О творчестве Андрея Блинова

«ВАЖНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В СЕРДЦЕ»
(О творчестве Андрея Блинова)

Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих гибких линий.

                (М.Волошин)

                Сознательно эпиграфом к статье о нашем земляке мы выбрали строки М. Волошина, который выделяет (при анализе палитры русских икон) три основных тона: красный, синий и желтый. Это деление цветов сделано поэтом согласно «теории цветов» Гете.

      Читая стихи Андрея Блинова, наблюдаем интересный процесс восприятия окружающего мира, ландшафта, натуры – их преображения. Строки этого автора свидетельствуют о «победе» цвета над линией и объединяют душу человека и явления вселенной в единое целое. Цветовое и графическое воплощение пейзажа мы находим в  них.  А как складывался мир  реальности для жителя из города Рыбницы?  Прочтем несколько строк из  автобиографии:               

     «Я родился в 1964 году в России, в том же году родители приехали в Молдавию. В 1993 году со мной произошло несчастье, в результате чего я остался без ног. Пережитый смертельный опыт ясно показал мне, что жизнь после смерти не заканчивается. Хорошо об этом сказал свт. Игнатий Брянчанинов: «Смерть - это рождение в вечность». После того, как я это понял, осознал, прочувствовал, мне стало страшно: как дальше жить? зачем жить и что «нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную»? Вот то состояние, в котором проходит моя нынешняя жизнь, со всеми её ошибками, проблемами, удачами и неудачами. Этим духом пронизано моё маленькое творчество».

И дом мой, и сердце открыты для всех,
Уставших от жизненных драм.
Кому не до смеха и разных утех,
И плачется по вечерам.    («Тет-а-тет»)

       Эти слова созвучны мысли, записанной когда-то Антуан де Сент-Экзюпери: «Истина это не то, что можно доказать. Истина это то, чего нельзя избежать». Истинным смыслом жизни для этого человека стали мужество и творчество, путь к свету:    

Бесполезно, сердцу вопреки,
Строить цепи мёртвых предложений.
Я за то, чтоб красота строки,
Как заря весною у реки,
Радовала ясно. Без сомнений. («Муза»)

       Говоря о смысле поэзии, мы различаем неповторимое содержание конкретного стихотворения, с одной стороны, и содержание  большой темы, которую мы обозначили так - «Важней всего погода в сердце…», с другой стороны. Она так или иначе присутствует в каждом из 25 произведений, взятых нами для анализа.

        Автор спрашивает, глядя в небо, на  белые облака: «Что, скажите, нашло на меня?» И сам отвечает, что хочется добиться в душе того, что есть в природе: чистоты  белого цвета, что включает в себя все остальные оттенки и «…скука прячется умело// Под разноцветные зонты, // Точнее – зло конкретное – мы сами // И хочется  отмыться добела…». («Зима, плюс восемь»). А потом « кружиться до истомы, //Под белый этот снегопад…» («Снегопад»). Всё это сменит «Зимний дождь навеет что-то, Вечно-новое своё!» («Зимний дождь»).  «И взамен бессмысленной хандре, // Сказочно-волнующей метелью…» окажется «Мой город в серебре» («Метель»). Полутона пейзажа сменяются легкими красками внутреннего монолога героя: «Я всё забываю, душа моя белая,
Как вишня, в апреле цветёт…» («Дух дышит, где хочет... Ев. от Иоанна»).

         Перечитывая поэтические тексты Андрея Блинова, можно отметить следующие метафорические значения тонов. Красный  соответствует всему земному, синий – воздуху, желтый – солнечному свету. Красный обозначает  тело человека – плоть, кровь, страсть.

Жарко. Небо потеет
И две тысячи лет
Пот кровавый алеет,
Предвещая рассвет.        («Жара»)

Скажу душе при всякой непогоде:
Достойное приемлю по грехам! («Достойное приемлю по грехам!»)

