Платонический эпос Сизифа
Кому адресован проект?
Проект может быть интересен каждому, кто хоть однажды задумывался о смысле возникновения, существования и развития. Ввиду академической направленности проект адресован, прежде всего, Президиумам и президентам Академий, директорам и ректорам академических научно-исследовательских и учебных институтов и университетов, любым обществам, организациям культурного характера, совместным российско-греческим институциям, предприятиям, посольствам и министерствам, правительствам, президентам государств и коронованным особам.
Философия знания как мост в будущее
В 2013 году исполнится 2400 лет Академии Платона, давно ставшей прообразом всех академий Мира, первые из которых возникли еще в эпоху Возрождения. В связи со столь знаменательным событием, особенно ввиду приближающихся 2500-летия Геродота и 2600-летия Пифагора, отнюдь не праздным представляется вопрос о знании вообще и академическом знании в особенности.
Сегодня, когда научно-технический прогресс достиг небывалых высот, создаётся впечатление, что мир вечных и бесконечных в своей сущности платоновских идей, как основа духовного роста, оказался почти забытым. Прагматизм, цинизм, нигилизм, потребительское хищничество давно стали нормой жизни. Общечеловеческие ценности в эпоху тотальной демократизации и гуманизма давно превратились в штампы, используемые преимущественно в карьеристских целях.
Явный перевес научно-технического развития в ущерб эстетическому и этическому совершенствованию заставляет задуматься о целесообразности такого существования в свете прогнозируемых футурологических перспектив. Можно констатировать, имея в виду бесконечность смыслового становления, что учение Платона об идеях, сам дух его Академии не только остаются актуальными в культурной сокровищнице человечества, но позволяют по-новому воспринять и оценить то, что кажется привычным и устоявшимся. Рутина стереотипов никогда не была катализатором развития.
Необходимость нового взгляда на книгу
Лавинообразные потоки информации в современном мире, издательский бум наводят на мысль о том, что книга, как феномен культуры, тоже может быть пересмотрена в плане перспектив своего развития. Ясно одно, что писать и издавать новые книги в духе старых представлений о них в условиях интеллектуального кризиса недопустимо.
Вот почему грядущий юбилей Академии Платона предоставляет уникальный шанс сказать новое слово о том, что остается значимым и непреходящим во все времена, а также обозначить перспективы дальнейшего научного, художественного и философского осмысления как главного инструмента познания.
Видение культурной перспективы
Ниже приводятся названия и краткие описания десяти проектов, осуществляемых в русле футуристической реформации, посвященной 2400-летию Академии Платона. Все эти десять проектов объединены общим названием долгосрочного проекта «Академизм и искусствознание в XXI веке», утвержденного в 2007 году президентом Российской Академии художеств в рамках подготовки празднования 250-летия РАХ.
Каждый из десяти проектов не зависит от других и представляет собой единство теоретической и практической составляющих – книги и соответствующих мероприятий, которые могут быть проведены на ее основе. К последним относятся выставки, круглые столы, чтения, конференции. Это – в идеале предполагаемый максимум.
В действительности практическая составляющая в любом из проектов может быть представлена в малой степени, а то и вообще отсутствовать из-за недостатка средств и организационных сложностей. Главным по каждому из проектов остаётся подготовка и издание соответствующей книги, значение которой не исчерпывается самим фактом юбилея Академии Платона, но сохраняется на длительную перспективу.
Десять беспрецедентных книг
1. «Искусство Запредельного. Художественная визуализация отвлеченных идей». В книге даётся обоснование эстетической ценности идей, а в более широком смысле науки вообще. Описываются способы художественной (образной) интерпретации рациональных конструкций – определений, суждений, теорий. Книга служит пониманию взаимосвязей искусства и науки, чувственного и рационального в человеке.
2. «Искусство философии. Субстанциальные основы красоты». После неоднократного ниспровержения привычных ценностей, после экстремистских тенденций эстетики постмодернизма, ввиду тяготения современной философии к рационалистической схоластике со всеми признаками начетничества и казуистики, особую остроту приобретает вопрос о красоте и ее субстанциальных основах. В книге проводится параллель между искусством и философией как спонтанной трансформацией мысли в образ, что приближает к пониманию эстетической ценности философии.
3. «Миссия художника. Творчество как связующее звено земного и вселенского». В этой книге речь идет о миссионерском характере творчества, об ответственности художника перед собой, обществом, о его творческом монологе перед Вечностью как метафорой непреходящего и неизъяснимого. Книга имеет два посвящения: 2400-летию Академии Платона и 170-летию Альфреда Нобеля. Одна из номинаций Нобелевской премии, впоследствии ставшая Премией Мира, по завещанию изобретателя, ученого, предпринимателя предназначалась за выдающиеся достижения в области философии, открывающие перед человечеством перспективы небывалого интеллектуального и духовного роста.
4. «Творчество идей. Мифологическая персонификация как художественное бессмертие». В книге опровергается распространенный стереотип о противопоставлении реальности и мифа, проводится обоснование двух ипостасей реального – фактической и мифической. Миф, таким образом, оказывается атрибутом реальности. Человек творческий – тоже миф. Мифологическая персонификация художника как преодоление пространственно-временной и смысловой ограниченности.
