Грани тщеславия

                Грани тщеславия.

       (Обзор стихотворений  «Всё о дереве»  1  тура к. «Грани таланта»
                Кубка Стихиры  http://www.stihi.ru/2012/11/01/3441
.               
 Давненько я не брал в руки шашек.
Впрочем, шахматные шашки, наоборот, из рук не выпускаю, а вот  от соревновательного духа бесконечных стихирских конкурсов отвык. К чему всё это? Если конкурсы следуют один за другим, то это уже не событие, а рутина. Да и награда за них не слава и почёт, а эфемерные стихобаллы. Мысль про литературную учёбу приходиться отметать, как несостоятельную. Люди тут, в основном, взрослые, не хотят учиться, а хотят жениться. А если ещё вспомнить про стихи, которые гуляют с одного конкурса на другой…
 Вот и приходит на ум, что всё это какое-то повальное сумасшествие или локальная ярмарка тщеславия.
Удобней думать про второе.
Авторы продают свои стихи от одного доллара до девяти за штуку, а арбитры их покупают. Авторам, конечно, из тщеславных соображений хочется продать свои стихи дороже, но приходится довольствоваться тем, что дают, не поторгуешься. Хотя некоторые умудряются и поторговаться.
Арбитры тоже хороши. У них полные карманы бесплатных монет, а они жмутся, хотят выглядеть строгими и честными. Жмутся, не иначе как тоже от тщеславия.
С таким вот настроением и начинаю.

Сами тексты и имена авторов находятся внизу, после рецензий.



1.Euonymus verrucosa (Бересклет бородавчатый)

2 + 1 + 0.

Тут «Операция Ы» вспомнилась. Как-то странно некоторые авторы воспринимают творчество. Ограбить литературу, конечно, можно, только к ограблению надо лучше готовиться, а не то недоразумение будет.
Первые шесть строк есть бессмыслица, про них и говорить неудобно. Меня вообще всегда удивляет ситуация, когда вроде бы образованные люди, из-за желания сказать стихами, так связывают слова, что получается абракадабра. Не лучше ли говорить прозой в таких случаях?
Но это ещё не худший пример, тут всё-таки чувствуется некоторый эстетизм интеллекта. Поэтому два доллара за технику.
 Последние две строки «про романтического медведя» умиляют своей наивностью, но и говорят о полном фиаско замысла. Тема не то, чтобы даже не раскрыта. Она как бы, наконец, заявила о себе, но и тут же захлопнулась перед носом читателя. Автор хотел написать басню про «романтического медведя»? Так отчего не написал?
За тему бы поставил ноль, но такой оценки нет в природе конкурса.


2. . Вечер притаился

2 + 3 + 0               

 «И стоят они зелено-бронзо» -  строй стиха вполне позволял написать и «бронзово». Неологизм «бронзо» однозначно изуродовал стихотворение. Ещё испортила «глава», «вкрадчивая грусть» и слово « вдруг» в последней строке. Ну, есть ещё вопрос про «скалы»,  раз упомянуты ещё и голуби с асфальтом – явные признаки города.  Ещё «при закате» - звучит сленгово, в плохом смысле этого понятия.
Но есть  и удачные строки. Про» кисть», «голубей» и «крупу».
И настроение стихотворения понравилось. Доброе оно, в данном случае.
Кстати, термин «тема стихотворения» для меня аналогичен понятию раскрытия настроения авторской  мысли. Если оно полноценно передано, значит и тема раскрыта.



3. Триумф

3 + 2 +0               

Не с первого раза сообразил, о чём вообще это стихотворение. Идея хорошая, но исполнение криволапым показалось. Будто на уровне экспромта.
Заявления типа про «мисс Лес» достойны романов, а тут они пролетают посторонним звуком.
Мне кажется, над текстом ещё стоит поработать, в смысле лаконичности.  Идея достойна того.


4.Прорастаем 

3 +2 +0               
               

Отвратили начало и конец. От красивостей типа «неспешных поцелуев» давно уже хочется повеситься. Вторая строфа вообще показалась лишней – опять штампы и многословие в не идеальном выражении смысла: «И коснувшись, тела прорастают душой» - ну некрасиво же сказано, хоть и искренне.
«На земле уж весна» - А без ужика нельзя обойтись? «На планете весна», хотя бы.
Не понял, что за необходимость была в последней строке лишний слог вставлять? Хотя и дел-то, «навечно» поменять на «вечно». Сбой ритма хорош тогда, когда видно, что это единственный способ выразить мысль.
Работа над рифмой чувствуется. Хоть и не везде.
Стихотворение не деревьям посвящено, конечно.



5.Дерево

3 + 2 + 0               


Если бы это стихотворение началось с третьей строфы, то влюбился бы в него. А так…остались подозрения в стихоплётской сущности стиха. Как читатель, я бы не долетел до середины Днепра этого текста. От перечисления в одном ряду «шелеста листвы» и шёпота безвременья» сразу бы вниз кувыркнулся -  синтетика. «Лики молчания» и «стон сердцевины» добили бы.
Третья строфа – шедевр, по-моему.
Жаль, что всё остальное как-то не соответствует. Третья строфа живёт в «короне сушёной»
Вызволить бы её на волю.


