Лермонтов. Герой нашего времени -композиция романа

Сочинение по литературе.

Особенности композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»

«Всё в романе: и описания природы, и картины жизни и быта - построено так, чтобы «история души человеческой»... стала ясна и понятна читателю.»
С. Дурылин.

«Герой нашего времени» - одно из величайших произведений русской литературы. Его автор, Михаил Юрьевич Лермонтов, - блестящий поэт и замечательный прозаик, и в этом произведении талант его достиг своего расцвета.

Кроме богатого и живого языка романа, автору помогают добиться намеченной цели и другие средства. Одним из них является нарушение последовательности описанных в романе событий. Если расположить события в хронологическом порядке, то получится следующая картина.

Высланный из Петербурга, Печорин едет на Кавказ, задерживаясь по дороге в Тамани. Приняв участие в военных действиях, он получает разрешение поехать в отпуск на воды. Там происходят события, описанные в «Княжне Мери». За дуэль его отправляют в крепость.
Оттуда он едет на две недели в казачью станицу, возвращаясь, знакомится с Бэлой. Через пять лет он вновь встречается с Максимом Максимычем. В предисловии к «Журналу Печорина» сообщается, что Печорин «... возвращаясь из Персии, умер».

Следовательно, по порядку описываемых событий повести располагались бы так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». «Бэла». «Максим Максимыч».

Сложная структура романа позволяет Лермонтову лучше выполнить свою задачу: раскрыть для читателей «историю души человеческой». Автор излагает эту «историю» постепенно.

В первых главах Печорин описывается через рассказы третьих лиц - Максима Максимыча и его спутника. В «Тамани» герой сам рассказывает о себе читателю, и, наконец, в последних двух главах душа герой раскрывается перед нами вполне: в его дневниковых записях.

Эту же цель - более верную передачу событий - преследует появление в книге нескольких рассказчиков. Весь роман написан от первого лица, но рассказывают трое - молодой офицер, Максим Максимыч и сам Печорин. Кроме того, за спинами персонажей проглядывает местами и Лермонтов. Такая сложная композиция дает возможность описывать вещи с различных точек зрения, что делает картину увиденного более полной и точной.

Каждая часть романа представляет собой законченную повесть. Это позволило автору свободно перемещать главы, иначе их было бы трудно читать.

Глубокому пониманию происходящего способствуют и прекрасные описания природы. Они точны, правдивы и одновременно очень красивы. Лермонтов поражает своей зоркостью: кажется, что ничто не ускользнет от его пытливого взора. Несмотря на то, что изображения пейзажей не пестрят сравнениями и метафорами, они выглядят весьма поэтично.

Пейзажные зарисовки помогают читателю глубже понять причины одиночества Печорина, указывая одновременно на то, что в глубине его души живет мечта о прекрасной, достойной человека, жизни.

Столь же точны портреты и характеры второстепенных персонажей. Эта точность важна для лучшего изображения нетипичности, нестандартности главного героя Никто из окружающих Печорина людей совершенно не сходен с ним; благодаря этому резкому несходству его сложная личность выступает отчетливее.

Печорин разочарован не только в жизни, но и в себе самом, а у Грушницкого, слабохарактерного я самолюбивого, разочарованность во всем ненастоящая, деланная. «Грушницкий, - пишет Белинский, - идеальный молодой человек, щеголяющий своей идеальностью, как франты щеголяют модным платьем... Этот человек - апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера».

Максим Максимыч, наоборот, не любит чем-либо похваляться. За долгие годы усердной службы он не ищет никаких чинов и наград. Его умственный кругозор ограничен, но причина этого заключается скорее в его образе жизни, чем в нем самом. В образе Максима Максимыча реализм Лермонтова достигает всей совершенной простоты и ясности.

Среди героев романа, из которых одни любят Печорина, другие дружат с ним, третьи враждебны к нему, фигура главного героя, Печорина, вырисовывается особенно ярко. Безграничный талант автора позволяет нам понять, что изображенный им человек, «герой нашего временю», по-своему несчастен. Всюду остается он одиноким, со своей судьбой «лишнего человека».


Рецензии