5. «Универсалии Духа. Художественная концептуализация представлений о вечном». Концептуализм рассматривается как эстетический и философский феномен, вводятся структурные понятия, имеющие этическое значение. Описываются способы систематизации представлений о вечном.
6. «Вселенная как Алтарь. Нобелевская пропедевтика философии». Вселенная постулируется как безграничная арена творческого служения, как святыня – единство материального и духовного. Анализируются представления о яйце в аспекте философии реконструкции земного Рая – гармонического сосуществования человечества и природы. Книга является предварением к философии в духе Альфреда Нобеля. Может быть использована для подготовки вводного курса лекций по философии в свете новых идей платонизма.
7. «Вселенная как Алтарь. Нобелевские лекции по философии». Дальнейшее развитие, расширение и углубление идей предыдущей книги. Является основополагающим – своего рода эталонным – курсом лекций по философии, рассматриваемой как единство искусства, науки, мудрости и откровения.
8. «Пятьдесят нобелевских лекций о Мире для европейских университетов». Как известно, лауреаты Нобелевских премий выступают с лекциями – каждый по своему предмету. Эта книга написана так, как будто каждая лекция в ней – детище нобелевского лауреата. Среди этих лекций одни можно отнести к физической науке, другие к литературе, какую-то часть к философии, и т. д. Суть всех лекций в том, чтобы показать, какой может быть новая философия знаний о Мире в условиях глобализации.
9. «Творчество как развоплощение». Обычно принято считать творчество способом самоутверждения, карьерного роста, стяжания материальных благ. Это так, если рассматривать творца как личность. В надличностном и сверхличностном плане творчество есть стремление за пределы какой-либо ограниченности, а потому оно – развоплощение, то есть отказ от стяжательства и самоотдача ради качественного скачка в будущее.
10. «Универсалии Духа. Эстетика, этика и метафизика существования». В книге реальность и сама жизнь рассматриваются как бесконечное становление смысла. С этих позиций вопрос о смысле жизни сводится к пониманию смысла в единстве с его отрицанием. В частности, любая книга одновременно является и антикнигой, то есть в ней может говориться о том, что остается за пределами ее содержания.
Особенности книг к 2400-летию Академии Платона
Каждая из книг не исчерпывается своим фактом написания и выхода в свет, как не исчерпывается и учение об объективных идеях. Тематика книг такова, что позволяет в любой момент внести новый смысловой прибавочный элемент. Иначе говоря, названные книги можно рассматривать как развивающиеся организмы или метафоры разрабатываемых месторождений полезных ископаемых.
Книги имеют хорошие издательские перспективы – прибыльность, престиж обладания лицензией на издание, новые возможности и сферы влияния. По этой причине объявляется аукционная интернет-продажа различных форм лицензий на издание книг, а также различных форм правообладания электронными макетами книг.
Все книги на двух языках – русском и английском. Планируемый в первом приближении (1-е издание) объем каждой книги не более 150 страниц, включая тексты и иллюстрации. Объем обусловлен наличием соответствующих средств на предпечатную подготовку. Минимальный объем любой из книг – 50 страниц.
Важную роль в книгах играют иллюстрации. В зависимости от практических мероприятий, о которых говорилось выше, каждая книга может быть проиллюстрирована произведениями от одного до нескольких десятков художников. Такие моменты решаются оперативно в период работы над книгами.
Так как содержание книг достаточно отвлеченно, то простого репродуцирования произведений в них недостаточно. Поэтому наряду с простыми репродукциями в книгах будут помещены соответствующие космические проекции, выполненные в духе стилистики задействованных в книгах художников.
Возможны, таким образом, три основных варианта иллюстрирования книг: произведениями многих художников; произведениями 3-5 художников; каждая книга иллюстрируется произведениями только одного художника; все книги иллюстрируются произведениями одного художника.
Концептуальный интерес представляют два последних варианта. Произведения десяти ведущих мировых художников, каждый из которых задействован в одной книге, могут надолго определить эстетические предпочтения в связи с новыми идеями философии.
Особый случай – когда все десять книг иллюстрируются произведениями одного художника. Ясно, что масштабностью личности он должен быть сравним с Платоном. Таким художником может стать, например, президент авторитетной Академии, всемирно признанный и уважаемый мастер, сочетающий в себе глубину традиций мирового искусства и стилистическую широту художественных личных предпочтений.
В этом исключительном случае целесообразно все десять книг собрать под одной обложкой, сделав их главами фундаментальной единой книги, объем которой не должен превышать 500 страниц. Если, к примеру, каждая глава займет 20 страниц текста (на двух языках) и 5 страниц иллюстраций, то общий объем книги составит 250 страниц.
Конечно, можно издать любую из книг, равно как и все вместе в виде единой основополагающей книги, вообще без иллюстраций, да еще на газетной бумаге. Но кто захочет взять такую книгу в руки и раскрыть ее для душевного путешествия? Именно поданные в концептуальном ключе иллюстрации призваны навести мосты между философией и способами ее образного восприятия.
Александр Сизиф
директор Института футуристических исследований
Свидетельство о публикации №112110901031