700 слов об уничтожении философских факультетов

Хорошую реформу образования необходимо дополнить радикальным, но полезным шагом: закрыть все философские факультеты. Новые провинциальные и старые с давними традициями преподавания. Побыстрее. Философские давно уже выглядят, как степенные аристократические дамы, которые уже не в моде и творят что-то новое, но никто не решается их прогнать из-за высокого происхождения, хотя за спиной шепчутся об их отсталости.  Не стоит жалеть годами обустраиваемых этажей, выработанного стиля, потому что от своих истоков философия учила  не привязываться к бытовым мелочам. Кто-то скажет, что это нужно делать постепенно, но известно, что промежуточные и зыбкие состояния имеют в России свойство становиться самыми долговечными. Другие скажут, что стоит подумать о преподавателях, которые многие десятилетия вложили в это большое и, как им казалось, великое дело.
Всё это верно, до появления второго тезиса: кафедры философии необходимо оставить. Возможно, даже увеличить их количество. Куда девать всё это? -  спросите вы.  Всё просто, каждая ветвь философии должна занять своё место, то, которое она с годами утратила, превратившись в вазончик оторванных с разных кустов цветочков.
Кафедра онтологии и теории познания занимается проблемами бытия в его полноте и сквозь призму человеческого сознания. Без современной физической картины мира и биологических представлений о структуре и функционировании мозга эти работы превращаются в устаревшие спекуляции. Потому эта кафедра должна быть присоединена в Институт естественных наук. Это будет полезно не только для философов, но и для естественников, кому будут читать философию в тесной связи с их основным образованием.
Кафедра логики, как вполне очевидно можно предположить, окажется в Институте математики и механики. Логики получат больше часов специальных предметов и смогут получить хорошую математическую базу знания.
Кафедру истории философии следует присоединить к историческому факультету, как место ,где изучаются не только последовательности событий и связей, но и истории идей. Преподавание углублённо истории философии поможет историкам глубже понимать влияние идей на массовые движения, а исторический факультет будет настойчиво способствовать пониманию контекста жизни философа или философской теории.
Кафедру социальной философии следует присоединить к факультету социологии и политологии, дабы, наконец, убавить спеси ретивым социальным философам, утверждающим, что у них есть собственный предмет изучения. Социальная философия чрезвычайно близка хорошей теоретической социологии, это неплохо, их объединение позволит не жаться к 2-3 методам, которыми каждая из них обладает, а пользоваться уже вполне объёмным набором общих теорий. Кроме того, обучение прикладным социологическим исследованиям, может быть хорошим уроком социальному философу, чтобы не отрываться в постмодернистские штудии от социальной реальности.
Кафедру философской антропологи нужно включить в состав психологического факультета, который способен обогатить её близостью к реальной практике консультирования и к современным психофизиологическим разработкам. Сама философская антропология может освежить запутавшийся в естественно-научных методах факультет живым гуманитарным знаниям, которое в данном контексте будет полезным и актуальным.
Кафедру эстетики, истории и теории культуры включить в состав факультета искусствоведения и культурологии. Это столь же очевидный ход, как и с кафедрой логики. Не стоит множить сущности без надобности, знаете ли.
В прошлом названии не зря не прозвучала название «этика». Эту дисциплину я бы отнесла к Высшей школе экономики и менеджмента,  к кафедре, занимающейся работе с персоналом. Хотя, с этим сложнее, поскольку необходимость читать этику, например, на факультете журналистики останется. Поэтому это одна из немногих кафедр, которая находясь в одном институте, будет читать пары другим институтам. Избежать эту сложность не представляется возможным.
Ещё одна проблемная кафедра – это кафедра религиоведения. Казалось бы, в структуре университета мы не находим достаточно подходящего ей места, однако там, где исчезает кафедра религиоведения, грозит появиться пропащая кафедра теологии, чего допустить нельзя. Однако оставлять самостоятельной единицей религиоведение тоже невозможно, в силу ее небольшой, но в тоже время достаточной численности. Эту кафедру я бы присоединила к факультету искусствоведения  и культурологии, но не в силу представлений о том, что исследование религии исчерпывается культурологическими методами, а в силу того, что ближе факультета не найти.
Последнее преобразование, к которому я бы прибегла, это создание кафедры методологии науки и философии. По всё видимости, эта кафедра также должна входить в институт естественных наук и заниматься как изучением экспериментальных методов, так и феноменологии и логики. Возможно, эта кафедра не будет выпускать студентов-бакалавров, но она будет прежде всего читающей кафедрой и выпускать магистров, пришедших после специальностей естественно-научного цикла, с кафедры логики или с кафедры онтологии и теории познания.
Кому-то эти изменения могут показаться варварскими, но я считаю, что только столь радикальные перемены смогут оживить философию, которая последние году больше напоминает избитый образ кота Шрёдингера. Потому что я верю, что у философий есть будущее. У каждой своё.


Рецензии
зомби-чиновникам не нужны думающие головы ...
Но ведь и думающим головам не нужны чиновники.

Олеко Брумштайнер   10.08.2013 18:55     Заявить о нарушении