Узбекистанские стихи
посвящаю эти стихи
1
Если смотреть на крыло самолета,
летящего со скоростью вращения Земли
с востока на запад
над розовым перламутром облаков
в океане нескончаемого рассвета,
кажется, что летишь назад,
упрямо пятясь от надвигающегося завтра,
и узкая память,
умевшая только ползать в расщелинах календаря,
расширяется подобно новорожденной вселенной,
готовой заполнить собой
любую пустыню,
ну будто бы каждый волос
откинутой головы
привязан к Узбекистану,
ко стрелам его тимуридов,
летящим со скоростью солнца
в объятия тетивы,
а время навеки устало
нести послушанье часов.
И медлит его неуклонность,
в наклоне крыла замирая,
и я возвращусь, улетая,
в ташкентский густой листопляс
на шелковых реках проспектов,
вскипающих белою сталью,
наверное, в розовой пене
в рассветный, все длящийся, час.
И долго, к перилам балкона
прилипнув в высотобоязни,
все буду учиться у Саши
от гор отличать облака,
чтоб после на старой канатке,
геройски зубами не лязгнув,
от дикого запаха яблок
пьянеть и ногами болтать.
2
Вершины присолены снегом,
до дна проморожен ручей,
в камнях и колючках затерян,
валяется посох ничей.
Огромные тени достанут
до дальнего склона рукой,
и легкие воздух студеный
без вдоха заполнит собой.
Распадки плывут, как аккорды.
Под ложечку вложен ландшафт.
Три тысячи метров свободы –
органным клавиром в ушах.
Пейзажи то лунны, то рунны,
то беглы, как росчерк пера…
О, счастье, о угольный ворон,
сверкнувший изнанкой крыла!
И лезвием, горизонтально
метнувшись под охнувший взор,
зеленая плоскость литая
в подошвы вонзается гор.
И так изумительно ломок
прорезанный кисточкой край,
как будто бы буйство объемов
смиряет седой Хокусай.
Она зелена до безумья
непролитой каплей одной…
…Озерная высь водосбора.
В барашках смятенья покой.
3.
Спускаясь, по солнцу кружа высоту,
как горстку орехов, катаю во рту
шершавые слоги из тюркских имен,
из тюркских имен, необъятных времен.
Себе в утешенье гужу и твержу,
считалку, а может, уже ворожу.
Когда зазубрю я ее наизусть,
снимусь – и обратно. Снимусь и вернусь.
Раз –
слепИт ЧарвакА бирюза
в ладонях Тянь-Шаня.
Два –
от ЧинАра ЧирчИк
несет ее вниз.
Три –
ею полнЫ
Анхор, Буржар, и все чаши ташкентских фонтанов,
и даже Леночкины глаза,
когда она смотрит ввысь.
4
А из экспресса «Афросиаб» - Ах! -
сквозь все чудеса дизайна
ослики при седоках и арбах
считаются безымянно.
На пути в Самарканд
в черных барашках склоны.
Перевал на скорости 200
еле челюсти успел свести.
В серебристом вагоне
кочующая мадонна
кормит маленького Тимура,
миндалинки глаз опустив.
Над вокзальной площадью
имя мое высится на плакате.
До смерти славы боюсь,
но эта – завидна.
Как скорА на востоке дружба –
три слова, и вы уже братья.
Я в сердце империи,
лёгшей
от Босфора до Инда.
Вожатые сетуют: солнце сегодня в дымке.
Но у купола Гур-Эмира – к чему еще солнце?
Так вот где ты лег, жестокий и непобедимый,
хромой наследник великого Македонца.
За веком век, в песок, из песка – Регистаном –
средневековый расцвет. Маяки минаретов
клОнятся, но не падают,
как чинары старые,
растущие
по шестьсот лет.
Северный варвар, в три цветка медресе впиваюсь.
Так вот где ты взял, поэт, на воина не похожий,
в классах, как в сотах, густевшую мудрости сладость,
чтобы язык свой острый в книги вложить, как в ножны…
А уж в голубых изразцах голубеет и кровь моя.
И вплывать мне в подвальную лавку наследной принцессой Европы.
Купцы там поют-заливаются в три соловья,
ну, а нам поглядеть – как купить, и скупаю все скопом.
…И, доверху гружён, Афросиаб
вернет меня в Ташкент провинциальный,
и маленькой горошиной стручка
я докачусь до площади вокзальной
с тугой, как свиток, памятью зрачка,
где подъем над Сиабом
в 26 веков высотой
золотой олень стережет,
обращенный в змея,
и пасутся утки
у колодца с живой водой,
и гроба пророков растут,
как фисташки, зрея.
Я читаю память
справа налево.
Огласовываю ее,
как арабские письмена.
Мы вернемся с Сашей.
Нас встретит Лена.
И молоденький месяц
в раме западного окна.
5
Откормлена до ямок на щеках
(зачем кормить где воздух сам питает?)
Я кажется, я все-таки летаю,
витаю в этих днях, как в облаках.
