть в жизни общества. Пример: поход в супермаркет, поездка в городском транспорте, рыбалка, у парикмахера, операция, у стоматолога, в столовой, в театре… Те места, которые хорошо знакомы людям (зрителям), что очень важно для успеха мима. Но по настоящему мима вдохновляет любовь и свобода. Без этого творчество будет не в полную силу. Актер должен быть полностью погружен в роль. Мим, по своей сути, свободный, влюбленный в жизнь, талантливый человек. Мим – личность. Эта личность подобна стеклянной призме, которая преломляет в себе луч света. Луч света—реальность, а призма—личность мима, которая по- своему понимает эту реальность и по- своему проводит это понимание в жизнь. Одновременно с этим преломлением мим создает Образ Жизни для сцены и для зрителя—этим и интересен мим как личность и талант. Вот что должен делать мим на сцене, показывать жизнь так, как он ее видит и понимает или не понимает. Вообще, мим—это художник в своей области, и к нему подходит все то, что связано с понятием Художника. Мим живописует в прямом смысле-- он создает живые образы—персонажей, в которых он живет—действует от их лица, думает, чувствует, переживает. Задача мима—представить персонажа зрителю, обрисовать обстановку, обозначить ситуацию и дать персонажу в ней раскрыться: показать свои мысли, чувства, переживания, действия—жизнь персонажа в данной ситуации. В совокупности это называется поведением персонажа—это и видит зритель, и из этого поведения должно быть понятно, что и с кем происходит, где и когда, почему и зачем. Как выйти на смех в сочинении пантомимы? Пантомима состоит из последовательности эпизодов логически вытекающих из предыдущего. Как эпизод становится смешным? Возьмем пример и на нем попробуем пронаблюдать появление смеха, комизма. Кстати, смех может вызывать неловкость, нерасторопность, неправильное поведение, неумелость персонажа, которая приводит его к дурацкой ситуации, в которой персонаж смешон в своих попытках из нее выбраться (Пьер Ришар). Одновременно с этим смех вызывает неожиданность событий, вызывающих смех. Нужно помнить, что персонаж движим целью—это во-первых. Персонаж попадает в определенные условия и возникает ситуация. Персонаж—это определенный социальный статус ( врач, художник, гаишник…), определенный человеческий характер, определенная цель стратегическая и цель тактическая. Надо найти такие крючки роли, которые бы захватывали мима- актера и включали бы его в игру. Например, возрастная категория персонажа, особенности характера, настроение, здоровье, чем озабочен, особенности места действия, профессиональная принадлежность, отношение к животным… Одним словом – нужны подробности о персонаже и о ситуации. Именно подробности помогают миму почувствовать живого характерного персонажа. Надо бы сначала покопаться в персонаже, прежде чем погрузить его в ситуацию. С разными персонажами в равных ситуациях будет происходить разное. Поэтому надо начинать с определения персонажа—это главное. После того, как образ персонажа создан, прочувствован можно перейти к описанию ситуации, в которую попадает персонаж. Я пытаюсь установить последовательность в работе мима над пантомимой.
      Эпизод. Мужик звонит в квартиру друга. Открывается дверь. Друзья обрадованы! Мужик хочет войти в квартиру, поправляет галстук, делает шаг и ударяется головой о косяк двери! Присел от боли… потом встал, поправил галстук, наклонил голову и держась за голову вошел в квартиру. Попробую проанализировать этот эпизод. Персонаж- его цель- ситуация- действие персонажа- комическое событие- комическая оценка события- действие персонажа- цель достигнута.

                Ремесло мима. Драматургия.

Пантомима—это пластико- мимическая театральная композиция. Традиционно пантомима—это иллюстрация определенной Темы из жизни. Тема включает в себя Конфликт, который является пружиной, интригой, движителем действия в пантомиме. Конфликт является Проблемой в выбранной теме, он тоже взят из жизни вместе с темой: между чем и чем? Пантомима—это история одного События из жизни Персонажа. Благодаря тому, что разрешением Конфликта в истории является Событие, мы можем говорить об Идее данной пантомимы: каково Событие—такова и Идея.
      Сочинение пантомимы лучше начинать с поиска проблемы в жизни, с определения Темы и Конфликта( между чем и чем?). Определяем жанр( комедия, трагедия, драма…) Берем исходную Ситуацию(какова она в жизни), определяем Персонажа, и запускаем его в традиционную ситуацию. Начинается жизненный процесс: Персонаж в данной Ситуации движим своей Целью. На пути Персонажа появляются препятствия. Они обостряют стремление Персонажа к Цели, делают действие накаленным, драматичным. В момент наивысшего накала происходит Событие, и Ситуация перестает быть конфликтной—конфликт разрешился. Персонаж теперь в новом качестве—это идея пантомимы.
     В выборе тем для пантомимы нужно исходить из того, что зритель должен узнавать в пантомиме себя и свою жизнь, свои мысли, чувства, переживания. Это возможно, если тема близка зрителю и миму, т.е. пантомима как зеркало отражает нашу жизнь. Стремление к цели персонажа опирается на его волю.

