В чем высшее предназначение женщины?

В чем высшее предназначение женщины?

Суммируя взгляды различных философских и религиозных доктрин многих народов, можно обнаружить в них общее представление о роли женщины в жизни общества. Выделим самые значительные из них, не вызывающие возражений, а потому считающиеся главными, а следовательно, необходимыми для реализации ею своего женского долга.
Итак, главные роли женщины в обществе представляют собой иерархию ее предназначений, расположенных по степени уменьшения их значимости. Самая главная миссия на земле для женщины - быть матерью. Затем следует роль воспитательницы своих детей. Затем идет образ добродетельной жены своего мужа. И, наконец, завершает этот ряд женщина - «сиделка» у постели болею­щих детей, мужа или отца. Исполнение своей миссии по всем четырем пунктам делает жизнь женщины в высшей степени содержательной как для нее самой, так и для ее семьи и общества в целом. Однако но мере количественного уменьшения выполненных ею ролей общечеловеческая значимость жизни женщины резко обесценивается. Соответственно, невыполнение ни одной из вышеперечисленных обязанностей делает ее жизнь в обществе, а в конечном счете, и для самой себя, бессмысленной. Давайте рассмотрим подобную систему взглядов несколько подробнее.
Самое высокое предназначение женщины заключе­но в материнстве, важность которого переоценить невозможно. И действительно, если женщина перестает выполнять свою главную роль - поддержание рождением детей существования человеческого рода, то цивилизация, какой бы благоустроенной она ни была, исчезнет с лица земли. А это значит, что в этой роли женщина уподобляется Богу, с той лишь разницей, что если Абсолют творит условия для всеобщего существования и первых людей, то она успешно заменяет Бога на земле, даря бесценную жизнь новым поколениям людей. Мать становится символом жизни, но именно поэтому человечество всегда возмущало самое страшное преступление, которое может совершить женщина на земле, когда мать убивает своих беззащитных детей. Именно эта трагедия на все времена была изображена Еврипидом в сто пьесе «Медея», где гибель детей от рук матери-убийцы, мстящей предавшему ее мужу, становится пределом нравственного падения женщины, пренебрегшей своим священным долгом.
Следующей миссией женщины становится ее обязанность быть воспитательницей для своих детей. Поскольку общество разнородно и весьма агрессивно даже по отношению к своим членам, то во время первого этапа становления в социуме ребенок должен быть окружен вниманием, заботой и любовью матери, внушающей ему самые элементарные прописные истины, формирующие его мировоззрение «с молоком матери». Именно па этом этапе, когда мать безоговорочно доминирует в воспитательном процессе, зависит, какие нравственно-моральные основы будут заложены у будущего гражданина. Недовоспитанный и недолюбленный ребенок сегодня - это завтрашний негодяй или преступник, который закрывает пробелы своего воспи­тания безнравственным и аморальным поведением. Поэтому сегодняшнее качество человечества - это вчерашнее качество воспитания матерями своих детой. Иначе говоря, каждая мать, воспитывая своего ребенка, определяет уровень нравственного развития общества завтра. Следовательно, всякий негодяй и подлец это позор той женщине, которая родила, но не воспитала. Герой, гений, порядочный человек - это прижизненная и посмертная слава матери, подарившей миру человека, качество которого становится главным критерием уровня цивилизованности общества.
Третья по значимости роль женщины - быть верной и добродетельной женой мужу. Хранительница семейного очага, она символизирует не только моральное благополучие общества, но что важнее, - саму Родину. Ведь женщина-мать и женщина-жена - это сознательный или бессознательный образ отчизны, во имя благо­получия которой живет своими помыслами и поступка­ми настоящий мужчина. Родина начинается с женщины-матери,   вскормившей   и   воспитавшей   свое дитя, по вместе с тем Родина заканчивается женщиной-женой, кормящей и воспитывающей уже его детей. Поэтому та­ким вероломным нам кажется убийство Клитемнестрой своего мужа Агамемнона, вернувшегося после войны, в трагедии Эсхила «Орестея». Что может быть страшнее, чем предательство близкого человека? Поражает не столько сама смерть царя, сколько то, кем это убийство было задумано и хладнокровно осуществлено. Зато другая греческая трагедия предлагает нам уже назидательный пример поведения образцовой жены, описанный Еврипидом в его «Алкесте». Алкеста - любимая и любящая жена царя Адмета - заменяет собой мужа на смертном одре по условиям, которые были продиктованы богами. И несмотря па то, что Алкеста любит жизнь, своих детей, мужа, она добровольно выбирает смерть, так как жизнь без супруга для нее невыносима. Подвиг Алкесты становится образцом для подражания многим любящим женщинам во все времена.
И наконец, последней важной миссией женщины становится роль утешительницы и даже сиделки в тяжелые периоды жизни для близких и даже далеких для нее людей, что очень часто именуется милосердием. Именно женщина наделяется внутренней силой совершать поступки, которые большинство людей сочли бы безрассудными. Но за этими иррациональными порывами сокрыта великая душевная мощь, которая способна себя проявить только в женском сердце. Так, Софокл в трагедии «Эдип в Колоне» показывает, как дочь не оставляет своего слепого отца - Эдипа на произвол судьбы, а бродяжничает вместе с ним по дорогам в поисках последнего пристанища в роли его поводыря. Антигона могла бы остаться при дворе своего царства, однако сострадание горю отца сделало ее обыкновенной нищен­кой. Милосердие Антигоны не ограничивается опекой над беспомощным слепым стариком, но находит свое продолжение и в другой трагедии Софокла «Антигона», где героиня вопреки приказу царя Креоп та совершает погребение своего брата Полиника, оставленного для съедения зверям на поле брани. Антигона ценой собственной жизни пренебрегает законом, установленным человеком, во имя исполнения долга, предписанного людям богами. Казнь Антигоны становится свидетельством силы ее духа, власть над которым не имеют даже цари.
Таким образом, женщина, осуществляющая сноп долги перед собственной природой, ассоциируется с самой жизнью, качеством человеческого рода, Родиной и милосердием. Если же женщина не исполняет своею предназначения, то она повинна в забвении обществом перечисленных ценностей.
 