6. Два дуба 

2 + 1 + 0 - 1               


Да, дуб дерево твёрдое. Так и не смог раскусить, почему именно эти деревья понадобились для исполнения замысла стихотворения?  Девица « над водной гладью замерла», тут больше ивы бы подошли. Да и вообще, показалось, что на  месте дубов могли быть и другие существа, не обязательно со стволами , ветвями  и листьями. Дубы почему-то оказались крайними.
И девушку они ставят в какое-то нелепое положение: требуют выбрать между раем и адом. Да кто же добровольно в ад пойдёт? Тем более, она уже в раю находится и вроде как свой «выбор» сделала. Точнее, она его заслужила, раз уже на пороге рая находится.
Стихотворение стилистически беспомощное, всё стоит на чужой литературе. Само по себе это не страшно. Но стоит плохо, кривым зеркалом великих.
Какая тут техника? Нет и намёка на поиск собственной стилистики. Всё на костылях и чужое.
Но откровенных безобразий нет, культура стихосложения неплохо отлажена на альбомном уровне.
Минус мой возник из стойкого отвращения к подобным произведениям.


7.  Осина,               
Проклятое дерево

2+2 + 0


А вот тут «безобразий» хватает. Одна строка «Обниматься бухих не маню» чего стоит! Это, как салат из персиков с луком.
Зато идея тут непростая, хочется ей посочувствовать. Только посочувствовать трудно, мысль косноязычна, нигде себя толком выразить не может.
«Деревянные ложки мои,
Хоть поваплены, но не для пира»
Осина с деревянными ложками? Зачем они ей? Можно догадаться, что автор хотел намекнуть на то, что из древесины этого дерева можно делать деревянные ложки, но толку от такой догадки мало.
«святош мадригал» - это что за»мадригал» такой один на всех для «святош»?

Про «припевы» в поэтических конкурсах уже много говорил. Раз это не конкурс песен, то и «припевы» тут совершенно неуместны, надо без них обходиться.

               
8. О липе.

2 + 2 + 0               


Ещё один текст из серии «зачем говорить стихами, когда есть проза?» Заметно, как поэтическая задача тут путается под ногами у повествования, не даёт внятно выразить мысль:
«Великий Зевс и сын его Гермес
Ночлег искали в небольшом селении.
Но, видно в нём людей попутал бес,
Седые старики, лишь, отворили двери»
О том, что речь тут идёт не о всех «седых стариках» селения, а только об одной супружеской паре надо ещё догадаться. Дальше, с внятностью изложения ещё хуже.
Рифмы  - школьные, вплоть, до полного их отсутствия (селении – двери), ритм в конце не выдержан.
Понравилась сама эпическая задача.
               

9.Березки

2 + 3 + 0


Стихотворение не без изюминки, даже самокритику содержит. Только меня больше смутило не то, что оно «банально» и содержит «глагольный и пафосный слог», а довольно щедрое присутствие грамматических ляпов.
«…Но сердце тоскою звучала,
По стати российских берёз.
Как много я их перевидел,
Но краше нигде не нашёл…»
«звучалА» - опечатка?
«перевидел» -Просторечие неважно вплелось. «Перевидал» – оно как бы надёжней.

«Дороже синайских смуглянок,
Растущих средь "райских чертог".
Надо бы - «чертогов»

А в целом, стихотворение, кроме начала, банальным как раз не показалось. Есть оригинальные ходы в показе темы.


10. Песня старого дуба

4 + 3 + 0               


Действительно, звучит, как песня. Хотя и никаких припевов. С удовольствием послушал. Только и посетовал, что новых поэтических находок тут нет.

11 With purity and badness  (чистота и зло)
 2 + 2 + 0
               

Явно вариация на тему:
«Земную жизнь пройдя до половины
Я очутился в сумрачном лесу»
Однако не убедительно. Метафоры сами в себе заблудились. Пугают сами себя. И ещё показалось, что лирический герой неоправданно льстит себе. Откуда он в себе силы нашёл превращать листву в бабочек и возвращать лето, если до этого только куксился и нагнетал ужасы? Ведь сентенции типа:
«И сердце билось бешено в груди,
И выпорхнуло бабочкой на волю…»
Никакой созидательной силы в себе не несут, просто набор штампов, пустой звук.
И тень Шекспира не смогла помочь пустоте.



12. Пейзаж
2 + 2 + 0
               


За последние две строчки чуть поднял оценку. И пустыня иногда приносит плоды. Жаль, что «плоды» так кардинально отличаются от самого дерева стиха. Проблемы на уровне боли от потерь сосновых шишек… или, боль вообще непонятно от каких потерь мало трогает.  Стилистика такая, что сама себя путает. Я не спрашиваю, где у Луны находятся колени, но перед кем она упала на эти самые колени «с разбега в сумрачный прибой»? Визуальная картина по-любому не складывается ибо «прибой» не то место, где можно наблюдать падение луны.
Неполадки и с орфографией («движеньи») и с пунктуацией. Но как хорошо всё закончилось!

«Жизнь потихоньку тянет бредень,
И сеть полна».


13 Ивушка

2 + 2 + 0

   
Даже непритязательный до наивности слог не помог автору в техническом плане, намудрил с синтаксисом:
«…Или, просто, любуясь кудрями
   Неспокойна осенней беде..?»

Тема впечатляет только в кавычках. Но светлое настроение почувствовать можно. Не хочется добивать его низшими оценками.


