Батально шахматный венок

"Gens una sumus " («Мы – одна семья!» , девиз ФИДЕ)
"Взялся – ходи! " (одно из правил шахмат)

*1*
"Игра – это самое остроумное, что изобрело человечество. " (Лейбниц)

Квадратно поле игровое,
Цветов и клеток череда.
И для фантазии раздолье,
И нервам тренинг хоть куда!

Мне в радость, если удаётся
Склонясь над шахматной доской,
Себя представить полководцем
И воинов возглавить строй.

Для выясненья отношений
Нет способа благословенней -
Сраженье заменить игрой.
Волшебным воинством двухцветным.
С неравновесным паритетом
Противников зеркален строй.

*2*
"На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры. " (Ласкер)

Противников зеркален строй,
Но обусловлен войска цветом
Ход первый каждой стороной,
Атакой станет иль ответом.

При равно правильных ходах
За белыми всегда победа.
Но я не Бог и не Аллах,
 И путь безгрешный мне неведом.

Пока не разрешится спор,
Условимся до этих пор
Сражение считать игрою,
Где вместе дружбой победим.
Но впрыснут в кровь адреналин,
 И брошен жребий перед боем.

*3*
"Игра на «детский мат» в дебюте подобна спуску на дырявом парашюте!" (поговорка)

… И брошен жребий перед боем,
Мне предоставив белый цвет.
Но выбрать ход труднее вдвое,
Чем сделать правильный ответ.

Коварство шахматных дебютов
В их кажущейся простоте.
Из всех возможных, почему-то
Стремишься выбирать не те,

Мешая ходом неизбитым
Избрать противнику защитой
Тот вариант или иной.
Для пикировки эпатажной,
По существу, не так уж важно
Кто ходит первый, кто второй.

*4*
"В начальной стадии шахматный мастер должен играть точно в соответствии с учебником, в середине игры – как волшебник, в окончании – как машина. "(Шпильман)

Кто ходит первый, кто второй.
И двигаясь поочерёдно
По полю схватки игровой,
Фигуры часто не свободны.

Освобождая им проход
Для удалого наступленья,
Я пешки двигаю вперёд
И жертвую без сожаленья.

Так поступал всегда с тех пор,
Когда мальчишеский задор
Моим был главным атрибутом.
И тут же пленником проблем
Стал, сам не ведая, зачем
Гамбит избрав себе дебютом.

*5*
"В шахматах, как и в любом столкновении, успех опирается на нападение." (Эйве)

Гамбит избрав себе дебютом,
Я в нём с разменом преуспел,
Но так позицию запутал,
Что даже кони - не у дел.

Слону с ферзём мешает связка,
Ладьи в углах свой ждут черёд…
И только пешки без опаски
Упорно движутся вперёд.

Всегда ложится на пехоту
Атаки чёрная работа
И обороны тяжкий груз.
Пусть  результаты перманентны,
Но ради выигрыша темпа
Я смелой жертвы не боюсь.

*6*
"Шахматы – это трагедия одного короля." (Бронштейн)

Я смелой жертвы не боюсь,
Чтобы сторицей расквитаться.
И пусть король спешит как трус
Заранее рокироваться,

Ещё придёт его черёд
Возглавить войск своих остатки,
Бесстрашно двинуться в поход
И, не играя больше в прятки,

Геройский подвиг совершить:
Одной лишь шпагой сокрушить
Ловушек хитрые редуты…
Я всё надеюсь: короля
Не буду с места трогать зря.
Жаль, не везёт мне почему-то…

*7*
"…необходимо, чтобы разнообразие способов нападения… возмещало отсутствующее разнообразие слабостей. "(Нимцович)

Жаль, не везёт мне почему-то.
Хожу четвёртый раз подряд
Непредсказуемо и круто,
Да вот не в лад и невпопад.

Не получается с разгона
Атаки безрассудной прыть
Сменить на прочность обороны
И встречный выпад отразить.

Мой слон могучий то и дело
С диагонального прострела
За пешкой прячется как трус,
И в комбинации красивой
Я без его ударной силы
Ловушкой собственной ловлюсь.

*8*
"Комбинация – это возможная невозможность!" (Тартаковер)

Ловушкой собственной ловлюсь:
Мой слон в углу и обездвижен.
И пролечу теперь, боюсь,
Я как фанера над Парижем.

Жаль, что клыкастый не успел
Посеять панику и смуту.
Он пару пешек лихо съел,
Но зазевался почему-то

И сам на вилы угодил.
И буйну голову сложил,
Спев напоследок «Чёрный ворон»…

Но продолжается война.
В дебюте потеряв слона,
Я реваншистских планов полон.

