Из философского наследия

Из философского наследия

Е.И. Рерих о Законах Космоса


(выдержки из писем)

7 января 1930 г.
Помните, ничто не уничтожается, все висит в пространстве. Все пространство наполнено энергиями, стремящимися к сочетанию, и закон сродства непреложен. Весь Космос основан на этом законе.

15 января 1930 г.
Закон един во всем Космосе.

11 февраля 1930 г.
Законы космические точны и непреложны. <…> человек как часть Космоса подлежит всем его законам.

3 марта 1930 г.
Все космическое творчество основано на бесконечной трансмутации энергий…

24 августа 1930 г.
Кооперация является основою всего мироздания, и человек, будучи частью и отражением Космоса, не может выделить себя из этого закона без разрушения.

13 октября 1930 г.
Страны мертвых законов разрушаются, ибо идут против космического закона эволюции. <…> Знание и Красота – эти вечные основы и венцы Космической Эволюции!

13 октября 1930 г.
Человечество должно осознать великий Космический закон – закон величия и равновесия двух Начал, как основу Бытия. Все принципы, лишенные этих двух Начал, вызывают неуравновешенность и разрушение.

21 ноября 1930 г.
Ведь неумолим Великий Космический Закон вечного обмена, требующего неустанного, непрерывного продвижения вперед с Космическим Магнитом! Идти против этого закона – значит готовить себе гибель.

3 декабря 1930 г.
…только наше осознание существования магнита, объединяющего наш дух с высшими энергиями, несущими нам расширение сознания, может приблизить нас к Великому закону Космического Магнита — закону, вовлекающему нас в течение Космической эволюции…
<…> Закон соответствия есть основной закон Космоса, потому каждая приобретенная нами энергия привлечет тождественную из пространства…
<…> Закон соответствия есть закон космический, и на нем зиждется все бытие, все творчество Космоса и человека.

7 января 1931 г.
Иерархия – именно этот непреложный космический закон так отвергнут. Именно в осознании этого закона так нуждается сейчас человечество. Закон Иерархии есть закон, ведущий и истинно дающий жизнь, потому мы должны насытить все сознание наше пониманием его, если хотим вырасти и продвинуть успешно наши дела. Применив этот закон в жизни, не будет места маленьким сомнениям и завистям, ибо мы поймем, что чем выше наш Учитель, тем больше мы сами, ибо закон соответствия точен. Много жизненных примеров, подтверждающих этот закон, можно привести.
<…> Ведь человек есть часть Космоса, и потому каждая его мысль, каждое слово и действие способствуют нарушению или установлению равновесия в Космосе.

9 ноября 1931 г.
Все космические законы отражаются и повторяются в человеческой жизни.

28 июня 1932 г.
И мы знаем космический закон, что лишь в величайшем, крайнем напряжении энергии могут трансмутироваться и формы утончаться.
<…> Можно также указать, что по всем законам, как духовным, так и физическим, никакое действие, никакое дело не может жить и развиваться, не имея фокуса. Каждая страна должна иметь свой фокус в виде главы государства, каждая политическая партия имеет своего лидера, каждая фирма, предприятие, учреждение имеет своего главу. Каждая энергия должна быть сфокусирована, чтобы проявиться. В Космосе вся эволюция, все развитие зиждется на этих зернах, фокусах, узлах, звеньях, Иерархах, – называйте их как хотите!

27 января 1933 г.
…без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась и растянулась бы на бесконечные века.

19 июня 1933 г.
Борьба против хаоса есть основа жизни Космоса.

17 апреля 1934 г.
…космические законы – одно, а человеческие искажения их – другое <…> Не указывается ли причина всех бедствий, обрушившихся на планету и человечество, именно в нарушении равновесия между Началами, равновесия между мужским и женским полом? Космос держится на этих Началах, именно в космическом построении оба Начала одинаково велики и необходимы, ибо одно не может существовать без другого. А что видим мы в построениях и формах жизни, установленных людьми? Женское начало в некоторых странах принижено до рабства, и даже в сравнительно цивилизованных странах все преимущества еще за мужским началом.

23 июня 1934 г.
<…> Не является ли пренебрежение космическими законами и извращение всех высших принципов Бытия главным фактором космических катаклизм[ов]? Ведь законы космические незыблемы, и все не идущее в ритм с эволюционной трансмутацией взрывается и как отбросы ввергается в великую космическую переработку. Пусть задумаются люди над происходящим на поверхности планеты.

8 августа 1934 г.
Именно сознательная реальная жизнь на Земле обеспечивает нам реальность и других Миров. Именно, в Космосе существует полное соответствие, потому чем шире и глубже земное сознание, чем утонченнее чувствования, тем шире, тоньше и ярче реальность на всех Мирах.

12 сентября 1934 г.
Весь Космос построен законом ответственности, или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге. Все древние Учения, без исключения, учили этому закону великой ответственности, этому залогу Божественности в нас.

26 сентября 1934 г.
По Закону Космическому все очищения приходят всегда и во всех проявлениях только СВЕРХУ.

29 ноября 1934 г.
Все строится на основах Космического Закона Кармы, или Космической Справедливости. Конечно, Справедливость эта не справедливость умов, занятых учитыванием одной жизни. <…> Космическая Справедливость не знает ни прощения, ни осуждения. Все воздается в тончайшем соответствии с накопленными человеком энергиями. Истинно, сам человек прощает и осуждает себя.

20 декабря 1934 г.
Ведь понятие Иерархии есть понятие и закон Космический. Вся Вселенная насыщена и существует и держится лишь этим Началом. Ведь каждая форма во Вселенной носит в основании своем ядро, и каждый центр устремления живет на принципе Иерархии.

16 января 1935 г.
Если бы не самоотвержение Высших Духов, мы до сих пор находились бы в состоянии троглодитов. Наше земное человечество обязано своей ускоренной эволюцией Старшим Братьям и Сестрам, или Великим Учителям…

25 марта 1935 г.
Примем закон вечной Жертвы, этот вечный круговорот обмена энергий в Горниле Космоса, трансмутирующий все в вечном устремлении к усовершенствованию.

20 апреля 1935 г.
Ведь в Космосе заключается как инволюция, так и эволюция. И если в Космосе нечто проявленное может снова разложиться в Хаос, то и в человеке, этом микрокосме, вместо эволюции может произойти инволюция, или разложение, когда лучшие чувства в нем, допустив комбинацию с низшими проявлениями самости, начнут претворяться в саморазрушительные энергии.
<…> Именно в Космосе царит великий закон ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.
И только сам человек, унижая и предавая свой божественный дар свободной воли, постоянно нарушает этот закон и тем ввергает себя и свою планету в несказуемые бедствия. Велико влияние человека на все окружающее его, на все космические условия, и обратно. Именно, следовало бы со всею внимательностью, бережностью и спешностью начать изучать это великое взаимодействие Сил Космических и человеческих.

30 апреля 1935 г.
В Космосе нет пассивного начала. Запомните также, что Космос существует лишь взаимопрониканием и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из неисчислимых миллиардов фокусов или центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нем.
<…> в Мире Проявленном можно говорить лишь о той или иной степени проявления духо-материи. Дух есть энергия, и мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Именно, на всех планах во всех действиях и мышлениях мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам все той же материи. Дух, Субъективный Элемент или энергия, находится в потенциальном состоянии в недрах Космической Природы. Конечно, при дифференциации, при проявлении, в силу чего возникли бесконечные стадии или степени проявления духо-материи, установились понятия относительности и противоположений. Но именно эта относительность и противоположения являются основами нашего познавания.

6 июля 1935 г.
… взрывы и сдвиги сознания нужны, иначе наступает смерть и разложение – таков космический закон.

3 сентября 1935 г.
Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную шкалу напряжения и утончения.
<…> Отец и Матерь – мужской и женский принципы в Корне Природы, или противоположные полярности во всех вещах на каждом плане Космоса.

11 октября 1935 г.
В Космосе непрестанно происходят нарождения и разрушения миров. И часто разрушающиеся миры далеко не закончили своей эволюции. Причин такому разрушению много. Одной из самых прискорбных является омертвение духа в человечестве, населяющем планету.
<…> Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непреложно и в бесконечность. Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно единство нужно понять в Космическом размахе.

17 октября 1935 г.
Раз вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и следствий, то как же мы, частички этой Вселенной, можем быть изъяты из этого космического закона?
<…> Ведь принцип однообразия прежде всего противоестествен, ибо противен всем Космическим Законам. Само Бытие основано на беспредельной дифференциации. Вся природа живет разнообразием и в борьбе, и в этом обретается вся мощь и красота. Потому можно сказать: однообразие – смерть, и разнообразие – жизнь.