Слёзы неба – дождём на стекле
Или поле вон, с красными маками,
Капли Бога, на память земле… («Слезы неба»)

             А вот у синего, холодного есть масса оттенков: голубых, небесных, даже серых. В них дух, мысль, бесконечность, высокое неведомое, и лишь в одной строчке автор скажет:  «Высокое небо вчера, // Сегодня значительнониже…». («Февральские дуют ветра»). Отрывает человек глаза от бытовых забот,  «заставляя сердца о небесномвздыхать («Облака»). И читатель вместе с ним переживает самые тонкие и глубокие чувства:
Пью я синее небо глазами…
С расцветающими берегами,
И мечта так ясна и близка…  («Свежий ветер»)

 И в этом полете мечты «Из груди в синеву сердце вырватьсяхочет» («Облака»), но кому-то очень грустно без любимой: «Сырое небо плачет надо мною, // Я целый день сегодня без тебя! (« Солнечная девочка»). Вполне естественно его обращение к высшим силам:

А, если вновь затянут тучи
Мой цвет любимый, голубой,
Пошли мне, Боже, сверху лучик («Лучик»).

               Сам образ луча у каждого из нас связан с теплым, желтым цветом, метафорический смысл которого  – свет, воля, самосознание, даже царственность.  Думы поэта о любви, о самом светлом: «И любовь, как немое кино,// Не покрылась туманами пыли».  («Улыбаются солнышку дети»). Он собирается долго и счастливо жить в этом мире: «Может я, изменив одиночеству,// Что-то светлое вам напишу». («Вышло солнышко»). И вдруг смена настроений и по контрасту: «На душе – «девятый вал»… //Взгляды серыелюдей».         («Туман»)
        Но надежда никогда не умирает, среди событий торопливых хочется «Всего лишь светлых пять минут!»:

А мне бы пятнышко луча,
Что по утрам любовь рисует
Послушной ангельской рукой,
И молча душу мне целует,
Весёлый лучик золотой…
Среди событий торопливых… («Лучик»)

Где будет всё: и домик над рекою,
И солнечная девочка моя! («Солнечная девочка»)

         В следующих строках поэт как бы обводит линиями разбросанные им красочные мазки, и пейзаж обретает вполне законченные контуры.

И, если есть печаль какая,
Всё забывается с грозой,
И вот, душа уже другая,
Ей легче дышится весной! («Гроза»)

        Надеюсь, прочитанные фрагменты оставят в душе каждого читателя немного тепла. Краски имеют не только отношение к «натуре», различным формам существования воды: дождь, снег, туман, слезы, гроза.  Они  самостоятельны: важно не то, как выглядит цвет предмета в действительности, а то, что стремится сказать художник людям своей строгой палитрой: белый,  вбирающий и красный, и синий, и желтый.

                Средоточием поэзии  служит то чувство, которое можно определить как стремление к душевному простору, так критик Киреевский писал о  Н.Языкове, а мы попробовали сквозь эту формулу пропустить стихи Андрея Блинова. При самых разнородных предметах лира  и Н.Языкова, и А. Блинова навсегда останется верной своему главному тону – метафоричности, образности мысли: «И будет ночь моих стихотворений,//
Всего лишь ночь, а в сердце - целый год». («Затмение» А. Блинова)

     В человеческой судьбе бывают не только серые, но и черные полосы, и тогда с лирическим героем вместе даже небо плачет:

Врут всё люди, привычка прескверная,
Волчьей стаей на одного,
Так надёжней, удобней, наверное, …
Хоть и больно, да  ничего…  («Слезы неба»)

 Но это сильный, настоящий мужской характер. И душа его скажет: «Я видел, как глаза любили, // Неповторимо, просто так…» («Снегопад»). И ты пробуешь себя изменить, «чтобы дух воцарился над телом». («Улыбаются солнышку дети»). Пройдя через все времена года и жизни человека: «Среди трёх блуждая сосен, // Очутился в октябре. // И с тобой сидела осень, // На скамейке, во дворе…».  («Туман»)

Трактовка, употребление фразеологизмов, как  и цветовой гаммы – особенность стиля именно Андрея Блинова.

    Все стихи его, вместе взятые, кажутся искрами одного огня, блестящими отрывками чьей-то судьбы. Данная статья – это попытка передать глубокий смысл стихов, их задумчивость и драматизм, лиричность и трагизм,  а также возможность выказать уважение, понимание, сопереживание и благодарность поэту, стремление понять, какими художественными средствами он переливает в строки  эмоции, в ритмы размышления о себе и других людях.     «И этот мир ещё прекрасен,// И существует благодать!» («Лучик»).

 Кабанюк Л.П.


АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА АНДРЕЯ БЛИНОВА НА САЙТЕ СТИХИ.РУ:
http://www.stihi.ru/avtor/byrevezstni


Рецензии