Рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско

Сочинение по литературе.

Но если Человек... верит, что на земле нет счастья выше полноты желудка и души, нет наслаждений выше сытости, покоя и мелких жизненных удобств, тогда... печально опускает крылья Мысль.
А. М. Горький.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» написан Иваном Алексеевичем Буниным в 1915 г. Подобно другим произведениям, вышедшим из-под пера писателя в середине 1910-х гг., рассказ затрагивает вопросы, волнующие весь мир.

Обычно повествователь начинает с представления читателям главных героев. Но Бунин в первой же фразе оговаривает анонимность своего героя: «имени его... никто не запомнил)». И это не случайно. Обезличенный Господин - собирательный образ. Отсутствие  имени - символ  внутренней бездуховности. «Единственно ради развлечения» едет он вместе с женой и дочерью в Старый Свет.

Изображению семьи господина из Сан-Франциско автор почти не уделяет места, ограничиваясь лишь краткой характеристикой и поверхностным описанием внешности. Из дальнейшего повествования становится ясна причина такой невнимательности: семья из Сан-Франциско не живет в полном смысле этого слова, а физиологически существует. За солидной внешностью, красивой одеждой и «счастливой» жизнью скрывается темная пустота их душ.

Рассказ наполнен символичными деталями. Корабль, на котором плывут путешественники, назван «Атлантидой» - символ нависшей над героями неизбежной гибели. «Подводная утроба» этого корабля отождествляется с девятым кругом ада, в котором кочегары страдают, словно души грешников. Символом бессмысленного существования становится рейс «Атлантиды». После внезапной смерти героя все продолжается, абсолютно не изменившись. Корабль плывет обратно уже с телом мертвого господина, потерявшего после смерти былое величие. Господин из Сан-Франциско лежит в ящике из-под содовой (вместо гроба), а на корабле - те же балы, та же пара «влюбленных», нанятых «играть в любовь за хорошие деньги». Символичен и образ дьявола, «громадного, как утес», наблюдающего за «Атлантидой». Мрачные пророчества в рассказе оставляют чувство надвигающейся катастрофы. Корабль, громадный и страшный, одолевает океан, «траурные» волны которого словно исполняют погребальную мессу.

В чем же причина близкого возмездия? Эгоистичное «недумание» веселящихся пассажиров: «Океан... был страшен, но о нем не думали...» Не думают они и об окружающих. Господин из Сан-Франциско, как и все люди, к которым он принадлежал, стремится вознаградить прежде всего самого себя. Мир плывущих на корабле разобщен и неоднороден. Блестящие обитатели бальной залы, обслуга, кочегары в трюме создают модель мира, в котором царит социальное неравенство, обеспеченное властью «желтого дьявола» - золота.

Раскрывая перед читателями суть этого фальшивого и неестественного мира, автор не забывает и о вечных ценностях. Зыбкую ненадежность богатой жизни оттеняют описания величия природы Мощь бушующего океана, радостные пейзажи солнечной Италии - все это составляет лирический план рассказа.

Рассказы составляют значительную часть творческого наследия Бунина. Его проза - достояние великой русской литературы. Она еще долго будет образцом для многих поколений писателей.


Рецензии