Психоделика и небесные образы. Полина Синёва. Крит

Психоделика и небесные образы. Полина Синёва. Критика.

октябрьском конкурсе БЛК разгорелась полемика по загадочному  стихотворению Полины Синёвой, написанное в 2003 году, которое чем то особым привлекало внимание, но никто не мог понять в чём дело.
Прежде всего, сама автор Полина Синёва раздражалась и не совсем понимала суть стихотворения,которое было написано подсознательно, без каких-либо теоретических проблем и инструкций, как говорится, как на душу легло.

Автор Полина Синёва высказалась так:

"Лимитроф, уже не первый месяц натыкаясь то в одной, то в другой ветке на твои нескончаемые рассуждения о моем стишке, который тебе так не нравится, я вспоминаю фразу - "я бежала за вами три дня, чтобы сказать, насколько вы мне безразличны"."

Полина Синёва   16.11.2012 01:48

Не дал каких-либо пояснений и теоретик Психоделики Чёрный Георг, который на этот раз,подготовил обзор конкурса БЛК.
В частности,Чёрный Георг высказался по стиху, что, цитирую:

"В этом стихотворении у меня "зачётными" являются 1-я и 4-я строфы; они действительно хороши. Вторая получилась "полузачётной". Остальные – увы, мимо. Ну, что я могу сказать? Слабо- и нерифмованные стихи нужно писать особенно аккуратно, даже если они белые. Пушкин, видимо, тоже пришёл со временем именно к этому заключению; оттого и перебросился на прозу."

Таким образом, полемика по стихотворению зашла в тупик, и я решила сделать краткую рецензию к стиху, за что,однако, от БЛК не поступило ни слова благодарности.

Привожу рецензию и само интригующее стихотворение:

ПОЛИНА СИНЁВА "Гроссмейстер вновь переставляет звёзды..."
http://www.stihi.ru/2003/04/14-980  , номинатор: БЛК
 
* * *
1.
Гроссмейстер вновь переставляет звёзды
и продвигает армию на запад.
Рассветный кафель, голые слова.
Вот небо, оказавшись в головах,
перевалило за ночной экватор.
Как божий потолок, как вскрытый люк,
горит и слепнет клеточка кроссворда.

2.
Пейзаж ноябрьский. Дерево. Снежок.
В аллее на скамье два почтальона
играют на ворованные письма,
на города, на улицы и даты.
Картина умещается в конверт,
в небесный свод без штемпеля и марки.

3.
Небесный клоун, плотник, шахматист,
редактор, конвоир, дежурный тренер,
хирург, механик, мусорщик и цензор
внимательно склонятся над столом
и прочитают пятую строку.

4.
Жизнь начинает быть из ничего.
Пролитый чай вдруг обрастает чашкой,
а дальше – кухней, домом на горе
и городом, и адресом с открытки.

5.
И кто ж ты есть? Письмовник, календарь,
поэма ты, задачник, счёт-фактура,
словарь или таблица умноженья?

6.
Пусть справочная братская могила
по алфавиту выстроит немых.

7.
Запомните отгаданное слово.

Рецензия:
---------------

Стихотворение, действительно, очень странное и удивительное.
С необычным ракурсом закадрового голоса автора.
А разве не в этом ли, состоит искусство, чтобы удивить человека и показать, как интересно бытиё? :)
Я когда первый раз прочитала,то стих царапнул. Потом вернулась и стала вчитываться,- и вот,уже целый мир автора на ладони. Такой необычный, свежий и сильный шлейф, как дорогие духи.
Первая строка, как сигнальный флажок,обращает на себя внимание и запоминается:

Гроссмейстер вновь переставляет звёзды..

Вообще,занимаясь с пророчеством, я сделала вывод,что шахматы,- это игра вечных богов.
Всё звёздное поле разделено на секторы-клетки зодиаки. Каждая звезда имеет своё имя, вес и эклиптику.
По тому, как расположены звёзды, то можно сделать вывод,что идёт звёздная война. Созвездие Лисы тащит в пасти гусёнка.
Созвездие Лебедя сверху преследует Лису. Хищный коршун держит в лапах черепаху,похожую на арфу. Орион с дубиной отражает бешеный удар Тельца.
Боги переставляют фигуры звёзд, делают шах,мат, рокировку. Так, не столь давно была совершена рокировка звёзд в созвездии Большого Пса,где находится звезда Христа - Сириус.

Так и в стихотворении, Гроссмейстер, как Бог,переставляет звёзды.
Рассветный кафель,- это метонимия,где образ рассвета переносится на кафель и,как бы,согревает его.
В одном катрене автору удалось создать фантастическую космическую картинку ночного неба в "головах".
Необычная "голая" аллитерация звуков к-г , словно создают звуковой эффект мерцающих звёзд над эКватором,- люК-Кафель-КлеточКа-Головах и др.
Такой приём красивой звуковой игры,называемой,- аллитерация звука,- прерасно создаёт авторское мерцающее настроение некоей с сдерживаемой тревоги и  беспокойства:

1.
Гроссмейстер вновь переставляет звёзды
и продвигает армию на запад.
Рассветный кафель, голые слова.
Вот небо, оказавшись в головах,
перевалило за ночной экватор.
Как божий потолок, как вскрытый люк,
горит и слепнет клеточка кроссворда.

