Из наследия Конфуция

  ИЗ  НАСЛЕДИЯ  КОНФУЦИЯ
 (ок. 551-480 г.г. до н.э.)

        Переложение
    прозаических текстов
        (извлечения)


Муж благородный, в неудачах  –  себя винит,
а низкий человек – всегда других бранит.

Муж благородный не стремится
есть досыта и жить богато,
в делах своих – стрелою мчится,
в речах же м;длит, фразы сжаты.
Ценит с достойными общенье,
используя то время для ученья.

Муж благородный ждёт велений неба,
достоинство храня;
а низкий человек – приход удачи, слепо,
постыдно суетясь день изо дня.

Муж благородный переносит беды стойко,
а низкий человек распустится – и только.

У мужа благородного на первом месте – долг,
у человека низкого – лишь выгода, в ней толк.

Стать благородным мужем может каждый:
Нужно решиться только стать, однажды.

Строгость к себе и мягкость к другим –
вас оградит от людской неприязни.

Чтоб совершенствовать себя учились раньше люди.
Теперь же цель учёбы их – лишь удивить других.

В стране порядок – смелым будь
                в поступках и в речах;
порядка нет – ты смелым будь
                в поступках лишь; уймись в речах.

Коль в человеке естество воспитанность затмит,
получится дикарь пещерный;
а коль воспитанность всё естество бездумно поглотит –
знаток писаний верный.
Того лишь, в ком они в гармонии живут,
достойным мужем люди назовут.

Кто, обращаясь к старому, способен
в нём новое открыть – вполне достоин
учителем, по праву, быть.

Коль мы о жизни знаем мало очень,
чт; можем знать о смерти и пророчить?

Искоренить дурные мысли сможешь –
дурных поступков избежишь ты тоже.

Коль жалуешься ты на неприятность,
просто удваиваешь зло;
начнёшь над ней смеятся внятно –
она исчезнет: ей не повезло.

Свысока относиться нельзя к молодым:
повзрослев, могут стать мужами достойными.
Только тот, кто и в сорок остался пустым,
ничего не достиг – уваженья не стоит.

Когда страною правят с разумом согласно,
постыдны бедность и нужда;
когда страной не правят с разумом согласно,
богатство, почести постыдны, да.

Когда пути у вас расходятся,
планы совместные не строятся.

Мудрец своих недостатков стыдится,
но не стыдясь исправлять их стремится.

Не беспокойся, что тебя не знают люди,
но беспокойся, что не знаешь ты людей.

Не беспокойся, что высоким чином не отмечен,
но беспокойся: а достоин ли взвалить его на плечи?
Не беспокойся, что тебя не знают люди,
но беспокойся: а достоин ли известным быть?




Неужто правду говорят: «За зло нужно платить добром?»
Ответ Учителя: «А чем же тогда платить нам за добро?
За зло всегда плати – по справедливости,
 а за добро – добром, суть в том».

Не огорчаюсь, если вдруг меня не понимают люди;
но если я не понимаю их – то огорченье будет.

Уйти от разговора с человеком, достойным разговора –
то потеря, потеря человека.
Вести ж беседу с человеком, кто не достоин разговора –
то потеря, потеря слов навеки.
А мудрый не теряет ни людей, ни слов,
тем паче на ослов.

Дела мирские созерцая, муж благородный не спешит:
он ничего не отвергает, он ничего не одобряет –
по справедливости оценку совершит.

Есть к разуму, у человека, три пути:
путь размышления – он самый благородный;
путь подражания – он самый лёгкий, модный;
путь собственного опыта – самый тяжёлый путь.

Коль постараетесь добрее быть – хотя б немного –
дурной поступок не свершите: выглядит убого.

По природным задаткам своим
люди очень друг к другу близки;
по привычкам, присущим лишь им –
друг от друга весьма далеки.

Слушать будешь злых людей, даже «просто так»,
то начало злого дела; думай же, простак.

Сын почтительный отца и мать не огорчает,
разве что своей болезнью: то бывает.

Сердитый человек всегда наполнен ядом.

Как истину искать, стрельба из лука учит:
при промахе стрелок других людей не мучит,
ищет вину в самом себе, так лучше.


Трудней всего построить верно отношенья,
конечно, с женщиной и с человеком низким:
если к себе приблизишь, из забвения –
станут развязными, себя считая «близкими»,
а удалишь – возненавидят дико,
                до бешеного крика.

Не поддаются обучению совсем
лишь мудрость высшая
                и глупость низшая.

Без размышления ученье бесполезно,
а размышленье без ученья тянет в бездну.

О далёких трудностях отбросишь бдение –
близкие неприятности ждут с нетерпением.

Не научившись понимать
Смысл истинный обычных слов,
нельзя людей подчас познать.
К такой развязке будь готов.

Коль встретился с достойным человеком,
думай, как вровень стать, желанье разбуди;
коль встретился ты с низким человеком,
сравнив, себя по справедливости суди.


Рецензии