17 апреля 1936 г.
Соизмеримость и Целесообразность – Законы Космические, и, когда они нарушаются, все ввергается в Хаос.

25 мая 1936 г.
Застывшая мысль, застывшие формулы противны Космосу, жизнь которого есть вечное движение, вечная смена форм.

8 июня 1936 г.
Весь Космос зиждется на законе взаимодействий или взаимоотношений, и там, где нет ответа, там нет и следствия.

23 июля 1936 г.
Указанный Вами астроном (Виноградов) ошибается, предполагая, что каждая планета становится солнцем. <…> как раз наоборот. Именно планета, прежде чем она стала обителью человечества – венца Мироздания, была солнцем, а еще раньше – кометою, сгустком Космической материи и т.д.

14 августа 1936 г.
Правильно, что в Космосе нет малых и больших дел, но, увы, людской обиход настолько отошел от космического представления, что заполнен делами именно мало малейшими и мерзейшими. Но Целесообразность и Соизмеримость Космические сметают наши очередные песочные кучи, будем надеяться, для лучших творений.

10 декабря 1936 г.
…в Космосе существует лишь бесконечное совершенствование при Ведущем Начале Иерархии, или Лестницы Иакова! Если было бы иначе, то давно хаос поглотил бы Вселенную. Именно все положительное есть начало ведущее.

14 мая 1937 г.
Чтобы участвовать в космическом созидании, необходимо познать именно законы этих космических сил и действовать в полном согласии с ними, в противном случае разрушение неизбежно. Потому оставим долю творчества Космосу. Задумайтесь над необъятностью мощи космических сил, нас окружающих! Именно, действуя лишь в полном согласии с космическими законами, человек становится творцом. Он – творец своей судьбы, и в своем коллективе – судьбы планеты. Все силы и энергии Космоса открываются человеку, но лишь при наличии в нем мощного накопления высших энергий, при условии его беспредельного восхождения.

23 августа 1937 г.
Лишь большее знание, лишь прекрасная мысль могут первенствовать, и в этом первенстве заключается Закон Космоса.

23 ноября 1937 г.
Каждая планета проходит неоднократно через разные циклы. Также и огненные разрушения и строительства уже посещали как нашу, так и другие планеты, но степень интенсивности разнится в соответствии с духовным состоянием их обитателей.

29 января 1938 г.
Элемент Духо-Материи, конечно, содержит в себе всю Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной стороне находится дух, а на другой – первичная материя. Истинно, они едины, и лишь различные степени дифференциации этого элемента при своих сочетаниях могут [дать] и дают все разнообразие проявленного и видимого Космоса.

3 сентября 1938 г.
Все слагается лишь на сотрудничестве. Сам Космос держится лишь сотрудничеством всех своих частей.

3 февраля 1939 г.
Ведь закон смены ритма незыблем во всем Космосе, потому и в человеке, его отражении, эти смены неизбежны. Приливы и отливы сердечного напряжения являются непременным условием правильного нарастания сил.
<…> Космические законы одинаковы для всех тварей. Лишь своими усилиями, лишь своими трудами может каждая тварь подыматься по лестнице эволюции. Но в Космосе проявлен также и закон великого взаимоотношения, или соответствия, потому Космический Магнит, действующий в велении Бытия, влечет в полном соотношении все сущее к утончению, но лишь те, кто сумели осознать его созидательную мощь, идут во главе той или иной эволюции. Великие Учителя человечества (не только земного, но и дальних миров), приявшие полностью мощь Космического Магнита, в совокупности своей представляют Венец его в виде Великого Космического Разума, который поддерживает гармонию или равновесие во всем проявленном Космосе.
<…> Высшее Сознание стоит во главе эволюции.

2 мая 1939 г.
Не забывайте, что кроме нашей земной человеческой эволюции существуют и другие.

10 июня 1939 г.
Улучшитель человеческого существа – закон эволюции – утончает грубые формы жизни согласно совершенному образцу и должен довести эти формы до той точки развития, когда этот образец будет отражен в каждой органической клеточке этих форм – во всех условиях, состояниях, физических, ментальных и духовных …

Август 1939 г.
…следовало бы руководствоваться лишь одним принципом, именно принципом Красоты, который один покоряет и переживает все, ибо он является основою эволюции. Признаки же инволюции особенно тяжко наблюдать.

12 декабря 1939 г.
Эволюция есть непреложный закон Природы, и все не могущее идти в ритм разлагается.

12 января 1940 г.
Все Мироздание с его бесчисленными и бесконечными проявлениями держится законом сцепления, или законом причин и следствий. Нет такого процесса (или действия) в Природе, который не затрагивал бы оба полюса, как внутренний, так и внешний. Эволюция, будучи основным законом Мироздания, в процессе роста и расширения причин и следствий охватывает все сущее, видимое и невидимое. Но так как закон проявления происходит из невидимого в видимое, или изнутри наружу, то, конечно, внутренняя эволюция порождает внешнюю, а не наоборот. Конечно, в процессе развития все проявления взаимоутруждаются, или взаимовоздействуют, но при этом всегда сохраняется первенствующее значение внутреннего импульса. Итак, внешние формы эволюционируют под влиянием внутреннего импульса.

8 февраля 1940 г.
Ибо движение положено в основу Мироздания. Оно есть первейший закон Вселенной. Действие, Притяжение и Отталкивание — троица, которой держится весь Космос. Но именно действия люди и боятся больше всего.

12 июня 1944 г.
Обороты спирали эволюции проходят близко друг от друга, иногда почти касаясь предыдущего оборота, но при взрыве революции спираль вздымается высоко, и, даже оседая, новый оборот пройдет все же настолько выше, что старый круг не сможет уявить своего притяжения, именно неожиданные факторы явят опору, и факторы эти будут многообразны и могут даже оказаться давно забытыми прекрасными Заветами, но облеченными в новые обличия.
<…> Весь Космос держится, живет и творит именно любовью, и чем выше и чище эта Любовь, тем совершеннее формы, порождаемые ею.
<…> Любовь есть дар Миров Высших, и главное назначение ее даже не на Земле, но в Мирах Высших, где создаются все великие образы Красоты, которые потом отображаются в пространстве, на нашей Земле и на других планетах.

26 февраля 1945 г.
На всех планах Бытия существуют соответственные искушения и своя борьба. Чем выше План или Сфера, тем они сильнее. Борьба есть Космический Закон, но многообразие его бесконечно.

8 сентября 1945 г.
В Космосе все переплетается, все Бытие зиждется на законах притяжения, взаимообмена и взаимоотношения. Космические законы непреложны, и потому они прежде всего целесообразны, но уловить эту живую целесообразность нелегко, потому люди часто отрицают проявления закона там, где они не усматривают связи и видят лишь отклонения от него.

13 апреля 1946 г.
На смену прогнившего старого приходит новое – таков закон Бытия, и противиться ему невозможно, он непреложен. Но во власти человека предвидеть направление эволюции и идти навстречу необходимости, чтобы не оказаться под пятою Гиганта или сокрушающего стихийного смерча, действующего как бумеранг Космической Справедливости.

17 июня 1946 г.
Конечно, карма есть понятие, имеющее много значений, так же как и особый термин для каждого ее аспекта. Как Космическое Начало карма есть вечное действие, порождающее Мир причин и следствий в их полном соответствии и соизмеримости. Но карму можно назвать и Высшей Гармонией, ибо она не только действие, но приноравливание следствий этого действия, и такое приноравливание уже есть искание совершенствования или гармонии во всех проявлениях. Эволюция возможна именно на уявлении закона кармы. Когда же карма уявляется на плане человеческого проявления, она становится законом «Этической Причинности» или следствием проступка, совершенного с эгоистической целью и нарушившего тем закон гармонии. Божественный дар человеку – его свободная воля – разворачивает этот закон в величественную, прекраснейшую, но и грозную мощь страданий и радостей, подъемов и падений в вечном совершенствовании, в труде, и творчестве, и любви.
<…> Сама по себе карма есть истинно прекрасный закон. Карма есть наше неотъемлемое, неповторимое индивидуальное творчество и достижение. Неповторяемая сказка нашего бытия.

27 сентября 1946 г.
…нравственность есть основа Бытия, или закон Космический, ибо эволюция основана на нравственности или усовершенствовании, и нарушение этого закона приводит к разрушению.

12 ноября 1946 г.
Космос полон великой Целесообразности, но люди не могут этого понять. Все в свое время, все имеет свое определенное место, и все живет и потому постоянно изменяется и преображается. Только человек, получивший великий дар свободной воли, старается нарушить космические законы и вместо следования эволюции всячески старается задержать ее, коснея в своих ветхих обычаях и привычках. Меры вчерашнего дня уже непригодны сегодня. Но космические законы можно нарушать до известного предела, и задержанная спираль эволюции отдаст сильнейшим взрывом.

