Учимся мастерству-3, 2012

Или анализ стихов из конкурсного пакета «Мастер класс-2012»

Все пояснения к статье –  см.  http://www.stihi.ru/2012/09/23/4170
 (прочтите обязательно!)

из http://www.stihi.ru/2012/10/05/5986

№17
Подступит к горлу полная луна.
И только выгнешься, - уже отпустит.
И нет в душе ни жалости, ни грусти,
Что жизнь - одна.
                Что суета сует,
В которой нет побед и поражений,
Всего лишь результат телодвижений
И мелких черт характера дурного,
И каждого неискреннего слова.
А в нем ни толку, ни греха, ни масти.
01 01 01 00 01
01 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01
             00 01 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
01 01 00 01 01 0
Пусть это – часть всего. Но в этой части
Мне нет покоя от чужого кроя
Моей судьбы, от мыслей своевольных -
- Ах, если бы иначе...
                И довольно
Мне потакать порывам и привычкам,
Ругаться матом, вспыхивать, как спичка,
И лезть вперед, пихать соседа справа.
А, собственно, какое право

01 01 01 01 01 0
01 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01 0
01 00 01 0
                0 01 0
00 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 01 0
01 00 01 01 0
Есть у меня, чтоб бить его по морде?
Иль жить в глуши?
                Разбрасывать аккорды
По-над полями да глушить сивуху,
Да утешать столетнюю старуху...
И спать с котом.
                И ездить на кобыле.
И притворяться, что меня…
                любили…

Одно из самых интересных по структуре написания стихотворений пакета «мастер-класс»:
написаны они обычным 5 стопным ямбом с включением безударных стоп (пиррихиев), но строфа  не оформлена, вместо нее использованы – строфоиды: аББ(а)  (д)СС(д) ККЛЛ, где встречается и охватная рифмовка, и попарная. Кроме того использована не только концевая (в основном – женская рифма, но и рифма  с  серединой строки (а) или с короткой строкой. (звуковую схему см. выше – в самом стихотворении)


№18
Еще одно довольно редкое по технике исполнения рифмованное стихотворение:

Промозглый вечер. В старом доме,
забытый и людьми, и Богом
(но многим должен),
безвестный умирал художник.
К его порогу
не приходили ни друзья,
ни кредиторы,
тем паче – воры.
Да что возьмешь-то в нищем этом доме,
кроме
картин – бездарная мазня,
ни четких линий,
ни сколько-нибудь внятного сюжета.
Платить за это?!
Такого чудака найдешь едва ли,
пускай в подвале
валяются на устрашенье крысам…

…И были правы, отказав им в краже.
Не на продажу –
среди полотен Халса и Матисса
(непредсказуем путь посмертной славы),
приличною обзаведясь оправой,
с табличкою «художник неизвестен»,
они висят в одном солидном месте,
наш равнодушный век очеловечив.
Совсем чуть-чуть, а что картины могут?

Я все-таки пришла к его порогу
в промозглый вечер.

Разностопный ямб, где строфа, как таковая не оформлена, а рифма используется как концевая, так и рифма с серединой строки или с отдельным словом из строки.
Подобная техника исполнения  называется ВОЛЬНЫЙ СТИХ. В вольных стихах  есть, есть ритм, есть рифмы, но  нет четких строф, а число стоп в строках произвольное.

(Запись стихотворения выполнена  разбивкой текста  на части, в конце каждой из которых  стоит рифмующееся слово).
01 01 01 01 0
01 00 01 01 0
01 01 0
01 00 01 01 0
01 01 0
00 01 0
0 01 00 01 0
01 01 0
..... и т.д

№19.  Стихи с очень нестандартной рифмовкой, в которых кое-что хочется поправить:

Пьяный вечер мне протянет на ладошке две звезды,
Вместе с ним станцуем блюз, музыку включив негромко.
А потом я, платье скомкав, черной птицей обернусь,
Улечу в края мечты в этом сне безумно-странном.
Музыкой забытой тайны зазвенит моя душа.
Я обратно не вернусь, не вернусь, уж ты поверь мне,
Где-то за закрытой дверью я свою оставлю грусть.
И, над городом кружа, в дымке растворюсь туманной ...
Распишем строки стихотворения буквами и посмотрим на рисунок строфы (как и везде – большая  буква у меня обозначает  женскую рифму,  маленькая – мужскую):

Пьяный вечер мне протянет         А
 на ладошке две звезды,                б
Вместе с ним станцуем блюз,       с
музыку включив негромко.          Д
А потом я, платье скомкав,          Д
черной птицей обернусь,              с
Улечу в края мечты                б
в этом сне безумно-странном.      А
Музыкой забытой тайны               А
зазвенит моя душа.                ж
Я обратно не вернусь,                с
не вернусь, уж ты поверь мне,      И
Где-то за закрытой дверью            И
 я свою оставлю грусть.                с
И, над городом кружа,                ж
в дымке растворюсь туманной ...  А

                Аб сДДс  бААж  сИИс  жА

Здесь, как вы видите, строфа тоже не оформлена (попытка автора написать строфоидами – с переменным  видом рифмовок , но, во-первых,  использованы  не достаточно точные рифмы -  «протянет-странном- тайны», которые портят звучание , а во-вторых, 
не соблюдено  правило альтернанса – удаленные цепи рифм по а, б,  ж: слух при большом удалении друг от друга рифмующихся слов, «забывает» их звучание, поэтому стихи звучат коряво, кажутся плохо срифмованными, несмотря на то, что рифма в них (если не считать малой точности рифм) не потеряна.

