Поймала солнца лучик золотой две версии
Пытаюсь по нему наверх пробраться
По струнам арфы неземной
Ступаю
и ничего не ощу-ща-ю
Как страшно,
Нет дороги, нет земли
Нет дружеской руки
Вокруг-
Безмерное пространство света
голографическое небо
иллюзий ирреальный мир
иных цивилизаций жизни пир..
На пальчиках ,на ощупь
По золотой струне иду
Дыханье затаю
Дойду
Дойду
Я доползу
Сожгу себя,
Испепелю, но
К солнцу путь свой проложу!
2.
Поймала солнца лучик золотой
Пытаюсь по нему наверх пробраться
По струнам арфы неземной
Ступаю и ... ничего не ощу-ща-ю
Как страшно,нет дороги, нет земли
Нет дружеской руки
А есть пространство- оно
Безмерно,безвременно...как хочется попасть т-у -д а-
Вот я и солнца луч -
На пальчиках на ощупь иду
Как страшно,упаду,
Нет ,нет
Дыханье затаю и снова я т-у-да иду.ууу
Дойду,
Дойду ,
Я доползу
Сожгу себя,
Испепелю, но
К солнцу путь свой проложу!
Свидетельство о публикации №112111710716
Лорина Тодорова: Сколько пространства в этом маленьком стихотворени...Сколько Света....Сколько Любви...Перед нами персональное душевное состояние радости лирического "Я". Поэтический текст начинает свою интеграций с:
"поймала солнца лучик золотой
пытаюсь по нему наверх пробраться
по струнам арфы неземной
ступаю" -т.е. с метафоры , а еще точнее с развернутой метонимии с идеей "обладания"="иметь" , эта идея передана самым первым глаголом:" поймала" = я имею "лучик"...слово "лучик" - уменьшительная форма ,вводящая идею ласки и любви.С самого начала образуется очень интересная идея,выраженная на базе восходящей градации:"Я поймала Солнца лучик золотой - местоимение "Я" не вводится директно, а опосредственно, через глагольную фофму :"поймалА" - так инсинуируется иллюзия идеи существования лирического персонажа, однако все внимание сосредоточено на "солнца ЛУЧИК" - метонимия, где "ЛУЧИК" исполняет две функции: 1. Объект внимания , что позволяет временно отодвинуть Одушевленный Субъект=лирический персонаж на второй план и 2. началом интеграции текста начинает служить "солнца лучик золотой". Тут как бы просходит трансфер идеи существования от "быть" к "казаться". Это же очень удачно переданная философская идея диалектики ПОЗНАНИЯ от простого к сложному. Но и это не все! "солнца ЛУЧИК"- маленькая частица БОЛЬШОГО - Да ! это и Платон ! и Гийом ! одновременно. Согласно теории Хр. Тодорова о ТРОПАХ (Ch.Todorov.PRINCIPES DE LA RHETORIQUE OPERATIVE in La théorie opérative et la littérature française.p.277 - 279.FABER. 2003)"редукция симметрична актуализации, но она не аннулирует ее результат.Или,- редукция есть результат и д е н т и ф и к а ц и и Объекта (= "солнца лучик золотой") с лирическим "Я", но не смешивается с НИМ, вот почему обратное невозможно, т.е. не может Субъект быть возпринят как Объект. Так что говорить о метонимичном трансфере, это как раз говорить в этом смысле" , т.е. "Лучик" становится в определенный момент Субъектом, но ОН не может заменить лирическое "Я". Подобный трансфер необходим для продолжения интеграции текста и расширения пространства,или, как определяет К. Кедров-Челищев, начинается процесс выворачивания наружу, что в оперативной лингвистики определяется термином : процесс дематериализации и потенциализации, этот процесс появляется в идеогенетической позиции "быть"3 - локативная метафора, что и потверждается самим текстом:"пытаюсь по нему наверх пробратьсяпо струнам арфы неземнойступаю" - исключительно красивая метафора: " по струнам арфы неземной", где сочетание слов "СТРУНЬІ АРФЬІ" вводит идею звукового расширения пространства, т.к. лирическое "Я" дотрагивается до них:"пытаюсь по нему(= "солнца лучик") НАВЕРХ пробраться по СТРУНАМ.....СТУПАЮ".Считаю необходимым подчеркнуть оперативную схему структурализации связанности в двух направлениях,очень удачно схванотой Поэтессой:интеграция текста -от "быть" реального (= лирическое "Я" -> через метонимичный трансфер "Я"Лучик Субъект реальный Объект в роли временного Субъекта -> начало восходящего процесса опознания ПРОСТРАНСТВА, т.е. до этого момента поэтический текст предлагает Читателю лишь ЧУВСТВЕННОЕ СОЗЕРЦАНИЕ,таким образом оперативный процессс ореентиран от повторенного третьего этапа идеогенезиса (идея о действии =делать)к "быть" виртуальному...Тут полностью отсутствует этап актуализации, что позволяет нам сказать, что этот текст передает м е д и т а т и в н ы й момент лирического "Я".