28 января 1950 г.
Помните о КРАСОТЕ, кот[орая] является ведущим Началом всей Эволюции Миров.

31 августа 1950 г.
Лю­ди так лег­ко­мыс­лен­но от­но­сят­ся к са­мо­му для них на­сущ­но­му во­про­су их кос­ми­че­с­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния. Не за­ду­мы­ва­ют­ся о страш­ной за­ви­си­мо­с­ти от сво­ей пла­не­ты и от ко­с­ми­че­с­ких сил с их бла­го­твор­ны­ми или вре­до­носны­ми вли­я­ни­я­ми на них.








Е.И. Рерих

Биография

Родословная
Вдохновительница
Живая Этика
Из философского наследия
Мировое признание
Библиография
О Фонде

Цели и задачи
Статус
Руководство
Президент
Контакты
Деятельность

Планы
Программы
Международные конференции
События
Оказать помощь

Как помочь
Реквизиты
Дети нового сознания

Новости




Родословная Елены Ивановны Рерих

Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова) родилась в 1879 году в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Шапошниковой (в девичестве Голенищевой-Кутузовой). Отец Елены Ивановны умер в 1898 году. Из троих детей Шапошниковых полную жизнь судьба распорядилась дать только одной Елене Ивановне. Сын Илларион и дочь Анна оба умерли в пятилетнем возрасте.

I. РОД ШАПОШНИКОВЫХ

Прадед Елены Ивановны по отцовской линии приехал в Россию при Петре I из Риги, где был бургомистром. При посещении Петром I Прибалтийского края он преподнес Петру I великолепную шапку Мономаха, шитую драгоценными камнями и отороченную бобром. Петр I остался доволен приемом и предложил бургомистру переехать в Россию. По принятии прадедом русского подданства Петр дал ему и новую фамилию – Шапошников. В это же время он подарил ему и свой походный кубок (серебряную стопу с привинченной к ее дну чернильницей) и жалованную грамоту.
У прадеда был один сын. Он женился на Воронцовой, и у него было много детей.

Сыновья Ивана Шапошникова (деда Е.И. Рерих)


И.И. Шапошников, отец Е.И. Рерих

Старший сын был военным инженером и членом Географического общества, он погиб во время экспедиции в Центральную Азию.
Второй сын был женат, служил в должности директора Государственного банка. Имел сына, который умер в возрасте двенадцати лет.
Третий сын был военным, семьи не имел.
Четвертый сын хотел стать военным или художником, но по желанию матери выбрал профессию архитектора. Это и был отец Елены Ивановны – Иван Иванович Шапошников. Он женился на Екатерине Васильевне Голенищевой-Кутузовой. Отец великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова – Илларион Матвеевич и прадед Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой – Василий Матвеевич были родными братьями. Таким образом, Елена Ивановна, дочь Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой, приходилась великому полководцу двоюродной правнучкой.

Дочери Ивана Шапошникова

Мария Ивановна вышла замуж за генерала Борисова, коменданта города Петергофа. Имела много детей, но выжили только двое – Петр и Павел. Оба были военными. Петр – георгиевский кавалер, женился на Аничкиной и имел от нее дочь. Павел служил в Туркестане, потомков не имел.
Елизавета Ивановна была невестой Кауфмана Туркестанского, но замуж вышла за генерала А.Брадфорда, второго сына лорда Брадфорда. Его мать покинула Англию, сын принял русское подданство, учился в Пажеском корпусе, а затем был воспитателем в этом же корпусе. Елизавета Ивановна имела сына Владимира. Он женился на Варваре Николаевне Черлениевской. У них была дочь Варвара, которая скоро осталась сиротой (родители умерли от туберкулеза) и воспитывалась в семье Шапошниковых вместе с Еленой Ивановной.
Наталья Ивановна была невестой инженера Сент-Илера, который накануне свадьбы умер от воспаления легких.
Ольга Ивановна умерла молодой.
Софья Ивановна была невестой героя турецкой войны Войцеховского, убитого на войне.
Татьяна Ивановна замуж не выходила.

II. РОД БАБУШКИ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ, АЗАРЬЕВОЙ АННЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Прадед Елены Ивановны по материнской линии, Василий Семенович Азарьев, бывший военный, был помещиком Новгородской и Тверской губерний. Женат был на Демидовой. Через несколько счастливых лет Демидова скоропостижно скончалась, оставив Василию Семеновичу огромное состояние. Потеряв любимую жену, Азарьев с горя заболел, получил психическое расстройство и ослеп (прим. ред.). Родные кое-как уговорили его жениться на родственнице Ельчаниновой, ведущей свой род от одного из сыновей Чингисхана. От этого брака у Азарьевых было пять дочерей: Людмила, Елизавета, Анна, София и Лидия.

Дочери Василия Семеновича Азарьева

Старшая дочь Людмила вышла замуж за барона Аполлона Карловича Гейкинга, новгородского помещика, бывшего военного. У них родились два сына. Николай стал горным инженером, а затем директором Уральских горных заводов; второй сын был «неудачником», и отец лишил его наследства. Правда, мать после смерти отца выделила ему небольшое имение на берегу озера Пирос, «Велье», доставшееся Гейкингам от Е.А.Поликострицкой. Основная усадьба Азарьевых «Поречье», расположенная на берегу Березайки в 1,5 км от Рютино, перешла по наследству к Людмиле Васильевне Гейкинг от родителей. Сегодня это Бологовский район Тверской области.
Вторая дочь Елизавета была замужем за Барановым. У них был один сын. Елизавету Васильевну по наговору обвинили в жестоком обращении с крестьянами, разлучили с малолетним сыном и сослали в дальний монастырь. Через три года она вернулась, а виновный в клевете на судном одре признался во лжи и подлоге. Но ее здоровье уже было подорвано, и она вскоре умерла.
Третья дочь Анна – бабушка Елены Ивановны Рерих вышла замуж за подполковника в отставке, псковского помещика Василия Ивановича Голенищева-Кутузова, который был старше ее на 20 лет. У них было четыре сына и четыре дочери. Два сына умерли рано.
Четвертая дочь София вышла замуж за украинского помещика Торопогрицкого, довольно состоятельного человека. Они имели свои земли и в Бологовском районе (Кафтинский городок). У Торопогрицких было четыре дочери и один сын.
(Дочь Софии Зинаида вышла замуж за чешского педагога Зборило. Умерла рано. Вторая дочь Вера была замужем за Михаилом Набоковым и имела дочь Софию, которая вышла замуж за своего троюродного дядю, барона Николая Аполлоновича Гейкинга. Дочь Анна (Нюра) была замужем за драгунским офицером. Четвертым ребенком Софии был сын Петр, который стал сенатским чиновником. Дочь Лидия, младшая в семье, вышла за полковника М.Ловцова)
Пятая дочь Лидия замуж не вышла и жила после смерти ее деда, капитана Семена Азарьева, в его имении, в деревне Васильки, рядом с Рвеницким погостом (Осташковский район), в Валдайском уезде Новгородской губернии (теперь Моревский район Новгородской области).
В близком родстве с Азарьевыми были новгородские помещики Дирины, Карповы, Языковы, Поликострицкие, а с родом Василия Ивановича Голенишева-Кутузова – Мусоргские, Шаховские, Чириковы, Разумовские, Платовы.

III. РОД ГОЛЕНИЩЕВЫХ-КУТУЗОВЫХ

Голенищевы-Кутузовы – очень древний графский и дворянский род, который ведет свое начало, согласно Бархатной книге, от прусского выходца Гаврилы Олексича, поступившего на службу к Александру Невскому дружинником в 1235 году.
В 1241 году предки Голенищевых-Кутузовых участвовали в битве со шведами на Неве под Ижорой под руководством Александра Ярославовича. Далее по прямой родословной линии идут Андрей Гаврилович, Прокофий Андреевич (Прошка) и в четвертом поколении: Александр Прокофьевич, Ананий, Григорий и Федор Александровичи. Федору за его неспокойный характер в народе дали прозвище Кутуз (тюркское слово), значит «вспыльчивый, бешеный». Отсюда и пошла фамилия Кутузовых.
У Анания Александровича были сыновья Александр, Евстафий, Данила, Алферий и Василий. Последний имел прозвище Голенище, значит «высокий и длинноногий». Он был новгородским посадником в 1471 году. Итак, с пятого поколения пошла прибавка к фамилии: Голенищевы-Кутузовы.
У Василия Ананьевича (Голенища) были сыновья Михаил, Тимофей, Афанасий, Иван и Василий. Сын Иван был в 1506 году воеводою Московского княжества. В седьмом колене были члены великокняжеской думы, там по прямой родословной линии идет сын Василия Васильевича – Стефан, в восьмом поколении – снова Василий, затем Федор, Савин, Иван, получивший жалованную грамоту от царя (на поместье) в 1686 году, затем Иоан и в 13-м поколении Матвей. Он женился на Бедринской. У них были сыновья: Иван, Илларион, Василий. Таким образом, Матвей Иванович является общим предком (дедом) Михаила Илларионовича и Ивана Васильевича Голенищевых-Кутузовых.

