Опровержение Смерти. О музыке А. Г. Шнитке

     В нашей жизни мы очень многого боимся. Но, несомненно, главный наш страх - это страх перед Смертью. Почему так происходит? Потому что мы уверенны, что жизнь заканчивается для нас тогда, когда тело умирает. Это весьма распространённое заблуждение. Но множество людей стоят на подобной точке зрения, что, конечно, не улучшает их земной жизни, т.к. страх перед Смертью изматывает, пригибает, угнетает, не позволяет поразмыслить над тем, что такое Смерть.
     На самом деле, Смерть знаменует Собой всего лишь очередной этап, вроде того как мы, когда-то, переходили в школе из класса в класс. Смерть нужна для того, чтобы сердцА наши озарила Вера, Любовь, Надежда, чтобы мы поняли своё место в мире, чтобы мы признали Того, кто сотворил нас для радости и Света.
     Конечно же, далеко не все жители Земли боятся Смерти. Есть категория людей, по преимуществу, творцов, которая прекрасно понимает, зачем приходят в мир и что ждёт нас после Смерти. Это - поэты, художники, композиторы, артисты, философы, святые, подвижники. Они Смерти не боятся, а, зная, что Она - неизбежна, сотрудничают с Ней.
     Сотрудничать со Смертью? Да, в этом нет ничего странного, ибо родившийся непременно должен будет... нет, не умереть, а совершить превращение. На самом деле, ничто не уходит бесследно. Если сгнивает в яме обветшавшая оболочка,- туда ей и дорога! Жалеем ли мы с вами о старой, любимой, но прохудившейся одежде? Конечно, нет! Точно так же изнашивается наше физическое тело, просто оболочка, вместилище для более ценного дара Вседержителя. Иногда этот дар называют душой, духом, но, точнее, мне кажется, будет назвать - сознанием.
     Человеку недостаточно понять Смерть, принять Её, но необходимо ещё и осознать. Осознавая, мы закрепляем состояние осознанности навсегда, следовательно,- навеки. Ибо все наши воспоминания о прошлом, все наши победы, поражения, достижения, весь наш опыт заключены в Сознании. Зная, что нас ждёт после Смерти, мы перестаём Её бояться.
     Всё это отнюдь не выдумка, а глубинная мудрость не только веков, но - миллионолетий, эонов, тех громадных отрезков времени-пространства, о которых мы, порой, не имеем никакого представления.
     Но вернёмся к музыке. Музыка - не произвольное сочетание звуков по прихоти сочинителя. Но музыка - и гораздо больше жёстких законов, канонов, по которым она должна сочиняться. Мне думается, что знание о скрытых законах музыки,- только первый этап. Без этого знанья трудно будет композитору. Но когда композитор знает секреты ремесла, он может творить, выходя за рамки общепризнанного, разрешённого.
     Такова музыка всех - без исключения! - величайших композиторов: от Орфея до С. Губайдулиной, от И.С.Баха до Э.Денисова, от А.Вивальди до Г.Канчели.
     Музыка Альфреда Шнитке - музыка о восхождении и нисхождении Души, Сознания - назовите, как хотите! - на высочайшие вершины и, одновременно, погружении в глубинные слои материального мира, которые мы, по привычке, называем адом или геенной огненной. Альфред Гарриевич  не раз глядел в глаза Смерти. Поэтому музыка его - потрясающий документ, свидетельствующий о безграничных возможностях человека, о мужестве и смелости, о вере и отчаянии, о бесконечной победе и о временном поражении. Музыка Шнитке так же - и о нас с вами, о каждом из нас, ибо нет никого, кто бы мог отвести Смерть, разве что только с поизволения Всевышнего.
     Послушайте Кончерто-гроссо №1! И вы узнаете, что нас ждёт после Смерти! Все знают, что "каждому будет дано по вере его". И это - не просто слова, а рекомендация каждому, совершающему путь к самому себе, к Всевышнему, по всем ступеням лестницы Иакова. Куда мы отправимся после Смерти, - зависит только от нас и от того, какую жизнь мы вели на земле: честную или бесчестную. Мы иногда в своём рвении пытаемся брать на себя обязанности Создателя миров и судим налево и направо. Обычно - всех и каждого, кроме самих себя. Но это не так должно происходить. Суд - только над собой. Но и здесь нельзя переусердствовать, чтобы не биться головой о стену, чтобы не броситься под поезд. Наши грехи, помимо нас, известны Тому, от которого ничто не укроется. Лишь Он может осудить или оправдать. Но, поскольку, Милосердие Его опережает Гнев, не следует бояться наказания. Очень часто земные судьи приговаривают человека к смерти за то, за что Всевышний никогда бы не осудил. Если виновный раскаялся, то это уже - почти прощение!
     Слушая Кончерто-гроссо №1, ты понимаешь многое, оказываясь то в искривлённом пространстве оборотного мира (т.е. в мирах воздаяния!), то в холодном и равнодушном пространстве безверия и гордыни. Да, в этой музыке композитор не ведёт нас прямиком в Рай! Но, показывая глубины и бездны, которые могут нас подстерегать в посмертном бытии, он оставляет нам надежду на примирение и прощение.
     Альфред Шнитке не пугает нас, показывая тернистый путь, который проходит всякая душа. Нет, художник говорит о том, о чём знает не понаслышке. И в его жизни были болезнь и опасное приближение к Смерти. Но зато и открыто ему было больше, чем многим из нас, погрязшим в суете и заботах ближней жизни.
     Музыка Шнитке - путеводитель по тем местам, в которые человек не может попасть при  жизни (это, конечно, не распространяется на пророков, отмеченных Божьей Милостью, великих поэтов, вестников, духовидцев). Зная о нашей посмертной Жизни, мы должны, здесь и сейчас, приложить все усилия к тому, чтобы наша новая Жизнь привела нас к Свету, а не к Темноте!

                14 марта 2007г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.