                Актерское мастерство мима.

Суть актерской игры—перевоплощение мима в персонажа пантомимы, вера в предлагаемые обстоятельства и действие в них. Любая деятельность требует Внимания, благодаря которому возможно максимально сосредоточиться, сконцентрироваться на действии, чтобы достичь нужный результат. В пантомиме важнейшее место занимает Наблюдательность и Память, благодаря которым возможно создать подробную реалистическую картину происходящего с персонажем. А вот без Воображения нет пантомимы потому, что все действие мима происходит в воображаемом мире. Фантазия мима—главный художественный инструмент, с его помощью создается оригинальное действие, соединяется контрастное, разделяется подобное, драматизируется обыденное. Создание Атмосферы—тоже результат внутренней концентрации мима на каком-то чувстве, которое есть реакция его персонажа на воображаемые предлагаемые обстоятельства.
       Можно проделать этюд «Стакан воды»: Возьмем воображаемый стакан, до краев наполненный холодной водой, с воображаемого стола, пронесем его осторожно через комнату, чтобы полить засыхающий цветок алой розы, стоящий в горшке на полу, не пролить ни капли. Другой пример: возьмем пузырек с микстурой, открутим крышку, нальем в ложку, отнесем ложку с лекарством больному другу, лежащему на кровати. В обоих примерах- этюдах тренируются: Внимание, Наблюдательность, Память, Воображение, Фантазия, Атмосфера.
     Очень важно помнить, что персонаж всегда действует с определенной Целью, Цель характеризует персонажа, его амбиции в этом мире. Воля—опора стремления персонажа к своей цели, безвольный человек ничего не добьется.
     Творческой задачей может быть « Создание воздуха мима». Это значит, что мим, попадая в реальное пространство своим поведением создает свою творческую атмосферу, свой стиль, свой вкус, свободу—свою реальность. Большую роль в создании атмосферы играет музыкальное оформление.
       Пантомима—это легко и интересно, был бы сюжет, подходящий для показа мимом т.е. пантомима. А для этого есть Наблюдательность и Фантазия. Выбрать тему для сюжета не просто и просто одновременно. Если высасывать из пальца, то трудно. Тема сама подсказывает свой сюжет, конфликт, персонажей, место действия, эпоху, идею. Самое главное—это процесс, сама игра, репетиция мима или само выступление перед зрителем. Пантомима—это музыка тела и мимики. Я часто тихо пою себе под нос, чтобы в моем движении была музыка. Персонаж всегда стремится к своей цели—так проявляется его воля. Вот и пришел к главному вопросу: с чего начинать создание пантомимы? И что такое пантомима?—с точки зрения зрителя и актера. Наверное, это не просто телодвижения и гримасничание. Во- первых, это театр. А раз это театр, то пантомима—пьеса, а мим—актер. А раз пантомима есть пьеса, то должна быть драматургия этой пьесы, и должен быть автор- драматург, который придумает эту драматургию. И еще должен быть режиссер, который поставит эту пьесу- пантомиму на сцене с участием мима. Итак, пьеса. На какое-то время надо стать драматургом. Что это значит? Это значит, что нужно придумать интересную историю, которую возможно показать как пантомиму, в которой все показал бы один мим. Именно так. Где же искать сюжет?—в нашей жизни, отбирать такие ситуации, где есть напряжение, борьба, интрига—быть или не быть, где персонаж находится в трудной, щекотливой ситуации. Возможно, придумывание пантомимы можно начать с ритуальных сюжетов из жизни: поход в супермаркет, в парикмахерской, в кафе, в театре и т.д. Предположим поход к терапевту: герой заболел, простудился, температура и кашель. Пришел в поликлинику, встал в очередь в регистратуру за талончиком и карточкой, много людей. Выстоял очередь, взял талончик и карточку. Пришел. К терапевту очередь большая, занял свою очередь, стоит ждет. Очередь движется медленно. Освободился стул, сел на стул. Двигается со стулом к двери врача. Прошло время и наступила его очередь, но подошла девушка и зашла без очереди. Потом он зашел. Терапевт говорит по телефону, осматривает больного, выписывает рецепты. Поход к врачу закончен. Пока история никакая, без борьбы и без интриги она не интересна. Нужно придумать интригу. Еще один важный момент—личность персонажа. Например, интелегент, хорошо воспитанный человек среди народа: пьяный, невоспитанный больной, который чихает не закрывая рта и т.д. Чтобы точней придумывать пантомиму лучше представлять зрителей—узкий круг знакомых, мысленно прокручивать пантомиму перед ними. Сразу появляется понятность, точность, выразительность, осмысленность и лаконичность. И, конечно, герой пантомимы подсказывает конфликтные ситуации, связанные с ним. «Бурение» в сюжете осуществляется действием- импровизацией—разведка действием. Придумал!—человек пошел на профосмотр к терапевту и там заразился ОРЗ. Эпизоды: занял очередь, интересная книга, пьяница, чихающий сосед, холодно у терапевта, чихающий терапевт, и наконец, чихающий персонаж.