Линия Ивана Матвеевича

О Иване Матвеевиче Кутузове Е.И.Рерих рассказывала такую легенду. Иван Матвеевич женился на Прасковье Лукиничне Чириковой, которая очень гордилась своим богатым происхождением. У них помимо дочери Александры было два сына – оба военные. Первый имел невесту. Во время войны 1812 года с Наполеоном от него долго не было вестей, поэтому невеста решила, что жених погиб, и ушла в монастырь. Однако он остался жив, а невеста, несмотря на просьбы уйти из монастыря, была верна своему решению, т.е. осталась монахиней. Тогда жених с горя застрелился.

Линия Иллариона Матвеевича


Герб рода Голенищевых-Кутузовых. 1798
М.И. Голенищев-Кутузов. С гравюры начала XIX в.

Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов был талантливым инженером. По его проекту в Санкт-Петербурге построен канал Грибоедова. У Иллариона было два сына – Семен и Михаил (будущий полководец) и дочь Анна.
Анна вышла замуж за Ушакова и имела от него дочь Прасковью. Прасковья вышла замуж за Ивана Сновидова. У них была дочь Екатерина. Екатерина вышла замуж за П.А.Костюрина и родила дочь Любовь, которая вышла замуж за Богословского.
Первый сын Иллариона Матвеевича, Михаил Илларионович Кутузов (1745–1813), был женат на Екатерине Ильиничне Бибиковой (дочери генерала Ильи Александровича Бибикова).
У М.И.Кутузова был один сын, умерший во младенчестве, и пять дочерей: Прасковья, Анна, Елизавета, Екатерина и Дарья.
Прасковья была замужем за тайным советником Матвеем Федоровичем Толстым. В Санкт-Петербурге живет одна из праправнучек Толстых – Людмила Ивановна Толстая.
Анна была замужем за генерал-майором Николаем Захаровичем Хитрово.
Елизавета – за флигель-адъютантом графом фон Тизенгаузеном, потом за генерал-майором Николаем Федоровичем Хитрово.
Екатерина – за генерал-майором князем Кудашевым, вторым браком за генерал-майором Сарочинским.
Дарья – за Федором Петровичем Опочининым, обер-гофмейстером.

Линия Василия Матвеевича

У Василия Матвеевича Голенищева-Кутузова было два сына – Федор и Иван. Сын Ивана Васильевича Василий (род. 1812) (16-е поколение от родоначальника) женился на Азарьевой Анне Васильевне (род. 1832) семья жила в Холмском уезде Псковской губернии в селе Капищево (теперь Торопецкий район Тверской области). Василий Иванович имел звание подполковника. В 1876 году был назначен почетным мировым судьей в Торопецком округе.
В семье Василия Ивановича Голенищева-Кутузова было четыре дочери и четыре сына, два сына умерли в младенчестве.

Дети Василия Ивановича и Анны Васильевны Голенищевых-Кутузовых


В.В. Голенищев-Кутузов,
брат матери Е.И.Рерих

Старший сын Иван окончил Императорский лицей, был предводителем дворянства в Псковской губернии.
Младший сын Василий (род. 1864) был военным. Женился на Анастасии Васильевне Серебряковой, дочери губернского предводителя дворянства в области Войска Донского и камергера Его Величества. Жена Серебрякова из рода Небольсиных – внучка брата атамана Платова.
Василий Васильевич Голенищев-Кутузов имел четырех дочерей. Жена его умерла еще в России, а он с дочерьми выехал в 1919 году за границу. Судьба разбросала всю семью по белому свету.
Старшая дочь Анна (Альма) стала настоятельницей монастыря в Иерусалиме.
Самая младшая Евдокия (Долли), родившаяся в 1897 году в Бологом (крещена в Покровском соборе), жила в Египте, умерла в 1988 году в Александрии и похоронена на латинском кладбище Шетби. Жила она тем, что давала уроки музыки и выступала на концертах. Семьи не имела.
Анастасия (Ольга) вышла замуж за сына генерала Чебыкина, командира гвардии одного из округов в Петрограде. У них были сын и дочь. Позднее переехали в США. Дочь умерла рано.


Сверху вниз:
А.В. Голенищева-Кутузова,
Е.В. Путятина,
сестры матери Е.И. Рерих

Сын Чебыкиных женился на внучке П.А.Путятина – Марианне Марковой (за границей).
Елена (Валентана) переехала в США и жила под именем мисс Бэзил, работала в каком-то просветительном учреждении. Все жили бедно. Никого из них уже нет в живых.
Старшая дочь Голенищевых-Кутузовых, Василия Ивановича и Анны Васильевны, – Евдокия Васильевна (род. 1855) успешно окончила Петербургскую консерваторию. Она обладала необычайно красивым колоратурным сопрано и пела с огромным успехом в опере Мариинского театра в Петербурге и за границей в Париже.
В Евдокию Васильевну влюбился Степан Николаевич Митусов, покровитель искусства, принадлежащий к древнему дворянскому роду. Митусов заплатил театру громадную неустойку, и Евдокия Васильевна ушла со сцены и вышла за него замуж. Однако из-за тяжелого характера С.Н.Митусова они через несколько лет развелись. В 1882 году Евдокия Васильевна вышла замуж за князя Путятина Павла Арсеньевича (1837–1919). От первого брака она имела сына Степана Степановича Митусова (1878–1942). Одна из дочерей С.С.Митусова, Людмила Степановна Митусова, живет в Санкт-Петербурге. У Путятиной от второго брака было две дочери – Софья и Марианна. Они со своими семьями выехали после революции за границу. Софья с мужем Потоцким Дмитрием и дочерьми Софьей и Марией, а Марианна с сыном Леонидом и дочерью Марианной. Ее муж, генерал Марков, был убит на гражданской войне.
Анастасия Васильевна Голенищева-Кутузова вышла замуж за Михаила Константиновича Шаховского и имела от него трех сыновей и двух дочерей. Ее сын Константин, гусар, женился на Лионозовой и имел двоих сыновей – Михаила и Георгия, которые погибли во время революции. Старшая дочь Константина – Екатерина вышла за барона Ван-Ховена. После революции жила в Берлине, обладала изумительным голосом. О других членах семьи ничего не известно.
Сын Шаховских – Яков Михайлович был директором Агрокульт-училища в Псковской губернии. Был женат на дочери местного священника, в 1938 году работал агрономом в «Печорах» Псковской области. У Якова было три сына и две дочери. Старший сын – Константин стал священником, Мстислав умер на военной службе в Ревеле, младший сын учился в университете в Петрограде. Старшая дочь вышла замуж, а младшая жила с родителями.
Людмила Васильевна Голенищева-Кутузова вышла замуж за Николая Рыжова. Он окончил Военно-медицинскую академию, но пошел по гражданской службе, был членом городской управы в Петрограде.
У Рыжовых было четверо детей: старшая дочь Людмила, разведенная с мужем – инженером Херестом, умерла еще до революции в Петрограде.
Сын Борис был директором Императорского фарфорового завода, погиб в годы революции.
Сын Николай женился на дочери генерала Троцкого, развелся и вторым браком был женат на Платовой, имел от нее сына.
Самая младшая дочь Ксения Рыжова вышла замуж за полковника Илью Эммануиловича Муромцева, специалиста по радиотелеграфу. Он состоял членом правительственной комиссии по закупке в Америке военного снаряжения и переехал в Америку с семьей еще до революции.

Е.В. Шапошникова, мать Е.И. Рерих

Ксения Рыжова была талантливой поэтессой и переводчицей иностранных новелл. Хорошо владела иностранными языками. Вела переписку со своей кузиной Е.И.Рерих уже тогда, когда Рерихи жили в Индии. Елена Ивановна очень любила Ксению и считала ее не только родственницей, но и близкой подругой. Ксения и ее муж давно умерли, а две их дочери – Ксения и Галина жили в Америке. Илья Муромцев был близким родственником профессора Муромцева, председателя Первой Государственной думы при Временном правительстве.
Екатерина Васильевна Голенищева-Кутузова – мать Елены Ивановны Рерих вышла замуж за архитектора Ивана Ивановича Шапошникова. Елена Ивановна вышла в 1901 году замуж за художника Николая Константиновича Рериха, который был сначала секретарем, потом директором Школы Императорского Общества поощрения художеств. Имела двух сыновей – Юрия (крещен 8 августа 1902 года в Покровском соборе г.Бологое) и Святослава (род. 1904).

