Учимся мастерству-3, 2012
Все пояснения к статье – см. http://www.stihi.ru/2012/09/23/4170
(прочтите обязательно!)
из http://www.stihi.ru/2012/10/05/5986
№17
Подступит к горлу полная луна.
И только выгнешься, - уже отпустит.
И нет в душе ни жалости, ни грусти,
Что жизнь - одна.
Что суета сует,
В которой нет побед и поражений,
Всего лишь результат телодвижений
И мелких черт характера дурного,
И каждого неискреннего слова.
А в нем ни толку, ни греха, ни масти.
01 01 01 00 01
01 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01
00 01 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
01 01 00 01 01 0
Пусть это – часть всего. Но в этой части
Мне нет покоя от чужого кроя
Моей судьбы, от мыслей своевольных -
- Ах, если бы иначе...
И довольно
Мне потакать порывам и привычкам,
Ругаться матом, вспыхивать, как спичка,
И лезть вперед, пихать соседа справа.
А, собственно, какое право
01 01 01 01 01 0
01 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01 0
01 00 01 0
0 01 0
00 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 01 0
01 00 01 01 0
Есть у меня, чтоб бить его по морде?
Иль жить в глуши?
Разбрасывать аккорды
По-над полями да глушить сивуху,
Да утешать столетнюю старуху...
И спать с котом.
И ездить на кобыле.
И притворяться, что меня…
любили…
Одно из самых интересных по структуре написания стихотворений пакета «мастер-класс»:
написаны они обычным 5 стопным ямбом с включением безударных стоп (пиррихиев), но строфа не оформлена, вместо нее использованы – строфоиды: аББ(а) (д)СС(д) ККЛЛ, где встречается и охватная рифмовка, и попарная. Кроме того использована не только концевая (в основном – женская рифма, но и рифма с серединой строки (а) или с короткой строкой. (звуковую схему см. выше – в самом стихотворении)
№18
Еще одно довольно редкое по технике исполнения рифмованное стихотворение:
Промозглый вечер. В старом доме,
забытый и людьми, и Богом
(но многим должен),
безвестный умирал художник.
К его порогу
не приходили ни друзья,
ни кредиторы,
тем паче – воры.
Да что возьмешь-то в нищем этом доме,
кроме
картин – бездарная мазня,
ни четких линий,
ни сколько-нибудь внятного сюжета.
Платить за это?!
Такого чудака найдешь едва ли,
пускай в подвале
валяются на устрашенье крысам…
…И были правы, отказав им в краже.
Не на продажу –
среди полотен Халса и Матисса
(непредсказуем путь посмертной славы),
приличною обзаведясь оправой,
с табличкою «художник неизвестен»,
они висят в одном солидном месте,
наш равнодушный век очеловечив.
Совсем чуть-чуть, а что картины могут?
Я все-таки пришла к его порогу
в промозглый вечер.
Разностопный ямб, где строфа, как таковая не оформлена, а рифма используется как концевая, так и рифма с серединой строки или с отдельным словом из строки.
Подобная техника исполнения называется ВОЛЬНЫЙ СТИХ. В вольных стихах есть, есть ритм, есть рифмы, но нет четких строф, а число стоп в строках произвольное.
(Запись стихотворения выполнена разбивкой текста на части, в конце каждой из которых стоит рифмующееся слово).
01 01 01 01 0
01 00 01 01 0
01 01 0
01 00 01 01 0
01 01 0
00 01 0
0 01 00 01 0
01 01 0
..... и т.д
№19. Стихи с очень нестандартной рифмовкой, в которых кое-что хочется поправить:
Пьяный вечер мне протянет на ладошке две звезды,
Вместе с ним станцуем блюз, музыку включив негромко.
А потом я, платье скомкав, черной птицей обернусь,
Улечу в края мечты в этом сне безумно-странном.
Музыкой забытой тайны зазвенит моя душа.
Я обратно не вернусь, не вернусь, уж ты поверь мне,
Где-то за закрытой дверью я свою оставлю грусть.
И, над городом кружа, в дымке растворюсь туманной ...
Распишем строки стихотворения буквами и посмотрим на рисунок строфы (как и везде – большая буква у меня обозначает женскую рифму, маленькая – мужскую):
Пьяный вечер мне протянет А
на ладошке две звезды, б
Вместе с ним станцуем блюз, с
музыку включив негромко. Д
А потом я, платье скомкав, Д
черной птицей обернусь, с
Улечу в края мечты б
в этом сне безумно-странном. А
Музыкой забытой тайны А
зазвенит моя душа. ж
Я обратно не вернусь, с
не вернусь, уж ты поверь мне, И
Где-то за закрытой дверью И
я свою оставлю грусть. с
И, над городом кружа, ж
в дымке растворюсь туманной ... А
Аб сДДс бААж сИИс жА
Здесь, как вы видите, строфа тоже не оформлена (попытка автора написать строфоидами – с переменным видом рифмовок , но, во-первых, использованы не достаточно точные рифмы - «протянет-странном- тайны», которые портят звучание , а во-вторых,
не соблюдено правило альтернанса – удаленные цепи рифм по а, б, ж: слух при большом удалении друг от друга рифмующихся слов, «забывает» их звучание, поэтому стихи звучат коряво, кажутся плохо срифмованными, несмотря на то, что рифма в них (если не считать малой точности рифм) не потеряна.