Ну вот и снова я у начала начал—вопроса: как сочинить следующую пантомиму? Ответ традиционный: начинать лучше с персонажа, каким он должен быть, чтобы завести вокруг себя действие в какой-то подходящей ситуации. Персонаж проявляет на себе ситуацию, провоцирует определенный ход событий, выявляет скрытые конфликты. Например, персонаж—интелегент, воспитанный в хороших манерах, он находится в конфликте с окружающим миром, плохо воспитанным и грубым. И потому каждая инициатива интелегента натыкается на штыки реальной действительности и ставит его в тупик, а это почему-то смешно. Точнее потому, что мир груб и безжалостен к беде такого человека. Здесь речь идет о трагикомедии. Есть еще один персонаж—романтик. Пантомима—лицедейство, мим—лицедей. Лицедейство—делание лица в той или иной ситуации, по этому лицу становится понятно, что происходит с персонажем, становится видна его внутренняя жизнь, которая вызывает у зрителя определенную реакцию. Да, именно так—вызвать у зрителя определенную реакцию: возмущение, удивление, смех, теплую улыбку, отвращение, сострадание и т.д. Но меня по- прежнему интересует вопрос начала творчества в пантомиме—с чего начинать сочинение, что может стать начальным импульсом к созданию пантомимы, что толкнет меня к созданию пантомимы. Возможно, что это какое-то событие. А возможно, что и наличие какого-то конфликта. Возможно, что импульс—сам персонаж, который подобен камню, брошенному в воду реки под названием жизнь, по которой от камня разбегаются круги. Т.е. начало лежит в индивидууме, в личности, которая вынуждена определенным образом реагировать на гримасы окружающего мира. Это естественно, так как искусство изучает жизнеустойчивость личности. И логично было бы перейти к созданию маски мима, образа личности, который бы перекочевывал из одной пантомимы в другую, и участвовал в различных конфликтных ситуациях. Итак, личность персонажа, герой пантомимы—это первое, а второе—конфликт, конфликтная ситуация с его участием. Пантомима—это иллюстрация философии личности, демонстрация ее жизненного кредо, ее предпочтений и приоритетов, и неприятие чуждого. Пантомима музыкальна по своему нутру, так как ей свойственен темпоритм и настроение. В простом понимании театр пантомимы—это когда на сцене мим показывает пантомиму. Слушал сейчас песню Гребенщикова про чистую, теплую звезду и почувствовал- увидел ее на ночном небе, и понял что это и есть моя вера, спасение и любовь, источник моего вдохновения, движения по земле, под ней вся моя жизнь, долгожданный приют странника. День рождения. Тема для репризы мима. Мим одинок и потому празднует свой день рождения один. Интересное название—реприза. Еще есть интермедия, антре, выход, номер, миниатюра, сценка, пантомима. Выход интересно звучит. Все начинается за кулисами— исходное событие, которое «выталкивает» персонажа на сцену с определенной целью и с определенным настроем. Интересно следить за ходом мысли персонажа— внутренний монолог, который есть причина смеха зрителя. Внутренний монолог выражает себя в цепочке действий, которые смешат людей, смешит сама логика персонажа, непосредственная и наивная как у ребенка. И еще, зрителю интересно посмотреть на себя со стороны, и мим должен предоставить зрителю эту возможность. Это касается выбора тем для пантомимы. В этом направлении и нужно копать—темы жизни, повседневность, привычный ход жизни и ее абсурдность, и истинное содержание. Показывать то, что было бы интересно посмотреть в жизни (Душ). А личность персонажа будет интересной, если это будет интелегент, которому очень некомфортно в социуме со своим хорошим воспитанием. Или же секретарша на своем рабочем месте, чистит ногти пилочкой, болтает по телефону, читает журнал мод, кокетничает с посетителями и с начальником, получает коробки конфет и другие подарки: духи, трусики. Начальник попросил кофе по телефону, понесла на разносе, потом вышла не сразу, а когда вышла, то застегнула блузку, поправила миниюбку, села за стол, поправила макияж, посмотрела на часы, взяла сумочку и ушла—чао! Интересно, предлагаемые обстоятельства—все то, что так или иначе влияет на актера и обстоятельства пьесы. Действительно интересно. Совокупность обстоятельств вызывает  определенный темпо- ритм поведения персонажа. Да, драматургия—это темный лес для меня, хотя иногда что-то получается. Дело все в том, чтобы найти конфликт, и исходя из конфликта развить действие, а в действии должна быть интрига: кто кого? Картинка: стоит могучий дуб, у основания опершись на дуб сидит старик- мудрец и сочиняет разные истории, записывает их в общую тетрадь, а вокруг лето, зеленая трава, птицы, насекомые, неподалеку пасутся коровы, светит теплое солнце, по реке плывут гуси и утки. О чем же он пишет? Смею предположить, что он сочиняет либретто для пантомимы. Вот бы на минутку взять его тетрадь и прочесть то, что он сочинил.
        «Сцена ревности по Станиславскому». Актер читает листок со своей ролью. Встает и осторожно ступая неслышно подходит к занавеске, приоткрывает ее и удивленно разевает рот, достает из-за пояса кинжал, замахивается… и останавливается—не подойдет. Снова читает роль. Вновь повторяется действие, но на этот раз вместо ножа пистолет… не подходит. Снова читает роль, опять действие, но на этот раз вместо пистолета бутылка водки, пьет из нее… не подходит. Снова читает роль. Захлопнул книгу. Повторяется действие, но на этот раз он просто плюнул на них. Думает, снова действие, но на этот раз он раздернул занавеску и сказал : «А вот и я!»
       Вот такой сюжет пантомимы. Все находится под ногами, надо только посмотреть себе под ноги, составить такой труд.