В то же,время зрительно, как бы, пространство стремительно уменьшается от неба до клеточки. Небо в клеточку.
От того, что здесь применён сложный приём психоделики - диффура трансгрессии, где происходит трансформация внешней идеи звёздного пространства до вскрытого маленького люка и ещё меньше,- до клеточки кроссворда, - вот здесь корень необычности и не привычности в восприятии стихотворения.

Во втором катрене,опять же,идёт диффура,но наоборот, - от маленькой марки и до  "штемпеля" небесного конверта.
А на самом деле, при такой организации структуры стихотворения, в стихотворении происходит раскачивание образов, что вкупе с мерцающей аллитерации,дополнительно усиливает и нагнетает пружину всего стихотворения.
Весьма удачны приём для структуры стихотворения,характерный для Психоделики.

2.
Пейзаж ноябрьский. Дерево. Снежок.
В аллее на скамье два почтальона
играют на ворованные письма,
на города, на улицы и даты.
Картина умещается в конверт,
в небесный свод без штемпеля и марки.


В третьем катрене автор пытается перевести диффуру на одушевлённое,- на людей, которые уменьшаются по должности от "небесного клоуна", который, как будто,самый важный до мусорщика и цензора. У цензора хуже нет какое место. :)

И эта нелепость,- цензор,читает из небесного конверта лишь пятую строку.Интересные разворот сюжета, но в соответствии с приёмами психоделики всего стихотворения. В 4 строфе, как бы второе дыхание и новый сигнальный флажок.Старый уже выдохся.

"Жизнь начинает быть из ничего."

3.
Небесный клоун, плотник, шахматист,
редактор, конвоир, дежурный тренер,
хирург, механик, мусорщик и цензор
внимательно склонятся над столом
и прочитают пятую строку.

А дальше, я не знаю, как можно назвать такой приёмчик,когда вроде бы наоборот, не чашка с чаем, а чай обрастает чашкой,то есть,содержимое обрастает реальностью: кухней,домом,городом..и, наконец то,- "адресом с открытки".
Желанный адрес для Лиргероини.

Здесь явная трансгрессия,но это не такая трансгрессия, а сюр-трансгрессия, - это по-мойму, авторское открытие в психоделике.(!)
Чего, я ещё не знала и не видела пока что, ни у кого:

4.
Жизнь начинает быть из ничего.
Пролитый чай вдруг обрастает чашкой,
а дальше – кухней, домом на горе
и городом, и адресом с открытки.

 Но жизнь идёт вперёд и талантливый автор, следуя зову времени,без каких-либо теорий и теоретиков, делает новые варианты психоделики.
А мы с вами должны быть начеку,смотреть и отслеживать поступательное шествие психоделики в русском современном языке. :

В 5 строфе прорвалась, заранее готовившаяся на аллитерации и на раскачивании структуры стихотворения экспрессия к неизвестному ЛГ с вопросом лиргероини: Кто ты?? Как будто слышится "убийца умноженья", - неужели ОН - жмот? Или предатель??
Кульминационный момент в стихотворении, который позволит на финале, произвести трансформация идеи стихотворения и вывести его на новый уровень восприятия.
Здесь уже могут пойти читательские догадки. Но концовка стиха расставит все точки над i
И даст новый,другой уровень понимания душевных, предутренних метаний лиргероини, её ожидания , где кроссворд лишь для того,чтобы убить время.

5.
И кто ж ты есть? Письмовник, календарь,
поэма ты, задачник, счёт-фактура,
словарь или таблица умноженья?

Заключительные строки 6  и 7 кратких односложных катренов, ставят беспощадную точку на справочной, до которой не дозвонится и не отыскать номер по алфавиту.
Потому что,- он, - немой.
Не отвечает и в этом суть игры "Гроссмейстера".

6.
Пусть справочная братская могила
по алфавиту выстроит немых.

7.
Запомните отгаданное слово.

Седьмая строфа отсылает нас к первой строке:

Гроссмейстер вновь переставляет звёзды...

от чего смысл и идея стиха на глазах меняется и трансформируется, приобретая послевкусие и новый посыл к смыслу и идее стихотворения ,где обретается новый ироничный взгляд на Немого Гроссмейстера,который ведёт свою особую игру, "переставляя звёзды".
И конечно же, автор, не согласен на перестановку своей звезды и лучше сделает "братскую могилу" из справочника,но сохранит своё достоинство.

Итак,- это стихотворение, которое оказалось сложным для понимания многих признанных маститых поэтов и поэтов со стажем, которые работают на сайте в редколлегиях конкурсов многие лета и годы, оказалось, как крепкий орешек,- не по зубам.
Для этого стихотворения нужен новый уровень мышления, который может возродиться лишь тогда, если заново в русских школах начнётся обучение Всеясветной грамоте, которая с детвства закладывает  у детей многомерность мышления.