               

14. Можжевельник

3 + 2 + 0               

Текст не лишён оригинальности. Только мыслям тут ещё теснее, чем словам, а слова и в тесноте и в обиде – такое ощущение.
«хвоя сбросила нательник!» - смело, но трудно представить, что собой представляет нательник хвои.
«Можжевеловый кустарник
новых ждет прикосновений» - «прикосновений» кого или чего? Про СТАРЫЕ прикосновения тут тоже ничего не сказано. Поэтому «новых» и «прикосновений»  выглядят словами-паразитами.
«…древовидной бородою
расстилается в пространстве
капель, срощенных водою
в окуляр протуберанцев» - темперамент скачет впереди смысла, хотя и хромает на левую заднюю ногу. Надо бы не «срощенных», а «сращенных».
Переизбыток образности выдаёт худые карманы мастерства, хотя и говорит о потенциальных способностях автора.




15. Я сижу на дереве.

4 + 3 + 1

Первое стихотворение, которое действительно понравилось. Ведь если текст не удивляет природой своего построения, то и мало трогает. Стихотворение живое, задорное, с непростой, но логичной композицией.
Эпитет «крупная» в самом начале текста показался неточным. Крупных птиц в клетке обычно не содержат, по ним вольеры плачут. Есть ещё, конечно, курицы и говорящие попугаи, но приём сравнения тяготеет к более характерным позициям.

«курицы соседские роют в песке ямы,
я сижу на дереве с садовыми щипцами» -  может, и намеренно ритмический перебой тут возник, но веской причины  для создания такой аварии не почувствовал.


16. Так запросто оставил поцелуй
1 + 1 + 0   


Текст, как напыщенный индюк сам собою любуется. Начали за «древо», кончили за «бесконечность» Но яркие перья, в смысле, слова, никак не гармонируют между собой. Разве что строки:
«…Листвы осколками  холодный ветер,
Заклеит древний холм...»
представляют собою неплохую заготовку для поэтической мысли.
А в целом, тут до назойливости заметно практически полное отсутствие умения складывать слова в речь поэтическую. Аквамариновые слёзы, да и только! Вся плачевная песнь ушла впустую.
Добило рифмование «вечности» с «бесконечностью». Для этого уж точно не надо скорбеть стихами. Достаточно «так несмело» добраться до клавиатуры.

17. Ореху.
1 + 1 + 0               
Другая сторона той же медали. Только в более честном откровенно- безобразном исполнении.


18.. Древо памяти.

2 + 2 + 0               

Опять «древо». Впрочем, в контексте вполне уместное.

«И мысленно печаль навей
На шустрый рой цикад…».

А зачем нужно навевать печаль на рой цикад? Ради красного словца? Если от стихотворения возникает ощущение, что автор высасывает из пальца нечто неважное, то и хорошая концовка не спасает. А концовка тут вполне удачной показалась, только нет никакой моральной поддержки у последних двух строк. Про розы на деревьях я уже где-то читал – стремление сказать поэффектней вопреки естественному смыслу неистребимо.


19.Разговор с вязом

3 + 3 = 0

«Разговор с вязом» почти понравился. Только философия первой строфы показалась несколько пустопорожней. Ну и такой момент:
«Только крепким одиноким вязам
Я шепну тихонечко: "Живу!"
Чтобы шепнуть словечко сразу нескольким вязам, они должны стоять довольно кучно. А если они стоят кучно,  то можно ли с пейзажной точки виденья их назвать «одинокими»? Да и дальше выясняется, что лирическую героиню интересует только один вяз.



20.О душе

3 + 3 + 0

Интересная идея. Только, кажется, что вступление из первых трёх строф можно было бы и полаконичней выразить, без риторических вопросов, по крайней мере.
«Одна она…» - неблагозвучно.

21. НЕ улетишь.
2 + 2 + 0

Непоследовательная образность. Героя представляют перелётной птицей, повадки, которых, я бы сказал, довольно нудно описываются. А потом представляют, как эта «птица» кидает в море медную монетку. Дело ли  птиц кидать монетки? А потом «птица» вообще с корнями оказывается и с ветвями тоже. То есть, метафорические переносы выполнены каменным топором,  такая топорная работа не вызывает высоких эстетических чувств.

22. Ива
4 + 3 + 0
Да, трудно не согласиться с гипотезой, озвученной автором умно и живо. Только сама фраза про «гипотезу» вызывает сомнение:
«Подумалось: гипотеза права –
твердя, что, как и люди, дерева
имеют души…»
Может ли «гипотеза» что-либо твердить? Да и «права» не кажется точным словом. Разве что если именем Гипотеза зовут знакомую лирического героя. Устойчивые словосочетания типа «гипотеза утверждает» не терпят вольностей над ними.
А в третьей строке: «немолодой уже поэт» - нельзя ли обойтись без «уже»?

23.   "С претензией на гениальность"

3 + 2 + 0
Мешанина, дремучий лес из деревьев получился, особенно «тис-поручик» озадачил. Был бы хоть «клён» какой, а то этот «тис» поначалу кажется фантастической воинской приставкой к поручику, а не названием дерева. Лесника бы на это стихотворение, проредить да привести в стройность фантазии. Главным образом, тут имею в виду пассаж с кабаком.
 Привязка к стихам тоже не показалась удачно выполненным ходом, главным образом из-за строчек:
«Написано мною с лихвой, но я
Готова как все облететь однажды...»
Хорошие рифмы к этим строчкам заметил и оценил, но не в одних рифмах счастье. Первоначальная неуклюжесть затмевает последующие находки строфы. «Облететь» тут, видимо, неточное слово. Поначалу воспринимается, как «полететь» куда-то, а куда именно спрятано за многоточиями. И целостность композиции разбивается: сперва лиственница готова «облететь», а потом оказывается, не готова.
Но творческая работа чувствуется. Куда уж без них, без претензий на гениальность.