                Драматургия.

Драматургия. Сочинение драмы. Драма—глубокое переживание персонажа. Драматизм—душевная напряженность персонажа. Действие персонажа, вызывающее смех, можно назвать комической пантомимой. Действие персонажа, вызывающее душевное напряжение, можно назвать мимодрамой. Как художник в пантомиме мим должен создавать красоту, эстетически приятное зрелище. Здесь помогает красивая и интересная музыка. Я бы даже сказал, что все сочинение пантомимы начинается с прослушивания красивой музыки, выражающей характер действия будущей пантомимы.
      Деталировка—это укрупнение деталей. Цепочка действия в пантомиме по принципу: деталь1- деталь2- деталь3-…- детальN.
      Деталировка изгоняет «вообще».
      В чем зерно театра, когда возникает театр, что можно назвать зерном, сутью театра? Игра актером некоего фантома—третьего  лица кроме актера и зрителя. Под фантомом я понимаю условного персонажа, жизнь которого являет собой предмет внимания и зрителя и самого актера. Слово «фантом» не случайно, персонаж – это некий космический корабль, который бороздит космос как жизнь. «Фантом» является волевой личностью, а через проявление воли можно судить о его цели и сверхзадачи «в космосе».
       Каждое действие имеет свой темпоритм, что характеризует персонажа, выражает его внутренний мир.
       Когда начинается драма? Когда персонаж что-то переживает, пребывает в напряжении, в беспокойном и дискомфортном состоянии.
       Появилась тема «Робинзон». Площадь три на два шага, вокруг океан, сверху солнце на небе. Только вот нет начала—исходного события. Может быть это крушение корабля, с которого спасается вплавь Робинзон. Выбрался на берег необитаемого острова. Живой! Слава тебе, Господи! Живой. Огляделся вокруг—океан вокруг и ни одного корабля на горизонте. О, Господи, помоги!!! Стал мерить остров шагами—пятачок среди бескрайнего океана. Загрустил.  Увидел в воде бутылку, достал ее, открыл, понюхал, выпил остаток вина. Держит бутылку в руке, разглядывает. Вдруг пришла идея! Отложил бутылку стал рыться в карманах, нашел листок бумаги и огрызок карандаша, стал на колено и написал свои координаты. Свернул бумагу в трубочку и засунул в бутылку, закупорил бутылку и перекрестился, поцеловал бутылку и забросил ее далеко в воду. Проголодался. Увидел ракушку, поднял ее, не раскрывается. Взял голыш и им разбил ракушку, содержимое с отвращением съел, увидел рыбу в воде, засучил штаны и стал ее ловить, поймал. Ест ее сырую. Остатки выбросил в воду. Тут завозился желудок, захотел в туалет. Снял штаны, сел, и вдруг увидел на горизонте корабль! Сидит и размахивает руками—сюда! Я здесь!!! Вот такая история.
     Возможно, что все начинается с рождением цели, это происходит как реакция на событие в жизни, которое «атакует» героя и он по-своему воспринимает сложившуюся ситуацию: приспосабливает ее под себя или приспосабливается под нее. Для драмы необходимо глубокое переживание персонажем этой ситуации.
      Комедия—это смешная драма, когда положения персонажа вызывают смех зрителей. Надо исследовать жизнь на предмет комизма или драматизма. А героем сюжетов брать зощенковского интелегента. А тему можно взять хоть покупку мяса на рынке. Такую ситуацию, чтобы она контрастировала с героем. Остаются неразработанными темы: Парикмахер, Фотограф.
     «Парикмахер». Парикмахер входит в комнату. Подходит к зеркалу, поправляет свою прическу, сдувает пылинку с себя, приглашает клиента сесть в кресло, клиент садится. Парикмахер достает журнал модных причесок, листает перед клиентом, наконец, остановились на одной прическе. Парикмахер берет в руки накидку и со всей силы затягивает ее на шее клиента. Клиент упал, это заметил парикмахер, поднял клиента, посадил в кресло, стал делать искусственное дыхание клиенту, а потом все понял  и ослабил узел накидки. Парикмахер взял ножницы и стал стричь клиента. Тут обнаружилось, что у клиента блохи. Парикмахер взял со столика флакон со средством от блох и густо полил голову клиенту. Стал втирать средство в волосы клиента. Затем взял ножницы, хотел стричь, но эти ножницы не берут  волосы. Что делать? Вспомнил, что в ящичке столика есть ножницы по металлу, достал их и стал стричь ими. Увлекся и отрезал ухо, оно упало на пол. Парикмахер испугался, поднял ухо, плюнул на него и прижал к голове, но ухо упало—не держится на слюне. Что делать? Вспомнил, что в ящике столика есть клей Момент, достал его и намазал им на ухо, прижал к голове ухо, держит и смотрит на часы. Готово! Держится! Парикмахер накрутил волосы клиента в разные стороны, показал клиенту, а тот упал. Поднял его, сделал огромную шапку кучерявых волос, показал клиенту, а тот опять упал. Сделал новую прическу. В центре головы на темени кустик волос остался, показал клиенту, а тот упал. Поднял клиента. Тогда парикмахер взял машинку и полностью, на лысо подстриг клиента. Клиент доволен, ушел. А парикмахер стал чесаться и ловить на себе блох.
      Не совсем ясно— в чем конфликт, оба стоят друг друга. Хотя интрига есть— как подстрижет парикмахер этого клиента? Сейчас побеседовал с одним приятелем и вышло, что он обидчивый и злой на язык, как моя бывшая, никогда не думал о нем так, а вот жизнь учит, в моих словах ищет негатив и находит то , о чем я и не думал, этакий «провидец», еб твою мать! Вот и конфликт! Один ищет истину и отрицает любовь. Другой счастлив тем, что любит и любим. И они сошлись в споре о том, кто правильно живет. Прослушал Павлову запись Баха и на ум пришла интересная мысль—объединить этюды с воображаемыми предметами в серию под названием «Маленькие радости».

наблюдательность и жизненный опыт, фантазия. А соревнование может быть среди компании мимов—кто интересней покажет

                «Маленькие радости»-1.

