Арсений Тарковский и его жены
Первый раз в 1928 году он женится на сокурснице по Высшим Государственным
Литературным Курсам, Марии Ивановне Вишняковой.
Второй раз он заключил брак в 1940 году с Антониной Александровной Бохоновой,
женой критика и литературоведа Владимира Тренина, друга Маяковского и Бурлюка.
Последней его избранницей стала в 1951 году переводчик Татьяна Алексеевна Озерская.
Всмотримся в эту скупую цифирь чуть внимательней.
Биографы Тарковского пишут,
1937 — уход из семьи. Соединяет жизнь с А.А.Бохоновой.
1940 официальный развод с М.И.Тарковской-Вишняковой, заключение брака с А.А. Бохоновой.
1947 — уходит к Т.А.Озерской.
1950 декабрь — оформляет развод с А.А.Бохоновой.
1951 — 26 января — регистрирует брак с Т.А.Озерской.
Бросается в глаза, что уходя из предыдущей семьи Тарковский не спешил оформить
развод с прежней женой и заключить брак с новой. Он словно бы оставлял надежду
одной женщине, одновременно вводя испытательный срок для другой.
Кроме того, Тарковский, уходя из семьи, ни разу не ушел просто так, в никуда,
( разлюбил и ушел ), он всегда он уходит на заранее подготовленное,
( чуть не написал, нагретое ) , место.
Все биографы пишут о его красоте, ауре и энергетике, о том что в него влюблялись
чуть ли не все женщины появлявшиеся на его горизонте, но любил ли он кого-то из них?
Я не знаю. Стихи, да, посвящал, но любил ли?
Итак, в 1937 году он уходит от матери своих детей ( Андрею было 5 лет, Марине 3 годика )
Марии Ивановны Вишняковой ,к Антонине Бохоновой. Почему уходит?
Отбросив пустопорожние рассуждения о невиданной силе любви, я искал более
простые и понятные причины событий.И, кажется, нашел.
Собственно первая причина на виду - дети. Которые кричат, пищат, плачут,
которых надо кормить, утирать им носы и попки, а папа поэт,
ему тишина нужна, покой нужен. Ему творить хочется...
К тому же в воспоминаниях Андрея Тарковского я нашел такую примечательную фразу,
«А мама наша была нигилисткой, в быту: ей ничего не нужно было — даже занавесок на окнах.
Она была вне быта. Она представляла особый тип женщин, сформировавшийся в 20-е годы,
для которых самым важным была духовная жизнь, а всё остальное считалось мещанством.»
Думается, это и есть основная причина ухода от первой жены,
ибо сказано- "путь к сердцу мужчины лежит через..."
От Антонины Александровны Тарковский ушел в 47 году и это при том,
что он был обязан ей жизнью в прямом смысле. Все биографы едины
во мнении что именно она сумела вывести его с фронта в Москву и добиться реампутации
раненой ноги в Институте хирургии, которую провел знаменитый в то время
профессор Вишневский, шестой операцией остановивший газовую гангрену...
Чувство благодарности одно из главных человеческих чувств и я стал искать
весомые причины ухода Арсения Александровича из второй семьи.
И наткнулся вот на это,
Поэт и переводчик Семен Липкин рассказывал,-
Затем возникла Тоня... (Тренина, по первому мужу)... Это была женщина красивая, добрая,
мягкая, но она не была властной... Она была куколкой... Прелестной, милой, доброй, порядочной,
- и ему было тяжело... Квартира была такая: на первом этаже (на Серпуховской где-то,
если я не ошибаюсь)... одна комната темная (без окна), другая хорошая; в темной спала
дочь Тони, которая его очень не любила (почему, я не знаю)... Ему было очень тяжело:
путь к дому часто заливался водой, а ему было очень трудно, на костыле... на костылях...
Мое мнение, которое я доказать не могу, заключалось в том, что у Татьяны была хорошая
квартира, в удобном месте, и это по-человечески понять можно... Как женщина, она была,
по-моему, непривлекательна... Сухая... Например, мы жили в одном доме на Черняховской;
встречаемся, - она жалуется, что Арсик не переводит, ленится... Мне она не нравилась...
Ну... ничего такого плохого о ней я сказать не могу... Я не думаю, что он ее любил."
Итак, мне кажется, причина ухода от Бохоновой, как и от Вишняковой, банальна и прозаична
- «рыба ищет где глубже, а человек где лучше» .
Третья жена Тарковского, по советским меркам, являлась состоятельным человеком.
В качестве переводчика с английского переводила известных английских писателей:
Т. Драйзера, О. Генри, А. Кронина, Катарину-Сусанну Причард, Джона Брейна и многих других.
В 60-е годы были очень популярны романы Джона Брейна «Путь на верх» и «Жизнь на верху»
в её переводе. Многие переводы печатались в журнале «Иностранная литература»,
а роман А. Хейли «Аэропорт» был признан лучшим переводом года.