Потомки пяти дочерей М.И. Голенищева-Кутузова

У Прасковьи была дочь Анна, она вышла замуж за Голицына. У них было восемь детей: Екатерина, Илларион, Федор, Павел, Николай, Гавриил, Феофил, Иван.
У Ивана были дети: Матвей, Иван и Дмитрий.
У Ивана Ивановича был сын Иван, а у него дочь Людмила и сын Иван.
У Анны было четыре сына: Алексей, Михаил, Александр и Федор.
У Елизаветы была дочь Дарья, которая вышла замуж за Фикельмона. У Дарьи родилась дочь Екатерина, а у нее была дочь Элизалекс, которая вышла замуж за Клари-унд-Андригена.
У Екатерины была дочь Екатерина. Она вышла замуж за фон Карл Пиляра.
У Дарьи был сын Константин. Он женился на Вере Ивановне Скобелевой.
У Константина был сын Федор, дочери Дарья и Екатерина. Екатерина вышла замуж за Николая Павловича Пучкова. У них были дети Николай, Дарья и Вера. Вера вышла замуж за Романовского, а Дарья за С.Д.Набокова.
У Веры Романовской было два сына: Александр и Павел.
Павел Романовский женился на Завалишиной, и у них было две дочери: Наталья и Анна.

* * *


М.П. Мусоргский

Голенищевы-Кутузовы были в родстве с Мусоргскими и Чириковыми.
Прасковья Лукинична Чирикова вышла замуж за брата отца М.И.Кутузова, его дядю Ивана Матвеевича. Он же приходился дядей и Ивану Васильевичу, прадеду Елены Ивановны Рерих. Их дочь Александра Ивановна вышла замуж за Ивана Голенищева-Кутузова из другой родственной ветви. Их сын Федор женился на сестре матери Мусоргского – Елизавете Ивановне Чириковой.
Приезжая на родину, Мусоргский часто бывал у своих кузин и, приходя к ним, исполнял музыку и напевал, приветствуя их по придуманным им же именам: Додонский – Дуня, Катонский – Катя, Людонский – Людмила, Стасенский – Анастасия.
Здесь, в Канищеве, имении Василия Ивановича Голенищева-Кутузова, было легко и весело, хорошо работалось, и Модест Петрович с удовольствием посещал этот дом.
Василий Иванович и Михаил Илларионович Кутузовы имели родство с Мусоргскими и с других сторон. Прабабка М.П.Мусоргского вышла замуж за Юрия Юрьевича Голенищева-Кутузова в 1758 году, а родная сестра матери композитора, Елизавета Ивановна Чирикова, вышла замуж за Федора Ивановича Голенищева-Кутузова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив С.С. и Л.С.Митусовых в Санкт-Петербурге:
а) ксерокопии работ Е.И.Рерих:
– герб рода Голенищевых-Кутузовых;
– род Шапошниковых;
– род Путятиных;
– род бабушки Азарьевой;
б) Беликов П.Ф. Семейство Рериха. Опыт духовной биографии.
2. Бологовский городской архив. Церковные записи о рождении и смерти за 1896;1897 годы.
3. Беляков В. Шпага Кутузова. – «Правда», 1991, 11 нояб.
4. Великолукский филиал Псковского госархива. Церковные записи о рождении и смерти. Тихвинская церковь, село Канищево, 1850–1863 годы.
5. «Восхождение», «Вестник Ассоциации», «Мир через культуру», 1990, № 1.
6. Караваев А.П., Ласточкин Н.А. Тверское Припиросье в конце XV века и теперь. М., 1994.
7. Ласточкин Н.А. Рютинское Припиросье. Краеведческий материал. Справочник. Самиздат.

Автор: М.А.Иванов.
Опубликовано:
«Утренняя звезда» № 2-3. М.: МЦР. 1997. С. 362-375.


Примечание редакции: В воспоминаниях Елены Ивановны Рерих указывается, что В.С. Азарьев, "помещик Новгородский и Тверской, бывший военный", был женат дважды. Первый раз на Демидовой и очень ее любил: "Прожил с нею несколько счастливых лет, и она неожиданно скончалась. Незадолго до смерти она принесла мужу завещание, по которому она передавала ему все свое огромное состояние. На прадеда это произвело такое тяжкое впечатление, что он тут же бросил завещание в горящий камин. Но предчувствие оправдалось, и она скоро умерла.
Удар этот подействовал ошеломляюще на прадеда, и он даже как бы утратил полное сознание. Перестал выходить из дома, заперся в ее бывших помещениях, окружил себя только ее изображениями и памятными вещами, и целые дни проводил в слезах, не желая никого видеть. Так продолжалось несколько лет, и он буквально выплакал глаза. У него сделалась темная вода, и он совершенно ослеп. Положение его стало невыносимым".

Источник: Е.И. Рерих. Заметки Е.И. Рерих о своей родословной. Из архива С.Н. Рериха. ОР МЦР вр.№7048.
 




Биография

Рерих Елена Ивановна (1879–1955)
философ, писатель, жена Н.К. Рериха


Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и писателя Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы Бытия.
Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля (31 января) 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова. По линии матери Елена Ивановна приходилась двоюродной правнучкой великому русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову и дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.
 
С детских лет Елена проявляла незаурядные способности, к семи годам девочка читала и писала на трех языках. Уже с юности серьезно интересовалась литературой и философией. По окончании Мариинской гимназии она получила музыкальное образование. Ее преподаватели предсказывали ей блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

С.Н. Рерих.
Портрет Е.И. Рерих.

В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается со своим будущим мужем, молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее единомышленником, разделившим все ее устремления. Благодаря взаимной любви и высоким идеалам жизни, этот союз был необычайно прочен. В совместном творчестве, со-творчестве, в сущности, и прошла вся их жизнь. В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем — ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го — Святослав, избравший ту же стезю, что и отец.
После революционных событий Рерихи, жившие с 1916 года в Финляндии из-за состояния здоровья Николая Константиновича, оказались отрезанными от Родины. Их дальнейший путь лежал через Швецию и Лондон, что было связано с предложениями принять участие в выставках, а также в подготовке декораций для оперного театра. Осенью 1920 года они приезжают в США. Размах культурной деятельности, развернутой при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшой группой ее учеников в Америке, поражает — учреждения в Нью-Йорке (Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi») стали как бы отправным пунктом, и влияние их распространилось за пределы страны, стало международным.
Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие под эгидой этих организаций во всем мире, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, — пишет Елена Ивановна, — как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».
2 декабря 1923 года семья Рерихов прибывает в Индию, уже давно привлекавшую их своими богатыми духовными и культурными традициями.
В 1925-1928 годах Елена Ивановна принимает участие в уникальной Центрально-Азиатской экспедиции по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии, организованной ее мужем.

Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих
на маршруте ЦАЭ.

Экспедиция вышла из Индии (Сикким), затем прошла в Кашмир и Ладак, пересекла китайский Синьцзян и достигла в районе Тянь-Шаня советской границы. Оттуда трое ее членов: Е.И. Рерих, Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих отправились в Москву, где состоялись важные встречи. Из Москвы через Алтай и Бурятию экспедиция добралась до Монголии, пересекла ее и вошла в Тибет, имея целью посетить Лхасу. Перед Лхасой была остановлена тибетскими властями и провела около 5 месяцев в летних палатках на морозном заснеженном плато Чантанг. На Чантанге погиб караван, разбежались или умерли проводники. К весне пришло разрешение властей, и экспедиция двинулась дальше через Трансгималаи к Сиккиму.
В 1926 году, во время пребывания в Монголии (Улан-Батор), выходит книга Елены Ивановны Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные философские понятия Учения Будды, такие, как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также его глубочайшая нравственная сторона, что опровергает основной стереотип западного мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом существо.
В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Учения Живой Этики «Община».
По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году семья Рерихов поселяется в древней живописной долине Кулу (Западные Гималаи). С этого времени Елена Ивановна практически целиком посвящает себя работе над главным трудом своей жизни — серией книг философско-этического Учения Живой Этики, или Агни-Йоги, начатых ею еще в Лондоне 24 марта 1920 года. Процесс создания книг происходил под непосредственным руководством и в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, называвшихся, в силу своего духовного развития, Махатмами или Великими Душами, или Учителями.

Н.К. Рерих.
Матерь Агни Йоги.