      Я открываю новую тему в моем творчестве—этюды на действие с воображаемыми предметами под общим названием «Маленькие радости». Эти этюды являются учебным материалом для начинающего мима, который поможет подготовить мима к сочинению и к показу своих пантомим. Для работы понадобятся: внимание, память, наблюдательность, опыт, воображение, фантазия, логика и последовательность, целенаправленность любого действия. В этюде надо играть: персонаж, его характер, возраст, пол, настрой, характер отношений с окружающим миром, особенности, желания, оценку событий. Играть этюд можно под приятную музыку или в тишине, главное-- это чувство, которое вы создаете своей игрой, идею. Например, приготовление вкусной яичницы, т.е. с определенной психической и смысловой окраской, в отличии от просто приготовления яичницы. Можно так же приготавливать яичницу для кого- то конкретного (друга, соседа, клиента, неприятного человека и т.д.) Станиславский назвал эти условия  предлагаемыми обстоятельствами, а этюд—действием в предлагаемых обстоятельствах, что и является актерской игрой т.е. театром.
      Теперь переходим собственно к этюдам. Попробуйте сыграть этюд «В прихожей»:
      Задача: открыть своим ключом дверь,  войти, раздеться (снять шапку, снять пальто, снять ботинки), посмотреть в зеркало, войти в комнату.
       Первый вариант: вы уставший от тяжелого рабочего дня.
       Второй вариант: вы спешите, потому что хотите посмотреть футбол по телевизору.
     Вариант третий: вы пьяный в стельку вернулись ночью, когда все спят и вы боитесь разбудить грозную жену.
     Вариант четвертый: вы сильно хотите в туалет.
     Вариант пятый: любимая девушка дала вам ключ от своей квартиры, ждет вашего прихода.
     Можете придумать свои варианты предлагаемых обстоятельств и в них проделать этот этюд, можно поэкспериментировать с персонажами: старик, женщина, амбал, вор и т.д. Здесь интересный момент, что каждым вашим персонажем будет двигать его состояние духа и ближайшая цель. Здесь мы перешли к перевоплощению—сути актерского мастерства, цель которого—создание Образа.
      Игра в пантомиму—это очень интересное занятие (и развивающее), а все интересное радует душу. Потому я и назвал эту тему «Маленькие радости». В смысле соревновательности можно использовать подробности, которые подскажет вам ваша наблюдательность и фантазия, а так же ваша оригинальность.
       Пантомима, как миниатюра, состоит из цепочки отдельных сцен, которые складываются в историю. Об этом будет рассказано далее.

                «Маленькие радости»2.

      Продолжим: миниатюра состоит из цепочки последовательно и логично связанных отдельных сцен. В центре внимания находится персонаж, по поведению которого мы узнаем о происходящем. О персонаже: главное в персонаже-- это его характер, по характеру мы понимаем что он за личность (даже стул или дверь имеет характер в театре пантомимы). Персонаж может быть: свирепым, робким, самодовольным, нежным, грубым, важным, простоватым, задумчивым, веселым, печальным, приветливым, подозрительным, осторожным, пугливым, смелым и т.д. Все это «психические краски», которыми мим пользуется для характеристики персонажа на публике, как художник.
