Геральдические размышления
Набор ассоциаций:
Из Иосифа Бродского («Литовский дивертисмент»):
Драконоборческий Егорий,
копьё в горниле аллегорий
утратив, сохранил досель
коня и меч, и повсеместно
в Литве преследует он честно
другим не видимую цель.
Кого он, стиснув меч в ладони,
решил настичь? Предмет погони
скрыт за пределами герба.
Кого? Язычника? Гяура?
Не весь ли мир? Тогда не дура
была у Витовта губа.
Опять из Иосифа Бродского («Пятая годовщина»):
Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот.
Но в стену гвоздь не вбит и огород не полот.
Там, грубо говоря, великий план запорот.
Опять же из Иосифа Бродского («Представление»):
То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачку катит,
обливаясь щедрым недрам в масть кристальными слезами.
И за смертною чертою, лунным светом залитою,
челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою.
Знать, надолго хватит жил
тех, кто головы сложил.
Из Филиппа Шкулева (1868–1930) - слова известной песни:
Мы – кузнецы, и дух наш молод
Куём мы счастия ключи!
Вздымайся выше, тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи!
Мы светлый путь куем народу,
Мы счастье родине куем...
И за желанную свободу
Мы все боролись и умрем, умрем, умрем.
Из диалога с политиками:
- А что случилось с лодкой?
- Она - утонула...
Просто цитата из самого себя (с отсылом к произведениям В.Пелевина):
Ты словесами о народе
не прикрывайся, дорогой,
пока гуляет на свободе
собака с пятою ногой.
Все мысли наши – настоящи,
вещественны, как ни крути,
пока Альцгеймер не утащит,
нас повстречавши на пути.
Чего нам, умным, жить мешает?
Чего нам колет иль свербит?
Башка ль шарами не вращает
или с похмелия болит?
Теперь то, что могло бы быть взято из архивов журнала «Огонёк»
(неопубликованные материалы):
...Разбирая старые магнитофонные записи, доставшиеся мне как бы в
«наследство» от моего покойного близкого друга, я наткнулся на, ещё даже не
кассету, а бобину с лентой (!) – на ней была карандашная пометка: «Ю.Визбор,
концерт ...». Текст сильно стёрся, и о том, что следовало за словом «концерт»
можно было только догадываться. Скорее всего, это было название города, где
состоялся концерт и год записи. От года можно было понять только две первые
цифры «19...», которые и так были очевидны, а короткое же название города было
смазано в самом своём начале: «...ань». Можно было только догадываться, что
это был за город: «Казань», «Рязань», «Назрань» ? А может это была и «Тюмень»,
так как в букве «а» у меня тоже не было уверенности.
Запись концерта была весьма некачественной, голос Юрия Визбора с трудом
узнавался сквозь шум и хрипы плохой техники того времени. Он пел одну за одной
обычные свои песни, перемежая их, как обычно он делал на всех своих концертах,
длинными рассказами о том, о сём. Неожиданно одна из песен пошла безо всякого
словесного предисловия, и она мне показалась совсем незнакомой – я никогда и
нигде не её слышал. Я взял бумагу и ручку и старательно как только мог переписал
её слова. Но не всё мне было понятно, и поэтому в тексте были поначалу пропуски
как отдельных слов, так и целых строчек, но после многоразового прослушивания
мне удалось, как я думаю, восстановить почти всё. То, что я получил таким образом,
оставляло странное впечатление. Это была не обычная для Визбора «песня-репортаж»,
а, скорее, «песня-размышление» на довольно странную тему. Он как бы размышляет,
каков есть СЕЙЧАС и каким МОГ БЫ БЫТЬ герб нашей страны. Куплеты один за одним
нанизывают на единую смысловую нить множество разных «знаковых» слов того времени.
Собирая и перебирая разные предметы, он смотрит на них как на «геральдические
символы» времени, и не то, чтобы сам размышляет, а, скорее, побуждает к
размышлению своего слушателя.
Сначала мне показалось странным окончание песни. Что это за «сабля»? Кто
такой «Олежка» (ошибки здесь нет - имя звучит отчётливо)? Только потом я
догадался, что этот куплет отсылал слушателя к известному в шестидесятых годах
кинофильму «Шумный день» - люди старшего поколения хорошо помнят этот фильм, в
котором молодой тогда актёр Олег Табаков играл одну из своих первых ролей.
Там совсем юный киногерой Олега Табакова, подросток с максималистским характером,
в запале семейной ссоры не смог вынести того, что сестра выплеснула за окно его
рыбок из аквариума, как наказание за пролитые на её полированный стол чернила.
(«Чернила», «чернильница» - вспомните, как давно это было!) Это его любимые
рыбки, он выбегает на улицу, но – поздно: рыбок уже доедают дворовые кошки.
Безысходная горечь и возмущение захлёстывают чувства подростка. Он уже не владеет
собой, он вбегает в квартиру, хватает висящую на стене саблю своего деда-будёновца
и отчаянно принимается «рубать» ею всю полированную мебель в квартире. Критика
того времени видела в этом поступке «протест против мещанского быта» и «вещизма»
и хвалила киногероя О.Табакова за «верность идеалам».
Однако самое большое удивление вызывает последний куплет песни. Разве только
случайным совпадением можно назвать упоминание о «домах» и о «лодке» в контексте
того времени? Тем более, если предположить, что концерт состоялся-таки именно в
Рязани? Скорее всего, мы здесь имеем дело если не с простой случайностью, то
тогда с тем «предвидением», всегда свойственным талантливой творческой личности,
которая только силою своего таланта способна так отчетливо рассмотреть в своём
«настоящем» времени признаки уже формирующегося «будущего».
Итак, послушаем же саму песню:
Ты посмотри на столб свой пограничный
с той стороны, куда сверкает герб.
Подумай в этот миг об очень личном -
чего милее: «молот» или «серп».
В гербе колосья лентами увиты,
над шариком земным заря встаёт,
а поле без серпа стоит забыто,
и кузница закрыта «на учёт».
Скрутивши шею «птичке двоеглавой»,
преемника которой не сыскать,
решили мы, что для грядущей славы
державе надо символ подыскать.
Куда нас только время не водило -
под конницей притоптана трава,
и вот уже и «свечка» и «кадило»
утоплены в бассейне «Москва».
Так подберём покрепче идеалы,
от «опия» чтоб мысли уберечь,
чтоб «хлеба» было вдоволь, вдоволь «сала»,
к охране приспособлен «щит» и «меч».
В чукотской тундре нефти – небогато,
а золото – лишь фиксою во рту.
Ну, чем не символ «тачка» и «лопата»,
которыми мы грызли мерзлоту?
На сопках на маньчжурских «добровольцем»,
дождём осядет «лагерная пыль».
У нас же, «забайкальских комсомольцев»,
любимый символ «кирка» и «костыль».
Не трожь, Олежка, дедушкину саблю,
мозги – не мебель: их не порубать.
Всего нам ближе символ – это «грабли»,
на них мы не устанем наступать.
Хотим жить тихо – только бы не сдуло,
но не выходит – новость нас нашла:
дома – взорвались,
лодка – утонула,
обед наш – съели,
наша жизнь – прошла.
2009
Свидетельство о публикации №112110706893
Читаю Вас с удовольствием...Рада знакомству.
Мила Щербакова 06.07.2013 10:30 Заявить о нарушении
А оценку "злободневность" я не разделяю, так как к оной никак не стремился, так как не отношу себя к "борцам", оставаясь "наблюдателем" и "констататором".
Владимир Ал 08.07.2013 01:34 Заявить о нарушении