Книги Живой Этики для многих стали настольными. Они выдвигают на первый план этические проблемы как важнейшее условие для дальнейшей духовно-культурной эволюции человечества и обращены, прежде всего, к земным, реальным условиям жизни каждого человека.
Их появление напрямую было связано с теми процессами, которые происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины ХХ столетия, в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим основы нового целостного подхода к изучению окружающей нас реальности. Многие выдающиеся умы того времени (русские ученые В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, а также философы-космисты И.А. Ильин, П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев) утверждали, что судьба человечества неотделима от жизни Космоса и грядущая эпоха будет эпохой сотрудничества человека с иными мирами.
Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной науки Запада, рассматривая человека как часть Космоса, Живая Этика раскрывает особенности космической эволюции человечества и создает новую систему ее познания. Особое место в ней занимают Законы Космоса. Этими Великими Законами определяется движение планет и рост природных структур, зарождение звезд, поведение человека и развитие Вселенной. Вне этих Законов в Космосе ничего не существует. Жизнь человека, историческая и социальная, обусловлена теми же космическими законами, и пока человечество не осознает этого, оно не сможет усовершенствовать свою жизнь, утверждалось в книгах Учения.


Учение Живой Этики
с текстологическими
комментариями.
Издается МЦР
с 2003 г.

Космос предстает в Живой Этике как сложнейшая одухотворенная энергетическая структура, в которой человек играет важнейшую роль. В основе духовно-исторического развития человечества лежат такие основополагающие принципы, как нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических норм, понимание ключевой роли Культуры в развитии общества. Без знания и Культуры успешно построить будущее человечества невозможно.
Человек, согласно Учению Живой Этики, сам активно влияет на космические процессы. Важная роль в этом принадлежит сознанию, поскольку мысль — это энергия, способная насыщать пространство и воздействовать на окружающих. Таким образом, человек самым прямым образом ответственен за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок, ибо от этого зависит не только его душевное и физическое здоровье, но и состояние всей планеты в целом.
Призывая людей жить в соответствии с космическими законами, книги «Живой Этики» открывают широкие возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров.
В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти «Криптограммы» (или апокрифы, то есть сочинения, не вошедшие в канонические писания) описывали легендарные и исторические события давно минувших дней и рассказывали о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу Хранителя и Заступника земли русской Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой любовью к подвижнику.


Полное собрание
писем Е.И. Рерих.
Т.I-IX, изданные МЦР
в 1999-2009 гг.

Особое место в наследии Е.И. Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если Учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» являют блестящий образец ее индивидуального творчества. Она обладала удивительным даром просветителя. Не упрощая проблемы, Елена Ивановна могла сделать ее доступной даже для малоподготовленного человека. Простым и доступным языком она объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы о месте человека в мироздании, о влиянии космических законов на человечество, о взаимосвязи духа и материи. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских систем, трудов восточных и европейских мыслителей, но и собственному широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И. Рерих являются необходимой и составной частью самой Живой Этики.
Елена Ивановна отвечала людям различного уровня сознания, но неизменно в духе терпимости и доброжелательности. Для многих ее сердечное отношение было верной опорой в тяжелые минуты жизни. Двухтомник «Писем Елены Рерих» вышел в Риге в 1940 году. Это лишь малая часть ее огромного эпистолярного наследия, которое было передано Международному Центру Рерихов в 1990 г. ее младшим сыном — С.Н. Рерихом. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается Центром-Музеем имени Н.К. Рериха.
Е.И. Рерих принадлежит перевод с английского «Тайной Доктрины» — выдающегося труда основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранных писем Махатм («Чаша Востока»), с которыми получил возможность ознакомиться русскоязычный читатель.
В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Н.К. Рерих. Держательница Мира.

Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Она многократно обращалась в Советское Посольство и к правительству с просьбой о возвращении на Родину, но в визе было отказано. Несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей — так она называла Россию. Мотив возвращения на Родину звучит во многих ее письмах последних лет, но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.
 
 
 
Чем больше проходит времени и чем глубже мы осознаем значение героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем ясней проявляется и будет проявляться великий смысл созданного ею и теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое она оставила нам, неисчерпаемо. Оно устремлено своими научными, философскими открытиями в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество будет не исключением, а правилом.




Вдохновительница


Елена Ивановна Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов, которая сыграла важную роль в русской и мировой культуре. «Вчетвером мы составляли единое целое», — говорил младший сын Елены Ивановны Святослав Николаевич Рерих, и, безусловно, он был прав. Семья, созданная Еленой Ивановной Рерих, была союзом любящих сердец, объединенных общими духовными устремлениями и идеями философского Учения «Живой Этики», или «Агни-Йоги». Созданная в сотрудничестве с группой Учителей-Махатм «Живая Этика» пронизывала все творчество членов этой уникальной семьи.
 
Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи, подвигавшего всех ее членов на духовные и творческие свершения. В своих воспоминаниях С.Н. Рерих писал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям». Вместе с тем Елена Ивановна была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. Однако сам художник называл ее в своих произведениях «Ведущей».

Н.К. Рерих. Ведущая. 1924 г.

«Дружно проходили мы всякие препоны, — писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. — И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание». «Другиня» — это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К. Рериха — результат творчества двоих. Она была вдохновляющим началом в этом творчестве, по сути «сотворчестве». Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны носить два имени — мужское и женское».
И вот в этом «творили вместе» заключен огромный смысл. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. Многие полотна художника были созданы по ее замыслам и на основании ее видений. Елене Ивановне он первой показывал новую картину и постоянно считался с ее художественной интуицией и тонким вкусом. По свидетельству сыновей, «Сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».
Вдохновляющая роль Елены Ивановны Рерих проявилась не только в этом. Вместе с мужем она участвовала в Центрально-Азиатской экспедиции по неизвестным и малоизученным местам Тибета, Гималаев и Трансгималаев (1923-1928гг.). «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, — писал Николай Константинович, — замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать в устроении каравана и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера». И еще: «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил — на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце...».

Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1924 г.

В своих статьях, посвященных Елене Ивановне, Николай Константинович Рерих писал: «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду — преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, и вся семья — все строится по тем же благодатным началам. Все трудности и все опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством». Огромную роль в формировании личности сыновей — Юрия и Святослава Рерихов – людей поистине выдающихся, сыграла атмосфера любви и взаимопонимания, существовавшая между Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем. «Мой отец и моя мать, — писал Святослав Николаевич Рерих, — были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы жизни. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения».
«Моя Матушка, – вспоминал Святослав Николаевич Рерих, — очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью, следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить. Юрий Николаевич, мой брат, интересовался вначале Египтом, одновременно и Центральной Азией. И этот интерес у него остался на всю жизнь...
У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни <…>. Таким образом, наш маленький мир был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нами открывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все, что они говорили. Это имело большое влияние на нас».

Е.И. Рерих с сыновьями
и гувернанткой. 1913 г.

Становление личности — это также определение ее позиций в обществе, в окружающем мире. Елена Ивановна Рерих прекрасно это понимала и с самого раннего возраста воспитывала в сыновьях высокие нравственные принципы. «Самое страшное, — писала она, — это развить в ребенке эгоизм и скупость, ибо эти свойства ограничат и его мышление». «…Нужно проявить максимум твердости и утверждать всякое проявление чуткости сердечка и зорко подмечать влечения». «В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные профессорами по всем отраслям знания…».
Отсутствие элемента принуждения заменялось воспитанием внутренней самодисциплины: требовательности к самому себе, чувства ответственности перед окружающими. «Вы спрашиваете меня о методах воспитания, давших такие прекрасные результаты на примере моих сыновей, — писала Елена Ивановна своему корреспонденту, — они были очень просты. И главным образом заключались в том, что с раннего детства, почти с младенчества, им внушалась любовь к природе, к книге, к искусству. Правильный выбор книг и наставников дал им прекрасную основу и помог очень рано определить их наклонности и дарования. Так, уважение к знанию и труду, художественная, культурная обстановка, дисциплина, заложение первых основ нравственного характера в понимании исполнения долга и личной ответственности и, главное, пример великого отца дали им возможности сравнительно рано начать проявлять свой большой врожденный потенциал. Кроме яркой талантливости и даже мастерства в нескольких областях, они несут в духе основу нравственности и мудрость любви к Родине. Так, без ложной скромности, могу сказать, что я справедливо горжусь своими сыновьями».

Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих,
С.Н. Рерих. Кулу. 1940-е годы.

 
Не будет преувеличением сказать, что семья, вдохновляемая и ведомая Еленой Ивановной Рерих, являлась прообразом семьи будущего, ибо одухотворение повседневности — принесение Неба на Землю (так красиво названо это действо в Учении Живой Этики) — было неотъемлемой чертой ее уклада с самого начала. Содружество и сотворчество этого семейного союза — жены и мужа, родителей и детей – лучшее тому подтверждение, ибо им удалось не только полностью реализовать свой огромный творческий потенциал, но и осуществить многочисленные начинания, имеющие целью возрождение духа и поднятие уровня сознания очень и очень многих.
 