       Продолжаем говорить о пантомиме как о миниатюре, состоящей из последовательности отдельных, вытекающих друг из друга  сцен. Миниатюра—это повествование. Мим «рассказывает» свою пантомиму действием, без слов. Возьмем для примера миниатюру (назовем ее «утренняя яичница») и разделим ее на сцены (эпизоды) исходя следующей фабулы: Холостяк проснулся утром и страшно захотел есть, пришел на кухню, приласкал кота, приготовил себе яичницу, а пока курил кот ее съел, пришлось завтракать куском хлеба, ушел жуя хлеб. Ситуация и событие правдоподобны—это плюс. Видим, что миниатюра посвящена конкретному событию из жизни конкретного персонажа. Вообще, миниатюра—это история из жизни определенного персонажа, т.е. плясать нужно от персонажа. Разобьем сцену приготовления яичницы на последовательные действия с воображаемыми предметами: Холостяк взял из ящика в столе на кухне коробок спичек, открыл его, достал спичку, зажег, но не сразу (спички ломались), поднес горящую спичку к горелке и включил горелку. Спичку затушил и бросил ее в ведро для мусора. Далее он взял со стола сковороду и поставил ее на огонь. Далее открыл дверь холодильника и достал три яйца, бутылку с подсолнечным маслом. Все сложил на столе. Открыл бутылку с маслом и полил на сковороду, закрыл бутылку и поставил ее на стол. Взял яйцо и нож, разбил яйцо ножом и содержимое яйца вылил на сковороду, так же поступил с остальными яйцами. Скорлупки он бросил в ведро для мусора. Взял солонку, взял из нее щепотку соли и посолил яичницу, накрыл сковороду крышкой. Ждет, увидел кота, приласкал его, взял его на руки, гладит его, опускает кота на пол. Открывает крышку со сковороды, выключает газ, берет тарелку, протирает ее, берет вилку и кладет яичницу на тарелку. Пробует есть – горячая, обжигается, отставил ее остывать, а сам подошел к форточке, открыл ее, достал из кармана спичный коробок и пачку сигарет, прикурил от спички, курит в форточку. Покурил и подошел к столу, и вдруг видит как кот съедает яичницу! Схватил кота, но уже поздно—кот все съел. Холостяк ругает кота, отпускает его на пол, а сам берет корку хлеба и жуя ее уходит с кухни. Здесь нужно договориться, с каким чувством готовится это блюдо—с предвкушением вкусноты, тогда событие (кот съел яичницу) «прозвучит» т.е. событие нужно «подготовить» предыдущими действиями. Еще есть интересный момент—исходное событие, это событие является начальным импульсом, толчком дальнейшего действия персонажа, исходное событие направляет действие, мотивирует его. В примере с Холостяком и яичницей такое исходное событие это «Голод холостяка» (страшно хочется есть). Этот мотив и определяет все последующее действие персонажа. Как видим, исходное событие остается за кулисами, и звучит как предлагаемое обстоятельство. Но весь этюд по чувству—это предвкушение утоления голода, с этим чувством должен действовать персонаж.
     В плане развития навыка действия с воображаемыми предметами можно взять темы: утренний туалет, приготовление жареной картошки, написание письма и т.д.—здесь уже ваш выбор.