"и ... ничего не ощу-ща-ю
как страшно,
нет дороги, нет земли
нет дружеской руки
а есть пространство- оно
безмерно,безвременно...как хочется попасть т-у -д а"- какая невероятная картина пространства переданного на базе трансмодальной связанности - чувственные идеи!:"Страшно,-> нет дороги,-> нет земли -> нет дружеской руки,-> а есть пространство" -восходящая градация , где все земные понятия не имеют смысла и они сводятся к тотальному отрицанию типа:"не быть": идея существования в отрицательной форме повторенна ЧЕТЬІРИ раза, что доводит до появления идеи абсурда:"страшно"= не быть ->" нет дороги" = не быть -> "нет земли"= не быть -"нет дружеской руки" = не быть! четыри отрицательных тезы находят свое объяснение в антитезе / "а есть пространство безмерно, безвременно...-троеточие подменяет отсутствующую информацию , т.е. отсутствие интеллективных идей доводит до идеи тотального абсурда - лирический Субъект "хочет т-у-д-а" КУДА? Ответ на этот вопрос заключен в первой строфе этого отрывка:"и ... ничего не ощу-ща-ю" - теза , в которой заложено априорно отсутствие интеллективной идеи типа- "НЕ ЗНАЮ" и именно этим и объясняется присутствие троеточия - пауза или, как детерминирует подобный момент R.-M. Albérès, (Métamorphoses du ROMAN, édition ALBIN MICHEL 1966) " le vide"- п у с т о т а! Лирический Субъект оказывается в пустоте (знаний! информации!) и пространства! Этой же "пустотой" объясняется и следующее за троеточием двойное отрицание:" ничего не ощу-ща-ю" .Слово "ощущаю", разделеннное по слогам, призвано передать и пустоту = отсутствие всякой информации! и пустноту= страх! и пустоту,где КРИК оказывается единственным "способом" ободрения самой себя / самого себя! Так что и слово "т-у-д-а" есть результативная реакция лирическсого Субъекта на объясненные тут "обстоятельства"...Т-У-Д-А = ПУСТОТА..."le v-i -d-e"...
"а есть пространство- оно
безмерно,безвременно."- слова"безмерно, безвременно" - опять подсказывают идею "пустоты" - отсутствие интеллективной идеи и чувства ориентации , все редуцируется вновь к отрицанию идеи существования "быть", подмененной другой ее сущностью - "казаться".
"вот я и солнца луч -
на пальчиках на ощупь иду
как страшно,упаду,
нет нет
дыханье затаю и снова я т-у-да иду.ууу
дойду,дойду ,я доползу
сожгу себя,испепелю но
к солнцу путь свой проложу!
ЛЕГ
С точки зрения и структуры реализации текста, и смысловой его стороны именно тут проявляется очень резко смена ТОНА стихотворения.Почему? Потому что до этого момента поэтический текст представлял процесс медитации, где экслицитное присутствия лирического "Я" подменено эксплицитным движением "солнца луч(а)".В этой, с моей точки зрения, второй части, процесс метафоризации закончен и он начинает идти по обратному пути, т.е. по пути материализации, осуществляющегося на базе нисходящей градации: "пространство, оно безмерно, безвременно " постепенно сводится к идеи о физическом действии , сопровожденного желанием лирического "Я":"иду ,...упаду, дойду,
доползу, сожгу себя, испепелю, но к солнцу путь свой проложу!
ЛЕГ - вот эта неожиданная РАЗВЯЗКА....-которую можно было бы определить как конец процесса медитации и "возвращением" к реальности - "ЛЕГ" -"солнца лучик -луч" "ЛЕГ", далее процесс метафоризации оказывается невозможным, к этой "невозможности" подводит использование глаголов, выражающих одноразовые действия, перечисленные тут выше.. которые вводят идею статичности. (Хр. Тодоров)Если обратиться к схеме Хр. Тодорова, то процесс интеграции мысли осуществляется от идеи сушествования "быть" к идее о действии "делать" и от переповторенной идеи О ДЕЙСТВИИ "делать" к быть" виртуальному:
процесс актуализациибыть---------------------------------------------->делать1
процесс дематериализациибыть
Эта традиционная схема актуализации мысли в речи, предложенная Хр. Тодоровым в анализируемом нами стихотворении "СЕГОДНЯ", оказывается перевернутой, т.к. текст начинает свою интеграцию на базе процесса дематериализации(= метафоризации), а во второй части осуществляется на основе процесса актуализации, что в сущности и представляет УНИКАЛЬНОСТЬ стихотворения.
Елена Голицына 18.11.2012 01:15 Заявить о нарушении