24. Тополя

2 + 3 = 0
               
Опять стихотворение подпорчено бесцельными наворотами. Если «душа» лирического героя есть пошлый штамп «печалей колыбель», то можно только порадоваться за деревья, что они с ней незнакомы. Да и риторика откровенного самолюбования всегда отвращает. Ну почему природе должно быть «вдомёк» до душевных терзаний героя? Естественно, что ей это «невдомёк», можно было и не говорить.
В ряду тополей и разудалой листвы двери, сорванные с петель, выглядят недоразумением. Двери на тополе?
Однако настроение хорошо передано.


25..  Яблоня

4 + 2 + 0               


Редкий случай для меня. Обычно на название вообще внимания не обращаю, а тут, оно, как бельмо в глазу. Всю картину портит. Точнее, концовку. Самому-то стихотворению может даже и изысканности добавляет своей тонкой метафоричностью. А в конце, метафоричность гнётся в другую сторону: да какой садовод пожалеет о том, что яблонька выросла? Только рад будет.
Не совсем тупой, понимаю, что стихотворение вообще не про яблоню. Но есть ещё поэтическая задача, которая на протяжении почти всего стиха умело выполняется, а в конце – почему-то нет.

Хотя сами по себе последние строки замечательны. Только про «Яблоню» тут надо забыть.
______________________________________


Приложение к комментарию:

1.Суть оценок:

1..Первая оценка 1,2,3,4,5*выставляется за  мастерство- (техника исполнения, художественность, образность).
2..Вторая оценка 1,2,3 балла выставляется  за степень раскрытия темы.
3.Бонус +1,0,-1 – уникальность ( личные  ощущения арбитра)
       
2. Тексты стихотворений:

1.Euonymus verrucosa (Бересклет бородавчатый)               

Лишь ягодки бересклета
Слезами с косметикой лета
Свисают на тонких нитках
С кривых бородавчатых пальцев,
А между сухих веток
Следы паутин пяльцев.

Специально на них посмотреть
Пришёл романтичный медведь.


2. . Вечер притаился               

Будто кисть промчалась по березам,
Окропила желтизной листву.
И стоят они зелено-бронзо,
Гордо вскинув к солнышку главу.
Голубое небо в струях белых
Замерцало, как речная гладь.
Голуби расхаживают смело,
Успевай крупу лишь подсыпать.
Глядя на спокойствие в природе,
Унимаю вкрадчивую грусть
И любуюсь, как к крупе подходит
Голубь сизый, словно важный гусь.
Блики солнца нежатся в асфальте,
Вечер притаился за скалой.
И березы будут при закате,
От стыда, вдруг с алой головой...


3. Триумф               

Была мне домом и семьёй родная пихта.
Слыла я первой раскрасавицей окрест,
Сестричек-шишек было множество, но их-то
Не наградил никто на конкурсе "Мисс Лес".

Срубили пихту, всё случилось в одночасье.
Трусихи сёстры с веток спрыгнули скорей,
Но не найти в глуши заманчивого счастья,
И я тогда решила город посмотреть.

О путешествии писать - так выйдет повесть.
Попала пихта в дом, огромный, как гора.
И вот я жду, к большому празднику готовясь.
Чудно'! Зима, но здесь - июньская жара.

Вокруг меня висят гламурные игрушки -
Намакияжены, слегка навеселе,
А я записана в невзрачные простушки,
Снежинки-блёстки все растаяли в тепле.

Ко мне ручонки тянет маленький мальчишка,
Хоть рядом звёзды и другая мишура.
Кричит и хлопает в ладоши: "Мама, шишка!"
Меня заметили, я - первая! Ура!


4.Прорастаем               
               
Мы ветвями сплелись, и корнями срослись.
В поцелуе, неспешном, вместе тянемся ввысь.
Ты за мною растешь, я расту за тобой,
Мы как будто врастаем в друг друга судьбой.

И туман золотой, и движенья легки,
Мы упрямо восходим к истоку реки.
Разделили постель - жизни плот небольшой,
И коснувшись, тела прорастают душой...

Расстоянье не смерть, этот призрачный шов.
Что с того, что я жизнь до конца не дошел...
Или мало меня в этих строчках сухих...
Если я замолчал, замолчал, но не стих.

И куда ни взгляни, и насколько не тронь,
Прорастая в стихи, превращался в огонь...

На Земле уж весна, видишь, вишни цветут,
А у нас тишина, в световую версту...
Жили-были вдвоем, как березка и клен.
Кто уходит влюбленным, тот навечно влюблен.


5.      Дерево               

Шелест листвы или шёпот безвременья,
 Эхом разносится: верю – не верю я.
Ветви сухие корой позаброшены,
Рядом - моложе, листвою взъерошены.

Шёпот ли, ветер, средь ликов молчания
Ветви сгибает в прелюбодеянии.
Стон сердцевины ли, птиц переливы-
Гаснут мотивы, судьбою ранимы.

Головы, головы, листья ли головы,
Где настоящие, где подрисованы?
Дерево рода и общего племени
Пьёт из глаголов прошедшего времени.