Меня ведут на поводке заботы,
меня катают в белых «шевроле»…
Я питерскую привезла погоду,
я лифт сломала, отключила воду,
я по ночам мотаюсь на метле,
а древний навигатор мой негодный
родной квартал не узнает, когда темно, -
по мне розга исплакалась давно,
и на уроке йоги принародно
я ниже пола падаю бревном…
Но Лена хвалит: «вот балетная фигура»,
а Саша, молча проглотив микстуру,
всего лишь в наш походный ритуал
добавит рапорт: «Галю принял – Галю сдал».
С рук на руки летаю – Саша - Лена –
и наслаждаюсь добровольным пленом:
Возьмите ваш Париж со всем Шенгеном,
оставьте мне Ташкент с Амир-Темуром,
Юнус-Абад, одиннадцатый квартал!
6
Как на вечере у Лейлы,
в красоте – что твой музей,
где распахнуты все двери
или вовсе нет дверей,
вечеряли-вечерели
шесть прожорливых гостей.
Сто светильников приветных
засветились в унисон,
и гитара, как ракетка,
заметалась над столом,
эта русская гитара,
вечно русская гитара
за армянским пирогом.
Мне казалось (сладко помню)
с каждым отпитым глотком,
что кучу я в Вавилоне,
пусть с дорожным рюкзаком,
пусть с дорожным, неотложным
за плечами рюкзаком.
Мне казалось – право слово,
не поймете, в чем тут связь, -
что сюда, в тупик Толстого,
того самого Толстого,
вся богема собралась.
Вся ташкентская «тусовка»
без различия корней,
с русским ладом семиструнным,
с русским складом всех речей.
Было дружно, было шумно,
пили быстро, пели просто…
И стоял в дверях Высоцкий
в водолазочке своей.
Уезжаю-улетаю,
покидаю сладкий дом,
машет Лейла золотая
мне восточным рукавом.
Нас сто семьдесят узбеков
понесется в час ночной
над бескрайней, над великой,
неразумною страной.
………………………..
Пушкин, Пушкин, стой на острой,
дальней площади своей.
Стой как сослан, стой как остров,
стой, как ростры кораблей.
7
Пора забыть верблюжий этот гам...
Анна Ахматова
Пора забыть об улице Жуковской,
и хоть бы вечен был тот дом и гам –
кириллицы мемориальных досок
не удержать отпущенным векам.
Она еще ложится, дотлевая
строкой многоязыкости былой,
на стекла привокзального трамвая,
за крепостной бегущего стеной.
Но уж беззвучны ей и безразличны
глаза реклам и голоса витрин,
и свежий атлас уличных табличек,
и букварей поспешная латынь.
Встают под длань воскресшего Тимура
громады стен, как за ночь проросли,
и площадь Pushkin медленным аллюром
уносит вдаль проспект Mustaqillik.
Над сквером Кауфмана явен конский топот.
Пора признать, пора махнуть рукой:
колониальной маленькой Европы
ничей орел не стережет покой.
И только иглы «боингов», гружённых
верблюжьим изобилием людским,
над миражами русских гарнизонов
сшивают карты порванной куски.
8
Все стою я в улочке саманной,
к теплой глине ухо приложив…
Где-то далеко коран Омана
в строгой неподвижности лежит.
Где-то старая чинара верит,
вся в листве от неба до корней,
что Всевышний с первых дней творенья
по сей день заботится о ней.
Лишь толкни незапертые двери –
и за ними розы и лоза,
будто кто-то вел меня все время,
по сей миг, с повязкой на глазах.
Слышу, как подсказанное слово,
помню, как подслушанный мотив:
где-то близко, в медресе, слепого
учит зрячий не сходить с пути.
Тихий понедельник. Новолунье.
Детских ног в ущельце топоток.
Напоследок, Господи, даруй мне
этих снов еще один глоток.
9 (петербургское, аватарское)
Лазурь небес устала черпать высь.
Октябрь последний расточает дар свой.
Чахоточные легкие листвы
закатный луч просвечивает насквозь.
Ждет Петербург явления зимы,
ветвей чугунных напрягая оси.
Я пролетела, может, полземли,
чтоб вовсе не кончалась эта осень.
В просвете узком жмутся облака.
Лазурь небес они хранить устали.
Скудеет воздух, хмурится закат.
Еще светло в моем Узбекистане.
Еще светло, и может, взмыв с листа,
пока я сплю над пятой чашкой кофе,
мой юный, мой раскосый Аватар
ташкентский листопад вплетает в косу.
Пусть памяти моей обузит круг
чугунных лет тупая костоломня –
объятие его лазурных рук,
пока я сплю, все сохранит, что помню:
… стволы века считающих чинар
… саманных улиц под гору сбеганье
… и девочек, метущих тротуар
в осенний день с улыбкой расставанья.
Лежит луна в протянутой руке
узбекскою лепешкой на ладони…
Тебя я вижу, голубой Ташкент,
во всю раскосость глаз его бездонных.
14 октября – 4 ноября 2012
Ташкент - Петербург
Свидетельство о публикации №112110410948
Владимир Марфин 21.09.2019 15:08 Заявить о нарушении