Огромный успех имел роман М. Митчел «Унесённые ветром» в переводе Озерской,
а кроме того, ее трудами увидели свет,
Рафаэль Сабатини, Хроника капитана Блада,
Роберт Льюис Стивенсон, Потерпевшие кораблекрушение,
Джек Лондон, Дочь северного сияния,
Чарльз Диккенс, Рождественская песнь в прозе
Теодор Драйзер, Титан (совместно с В. Курела),
Роберт Шекли, Кое-что задаром, Ордер на убийство,
Френсис Скотт Фицджеральд, Первое мая...
Короче, Татьяна Алексеевна была востребованным переводчиком, и следовательно без работы,
а значит и без гонораров не сидела.
Наверное стоит упомянуть что ни один из биографов Тарковского не называет ее красавицей,
точней всего об этом сказал Олег Николаевич Писаржевский, писатель и публицист,
«Красота женская — понятие относительное, а вот порода — это бесспорно. В Тане
порода чувствуется и на расстоянии, и при близком знакомстве».
Дочь поэта Марина в воспоминаниях пишет,-. «– Пять лет он сопротивлялся этому браку,
понимал, что совершает роковую ошибку,но все-таки не сумел преодолеть очень
сильную волю этой женщины.»
Я не думаю что он особо сопротивлялся.
Поэт Александр Ревич близко знавший Тарковских в те времена вспоминает,-
«Я приходил к нему, он тогда уже переселился в дом у станции метро «Аэропорт».
Я приходил к нему, он сидел, поджав одну ногу и культю под себя, на большой тахте,
у него лежали живописные альбомы, он рассматривал всяких художников, одновременно
у него лежали атласы звездного неба, какие-то цветные любительские слайды смотрел он.
Было много музыки. У него была замечательная фонотека, такие пластинки были по тем
временам... Кстати, он первый, у которого я слышал два варианта оперы
«Иисус Христос - суперзвезда».
Любила ли его Татьяна Алексеевна? Бог весть.
Александр Лаврин вспоминал,
"Да. Но я ещё помню, как он в ЦДЛ прыгал на одной ноге, с трудом подавая ей
пальто. Я потом попенял ей, а она: «Я нарочно, чтоб он не чувствовал себя
ущербным…». Да. Но она всё-таки третировала его. Однажды, когда я был у них в
Переделкино, пришли две поклонницы, студенточки. Прямо молились на него.
Он был в ударе, острил, читал стихи. Время шло незаметно, стемнело. И вышло так,
что Тарковским нужно было в Москву, мне и девочкам предложили ехать с ними
вместе. Вела машину Татьяна Алексеевна. Не успели отъехать и ста метров, как
она спохватилась. А. А. что-то должен был взять с собой, но забыл. Боже мой,
как грубо она его отчитала, обозвала бестолочью и ещё не помню как. Поклонницы
остолбенели. А Арсений Александрович виновато-ласково успокаивал её: «Прости,
Танюша, ну ничего, давай вернёмся…». Вернулись.
Я растерянно шептал девочкам: «Не придавайте этому значения.
Он выше этого, он большой поэт!».
Ниже знаменитое стихотворение «Первые свиданья», именно его читает автор
в автобиографическом фильме Андрея Тарковского «Зеркало»,
фильм во многом посвящен матери Андрея, Марии Ивановне Вишняковой (Тарковской ),
но это стихотворение посвящено вовсе не ей, а юношеской любви Арсения Александровича,
Марии Густавовне Фальц. Такая вот любопытная нестыковочка, не такие ли нестыковочки
имел ввиду любимый оператор Андрея Тарковского Вадим Юсов снявший «Иваново детство»,
«Андрей Рублев» и «Солярис», когда говорил, что одной из причин, по которым он
перестал работать с Андреем, было то, что он, Юсов, внутренне не принял сценарий
«Белый день» («Зеркало»)."Мне не нравилось, что, хотя речь в нем явно идет о самом Андрее Тарковском,
на самом деле в жизни все было не так: я знаю его отца, знал маму… Поклонники «Зеркала», наверное,
возразят мне, что художественный образ и не должен во всем совпадать с реальным. Это я понимаю,
согласен, не должен. Но я видел иное: непонятное и неприятное мне стремление встать на небольшие
котурны, – и это не вязалось у меня с Андреем. Я говорил ему об этом и почувствовал, что он моих
поправок-требований на этот раз не примет, что и мне будет трудно, и я только помешаю ему…»
ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ
Свиданий наших каждое мгновенье,
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.
А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И — Боже правый! — ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.
На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз, кувшин, — когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы поднимались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
1962
На фото, Татьяна Озерская-Тарковская в начале пятидесятых и в начале шестидесятых.
Свидетельство о публикации №112111804432
Таня Матвеева77 10.09.2021 01:52 Заявить о нарушении
Таня Матвеева77 10.09.2021 16:07 Заявить о нарушении