*9*
"Сделав ошибку или допустив неточность, не нужно считать, что «всё погибло», и досадовать, а надо быстро ориентироваться и в новой обстановке находить новый план." (Бронштейн)

Я реваншистских планов полон,
Удар наметив контровой.
Но связан – нет - опутан, скован
Конь богатырский удалой.

И ферзь, мой витязь благородный,
Стоит на месте, не у дел.
Он волен двигаться свободно,
Да вот черёд не подоспел.

Чтоб был король неуязвим,
И чтобы воинам моим
Всегда к атаке быть готовым,
Ищу им лучшие поля
И ограждаю короля
Фигур и пешек частоколом.

*10*
"Уметь… отразить нападение есть великое искусство… ибо может выйти случай, что оборонительная игра превратится в наступательную." (Петров)

Фигур и пешек частоколом
Противника не устрашить.
По клеткам беззащитно голым
Он их умеет обходить

И бузотёру-забияке
Как ироничный педагог
В решительной контратаке
Дать показательный урок.

Взломав защиту как скорлупку,
Он мельницей как мясорубкой
Посеет панику и страх,
Лишая показушной силы
Фигур, которыми красиво
Утыкан королевский фланг.

*11*
"План и впрямь был ясен и прост.  Но беда в том, что Алиса и понятия не имела, как его осуществить." (Л.Кэрролл)

Утыкан королевский фланг
Гвардейски стройными рядами,
Но в бой ввести не знаю как
Бойцов с примкнутыми штыками.

Ферзь в паре с боевым слоном
Сквозь строй по рейдеровски рвутся,
Но дерзкий витязь обречён
Лишь на щите домой вернуться.

Пусть лучше атакует враг.
Ведь я наметил точно как
В классическом отвечу стиле.
И из засады тешат глаз
Ладьи и кони. Но подчас
Обманчиво то изобилье.

*12*
"Одна фигура плохо содействует своим фигурам – вся ситуация плоха!" (Тарраш)

Обманчиво то изобилье,
Когда один неверный ход
Меняет силу на бессилье
И оборону в клочья рвёт.

Друг с дружкой связаны фигуры
Одной защитой круговой,
Для сокрушения структуры
Достаточно нарушить строй.

Красиво шашкою махать
Не стоит. Лучше переждать.
Играя в агрессивном стиле,
Не догадаешься порой,
Где начинается с одной
Чреда ошибок в миттельшпиле.

*13*
"Возможность превращения при случае материала в силу, а силы в материал, представляют собою замечательное свойство шахмат, может быть, наиболее существенную их тайну." (Шпильман)

Чреда ошибок в миттельшпиле
У двух воюющих сторон:
Взаимно силы подкосили
Просмотренные конь и слон.

Редеет стройная фаланга.
Наездом бешеной ладьи
Прорежены с обоих флангов
Тылы беспечные мои.

Быть может, тщетно берегу я
На счастье пешку проходную,
Ведь бдительный не дремлет враг,
А дожидается момента,
Когда простой излишек темпа
Заводит в эндшпильный цугцванг.

*14*
"Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо."  (Капабланка)

Заводит в эндшпильный цугцванг
Цейтнот, зевок или подстава.
И каждый ход теперь – мой враг,
Неотвратимая расправа.

Когда надежды нет уже
На спорность мирного исхода,
Не повторяются три хода,
Король один и неглиже…

Вдруг слышу как бы невзначай:
«Эй, игроки! Остынет чай!»
Мир воцарился над доскою
Шарлоткой Ладушки моей.
Для мата, как и для ничьей
Квадратно поле игровое.

*15*
"В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки." (Алехин)

Квадратно поле игровое.
Противников зеркален строй,
И брошен жребий перед боем:
Кто ходит первый, кто второй.
Гамбит избрав себе дебютом,
Я смелой жертвы не боюсь.
Жаль, не везёт мне почему-то:
Ловушкой собственной ловлюсь.
Я реваншистских планов полон.
Фигур и пешек частоколом
Утыкан королевский фланг.
Обманчиво то изобилье:
Чреда ошибок в миттельшпиле
Заводит в эндшпильный цугцванг.

26-28/9/2012

Кое что о шахматных терминах для непосвящённого читателя.

Шахматная партия делится условно на три части:

Дебют –начальные примерно 10 ходов.
Гамбит –  жертва пешки в самом начале партии, один из вариантов дебюта.

Миттельшпиль – середина игры – длится до тех пор пока у обоих противников ещё достаточно много  фигур и результат игры пока непредсказуем. У мастеров игры уже на этом этапе партии заканчиваются миром, или признанием поражения.

Эндшпиль – завершающая часть игры, когда на доске два короля и ещё несколько фигур упорно пытаются  добиться победы или ничьей.

Темп – очередь хода. Может быть как преимуществом для одной из сторон, так и предвестником катастрофы, когда необходимость чем-то ходить приводит к цугцвангу – вынужденному плохому ходу, часто не одному.