 
 
 

Наше высшее предназначение
Так названа статья, опубликованная в газете "Джерузалем пост" журналисткой Taль Мандельбаум.
Настало время, когда слово "еврейский" стало означать героизм; героизм, который знает себя, знает как преодолеть свое эго и любить других, и помогает им достичь того же.
И именно в наше беспокойное и тяжелое время, с ростом мирового экономического кризиса и надвигающейся военной угрозы со стороны Ирана, это особенно важно.  Недавно я принимала участие в одной встрече, которая оказалась очень насыщенной и интересной, она поставила передо мной вопрос о нашем ближайшем будущем.
Будет ли оно ужасным, хаотичным – политически, финансово, социально и экологически, или нет. Может быть, пройдя через это будущее, мы найдем его вдохновляющим и преобразующим.
Я сидела рядом с моим университетским профессором, известным ученым, очень добрым, мудрым человеком, психологом д-ром Калманом Капланом, специалистом в области библейской психологии, автором "Модели успеха совместной жизни" (Teaching Individuals to Live Together Model). И здесь же находился человек, чью глубину я не в состоянии постичь – д-р Михаэль Лайтман, учёный и... Каббалист.
Это была не обычная дискуссия о том, где мы находимся и куда движемся; во время этой дискуссии у меня возникло щемящее чувство, что что-то важное должно произойти, и что это сможет произойти только в результате сотрудничества многих людей.
Тема была: "Мы – евреи". Что происходит с нами, с нашей идентичностью, с нашим мироощущением? Осознаем ли мы себя? Используем ли мы ресурсы нашей великой древней мудрости и видим ли мы, какое отношение она имеет к вопросам сегодняшнего дня? К сожалению, все участники встречи пришли к выводу, что ситуация сложилась менее чем благоприятная.
"Многие евреи в Америке утратили связь с библейскими ценностями и самобытностью", – отметил д-р Каплан. "Богатая психологическая мудрость, которая могла бы научить нас всех мирной совместной жизни, используется редко", – сказал он. А что же нам важнее всего в глобальном взаимосвязанном мире, чем мирная совместная жизнь?
"Назначение нашего народа всегда было – донести нашу роль и этот свет до всех людей мира", – сказал д-р Лайтман. Именно в эти дни растущей взаимозависимости и постепенно раскрывающегося кризиса отношений мы можем, наконец, совершить эту работу. Мы говорили о тенденциях экстремального индивидуализма, которые послужили основой многостороннего кризиса.
"В этой сложной системе связей и взаимозависимостей, отсутствие общих ценностей, а также безрассудная самоозабоченность, приводят к опасному дисбалансу", – объяснил д-р Лайтман, а д-р Каплан добавил, что еврейская традиция считает важным правильное сочетание между заботой о себе и заботой о других.
У меня возник ряд вопросов. Все мы знаем, что "Возлюби ближнего своего, как самого себя" является высшим законом, но как этого добиться? Как мы можем объединиться так, чтобы мы и система, частью которой мы являемся, находились постоянно в балансе? Как мы можем построить мосты через все наши разногласия, как согласовать различные точки зрения, традиции и привычки? Я вспомнила о тех усилиях, которые позволили нам вопреки всему создать государство Израиль, и поняла, что нам важнее всего – сильная и высокая общая цель.
Рав Кук писал, что "единство, которое происходит от потребности личного блага каждого человека, – это случайное единство, которое основано на любви к себе, и оно не будет существовать, ибо оно не имеет истинного центра. И даже если это, так называемое единство, растет, то оно, в конечном итоге, перерастает в пламя ненависти и гражданской войны, поскольку каждый тянет в сторону своего наполнения. Но единство, которое исходит из осознания значения высшей цели, которое проходит только через благо других, оно основано на истинной любви ко всем, и оно будет длиться долго, и чем дольше оно будет существовать, тем больше и сильнее будет становиться".