Лист неокрепший мой к солнышку тянется,
С ветки чужой кто-то мне улыбается,
Хочет прижаться короной сушёною
Без обязательств родниться всей кроною.

Ох, не могу я так, я же на дереве -
Лист оторвётся, останусь без племени.
Шёпот ли, ветер средь ликов молчания -
Ветви сгибаются будто нечаянно.

Лист неокрепший мой солнцу безвременья
Верит, не верит? Его поколение
Ветви качает, листвою взъерошенной,
Рядом сухие с корой позаброшенной.



6. Два дуба               

Я видел сон: открылось в Рай оконце,
К нему из сада лестница вела,
Там девушка,  прекрасная, как Солнце,
Над водной гладью тихо замерла,
 
Вокруг неё вихрь бабочек кружился,
Блестящий луч у ног её прилёг,
И брошью драгоценною ложился
Ей на плечо влюблённый мотылек,

Могучие дубы, два старца вещих,
Стояли у небесного крыльца -
Один пророчил что-то ей зловеще,
Другой смотрел с улыбкой мудреца,

Один твердил: ты - спутница поэтов,
Великих мира, гениев, творцов,
Иди в свой дом, иди в обитель света,
Свой выбери приют, в конце концов!

Другой, как ворон, каркал: «Ты – проклятье
Для каждого, познавшего тебя,
Сиянье  глаз твоих, улыбка, платье
Весь род людской однажды истребят!

Иди же прочь! Нет в Рай тебе дороги,
Ступай скорее в Ад, исчадье зла!
И девушка сидела на пороге
И ни на что решиться не могла…

Я протянул к ней руки - и проснулся,
И в одночасье понял всё без слов:
Два разных лика - Мудрость и Безумство-
В том странном сне явила мне Любовь!


7.  Осина,               
Проклятое дерево

Проходи,не с тобою шепчусь,
Не тебе трепетанье листами,
Не тебе подростковая грусть,
Без тебя израсту и истаю.

припев:
Осеняй, осеняй
Лоб щепотью почаще,
Проклинай, проклинай,
Тополь дрожжащий.
.
Обниматься бухих не маню,
И пылаю дровами не очень.
Мне судьба - загнивать на корню.
Мне - листва окровавлена в осень.

Деревянные ложки мои,
Хоть поваплены, но не для пира.
Но затравленных кто ж защитит
От взалкавшего крови вампира

припев.

Поминают меня неспроста,
Прилепляться к толпе я не буду.
Я одна - не спасала Христа.
Я одна пожалела Иуду.

Отвергаю святош мадригал,
Не склоняюсь и перед чертями.
А на мне и Христос умирал,
В исполнение предначертаний.

припев.

               
8. О липе.               

Великий Зевс и сын его Гермес
Ночлег искали в небольшом селении.
Но, видно в нём людей попутал бес,
Седые старики, лишь, отворили двери.

Уютно в доме. Жили, как могли,
Богов к себе с почтеньем пригласили,
Гостеприимством не пренебрегли,
И путников любезно приютили.

Разгневавшись на жителей иных,
Решили боги не прощать обиду…
Поток воды в селеньи из живых
Оставил Филемона и Бавкиду.

Продлили боги людям жизнь за сон.
Их дар обоим был довольно щедрым –
Стал дубом в новой жизни Филемон,
Не гнулся под дождём и сильным ветром.

Бавкида липой стала после смерти.
Красивым, стройным дерево росло,
Сплетались вольно ветви в форме сердца,
Рождая в душах благость и тепло.

Прекрасно липы буйное цветение,
Цвет нежный аромат вокруг разлил,
Густая зелень дарит восхищение.
Богов подарки люд боготворил.

В Европе люди липу почитали
Священным деревом с далёких дней,
Вокруг церквей, у площадей сажали,
Вблизи дворцов, домов простых людей.

Богини Лады деревом считалась
Издревле липа. Девушки всегда
Под свод ветвей охотно собирались,
Водили хороводы до утра.

В тени её дремали динозавры.
Росла в Сибири, на Чукотке всей.
Не раз поэты пожинали лавры,
Стихи и оды посвящая ей.

Хранительница крепкой, доброй дружбы,
Старинный оберег для дома и семьи,
Целитель-дерево, защитой служит
От зла лихого в деле и любви.
 
               

9.Березки

Так вышло, что в жизни немало,
Изведать красот довелось,
Но сердце тоскою звучала,
По стати российских берёз.
Как много я их перевидел,
Но краше нигде не нашёл,
Российских берёзок обитель,
Вдоль краешков маленьких сёл.
Весёлых... в весенних нарядах,
Печальных... с осенней листвой,
В монашеских белых окладах,
Несущих душевный покой.
Сердечность шукшинских белянок,
Вдоль пыльных алтайских дорог,
Дороже синайских смуглянок,
Растущих средь "райских чертог".
А в мире нет слаще напитка,
Чем чистый берёзовый сок,
С которым встречали в калитках,
Нас мамы из дальних дорог.

Пусть скажут поэты - банально,
Глагольный и пафосный слог,
Пусть пишут они... гениально,
А я написал... как дал Бог.


10. Песня старого дуба               

Я вгрызаюсь в землю корнями,
Чтоб налиться жизненной силою.
Устремляюсь стволом корявым
Прямо к чистому небу синему.
Узловатые ветки-пальцы,
Протянул я в разные стороны...
Пусть меня не считают красавцем,
Только жить - это очень здорово!