                Исходное событие.
И необходимо обозначить исходное событие, мотив для действия, тогда действие будет органичным, желаемым, понятным и интересным для мима и зрителя. Например, приготовление жареной картошки по случаю дня рождения жены, или по случаю прихода гостей. Написание письма по случаю дня рождения друга, по случаю получения письма от любимой. При известном исходном событии появляется цель действия персонажа, появляется чувство, настрой, с которым персонаж стремится к цели, особый темпоритм, логика действия, последовательность в действии, оправдание действия и поведения персонажа. По логике, действие персонажа есть следствие исходного события. Поэтому исходное событие обязательно надо знать миму прежде сочинения пантомимы. Она родится сама как только появится Исходное событие. Исходное событие –это начало всего, первопричина всего, что произойдет на сцене и в жизни. Это источник вдохновения артиста, человека. Событие—это факт, жизненно важный для персонажа, человека.

                Самодостаточность.
Пантомима самодостаточна, она существует как индивидуальная субстанция в сознании мима, в ней все вопросы находят свои ответы, пантомима как изолированная система имеет свою потенциальную энергию, которая превращается в кинетическую при воздействии на зрителя и совершает в нем работу. Это физическая и душевная жизнь пантомимы. Так же мим, как колебательный контур, создает свое магнитное поле, плюс магнитное поле пантомимы. Мим наэлектризован пантомимой, которая живет в его сознании, она заставляет себя показывать зрителю, т.е. переводить потенциальную ее энергию в кинетическую энергию действия. Пантомима—это цепочка целенаправленных, психически окрашенных физических действий с воображаемыми предметами. Вообще, чем человек наэлектризован, то он и излучает. Мим наэлектризован пантомимой, которую он показывает зрителю, далее наэлектризовывается зритель, который потратит эту энергию в нужном ему направлении. Наэлектризованность чем- то всегда присутствует в жизни, это причина активности индивидуума в определенном направлении. Можно быть наэлектризованным идеей и жаждать ее реализации. Чаще всего так и бывает. Музыка,  подобно электричеству, создает напряжение в пространстве, и во всех жилах начинает течь электрический ток ориентируя в поляризованном поле всех персонажей.
     Ведь что такое пантомима? Пантомима—это театр, а театр—это превращение (мима в персонажа пантомимы). А персонаж—это, прежде всего, характер. Пример: зарисовка «Океан»-- спящая сила.

                Философия мима.

     Жизнь—это месиво мыслей и чувств. Я одеваю черный комбенизон, обтягивающий мое худое тело, и во мне просыпается чувство легкости и полной творческой свободы—это готовность показывать пантомиму. Все для вас, для зрителей. Я буду показывать, а вы будете зевать или разговаривать с соседом. Но я воспарю над суетой  и вы меня увидите высоко над вашими головами. И я буду жонглировать вашими сердцами, я посажу вас на свой дельтаплан и подниму вас до самых небес, и вы увидите свою жизнь с высоты птичьего полета, и будете громко смеяться над собой и над суетой, которая сделала нас такими глупыми и бессердечными. Добро пожаловать на мой дельтаплан, вы увидите свою жизнь как бы со стороны. Я— зеркало, я буду показывать вам вас!  А вы будете смеяться. Одним словом пантомима—это полет, отрыв от обыденности с целью посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы.

                О конфликте.
.    Мысль эмоциональна. В музыке Баха драматичное Начало, основа. Пример исходного события: сократили на работе. Эмоциональное начало. Пианист- домашний вариант, все делает не отрываясь от игры на фортепиано. Признаком конфликта является переживание персонажа, человека. Но конфликт—это признак жизни, признак развития, а не признак смерти. Со смертью исчезают все конфликты. Жизнь узнаваема когда есть конфликт. Это  важно для мима, показывающего свои зарисовки на тему жизни. Безконфликтно значит безжизненно. Любая ситуация при ее разглядывании в увеличительное стекло имеет конфликт, т.к. переживаема персонажами. Конфликт—это условие развития ситуации. Конфликт—это столкновение противоположных сторон, интересов, целей.
      А вот ситуация с противоборством: Покупка мяса на рынке. Действующие лица: продавец мяса, мясо, покупатель. Торгуются. Продавец хочет продать мясо подороже, а покупатель хочет купить мясо подешевле. В итоге и покупатель доволен—подешевле взял, и продавец доволен—продал подороже, сошлись в цене, которая устроила обоих.
     Театр—слово волшебное. Волшебство—это создание условной жизни. Через условность жизни к сердцу зрителя. Это волшебство.