№20
Лёг с волной закат пунцовый
На песок,
Развязав на ней парчовый
Поясок.
И нежданно обнажилась
Вся волна –
Белоснежной оказалась
Вся она.
То не пара белокрылых
Лебедей:
Торопясь, волна прикрыла
Стыд грудей.
Озорник всё ж их целует,
Грех забыв,
Чистоту волны былую,
Погубив.
Словно зарево, та счастьем
Разожглась,
Да закату с нежной страстью
Отдалась...
И последний луч багряный
С неба пал.
На волне закат румяный
Ликовал!
Стихи, написанные разностопным логаэдом: пеон3 +анапест. Впрочем, так же правильно будет считать эти стихи, целиком написанными пеоном3, просто в четных строках строфы пеон здесь имеет мужское окончание (нехватку последнего, безударного слога).
0010 0010
001
0010 0010
001
0010 0010
001
0010 0010
001
№21
Прекрасное и с проседью валов,
ты, море, – вечный юноша планеты.
На берегу столпились, как века,
и неотрывно смотрят на тебя
застывшие в немом восторге скалы.
Пространство излучает обаянье.
Не обойти его! Не отвести
так радостно заголубевших глаз,
которые доныне были серы.
И море, как любовь, бывает первым.
Нередко пруд меняем мы на море.
Потом, устав от шума, волн и пены,
спешим вернуться: человеку нужно
хоть изредка встречать себя, как в детстве,
в воде несуетной, что помнит нас в лицо.
Обильно белой пеной пузырясь,
прибой сбегает из морского лона
вскипающему молоку подобно.
Над пляжем воздух до того горячий,
как будто день поставлен на огонь.
Как в омут самого небытия,
вхожу я в море Мёртвое, чьи воды
выталкивают, держат на плаву
так, словно говорят: живи ещё,-
и я на берег жизни возвращаюсь.
Живём на суше, как на дне морском.
Живём. А на плечах – столетий толща,
груз памяти, традиций, войн, работы.
Вот отдыхают на коленях руки,
что в рукавицах камбалам под стать.
За мною, выходящим из воды,
спешит прибой – курчавится, играя,
и ластится к ногам, как белый пудель.
Обиженно, уныло, неохотно
он в море возвращается – домой.
Лежат у моря голые холмы
подобьем бездыханных кашалотов,
что выбросились на пологий берег.
Упрямы волны. Взмыленные, в пене,
их пробудить пытаются они.
Стихи, написанные форматом «белого стиха». Напомню: белый стих – это когда есть ритм (стопность- определенный размер), иногда- есть и строфы, но нет рифм.
Стихотворный размер – 5 стопный ямб. Строфы – оформлены только количеством строк и определяются содержанием (по 5 строк в каждой теме), о типе рифмовки строфы здесь говорить не приходится, ибо рифм в белых стихах нет.
01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0
00 01 01 00 01
00 01 01 00 01
01 00 01 01 01 0
01 00 01 00 01 0
00 01 01 00 01
01 00 00 01 01
01 00 01 01 01 0
01 00 01 01 01 0
№22
Вновь осень уходила в Лету...
Поизносив цветной наряд,
Уже к началу ноября
В отрепья грязные одета
Она бродила словно тень,
Кляла унылую природу,
Тьмой укорачивала день,
Ненастьем портила погоду,
Затем с небес в тупом азарте,
Она украла синеву,
Дождём пожухлую листву
В сердцах распяла на асфальте,
Птиц обругала по пути
За безголосость и бескрылость
И села на пенёк грустить
О том, что в жизни не случилось…
Стихи, написаны 4-стопным ямбом, их особенностью является использование разных типов рифмовки катренов в одном и том же стихотворении – охватной и перекрестной – поочередно.
АббА сДсД ЕжжЕ кЛкЛ
00 01 01 01 0
00 01 01 01
01 01 00 01
01 01 00 01 0
……….
Продолжение см http://www.stihi.ru/2013/06/04/3152.
Свидетельство о публикации №112112106335
а не забивали мозги чем не нужно это же полная утопия которая
пустая и просто утомляет все эти ваши (уроки мастерства.) Спасибо.
Владимир Сафин 23.07.2018 15:17 Заявить о нарушении