О многомерности матрёшек
http://stihi.ru/2010/08/11/6114
Лариса Кузьминская
"Мир многомерен..."
Авторский текст:
Мир многомерен – матрешек сонм,
Мир многоликих персон…
Маленький мир в этом мире большом,
В нем мы всегда голышом…
Только глаза, только сердце стучит…
Мир равнодушно молчит…
Даже, когда ты кричишь и зовешь…
Новый из звуков мир создаешь…
В мире большом только темень и тишь…
Значит , и ты замолчишь…
В мире работает принцип подобья –
Крики, стенанья, молитвы, надгробья.
================================
Собственно, заметки:
И вновь «Философская» лирика…
При всём уважении к ранимости и чувствительности авторов, отношение к этому роду поэзии особое и пристрастное. Мне уже приходилось обращать внимание на то, что он весьма коварен, поскольку требует особой связности мыслей, логичности и последовательности изложения, и, если хотите, чёткости в выражении основной идеи. К этому название жанра просто обязывает. Как, впрочем, и к чёткости и красоте формы, ибо, по большому счёту, все философские идеи стары, так что их поэтическая интерпретация может порадовать нас лишь новыми формами и оттенками восприятия.
Впрочем, пора обратиться к существу произведения.
МИР МНОГОМЕРЕН – МАТРЕШЕК СОНМ,
Позволю себе заметить, что матрёшки – не многомерные, а многовложенные объекты. Кстати (забегая вперёд) – в матрёшках видно одно из проявлений принципа подобия. А вот размерность у них как раз одинакова, так что цепочка подобных матрёшек никак не аналогична многомерному миру. Здесь элементарная фактическая ошибка, приводящая к неэквивалентной подмене понятий.
МИР МНОГОЛИКИХ ПЕРСОН…
Кратко и ёмко, и по существу. Все персоны многолики. Вот здесь и можно было бы развить параллель с многомерностью.
МАЛЕНЬКИЙ МИР В ЭТОМ МИРЕ БОЛЬШОМ,
В НЕМ МЫ ВСЕГДА ГОЛЫШОМ…
Здесь матрёшечность показана, маленький мир (вероятно, внутренний мир человека, или его ближайшее окружение) вложен в большой. Но при этом непонятно - в котором же из двух миров мы в неглиже? Если привязываться к последнему упомянутому – то в большом? И почему, собственно, к тому же ещё – ВСЕГДА? И о каком вообще неглиже идёт речь – скорее всего, не о буквальном. Увы, ясности из контекста не извлечь, лёгкое недоумение остаётся.
В следующем катрене, как, впрочем, и во всём тексте, практически отсутствуют знаки препинания, что в рассматриваемом жанре может создать затруднения для понимания смысла. Помните «казнить нельзя помиловать»? Попробуем разобраться.
ТОЛЬКО ГЛАЗА…
А к чему здесь, собственно, ТОЛЬКО ГЛАЗА? Слова зависают без опоры на окружение.
ТОЛЬКО СЕРДЦЕ СТУЧИТ…
И почему вообще здесь присутствует слово ТОЛЬКО? Ни в какой связи с предыдущими строчками это слово не находится, в самом деле, какой смысл во фразах: «Мы ходим голышом, только сердце стучит» или «Мы ходим голышом, только глаза»? Разве что с последующим увязать удаётся – если использовать отсутствующее тире…
МИР РАВНОДУШНО МОЛЧИТ…
Какой-то он у автора неправдоподобно немой. Я за миром, честно говоря, такого не замечал, хотя так часто именно этого хочется.
ДАЖЕ, КОГДА ТЫ КРИЧИШЬ И ЗОВЕШЬ…
НОВЫЙ ИЗ ЗВУКОВ МИР СОЗДАЕШЬ…
Здесь всё правильно, но представляется не очень уместным ДАЖЕ. В самом деле, ДАЖЕ по сравнению с чем? А когда ещё создаёшь мир из звуков? Когда угрюмо молчишь? Или альтернативой является игра на музыкальном инструменте?
В МИРЕ БОЛЬШОМ ТОЛЬКО ТЕМЕНЬ И ТИШЬ…
Ага, значит, немым является именно большой мир. Да ещё и свет выключили… А что же тогда происходит в маленьком, который, как было написано, находится внутри большого?
ЗНАЧИТ, И ТЫ ЗАМОЛЧИШЬ…
Нет логической связки. В произведении отсутствует посыл, из которого бы вытекало такое следствие (РАЗ так – ЗНАЧИТ так). Тем более, что кричащий и зовущий индивид создаёт свой собственный мир, о котором было вскользь упомянуто выше и в отношении которого неизвестно, распространяется ли на него ТЕМЕНЬ (если да, то как увидеть, что мы в нём ходим голышом?) и ТИШЬ (а куда делись крики и зов?)
В МИРЕ РАБОТАЕТ ПРИНЦИП ПОДОБЬЯ –
Это так. Есть подобие ЗАКОНОВ существования и развития систем, есть подобие структурных ВЗАИМОСВЯЗЕЙ внутри систем и между ними, наконец, подобие ФОРМ (матрёшки). Но какое отношение хотя бы к одному из этих разделов имеет ниженаписанное?
КРИКИ, СТЕНАНЬЯ, МОЛИТВЫ, НАДГРОБЬЯ.
Здесь ни речи, ни намёка нет на подобие, разве что скрыта мысль о повторении, возврате на круги своя, что, согласитесь, совсем не то же самое.
Добравшись до финала, надо сказать, что даже основную мысль этого произведения уловить трудно. Вырисовывается что-то вроде:
«Мир равнодушен к человеку, и, сколько бы тот не вопиял, всё равно придётся замолчать».
Многомерность и многовложенность, судьба «только глаз» и созданного криками и зовом звукового мира, равно как и причины акустического затухания – остались вне поля зрения. Зато вполне заметен с технической точки зрения некоторый избыток глагольных рифм – весь второй катрен.
Такие подводные камни может увидеть в данном словесном течении вдумчивый читатель.
Хочется верить - на основе принципа подобия или хотя бы повторения - что написанные заметки будут полезны не только читателям, но и авторам, рискнувшим взять на себя смелость писать философскую лирику.
12.08.2010
Свидетельство о публикации №112111906121