Что они мелют, эти Емели... Статья
Рецензия на стихотворение Сергея Пичугина
"Крым", опубликованного в Рижском альманахе/Книга2/
2011года.
"Метеоритный август. Небо на звёздной тяге
пьёт теплоходные зарева. В море играют блики.
Ясный медовый месяц светит усталым бродягам,
на домотканых салфетках - агаты и сердолики.
Запахи газовых кухонь. Весталки плетут небылицы.
Взгляды в лавровых листьях. Веселье в посёлке поэтов.
Тихо сестра-Киммерия крадётся линялой тигрицей,
с шелестом Землю вращает в горячих ладонях лето.
Днём за любимой вьётся вьюном загорелый посланец.
Он не знает, что с нею - как на скале, у воздушной ямы,
что моя милая, мой солнечный протуберанец
по ночам изменяет с небом, зацелованным соловьями.
Он, наивный, не ведает, что они мелют эти емели,
что рядом с нами грохочут обломки слоновьих башен,
что в объятиях сна шевелясь, просыпаемся утром с похмелья
членисторуким косматым Шивой, великим и страшным.
Он потерял бы дар речи, но приобрёл бы веру:
морем пророк идёт, алой одеждой рея,
в древнем рапане ветром шумят шумеры,
и на волнах качаясь, поёт голова Орфея.
Чтобы свой век беспечально прожить, вы мне поверьте,
вовсе не обязательно делаться пошлым и грубым.
так и быть, научу, как спасаться от жизни и смерти,
как отводить от их поцелуев ключицы и губы.
немилосердна к тебе эта жизнь, только нету искусства -
мышью летучей парить в отражениях собственной злости.
Перепончатокрылый слух тяготеет к шестому чувству,
и оно таится на пальцах, на кончике белой трости.
Твои письма сегодня доходят ко мне голосами эфира.
Через три года, как и предсказано нашей верхушкой,
если даст Бог, то печалью пройдёт мимо нас Нибиру,
как караваны верблюдов проходят в игольное ушко.
Александрийский слух гудящих каменных арок.
Небо трёхзвонной Тавриды яснеет, и в качестве платы
штормом на берег нам вынесет невероятный подарок -
пару талантов с профилем - то ли Цезаря, то ли Сократа.
О ТОМ, ЧТО МЕЛЮТ ЭТИ ЕМЕЛИ...
"Здесь не только пальцем в небо!
Здесь, пожалуй, пальцем в рот..."
Светлана Водолей.
...Открываю Рижский альманах!
Слово РИЖСКИЙ - подчёркнуто. Видимо, для "особо одарённых"... Авторы пытались представить литературную публику города Риги, в данном случае говорю о поэтической его части. К сожалению, и малой части настоящих поэтов, проживающих в Риге в альманахе не присутствует!
Однако, мне повезло. Попав на страницу 112,- мне уже нечего было дальше листать...
По прочтении, увы, не Данте, - тут же родилась пародия. которую я и представлю на Ваш суд последовательно, то есть прямо сейчас.
Мне бы зрение, чтоб видеть метеоры!
Раз я этот август разглядел...
Вдруг открылись облаков просторы,-
я остался сразу не у дел!
Но моё стремление столь "свято",
что я ручку взял - и вот, пишу!
Не жалея ни отца, ни брата
"звёздной тягой" в вечность я спешу.
Да, весьма-весьма метеоритен
август сей. И, верно, плодовит.
МедовЫе зарева испиты,-
виден теплоход и я, пиит!
Каково ведь сказано! "Играют
в море блики". Прямо - реалист!
Да и месяц по-бродяжьи тает...
Ясным и великим светит лист
полинялый, переполненный словами.
И бродягам место здесь нашлось
подусталым.
В сердоликах древних ставни
как салфетки в слёзках домотканых,-
Cловоблудия пир-империал!
Я не знаю, как там "небо пьёт теплоходные зарева", да ещё "на звёздной тяге", но мне хватило первых четырёх строк, чтобы удивиться и даже ужаснуться сиим "дарам природы", снизошедшим "прославленному пииту". Воистину: "И во лбу звезда горит тягой необычной, когда ветреный пиит с Музой вздорит лично!"