Известно, что трудные времена сближают нас быстрее, мы сотрудничаем, помогаем друг другу и чувствуем единение, которое несомненно мощнее. Благодаря общей цели выживания, мы возвышаемся над нашими мелкими спорами и разногласиями.
Представьте себе, как было бы замечательно, если бы все проблемы нашего времени (Иран, кризис экономики, загрязнение окружающей среды) служили бы только переключателями, напоминающими нам о нашей великой, истинно общей цели: жить единым любящим народом, подавая пример всем.
Я узнала от доктора Лайтмана, что Каббала является скрытым тайным учением Торы, говорящим именно об этом. Она учит самопознанию и умению любить других людей, раскрытию в себе силы, объединяющей со всеми. Это чувство связи уже находится глубоко в нашем сознании и нуждается в пробуждении. Как написано в Торе, тысячи лет назад оно давало силу нашему народу, защищало от врагов, и только его утрата привела к разрушению Храма и великому изгнанию.
Я согласна с ним, что мы получим большую пользу, даже если будем просто помнить об том, что имеем, что спрятано глубоко в нашем сознании и на наших книжных полках.
Создание образовательных программ, которые будут учить и напоминать нам о важности наших традиций и применении их к нашей повседневной жизни, помогут всем нам объединиться и вернуть нашу еврейскую идентичность, независимо от того светские мы или соблюдающие традиции евреи.
Это не была бы та идентичность, которая существует сейчас, а была бы именно та, от которой мы так далеко отошли в погоне за более "современным" и "свободным" её выражением. Эта будет гораздо более глубокая и расширенная идентификация, утверждающая наши цели и ответственность.
Два ученых серьезно говорили о том, что  мы, к сожалению, забыли. Нам нужен шофар, – говорили они, – рог, готовый пробудить наших спящих братьев к сотрудничеству во имя нашего высшего предназначения. Д-р Лайтман упомянул об Институте АРИ, который занимается созданием программ, обучающих законам целостности, интегральности, т. е. тому, как мы должны жить в этом новом глобальном мире в гармонии с природой (взаимосвязанной системой), частью которой мы являемся; эти программы обучают нас методам более глубокого самосознания и любви к другим. Я была рада услышать, что эти программы уже доступны. Больше всего наш мир нуждается в любви, добрых связях и вдохновении.
Мне трудно было поверить, что эти недостающие компоненты всегда существовали здесь, рядом со мной, в моей еврейской традиции. Может быть, я была единственная, кто был этим удивлен, но я убеждена, что эти методы, эта мудрость, должны быть реализованы сейчас таким образом, чтобы мы вышли из этого кризиса не как жертвы, а как герои. Настало время когда "еврейский" означает героизм, который знает, как преодолеть свое эго и любить других, и помогает другим, достичь того же.
Какая чудная была встреча! Чувство чего-то значимого не покидало меня, ведь предстоит так много сделать. Но в то же время я была рада уверенности, что мы СМОЖЕМ это сделать. И действительно, необходимо только осознание того, что существующее положение вещей может быть изменено.
Я знаю, что понимание и сотрудничество многих выдающихся людей, читающих эту статью, будет способствовать решению этой задачи. Нам надо противостоять постоянно растущим тенденциям антисемитизма, показать пример единственно верного решения глобального кризиса. Это даст нам надежду на выход из него. Это мы сможем сделать даже только тем, что вспомним кто мы есть, и принесем свет нашему народу и всему миру.
Предыдущие сообщения на эту тему:
Спасение Израиля – в его предназначении
"Избранность" – это ответственность перед миром. Есть желающие?
Народ Исраэля: возродить взаимосвязь
Тема : Израиль и народы мира, Пресса и мы
 


Рецензии