Миллионы зелёных листьев
Рождены моей силой могучею.
Летом будут они веселиться,
А потом сброшу их пёстрой кучею.
Продремлю я суровую зиму,
Вновь оденусь листвою новою...
Пусть меня не считают счастливым,
Только жить - это очень здорово!

Моё семя - янтарные жёлуди -
Разбросал я по всем окрестностям.
Хоть сыночки мои ещё молоды,
Скоро станут дубами крепкими.
Пусть пройдут и жару, и холод,
Пусть познают борьбу суровую...
Ничего, что я сам не молод,
Только жить - это очень здорово!
http://stihi.ru/2010/05/17/6215

11 With purity and badness 
               
…А я не знаю, кто меня завёл
В тот дикий лес, где страх ручьём струится,
Где даже воздух  сумрачен и зол
И старых клёнов свирепеют лица.
Деревья смрадной жижею болот 
За что в меня? – не знаю, но плевали,
И думалось, что ненависть живёт
В их сморщенных ухмылках цвета стали.
И в цепкой густоте сухих ветвей
Я зависала, будто в паутине.
Ручей шипел: «Убей её, убей!»,
И клён тащил за волосы к трясине.
И я уже не чаяла уйти
Назад в свой мир: к реке, цветам и полю,
И сердце билось бешено в груди,
И выпорхнуло бабочкой на волю…
И вот теперь я между них живу.
В ответ на зло их согреваю светом,
И превращаю в бабочек листву               
Опавшую. И возвращаю лето. 

12. Пейзаж
               

Спокойно ль море иль сердито,
Не спит оно, не знает сна.
Стоит дремотою обвита
Седая пьяная сосна.

Как-будто хмель сосновых шишек
Способен заглушить сполна
Боль от потерь. Шумит всё тише
Неугомонная волна.

Шипящим шёпотом пророчит
Сосне зачахнуть от тоски,
Где под корнями дни и ночи
Ползут прибрежные пески.

Они не спят, всегда в движеньи,
Лишь только видимый покой.
Луна упала на колени
С разбега в сумрачный прибой.

Кто на виду, кто незаметен,
Но всем своя стезя дана...
Жизнь потихоньку тянет бредень,
И сеть полна.
.

13  Ивушка 

   Распустила зелёные косы,
   Изогнула просительно стан.
   Виновато смущённая носит
   Пышный, в ёлочку, сарафан.

   То молчит, то качая ветвями,
   Что-то нежное шепчет воде.
   Или, просто, любуясь кудрями
   Неспокойна осенней беде..?

   Не грусти желтоглазая ива,
   Будешь также весною красива.

               

14. Можжевельник               

Настежь окна,
шире ставни, -
хвоя сбросила нательник!
Можжевеловый кустарник
новых ждет прикосновений;
древовидной бородою
расстилается в пространстве
капель, срощенных водою
в окуляр протуберанцев.

Серебристые  ресницы
распадаются в чешуйки.
Кольца, вязанные спицей,
солнце мылятся пожулькать.
Игловерчены в мутовках,
ошаманены в камланьях -
кипарисовые мавки
бьются в окна,
ломят ставни.
.

15. Я сижу на дереве.

Я сижу на дереве на широкой ветке,
словно птица крупная выпорхнув из клетки,
надо мною выгнулось солнце коромыслом
и горбушкой вкусною радуга повисла.

Дождик собирается сполоснуть поляну,
скоро он расправится с пылью да и с нами,
а внизу под деревом у альпийской горки
квакают лягушки голосами звонкими.

Ящерица пестрая промелькнула шустро,
подавилась зёрнышком в зарослях кукушка,
курицы соседские роют в песке ямы,
я сижу на дереве с садовыми щипцами.

Ветер вдруг по веточкам пробежался лихо,
облачко нахмурилось, сразу всё затихло,
капли вмиг зацокали по зеленым листьям,
хорошо на дереве, но спускаюсь вниз я…


16. Так запросто оставил поцелуй   

Так запросто оставил поцелуй
Последний луч на желтых листьях древа.
Им не уснуть теперь,они дрожат
На ветках так несмело...

Их дождь аквамариновой слезою,
Умыть готовится пред вечным сном,
Листвы осколками  холодный ветер,
Заклеит древний холм...

Истлеет тело осени,-листва,
Смешается с землею,
Канет в вечность.
А небеса,как-будто покровА
Для дивных снов,
глядящих в бесконечность.


17. Ореху.
               
Мудрый орех нас прохладой встречает
Зовёт нас под крону зайти посидеть
Как старых друзей он своих привечает
Приятно  таких друзей мне иметь

Я сколько живу здесь, орех этот помню
Ему, уже точно, все лет шестьдесят
А, он, также молод, ведёт себя скромно
Орехи свои раздаёт всем подряд

Наверно приятно, вот так, бескорыстно
Давать, что имеешь и наград не просить
Я не думаю вовсе, что имеет он мысли
Потребовать что-то и с меня получить

Он растёт потихоньку, наш орех, предлагая
Плоды свои людям все без остатка
Под сень свою, всех нас, свою приглашая
Кроной качая, просто так, для порядка

Люблю я стоять с ним, его ствол обнимая
Люблю его силу, на себя примерять
Свои беды рассказывать, будто он понимая
Мне сможет советы какие-то дать

Спасибо тебе, мой орех, друг-товарищ
За то, что ты есть, за то, что такой
Ты подольше живи. Ты меня понимаешь
А я постараюсь быть рядом с тобой.