Трудно представить себе такие россыпи агатов и сердоликов на столь невразумительном поле, взрыхлённом не без помощи "звёздной тяги метеоритного августа"!..
Например, "усталые бродяги". Не кажется ли уважаемому автору, что эпитет "усталые" совершенно лишний в отношении к бродягам. Видел ли когда-нибудь любезный читатель не усталых бродяг?!. Можно принять некий косвенный смысл этого неожиданно появившегося словосочетания /никак не сказать ОБРАЗА!/ в отношении к руке автора, которая после столь необычной в своей эклектичности первой строфы и исключительного перенапряжения автора по части "высасывания из пальца" так подустал, что автор при помощи "пера в руке" подсознательно и недвусмысленно признаётся в УСТАЛОСТИ УЖЕ вначале второго катрена. Во всяком случае, бродяги, взявшиеся здесь из НИОТКУДА, не имеют никакой смысловой связи с предыдущим и необходимости присутствовать "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС"!
Впрочем, не тут то было!.. Автор всё ещё полон сил и готов-таки написать не менее девяти строф, к нашему с вами удовольствию...
Наверно, удабривая "высокий смысл" поэзии первой строфы, автор решил заземлить и тем самым уравновесить слишком вознёсшуюся поэзию "запахами газовых кухонь" из второй строфы. События дальше разворачиваются "не на шутку", потому что в соседстве с газовыми кухнями и их запахами, неожиданно появляются "весталки". /Так и хочется сказать - от слова палки./ И "плетут небылицы"... Видно, что автору после усталых и голодных путников, весталки с их небылицами просто НЕОБХОДИМЫ для дальнейшей жизнедеятельности! А ведь впереди ещё восемь(!) строф. И поскольку автор уже неимоверно выложился в первой строфе,/ещё бы, после "теплоходных-то зарев"!/ но не остановился,- можно продолжать анализ дальше. Я бы предложила - "пароходных зарев"... Там больше дыма а, значит, и тумана... Что весьма бы помогло! Да и вместо весталок я бы пригласила волхвов. Гулять, так гулять... по земле киммерийской!
Пройдёмся далее по "посёлку поэтов". Это где ж такой?! Уж не в Коктебеле ли?.. Колыбели "серебряного века", куда сподобился доехать автор мысленно или наяву, в любом случае на горе всем читателям? О, НЕ ЗРЯ!.. Ведь там у них даже "взгляды в лавровых листьях"!.. Тут же хочется добавить - в виноградных кИстях! Дело-то было в Крыму...
Что же у них на головах?- напрашивается интереснейший вопрос! Ведь и лавра на Земле не хватит, чтобы обеспечить взгляды, а так же все остальные части тела поэтов ЭТОГО посёлка.
Веселье в "посёлке поэтов",- ну, это уже само собой!.. Можно представить искушённому во всех отношениях Читателю, что там творилось! Вот и Киммерия уже стала сестрой... Однако, как умеют наши поэты внедряться!.. "Вы должны носить только то, что мы внедряем!" /из к/ф. "Простой парень"/ "Тихо сестра-Киммерия крадётся линялой тигрицей". Каково сказано, господа! Это когда же Киммерия успела так вылинять?! Представьте клоки облезлой шерсти, падающие на следы нашего поэта, в тихой задумчивости гуляющего по киммерийским скалам...
Вот так комплиментец отпустил!.. За это могут и сослать... Шутка! К счастью, не слышит этого великий Максимилиан Волошин!.. Вот бы "порадовался"! Ему бы такое и в голову не пришло.
А пока тигрица, вся облезлая, "тихо крадётся", лето тоже времени не теряет! Оно в своих горячих ладонях /оригинальный эпитет для лета в Крыму!/ - "вращает землю", да ещё и с "шелестом"! Ни больше, ни меньше! А помогают ей шелестеть клочки облезлой шерсти тигрицы, особенно, когда она падает на спину и трётся о камни.
Да, господа! Устал карандаш. Да и жаль бумаги... Но наберём побольше воздуха, и пойдём дальше! Уверяю, Вы не пожалеете.