Вот,тогда, мне думается, что не будет проблем с пониманием поэтического языка многомерной мысли.
Вот тогда,несомненно, произойдёт качественный скачок в мышлении россиян и соответственно, произойдёт невероятный сдвиг в науке  технике.

О будущем нового мышления, когда "небесные образы вернутся вместе с Всеясетной Грамотой, есть пророчество Нострадамуса:

«Там великий Бог вечный завершит перемену, там небесные образы вернутся, и это движение высшее сделает для нас землю незыблемой и твердой, и не склонится во веки веков, если только воля божья будет исполнена, но совсем не иначе...»

---------------------------------------
Если, объединить мнения участников полемики на конкурсе БЛК,то получится весьма характерная картинка и как бы, срез одноуровневого мышления поэта начала 21 века, коих, к сожалению,на Стихире,большинство:

Это тяжелый случай.
Персонификация законов мироздания, природы.
Безосновательное высказывание.
Нет сюжета, нет фабулы, нет никаких модусов...
Перед нами словесное ассорти, конструктор Лего..
А голые слова - это речь такого уровня..
А рассветный кафель - не, не вижу, рассвет отдельно, кафель отдельно.
голые слова - абстракция, и, следовательно - не художественные образы.

Таким образом, можно сказать, что продвижение и становление Психоделики, во многом зависит от качества гибкости мышления и восприятия читателя.

Это всё равно, что умение сложить кубик-рубика.
При определённой упорной тренировке - кубик складывается.
Не зависимо от того, все ли могут складывать кубик-рубика или нет, - кубик-рубик. существует и существует автор идеи и игроки,которые играют в эту интеллектуальную игру.
Точно так же, независимо, все ли понимают Психоделику или нет, но Психоделика существует.
Есть поэты и есть читатели интеллектуального чтения.
В 16 веке Носрадамус уже писал свои Послания и пророчества,используя методы и приёмы Психоделики.


Про абстракцию, Лимитроф, я не поняла чего-то. То есть, венчание белой розы с черной жабой - это вполне себе конкретное явление? А вот, к примеру, Гроссмейстер, переставляющий звезды, рассветный кафель, голые слова - абстракция, и, следовательно - не художественные образы.

Черная Лиса   15.11.2012 22:19

Гроссмейстера тоже, но только руку, т.к. гроссмейстер - персона многозначная, то это Ульрих фон Юнинген, гроссмейстер тевтонского ордена, то Анатолий Карпов.
А рассветный кафель - не, не вижу, рассвет отдельно, кафель отдельно.

Никола   15.11.2012 23:46


Гроссмейстер - это, Лимитроф, образ персонифицированного закона природы, управляющего жизнью, в том числе, движением звезд.
Рассветный кафель - образ утра. Скажем так, определенной части утра, отличающейся некоторым специфическим состоянием освещения. Сумеречное и неприятное.
А голые слова - это речь такого уровня, что её можно даже не произносить, чтобы быть услышанным) Ну, или понятым.

Черная Лиса   16.11.2012 11:38


И то, что каждый трактует по-своему, лишний раз доказывает: перед нами словесное ассорти, конструктор Лего. И чем этот текст лучше текстов поэта Бориса Сивко (принятого в члены какого-то СП; эксперимент журналистов), писавшего стихи с помощью стихирской программы???

Без лишнего ущерба можно поменять местами нумерацию отрывков, можно поменять строчки, можно даже переставить люки и звёзды - смыслы не появляются, ничего не меняется.
Это просто бредни (бредни - пустые фантазии). ГОЛЫЕ! Голые слова!

Нет сюжета, нет фабулы, нет никаких модусов - ни вивенди, ни даже назидательности какой-то.
ПМСМ.

Незнайка На Нибиру   16.11.2012 14:08

Продолжаем разговор :)
1. Лиса, чьим образом служит словосочетание "Гроссмейстер вновь переставляет звёзды", то бишь кого автор предлагает читательскому воображению?

2. Образом какого наблюдаемого явления служит "рассветный кафель"?

3. Отличается ли по смыслу синёвские "голые слова" от идентичного по звучанию и написанию фразеологизма, означающего безосновательное высказывание?

Лимитроф   16.11.2012 08:21 



"Небо разбилось на мелкие части,
И россыпи бледных лун
С осколков на нас таращатся,
Словно тысячеглазый шалун", Б. Сивко.

О! Это поэзия, нью-[Есенин + Лорка].

И чем-то напоминает "Гроссмейстера", тож про небесные тела. Персонификация законов мироздания, природы. )))))))))))))

Незнайка На Нибиру   16.11.2012 14:23

можно понять такое непонимание. ключи работают если есть, что открывать. у кого из читателей нет опыта, схожего с авторским, на того и не действует. действует что-то другое. если на кого-то вообще ничего не действует, это тяжелый случай

Артемона Иллахо   16.11.2012 14:20


Рецензии
слова осколками видны
но слепишь то увидишь смысл
природа жизнь и игра чувств
новодят что жить надо нам
всех благ и всегда с правдой и всегда к Богу душой быть
с уважением и христианским теплом

Слава-Блудный Сын   17.11.2012 18:29     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отклик и добрые слова.

Натэлла Климанова   17.11.2012 19:42   Заявить о нарушении