Космические Законы. Закон Кармы и Перевоплощения. Елена Орлова

 

                К О С М И Ч Е С К И Е   З А К О Н Ы
                Закон Кармы и Перевоплощения

 


     В мироздании существуют незыблемые законы, непосредственно связанные с мировыми эволюционными процессами. Среди них основополагающее место занимают закон Кармы и закон перевоплощения или реинкарнации. Давайте более подробно рассмотрим эти законы.
     Закон Кармы есть непреложный космический закон причинно-следственных связей, создаваемых индивидуальностью на протяжении череды всех ее воплощений в проявленном мире форм.
     На Востоке существует выражение, что «Карма есть мысль». С другой стороны Карма означает действие. Нет ли в этом какого-либо противоречия? Оказывается, нет. Дело в том, что каждому действию предшествует мысль и именно мысль предопределяет и рождает действие, а, следовательно, и саму Карму. По словам Е.Рерих, «карма, прежде всего, складывается из наклонностей, мыслей и побуждений человека, поступки – факторы второстепенные» (Письмо от 5.05.34).
     Отсюда следует, что именно то, о чем мы постоянно думаем, к чему стремимся и чего страстно желаем, рано или поздно непреложно с нами происходит. Одним словом, грубо говоря, чего мы хотим – то и получаем. Отсюда необходим строгий контроль над нашими желаниями. Мыслить и желать следует очень осмотрительно в виду того, что все наши желания и мысли в той или иной форме могут осуществиться. И не факт, что то, чего мы так страстно хотим сейчас, в данную минуту, мы будем желать и в дальнейшем. Если мы преимущественно думаем корыстно, эгоистично или нечисто, то тем самым рождаем т.н. негативную карму, которую нам потом придется в любом случае изживать, в этом или последующем воплощениях. Причем, расплачиваться придется не только за наши поступки, но и за каждую мысль, вольную или невольную. Каждая мысль есть энергия, которая стремится к воплощению или материализации. Кристаллизуясь, эта энергия выливается со временем в плотные формы, события или явления, происходящие с человеком и обуславливающие его характер, окружение и судьбу. Таким образом, действует непреложный Кармический Закон.
     Основной принцип закона Кармы сводится к следующему: то, о чем человек думает, тем он и становится в результате, то с ним и происходит. Это положение является одним из основополагающих в восточных религиях, в частности в буддизме и индуизме. То есть человек и его Карма представляют собой совокупность всех его наклонностей, желаний, мыслей и чувств, которые содержатся в его микрокосме. Цель человеческой эволюции заключается в утончении всех наиболее грубых и низменных желаний и мыслей, совершенствовании всего психофизического аппарата вплоть до разрежения материи, из которой он состоит.
     Закон Кармы по иному можно охарактеризовать, как закон всемирного равновесия или справедливости. Ведь за каждый наш поступок следует непреложное воздаяние. И именно от характера наших мыслей и чувств, а, следовательно, и поступков, которые они рождают, зависит и характер так называемого воздаяния или последствий. Любая причина непреложно рождает следствие. Зная об этом, мы должны, таким образом, глубоко помыслить о том, а какие же причины мы рождаем каждым своим словом, мыслью и чувством? Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется – гласит народная мудрость. Как точно и лаконично в этих простых незамысловатых словах выражен основной принцип незыблемого космического закона.
Отсюда становится ясным и смысл главнейшей заповеди Христа: «Люби ближнего своего как самого себя и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Что мы отдаем, то мы в результате и получаем. Если мы будем отдавать в духе наши самые лучшие и прекрасные чувства Учителю Света и своим ближним и творить для них нескончаемое добро, то в ответ получим те же бесценные дары духа, только увеличенные во сто крат. Поэтому лучше дарить и отдавать, чем получать, и платить, нежели взимать плату. Ибо за каждую взятую плату нам в результате рано или поздно придется расплачиваться самим.
Многие люди в своем невежестве ропщут на Бога за те страдания, что Он им якобы посылает, полагая, что истинный Бог может карать либо миловать по своему усмотрению. На самом деле, такого антропоморфизированного Бога не существует вовсе, следовательно, не вымышленный Бог на небесах, а сам человек виновен во всех своих несчастьях, только не хочет этого признавать. А не хочет потому, что не помнит своих предыдущих воплощений. Ведь кармические нити тянутся за нами из воплощения в воплощение. И все, в чем мы согрешили в наших прошлых жизнях, мы должны сполна искупить в нашем нынешнем существовании. Отсюда проистекают все страдания, и, казалось бы, незаслуженные мучения людей, считающих себя якобы невинными. На самом деле это далеко не так. И чистый добродетельный человек в своем настоящем воплощении должен согласно Кармическому Закону непреложно расплачиваться за все свои прегрешения в прошлом, которое он, разумеется, не помнит.
     Следует уяснить, что воздаяние за наши поступки производит не вымышленный личный Бог, сидящий где-то на небесах, а слепой космический закон причин и следствий, заложенный в основе мироздания. Закон нельзя умолить изменить свое неуклонное решение, ему можно лишь подчиниться либо нарушить его, и тем самым навлечь на себя еще более горшие испытания. Все наши беды и несчастья проистекают из нашего собственного невежества. И винить мы должны во всем только самих себя, ибо мы сами своими мыслями и поступками сплетаем узор своей кармы. Если бы, скажем, каждый вор знал истинное значение фразы: «Не укради», он никогда бы больше не крал. Зная о том, что за каждую украденную вещь он должен будет жестоко поплатиться, в этой жизни или в последующем существовании, он бы больше не совершал своей ошибки. То же самое применительно и к другим человеческим слабостям и порокам. Отсюда, именно невежество есть корень всех зол, происходящих в нашем мире.
     Никакое раскаяние при совершении греха или низкого проступка не поможет нам избежать расплаты за содеянное. Только искупление или исправление допущенной ошибки может изменить ход нашей судьбы и изжить созданное кармическое следствие. То есть, если, скажем, мы сорвали цветок или сломали дерево, то никакие наши слезы раскаяния, молитвы и поклоны (я, разумеется, утрирую) в этом случае здесь не помогут. Взамен содеянного мы должны посадить новое растение и только тогда наша карма будет считаться изжитой. Этот принцип применим и ко всем прочим нашим чувствам и действиям. Духовное усовершенствования всего нашего существа или микрокосма, очищение мыслей и чувств, а, следовательно, и всего нашего характера, способно изменить течение нашей кармы в лучшую сторону и облегчить ее в дальнейшем. Следствия совершенного действия искупаются лишь действием, или подобное, как говорится, лечится подобным.

     Закон Кармы непосредственно участвует в нашем совершенствовании и является мощным двигателем человеческой эволюции. Если бы не этот основополагающий закон наряду с законом перевоплощения, эволюция не могла бы продвигаться вперед. Представьте только, если бы все преступники избегали заслуженного наказания, в мире бы воцарился бы хаос. Не будь в мире стольких страданий, мы не смогли бы совершенствоваться и продвигаться духовно вперед в своем развитии. Именно страдания нас лучше всего учат и очищают, поэтому так благословенны все трудности и неблагополучные условия жизни. Довольство и благополучие есть ни что иное, как смерть для духа. И чем выше поднимается дух в своем восхождении по Лестнице Света, тем труднее и сложнее становится его Карма.

     Путь переработки Кармических следствий состоит в трансмутации нашего сознания и всех энергий микрокосма. Устремление к Высшим Мирам и всему прекрасному, все светлые возвышенные чувства и мысли способны преобразить наше существо и нейтрализовать следствия наших прошлых негативных поступков. Повышая свои вибрации, таким образом, мы облегчаем течение Кармы.  Полная свобода от Кармы в проявленном мире невозможна, но ее можно облегчить нашими чистыми светоносными мыслями.

     Итак, главным фактором создания Кармы, как мы выяснили, является именно Мысль: «Карма наша творится, утяжеляется и облегчается главным образом МЫСЛЯМИ. Именно мысль и внутренние побуждения ткут нашу ауру – это магнитное поле, притягивающее и отталкивающее наши возможности. Именно мысль-побуждение, этот решающий фактор нашей Кармы, так часто упускается из виду людьми при суждении о Карме… Так Мысль есть первопричина и венец всего творения. Мысли правят миром, следовательно, правят Кармою» (Е.И.Рерих, письмо от 24.09.35).