В третьей строфе рассказывается о том, как "вьётся вьюном" /автор не долго думал об оригинальности этого образа/ ПОСЛАНЕЦ, очевидно, это сам автор,- за любимой. Посланец богов, посланный за любимой прямо днём, чтобы времени не терять. Это и понятно, ведь скоро расставаться... Но это - опасно! С нею - "как на скале". А там - воздушная яма. Жаль, что не Чёрный Квадрат Малевича или хотя бы просто Чёрная Дыра... Любимую автор назвал весьма оригинально - "солнечный протуберанец", который спит по ночам С НЕБОМ, ЗАЦЕЛОВАННЫМ СОЛОВЬЯМИ. Да ещё изменяя ПОСЛАНЦУ! Представляете себе такое небо, всё в дырочках от клювиков? Представили? Отлично! Это почти как небо в алмазах у Чехова!
Да, положение становится серьёзным! В четвёртой строфе - поэт наивный! это после таких-то инсинуаций! "Не ведают, что они мелют, эти емели",- это, пожалуй одно из самых удачных выражений в стихе. Потом все просыпаются "в объятиях сна шевелясь". Надо отдать должное чистосердечному признанию автора... Но просыпаются "членисторуким косматым Шивой". "Великим и страшным" - добавляет обескураженный автор. "Ведь "просыпаемся утром с похмелья"! Это уже фильм ужасов.
Пойдём далее. "Он потерял бы дар речи, но приобрёл бы веру." Чем-то надо жертвовать... Особенно, если вера до сих пор не приобретена, как кошелёк, например... Можно ли её вообще ПРИОБРЕСТИ?! Похоже на кощунство!
Впрочем, Муза лишает некоторых поэтов дара речи. Уверена, что В ЭТОМ случае ПОСЛАНЕЦ мог бы приобрести не только веру, но и СПАСЕНИЕ.
У автора пошли видения... "Пророк идёт морем, алой одеждой рея". Как не вспомнить Александра Грина... с его "Алыми парусами".
"В древнем рапане ветром шумят шумеры" - эта строчка хорошая. Автор, как оказалось, не лишён музыкального слуха /шумят шумеры/, чего к сожалению, до сих пор не было заметно. Звукопись всегда приятно удивляет в среде поэтов!
Далее - и "голова Орфея, поющая на волнах качаясь"... Повеяло Черномором. Затем идут назидательные строки, несмотря на наивность, в которой автор уже давно признался:"Чтобы свой век беспечально прожить, вы мне поверьте, вовсе НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬСЯ ПОШЛЫМ И ГРУБЫМ". И обещает научить(!) как "СПАСАТЬСЯ ОТ ЖИЗНИ И СМЕРТИ". Как отводить "от их поцелуев ключицы и губы". А вместе с тем - сетует на то, что "не умеет парить летающей мышью в искусстве"... Странная "трёхзвонная Таврида"... Автор пытается стать ПРОРОКОМ, правда, опираясь на предсказания "нашей верхушки"... Нашёл на что опереться! А в конце - про то, что штормом ещё и вынесет подарок. И всё-таки - "немилосердна к тебе эта жизнь, только нету искусства -(?!)мышью летучей парить в отражениях собственной злости". Ну, тут уже БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. Однако непонятно, что здесь таланты? "Вынесет шторм подарок - пару талантов с профилем - то ли Цезаря, то ли Сократа". "Таланты" могли быть и названием денег, что больше бы подходило к слову ПОДАРОК. Но здесь имеются ввиду таланты из небезызвестного "посёлка поэтов" с профилями Цезаря(!) или Сократа(!). Чего уж там мелочиться!..
Охотно верю, что в "посёлке поэтов" таких профилей и без шторма в качестве "подарков" более чем достаточно, к сведению уставших Читателей.
В заключении хочется поблагодарить автора стихотворения "Крым" за предоставленную возможность написания этой статьи. Потому что удержаться было просто невозможно!.. Спасибо!
Автор явно НЕБОЖИТЕЛЬ, хоть и "наивный посланец", как он скромно себя назвал. Упомянутые в последней строке Цезарь и Сократ придают ОСОБЕННУЮ ЗНАЧИМОСТЬ и усиливают впечатление от произведения автора, ставя его в ряд самых значимых творений!
Богу Богово, а Кесарю Кесарево!
Кончились чернила,- исписалась ручка... Да и карандаш подустал.