18.. Древо памяти.               

На древе памяти твоей
Разбей цветущий сад.
И мысленно печаль навей
На шустрый рой цикад.

Не отпускай счастливых дней
Одних в суровый мир.
Улыбкой ласковой согрей
Всех тех, кого простил.

И древо памяти твоей
Распустит сотни роз.
И корни пустит средь людей,
К которым ты прирос.


19.Разговор с вязом

Я уже однажды уходила,
И однажды возвращалась вновь.
Сквозь века неведомая сила
Строила основу из основ.

Мир духовный и телесный связан.
Наш уход и встреча - дежа вю...
Только крепким одиноким вязам
Я шепну тихонечко: "Живу!"

Шелест векового исполина
Поселил сумятицу во мне:
"На земле вся жизнь проходит мимо,
Ты готовься к жизни в вышине".



20.О душе

Душа моя прочь отлетела
Искать себе в вечности дом,
Два ангела – черный и белый  -
Решают,  где вить ей гнездо.

Вы думали, в облачной вате
Душе воздвигают чертог?
Но ей,  словно птице  крылатой,
Не нужен лепной потолок.

Летать ей и  вправо и влево
И быть у других  на виду, -
Затем  и отводится  древо
Душе в  светлом  райском саду.

Небесных служителей – двое,
А выбор нелегкий один:
Вот  черный предложит -  «Секвойя!»-
А белый  - «Индийский  жасмин!»

И  спор начинают сначала,
Чтоб выполнить службу свою…
Душа моя кружит устало
В безбрежном зеленом раю,

И вот для решенья вопроса
Сама предлагает уже, -
«Пусть будет родная береза
Одна она мне по душе, -

Хочу в январях и июлях
К березе домой прилетать…»
Два ангела переглянулись
И громко вздохнули, - «Опять!»

21. НЕ улетишь.

Хочется на волю? Отпускаю.
 Двери настежь, можешь - улети.
 Разыщи себе на небе стаю
 белокрылых перелетных птиц.

 Кочевые. По закону крови,
 вечно - то на север, то на юг,
 избегая холодов суровых,
 чертят идеально ровный круг.

 И такой же снежной, с черной меткой
 птицей ты себя вообразишь,
 кинешь в море медную монетку
 и, закрыв глаза, почти взлетишь.

 Но не улетаешь, корни держат,
 ветви вместе скручены чудно.
 День за днем, настойчиво и нежно
 я в тебе пророс давным -давно.

22. Ива
 
Полюбовавшись осени размахом,
покинул сквер
немолодой уже поэт.
Сошёл по лестнице к пруду.
Тоска!
Стальная бляха
едва-едва отпихивает свет.
Ужасно скучно!
Вдруг…
О Боже! Эта ива!..
Как выразительно склонилась голова
к воде.
Как женственно, трагично. Как красиво!..
И будто в страхе содрогается листва.
Подумалось: гипотеза права –
твердя, что, как и люди, дерева
имеют души.
И эта ива – так же, как и мы –
трепещет в ожидании зимы…

«Не смерть! Всего лишь сон, - страдать не надо!..» -
он улыбнулся ей и ветреным юнцом
взлетел, почти не запыхавшись,
на крыльцо.
А ива, задыхаясь от прохлады
и ужаса,
смотрела за корягу,
где закачалось вновь под лёгкой рябью
утопленницы бледное лицо…

23.   "С претензией на гениальность"
  Однажды наши стихи осыпятся -
Верлибры клёнов, сонеты ясеней,
Уронят рифмы осины осипшие,
Закружатся строки элегий липовых,
Земля покроется вязью вязовой.

Написано мною с лихвой, но я
Готова как все облететь однажды...
А мне объясняют, что я-то - хвойная!
И, пусть не могу тягаться с секвойями,
Иголкам моим стихопад не страшен.

У Лукоморья сосна кудрявая
И тис-поручик пусть потеснятся.
Вольготно ветки мои расправлены.
У кабака пошумлю на славу я
С рязанской елью в разгульном танце.

Мне в мартобре рядом с кедром выситься!
Колоть цитатами всех в запале.
Краснейте робко, рябины-завистницы!
Но вдруг понимаю... что я-то - лиственница...
С досады желтею.
И осыпаюсь.

24.    Тополя
               
 Ах, что же я?
  Да что же я!
  В окне маячат тополя.
  Вздыхают, кронами шурша.
  Им невдомёк моя душа -
  надежд, печалей колыбель.
  Но двери сорваны с петель,
  и разудалая листва
  прядёт кудели озорства.

  Я не бесцельна. Боже мой!
  Мне просто хочется самой
  постичь биение Земли.
  Потехи ради, славы ли?
  Познать обыденности суть.
  Так что же я? - Трепещет грудь.
  Она волнений, смут полна.
  А я, наверно, влюблена.


25..  Яблоня               

Волосы русые ветром взъерошены.
Взгляд ускользающий, искоса брошенный.
Хрупкая девушка в утреннем зареве.
Разве такою ее не видали вы?

И не скиталица, и не затворница.
В платьишке белом – вчерашняя школьница.
Голосом звонким сливаясь с прохладою,
Птиц поднебесных бесчисленных радует.

Стелется запах вдоль тонкого кружева.
Если не ветер, то кто тебе суженый?
За осторожною хрупкостью пальчиков
Ахи девичьи смущают заманчиво.