     Карма бывает как индивидуальной, так и коллективной. Существует Карма отдельных народностей и человечества в целом. Все виды Кармы непосредственно взаимосвязаны между собой.
     Карма также обуславливает наше посмертное состояние, так как Тонкий мир является миром следствий, порожденных нами в нашем земном существовании. Все то, что мы посеяли своими мыслями, устремлениями и поступками на Земле, то мы непреложно пожинаем в нашем Надземном существовании. То, что на Земле не могло по тем или иным причинам осуществиться, то непременно осуществляется в тонких планах бытия, ибо там безраздельно царствует мысль, которая обладает способностью мгновенно реализовываться. Поэтому следует бережно сеять причины в нашей настоящей жизни, чтобы затем не удивляться будущим следствиям. Следует иметь в виду, что значительная часть Кармы изживается нашим устремлением в будущее и мыслями о будущих более совершенных действиях. В своем сознании можно представлять самого себя на новой ступени своего духовного развития, более совершенным, наделенным всеми высшими качествами духа. Если думать об этом достаточно долго и четко, то рано или поздно все эти качества проявятся и в жизни, таким образом, усовершенствовав свое существо, мы трансмутируем и нашу Карму. Закон трансмутации прост – все несовершенное заменяется совершенным, все низшее – высшим.
     Следует учитывать и то, что большинство наших близких и друзей, которые нас окружают в данной жизни, чаще всего были с нами и в предыдущих воплощениях и являются нашими кармическими родственниками. Именно Карма обуславливает наши встречи с ними, и они отнюдь не случайны. Чаще всего подобные связи нам необходимы для изжития каких-либо свойств и замены их более высшими качествами, а также для искупления наших проступков, совершенных в предыдущих жизнях. Существуют кармические связи, как любви, так и ненависти, и они неуклонно преследуют нас из жизни в жизнь. Можно сказать, что Иуда не раз предавал Христа и т.д.

     Карма есть закон причинности и целесообразности. Нет смысла негодовать на несчастья, отрицая собственные порождения. Ибо кто же виновен в несчастьях, кроме нас самих? Все, что мы породили, мы должны искупить. Воздаяние происходит в тончайшем соответствии с теми энергиями, которые мы накопили в своем микрокосме.

     Следует уяснить себе прочно, что мы являемся Творцами своей Кармы и каждой своей мыслью, словом, чувством, поступком мы сплетаем новый Кармический узор своей судьбы. Каждую минуту мы рождаем новые причины, которые рано или поздно выльются в непреложные следствия. Поэтому будем крайне бережны к тому, о чем мы мыслим, что чувствуем и что говорим. И все, что мы делаем для других, рано или поздно нам придется испытать на себе. Помня об этом, будем благоразумно сеять семена будущих следствий. Ибо, каков посев, таковы будут и всходы.

     Наряду с законом Кармы существует еще один незыблемый закон, который мне хотелось бы рассмотреть,  – это закон реинкарнации или перевоплощения душ. К сожалению, этот основной закон был безжалостно изъят из христианской религии невежественными служителями церкви, отсюда проистекает полное невежество масс относительно данного вопроса. " Так мы увидим, что закон перевоплощения был отменен лишь на Константинопольском Соборе в шестом веке по Рожд. Хр., тогда как само Евангелие полно слов Христа о законе перевоплощения. Вот если бы люди дали себе труд в зрелые годы, действительно, изучить Учение Христово". (Е.И.Рерих от 08.09.34).

     В мире ничто не исчезает, но переходит из одной формы в другую. Все низшее переходит в высшее и все простое заменяется сложным. Таков основной закон эволюции – замены простого сложным и т.п. Этот закон мудр и целесообразен. Только представьте себе, разве может, скажем, человек за одну только короткую земную жизнь овладеть всеми существующими способностями и талантами и полностью усовершенствовать себя вплоть до ступени Архата?  Разумеется, это невозможно, разве только накопления данной индивидуальности позволяют это. Но откуда берутся эти накопления? Они собираются индивидуальностью в течение множества воплощений на протяжении долгих веков и тысячелетий. В одну короткую жизнь собрать столь богатый опыт абсолютно невозможно. Для этого нам и дается возможность, переходя из одной формы в другую, собирать и накапливать знания, информацию, опыт и качества духа для нашего дальнейшего совершенствования.
     Наше земное тело со временем постепенно стареет и дряхлеет, поэтому нам необходима замена старых оболочек новыми. Меняется только внешняя оболочка, но все накопления, качества и таланты, собранные в Чаше, не исчезают, но переходят из жизни в жизнь.
     Смена форм подобна периодическим явлениям природы: смене времен года, ночи и дня, расцвета и увядания, рождения и смерти. Все эти целесообразные явления запрограммированы и предопределены мудрым космическим законом Равновесия. Увядая, цветок умирает, но оставляет после себя семя, дающее новую жизнь, и так продолжается без конца. Ничто не умирает, не исчезает, но воплощается вновь и вновь, переходя из одного состояния в другое. Душа, отделившаяся от тела, подобна аромату увядшего цветка, который рассеивается в пространстве, возвращаясь к своему первичному состоянию, а затем входит в новую форму и оживляет ее своим дыханием.
     Исчезает и умирает форма, а не сущность. Наша истинная внутренняя сущность существует вечно, на протяжении Беспредельности. Энергии, которые окружают зерно духа, постоянно изменяются и трансмутируются, но само зерно остается неизменным. В этом зерне заключен потенциал всего того, что мы должны в себе проявить на протяжении всего нашего существования в проявленном мире, воплощаясь вначале как камень, затем как цветок, животное и, наконец, облекаясь в человеческие формы. Бессмертная монада облекается в новые и все более совершенные оболочки по мере развития сознания и накопления его энергий. Чем выше накопления, тем выше и форма, которая облекает наши высшие принципы.
     Проходя через все царства природы, мы накапливаем ценный опыт, необходимый нам для дальнейшего совершенствования и раскрытия духовного потенциала. Так, из крошечной песчинки вырастает сам Бог. Разве могла бы эта песчинка за одно свое существование стать Богом? Конечно же, нет! Для этого и дается череда бесконечных воплощений. Два закона управляют эволюцией – Закон Кармы и Закон реинкарнации.

     Можно рассматривать каждую отдельно взятую жизнь, как урок, который нам предстоит выучить. И в зависимости от того, как он выучен, плохо или хорошо, замедляется либо ускоряется наш путь в Вечности.
     Воплощаясь многократно на Земле, мы раскрываем новые бесчисленные грани нашего существа, всех наших скрытых способностей и заложенного в нас величия нашей бессмертной души. Мы учимся любить, прощать, ценить, трудиться в той или иной сфере и творить новые жизненные формы, которыми мы украшаем наш мир.
     Следует учитывать, что не все наши накопленные таланты могут проявиться в одной жизни. Большинство накоплений остаются скрытыми и невостребованными долгое время. Акцент делается на то качество или те способности, которые мы еще не приобрели, но которые должны приобрести в данном воплощении упорным трудом.  Усовершенствовав что-то одно в предыдущих жизнях, в этой жизни мы должны начинать как бы с нуля и воспитывать в себе новые качества. Не всегда условия, в которых рождается человек даже с большим количеством накоплений, способствует тому, чтобы он мог их проявить в течение своей жизни, и ему приходится в совершенно иных условиях заниматься иной деятельностью, нежели та, к которой он был ранее предрасположен. Бывший царь рождается нищим, а нищий становится царем. Гениальный художник может родиться в семье сапожника и тачать сапоги. Виртуозный скрипач вместо скрипки возьмет в руки плуг, и будет пахать землю. Все это нам необходимо для разностороннего развития всех наших способностей, для гармоничного развития сознания и организма. Только сумма всесторонне накопленных энергий дает в результате ступень Архата или Богочеловека, и все мы к этой ступени идем.
     Основное значение воплощений, помимо накопления опыта, есть утончение наших энергий. Энергии утончаются в процессе самосовершенствования и труда. И каждая жизнь является выполнением определенного долга. Совершенным исполнением долга мы достигаем конечного совершенства. Неважно, какие обязанности, нам приходится в жизни выполнять, главное, чтобы мы выполняли их с доступным нам совершенством. Важно не количество, а качество совершаемого труда. Что бы ни делали, мы должны делать это со всей тщательностью, бережностью и любовью. Пусть это будет самая простая и несложная работа – неважно. Если мы научимся делать ее качественно и совершенно, то со временем, в последующих воплощениях, мы встанем на новую высшую ступень и будем допущены к исполнению высших обязанностей. Все великое непреложно рождается из малого. Лучше сделать совсем немного, но на совесть.
     Совершенным исполнением долга мы достигаем порога Нирваны и конечного освобождения от перерождений и смертей.

 

1. Письмо Е.И.Рерих от 02.06.1934года.

 

Литература:

А.И. Клизовский Основы миропонимания Новой Эпохи. М., 2005 г.

Е.И. Рерих Сокровенное Знание. Теория и практика Агни – Йоги. М., 2003 г.

А. Безант Путь к посвящению. М., 2003 г.


Рецензии