№20
Лёг с волной закат пунцовый
На песок,
Развязав на ней парчовый
Поясок.

И нежданно обнажилась
 Вся волна –
Белоснежной оказалась
 Вся она.

То не пара белокрылых
Лебедей:
Торопясь, волна прикрыла
Стыд грудей.

Озорник всё ж их целует,
Грех забыв,
Чистоту волны былую,
Погубив.

Словно зарево, та счастьем
Разожглась,
Да закату с нежной страстью
Отдалась...

И последний луч багряный
С неба пал.
На волне закат румяный
Ликовал!

Стихи, написанные разностопным логаэдом:  пеон3 +анапест. Впрочем, так же правильно будет считать эти стихи, целиком  написанными пеоном3, просто в четных строках строфы пеон здесь имеет мужское окончание (нехватку последнего, безударного слога).

0010 0010
001
0010 0010
001

0010 0010
001
0010 0010
001

№21
Прекрасное и с проседью валов,
ты, море, – вечный юноша планеты.
На берегу столпились, как века,
и неотрывно смотрят на тебя
застывшие в немом восторге скалы.

Пространство излучает обаянье.
Не обойти его! Не отвести
так радостно заголубевших глаз,
которые доныне были серы.
И море, как любовь, бывает первым.

Нередко пруд меняем мы на море.
Потом, устав от шума, волн и пены,
спешим вернуться: человеку нужно
хоть изредка встречать себя, как в детстве,
в воде несуетной, что помнит нас в лицо.

Обильно белой пеной пузырясь,
прибой сбегает из морского лона
вскипающему молоку подобно.
Над пляжем воздух до того горячий,
как будто день поставлен на огонь.

Как в омут самого небытия,
вхожу я в море Мёртвое, чьи воды
выталкивают, держат на плаву
так, словно говорят: живи ещё,-
и я на берег жизни возвращаюсь.

Живём на суше, как на дне морском.
Живём. А на плечах – столетий толща,
груз памяти, традиций, войн, работы.
Вот отдыхают на коленях руки,
что в рукавицах камбалам под стать.

За мною, выходящим из воды,
спешит прибой – курчавится, играя,
и ластится к ногам, как белый пудель.
Обиженно, уныло, неохотно
он в море возвращается – домой.

Лежат у моря голые холмы
подобьем бездыханных кашалотов,
что выбросились на пологий берег.
Упрямы волны. Взмыленные, в пене,
их пробудить пытаются они.

Стихи, написанные форматом «белого стиха». Напомню: белый стих – это когда есть ритм (стопность- определенный размер), иногда- есть и строфы,  но нет рифм.

Стихотворный размер – 5 стопный ямб. Строфы – оформлены только количеством строк и определяются  содержанием (по 5 строк в каждой теме), о типе рифмовки строфы здесь говорить не приходится, ибо рифм в белых стихах нет. 
01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0
00 01 01 00 01
00 01 01 00 01
01 00 01 01 01 0

01 00 01 00 01 0
00 01 01 00 01
01 00 00 01 01
01 00 01 01 01 0
01 00 01 01 01 0

№22
Вновь осень уходила в Лету...
Поизносив цветной наряд,
Уже к началу ноября
В отрепья грязные одета
Она бродила словно тень,
Кляла унылую природу,
Тьмой укорачивала день,
Ненастьем портила погоду,
Затем с небес в тупом азарте,
Она украла синеву,
Дождём пожухлую листву
В сердцах распяла на асфальте,
Птиц обругала по пути
За безголосость и бескрылость
И села на пенёк грустить
О том, что в жизни не случилось…

Стихи, написаны 4-стопным ямбом, их особенностью является использование разных типов рифмовки катренов в одном и том же стихотворении – охватной и перекрестной – поочередно.

АббА  сДсД ЕжжЕ кЛкЛ
00 01 01 01 0
00 01 01 01
01 01 00 01
01 01 00 01 0
……….

Продолжение см http://www.stihi.ru/2013/06/04/3152.


Рецензии
вы бы Новый завет читали было бы лучше для вас в первую очередь
а не забивали мозги чем не нужно это же полная утопия которая
пустая и просто утомляет все эти ваши (уроки мастерства.) Спасибо.

Владимир Сафин   23.07.2018 15:17     Заявить о нарушении
Извините, что утомила.

Алкора   05.08.2018 01:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.