Рецензии
Андрей Анатольевич. Я бегло прошёлся по тексту. Но мне сию минуту просто недосуг вникать в подробности. Я вернусь сразу же, как появится свободные полчаса, и попытаюсь вникнуть. Сейчас скажу только по высказываниям сверху: Высказывание Шпильмана*4* - замечательно своей простотой и своей точностью! Ему браво.
С Эйве не вполне согласен Успех опирается на точность и удачу. Точность не только в нападении, она бывает во всех аспектах игры. А удача, понятие не рациональное, но существующее. Такового высказывания Бронштейна я не читал. Есть высказывание С.Тартаковера: " Шахматы, это трагедия одного темпа",(но не короля). Ну Тартаковер, это вообще наверное лучший нерифмованный поэт шахмат! Самый остроумный и самый эпический из всей известных выдающихся игроков. Нимцович умён и полезен, но сложен и тяжёл для изучения. Бронштейн это - педагог, и высказывания его напоминают наставления из учебников(мне так думается). С Таррашем, здесь не согласен. На этот счёт высказывание Нимцовича, считаю более правильным: " Фигура, долго остающаяся вне игры, освободившись, может развить неимоверную силу!" Одна "отключенная" фигура ещё не есть свидетельство плохой позиции в целом. Шпильман *13* - загадочен. Материал-сила, это понятно, но сила-материал, как то так...? Разве, что мощь проходных пешек имеется в виду? Но почему тогда тайна? Капабланка слишком примитивен, банально прост, не впечатлило. Алёхин мудр, хоть и не поэтичен. Напоследок могу привести одно своё высказывание: В жизни, подобно шахматам, труднее всего находить хорошие ходы в плохой позиции.

Андрей Дубровин 3   23.01.2020 07:38     Заявить о нарушении
Лучший для меня афоризм - слова внука: "не надо бояться играть!"
:)

Андрей Анатольевич Калинин   23.01.2020 14:43   Заявить о нарушении
Перечитал внимательно 2 раза. Длинновато, но зато подробно. Схвачены некоторые философские общности "Нет способа благословенней, сраженье заменить игрой"! Течение игрового процесса, описанное со знанием многих комбинационных мотивов, и психологическими переживаниями игроков, думаю, делают сей труд небезынтересным для продвинуто-подготовленных любителей шахмат! Про гамбиты понравилось в тексте. Я сам люблю играть гамбиты, обостряя игру уже в дебюте. За белых играю Меллера в итальянке, и Эванса. Иногда королевский. За чёрных будапештский в закрытом дебюте, а в испанской партии гамбит Яниша. Вообще из шахматных стихо произведений больше всего люблю "Баллада о пешке", песня в исполнении Боярского. Кстати сегодня во Владивостоке тай брейк Горячкина - Цзюй Вэнь дзюнь. Вчера Саня
белыми сравняла счёт в матче, и подарила Российским болельщикам, надежду на возвращение короны в Россию:

Смогла ведь, ринувшись в атаку,
Сжигая за собой мосты,
Последней партией, однако, -
Означит Феникса черты!

Вперёд же, Саня, ну, сумей ка
(Пребудет же успех с тобой)
Сегодня на прямой тай брейка, -
Явить его всей полнотой!

Мы ждём литавров славных звона!
Чтоб ты в историю вошла,
И гордость шахматной короны, -
России вновь преподнесла!

Так, что ждём и надеемся! А Вашему внуку такой же храбрости на всю грядущую шахматную жизнь и успешного игрового роста!



Андрей Дубровин 3   24.01.2020 07:22   Заявить о нарушении
ЗдОрово! И победа и посвящение ей.
А "Баллада о пешке" - это песня Владимира Ланцберга?

Андрей Анатольевич Калинин   24.01.2020 14:08   Заявить о нарушении
Не, не Лансберга точно. Фамилия русского автора, трагически погибщего в 1998г.
А Санька то лохонулась в тай брейке. Вот только что завершился.

Эх, зря надеялись и ждали,
А так желали!... Всё не впрок.
Ей не хватило самой мали,
Но маль-не маль, вот в чём пирог.

Так "накосить", какого ляда?
И как тут можно победить,
Когда ладью с седьмого ряда,
Так по лоховски уводить??

Перворазрядник - не сыграет,
А ту гроссмейстер, мать честна!?
Башка смятеньем изнывает,
Не понимая ни хрена?..

Эх, не хватило Саньке силы.
Вень Дзюнь ликует и поёт!..
А, Санька, - в сторону, будь мила,
Как минимум теперь, на год.


Андрей Дубровин 3   24.01.2020 14:18   Заявить о нарушении
Раз на раз и у гроссмейстеров не приходится. Эйфория иногда бывает затяжной и губительной. По себе знаю.

Андрей Анатольевич Калинин   24.01.2020 18:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.