                Все о театре…

      Итак, прихожу к началу, все о театре, все о нем. Пантомима—театр и поэтому все театральное ей свойственно, начиная с актерской игры и кончая законами драматургии. Да вот, где ж ее взять—драматургию эту? Все беру обрывки- ситуации, а отдельной законченной истории нет пока. Она, конечно, бывает, но редко. Драматургия берется из жизни, из наблюдений за другими, за собой. Фантазия пока спит, не отзывается. Что-то ее должно разбудить, включить ее активность, смотивировать. Всякая активность базируется на мотиве. Для меня мотивом является желание увлечь пантомимой людей разного возраста, чтобы увеличилось количество мимов. Быть мимом значит увлекаться любительским театром, владеть языком пантомимы, уметь увлечь зрителя своими композициями, научиться самовыражаться в искусстве пантомимы, постигать и использовать открытия законов пантомимы, совершенствование языка пантомимы. Это то, что касается моего мотива в занятии пантомимой. Просвещение. В этом смысле пантомима на пантомиму не похожа, каждый раз это новое проникновение в жизнь, погружение в ее бескрайний океан, новые находки и открытия. Вагончик тронется, а перрон останется. Все мы куда-то едем, путешествуем, новые лица, новые места, новые события, новые впечатления. Когда-то я сам ездил куда хотел, а вот теперь путешествую в своих воспоминаниях.

                Игра.

Игра—это действие по правилам. Это с одной стороны. А с другой стороны—это акт освобождения от ответственности за ошибки. Игра—это импровизация, репетиция жизни и сама жизнь одновременно.

                Контакт.

Все познается в контакте с познаваемым. Контакт рождает самочувствие, оценку, без которой не бывает контакта. Все в мире находится во взаимодействии—в контакте. И ко всему у мима рождается свое отношение, которое он должен выразить, чтобы зритель почувствовал в действиях мима жизнь, ее объем. Контакт—это точка в пространстве, выражающая внимание мима к объекту или субъекту.
      Акция рождает реакцию. Воздействие рождает реакцию- оценку и действие.

                Мим.

Мим—это Мир. Артист одет в обтягивающее черное (строгое, трагическое) трико. Мим, как Мир, вечно стар и вечно молод, транслирует себя в прямом эфире. Мир транслирует то, что его волнует в себе, радует, огорчает… Мим транслирует репортаж о каком-то герое или о событии. Мир может стать любым существом, которое в нем есть, показать его жизнь, радость, горе, желания, проблемы, любовь, ненависть и т.д.
       Репортаж—небольшая и лаконичная форма изложения информации о чем-либо. Репортаж высвечивает какую-то сторону Мира. Выводы должен делать зритель.

                Секрет черного трико.

Черное обтягивающее трико отделяет мима от зрителя, «ставит его на  сцену». Черное трико превращает мима в некоего персонажа, который является обобщением живого существа. Черное трико мима позволяет ему становиться и быть любым существом Мира (одушевленным и неодушевленным). Мир (мим) демонстрирует себя воплощаясь в свои существа, каждое из которых он любит и знает. Мир – творение, и Мир – Творец. Мир как Кришна, где все живые существа—суть облики Кришны, равны и любимы Кришной. У мима, как у Кришны, всякая вещь одухотворена и имеет душу. Значит, можно говорить об искусстве мима как о религиозном явлении, как об акте духовного прозрения мима и зрителя. Выходит, что концепция пантомимы стара как Мир. Пантомима—это познавание Мира, открытие его сущности для человека. И Пантомима—«трансцендентные игры Господа Кришны».

                Сцена.

Мим должен выходить на сцену с целью, и уходить со сцены мим должен с целью. На сцене должно происходить что-то интересное. А что именно? Происходить должно следующее: стремление персонажей к своим целям ( конкретным, четким и понятным). А так как у разных персонажей цели противоположны, то возникает конфликт, который и вызывает интерес у публики к действию на сцене. Конфликт создает интригу в действии. Конфликт проявляется в отношениях между персонажами.


Рецензии