Ничто не вечно под Луной...
Всегда к Вашим услугам, Светлана Водолей.
16января 2012года
Свидетельство о публикации №112111503014
В один из дней я пришёл в Дом знаменитого коктебельца
поэта Максимилиана Волошина. Попасть туда было непросто,
отбоя от желающих не было. Двери передо мной открылись.
Благодаря написанным здесь, в Коктебеле, моим посвящениям
Волошину. Двери открыла мне Мария Степановна Волошина.
Потом я ещё не раз приходил в гости к Волошиным. Я уверен
был - к Волошиным, ибо чувствовал, что дух поэта буквально
наполняет светлый и неповторимый дом-дерзание. Я брал в
руки огромные машинописные фолианты стихов Волошина,
читал, читал и читал и делал выписки. И однажды Мария
Степановна сказала: "А почему вам, Феликс, не попробовать
писать стихи, находясь в этом доме? Садитесь за стол и
пишите".Это было фантастично! Я сел за стол Волошина и
писал!
Я был у Волошиных дома,
Волошин сидел за столом,
Так близко, до боли знакомый,
Мой сказочно радостный гном.
Он знанием потчевал щедро
И мудростью щедро поил –
Мне жизни открылися недра,
Душевных прибавилось сил.
5 октября 1967
Муза рассказывала мне о своём Поэте! А когда я выходил
из этого великого Дома, я смотрел направо, где совсем
рядом профилем Волошина высился над морем "вулкан
потухший Кара-Даг"… *
* Вид на Кара-Даг с моря необыкновенно красив. А вид
на Коктебель с моря на фоне окружающих его холмов просто
великолепен.
Изваяния Кара-Дага и фантастичны, и реальны.
Кок-Кая (Синяя скала) и мыс Мальчин (Пастуший) высту-
пают далеко в море. Обвалы и оползни 1911-1912 гг. обру-
шили скалу, и Кок-Кая обрела очертания, схожие с профилем
Волошина. Землетрясение 1927 г. ещё более усилило сход-
ство этой природной скульптуры с ликом поэта. Волошин
напомнил об этом в стихотворении "Коктебель".
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
В том же 1967 году, в ту же крымскую осень мне
улыбнулось счастье встретить Музу ещё одного замечательного
поэта – Нину Николаевну Грин. По форме письма Александр
Степанович Грин был прозаиком, но это была (и есть!)
удивительно поэтическая проза. Мы пришли в Старый Крым
турпоходом через обильно покрытые лесом горы. Побывали всюду.
И самое главное – в доме Александра Грина. А перед тем
пришли на могилу писателя и поклонились ему до земли.
Здесь, у могилы, я написал экспромт:
Александру Грину
На нашей, на бренной земле
К могилам мы странно привычны,
Но только почудилось мне –
Лежишь ты в земле необычной.
Лежишь ты в могиле и грезишь,
Что время придержит свой бег
И гордая, стройная Фрези
Придёт на могилу к Тебе…
10 октября 1967
Старый Крым
Нина Николаевна, выслушав стихотворение, спросила: -
Как же мне вас, молодой человек, отблагодарить? И я попросил:
- Поцелуйте меня!
И Муза Александра Грина меня поцеловала.
С самой первой встречи с Верой Михайловной Блок меня не
покидала мысль о том, что где-то лицо её я уже видел. И было
это давно, и не в Риге. Прошло немало времени, пока я вспомнил,
где и как это было…
…Веру Михайловну я видел тогда, в ту крымскую осень
1967 года, в Коктебеле и в Старом Крыме. Там, в доме Волошина
и в доме Грина я видел её лицо – лицо Музы Поэта!
Три Музы
Пока прочна земная ось,
Явь наших встреч неистребима –
В гостях бывать мне довелось
У Муз Волошина и Грина.
И за стихи об их мужьях
Они меня поцеловали –
Качался ветер на волнах
И влёк меня в морские дали.
Прошёл я множество дорог,
Издал стихов два фолианта.
И встретил Музу – Веру Блок –
Вениамина Фабриканта.
24 января 2000
Феликс Кац 16.11.2012 23:55 Заявить о нарушении
С теплом, Светлана.
Светлана Водолей 17.11.2012 00:06 Заявить о нарушении