Кто тебя выдумал? Чья ты избранница?
Видишь, на жёрдочке день зачинается?
Соки бегут. Наливается кожица.
Жаль, что ты выросла, бывшая школьница.
______________________________________

Ники авторов выше опубликованных текстов. Они стали известны в последнюю очередь, поскольку конкурс анонимный.

1…Балубыб «Euonymus verrucosa (Бересклет бородавчатый) 
2…Соловушка 2   «Вечер притаился» ..
3…Дёмина Татьяна Вл. «Триумф»
4…Алекс Амур  « Прорастаем»  …
5.   Маргарита Бахарева « Дерево»
6.   Елена Севрюгина3 «Два дуба» 
7. . Тимофей Бондаренко «Осина.  Проклятое дерево»..
8.   Тихий ветер «О липе»….
9. .. Виктор Стрельцов «Березки»….
10.. Полякова Любовь Аркадьевна «Песня старого дуба"…
11   Татьяна Партина «With purity and badness»   
12. Владимир Волков «Пейзаж»
13.  Лора Круг «Ивушка»
14  . Башмакофъ «Можжевельник»
15.   Осенняя женщина «Я сижу на дереве»
16.   Наталья Гурина «Так запросто оставил поцелуй»
17.   Юрий Кожанов «Ореху»
18.   Ванесса Винд «Древо памяти
19.   Ольга Клён «Разговор с вязом»
 20    Елена Сурина «О душе»
 21    Лев Сыроежин «Не улетишь»
 22    Лев Леонтьев «Ива»
 23    Братислава «С претензией на гениальность
 24    Настя Каменская «Тополя»
 25.   Гражданин России  «Яблоня».


Рецензии
"Если конкурсы следуют один за другим, то это уже не событие, а рутина. "
- не думаю.
Рутина - это для организаторов.
А для тех, кто хочет обкатать свои стихи - наоборот, интересных конкурсов мало и они слишком долго тянутся.
.
"Мысль про литературную учёбу приходиться отметать, как несостоятельную"
"Люди тут, в основном, взрослые, не хотят учиться, а хотят жениться"
В основном - да.
Я вовсе не питаю иллюзий.
Но, как говорят преподаватели, в любой группе, при общем убогом уровне всегда находятся несколько человек, которые желают учиться и учатся. Ради них не грех и стараться что-то дать.
.
И в этом аспекте - грех сваливать только на участников.
Здесь вина и арбитров. Часто неквалифицированных. Часто просто не умеющих и не желающих что-то объяснять и в чем-то убежджать. И сами не желающие подвигаться и учиться чему-либо.
А на сайте арбитр - это как правило "первый среди равных", а не непогрешимый утес.
(да даже вполне успешный стихоплет - отнюдь не всегда хороший критик)
И вина организаторов, не умеющих установить правила для арбитров и настоять на их выполнении.
Везде процветает безответственность арбитров.
Упорное отмалчивание в ответ на кажущиеся неудобными вопросы. Даже невзирая на прописанное правилах и просьбы организаторов.
Постоянные претензии арбитров на непогрешимость, часто поддерживаемые организаторами.
.
В таких условиях забронзовение арбитров и скатывание конкурсов в приятельски-вкусовой междусобойчик неизбежно.
Законы психологии...
Вот балык - давно в такое болото превратился.
.
И тщеславие арбитров - не в жадности на баллы, а в претензиях на непогрешимость, на единственносистинность своей имхи, на парение на недосягаемой высоте над участниками.
.
И отказ большинства арбитров от дискуссий по существу, и педалирование вопросов политеса со стороны участников - прямые дети этих самых претензий...
.
По идее, с точки зрения научения чему-то наилучшим видом конкурса был бы - конкурс-семинар с обсуждениями и полемикой. И между арбитрами в том числе...
.
Но обсуждение - это неизбежно - разные точки зрения, разные высказывания. И конечно же конфликты. И временами выплескивание за политесные рамки.
И это - пугает и арбитров (и организаторов, боящихся растерять мимозных арбитров и читателей).
Хотя, если бы арбитр с самого начала сумел настроиться на всего лишь "из первых среди равных". На готовность свое мнение аргументировать и отстаивать...
То и конфликты не были бы столь болезненными. И обсуждения намного более полезными.
.
Кстати, расхожая ошибка многих - думать, что отзывы и полемику читают и воспринимают только двое. Даже если автор (или арбитр) невменяем - кто-то вменяемый среди публики все же есть. И кому-то отзывы и полемика можгут пойти на пользу.
Если конечно, это будет касаться содержательной стороны, а не сводиться в абстрактной ругани и выяснению кто там насколько вежливо выражался.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   14.11.2012 22:28     Заявить о нарушении
Наконец нашёл свой пароль. Вернулся. Читаю. Есть возможность ответить, но не знаю, что и ответить, Тимофей. Ушёл от темы.
Отношения читателей и арбитров на Стихире для меня очевидны. Дилетант на дилетанте сидит и дилетанта попинывает.

Сергей Декабрёв   28.04.2015 20:24   Заявить о нарушении
Поздравляю с возвращением. А то гадал - куда Вы запропастились...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   29.04.2015 00:49   Заявить о нарушении
А запропастился я в Ашота Шарова. Вы с ним тоже знакомы))

Сергей Декабрёв   29.04.2015 10:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.