Премудрость Иисуса Христа. Библиотека Наг-Хаммади

        После его воскресения из мёртвых, двенадцать его учеников и семь женщин продолжали быть последователями его, придя в Галилею к подножию горы, названной Божественностью И Радостью. Когда же они собрались вместе и были научены Подлежащей Реальности Вселенной и Замыслу, и Святому Провидению, и Силе Властей, и всему, о чём Спаситель говорил с ними, касаясь Тайны Святого Замысла, явился Спаситель - и не в своей предыдущей форме, но в качестве Невидимого Духа. И его Образ напоминал Великого Ангела Света. Но этого его Подобия я не вправе описывать. Ни одна смертная плоть не может узнать об этом, но только чистая, совершенная плоть, подобная той, о которой он учил нас на горе, названной в Галилее Оливковой.
        И он сказал: "Мир вам, мой мир я даю вам!". И убоялись они. Но Спаситель засмеялся и сказал им: "О чём вы думаете? Недоумеваете ли (от чего-то)? Что изучаете?"
        Филипп сказал: "Предвечную Реальность Вселенной и Замысел".
        Спаситель сказал им: "Я хочу, чтобы вы знали о том, что все люди, рождающиеся на Земле от сотворения мира по сей день, будут унижены, пока они не узнают о Боге, о том, кто Он и что Ему любо, пока не найдут Его. Ныне мудрейшие среди них разглагольствуют о законах мироздания и его движении. Но их рассуждения не основаны на истине. Поскольку всеми философами сказано, что Закон направлен по трём путям, то они и не согласны (?). Некоторые из них говорят о мире, что он направляется самим собою. Другие - что Провидение направляет его. Третьи - что Судьба. Но - ни то, ни другое, ни третье. Опять же, из тех трёх голосов, что упомянуты мною только что, нет истинного, ибо все они - от человека. Но я, пришедший из Бесконечного Света, я здесь - ибо я знаю его (Свет) - что я мог сказать вам о детальной природе Истины. Ибо нечто, вышедшее само из себя, суть Выделившаяся Жизнь, она же суть Само-Порождённая. Провидение не имеет мудрости в ней. И Судьба не имеет. Но вам дано знать об этом. И кто бы ни был достоин гнозиса - получит (его тот), кто был порождён не через нечистое соприкосновение, но Первым, Кто Был Послан, ибо он бессмертный в сердцевине смертных людей".
        Матфей же сказал ему: "Господи, никто не может найти Истину, кроме как через тебя. Поэтому научи нас Истине".
        Спаситель сказал: "Тот, Кто Есть - несказанен. Ни Принцип не знал Его, ни Власть, ни Подчинение, и ни одна тварь от сотворения мира по сей день, кроме него одного, но (знал Его) каждый, кому он хочет дать Откровение через того, кто от Первого Света. Отныне я - Великий Спаситель. Ибо Он бессмертен и вечен. Ныне Он вечен, не будучи рождённым, ибо всякий рождённый умрёт. Он - Непорождённый, не имеющий начала. Ибо всякий, имеющий начало, имеет и конец. Поскольку никто не правит Им, у Него нет имени; ибо всякий, у кого  есть имя, суть творение другого.
        (Берлинский Папирус 8502,3  84, 13-17 добавляет: Он безымянен. У Него нет человеческой формы; ибо всякий, у кого есть человеческая форма, суть творение другого.)
        И у Него есть Подобие Его самого - не такое, какое вы видели и получили, но странное Подобие, окружающее все вещи и которое лучше Вселенной. Оно смотрит во все стороны и видит себя из себя же. Поскольку оно бесконечно, то Он - вечно непостижим. Он нерушим и не подобен (чему-либо). Он неизменно добр. Он безупречен. Он вечен. Он благословен. Тогда как Он не познан, Он всегда знает сам себя. Он неизмерим. Он бесследен. Он совершенен, не имея изъяна. Он нерушимо священен. Он назван Отцом Вселенной.
        Филипп же сказал: "Господи, как же тогда он явился Совершенным?"
        Совершенный Спаситель сказал ему: "Прежде, чем видимо что-либо из тех, что видимы, в нём - Величество и Власть, ведь он объемлет Целое Царство, тогда как его ничто не объемлет. Ибо он - весь Разум. И он - Мысль, и Рассмотрение, и Рациональность, и Сила. Они все - равные Силы. Они - Источники Всеобщностей. И их Целая Раса от первого до последнего (представителя) была в Предвидении его, (того самого) Бесконечного, Непорождённого Отца".
        Фома сказал ему: "Господи, Спаситель, почему же они начали быть и почему они были явлены?"
        Совершенный Спаситель сказал: "Я изошёл из Бесконечного, чтобы поведать тебе обо всём. Дух, Который Есть был родителем, у которого была Сила Родителя и Природа Дающего Форму, чтобы Великое Изобилие, бывшее сокрытым в нём, могло быть явлено. Из-за милосердия его и его любви он желал выделить из себя Плод, чтобы не мог он один наслаждаться его добротой, но (чтобы) прочие Духи Непоколебимого Поколения могли выделить Тело и Плод, Славу и Честь в нерушимости и бесконечной милости его, чтобы его Сокровище могло быть явлено Само-Порождённым Богом, отцом всякой Нетленности и тех, что начали быть впоследствии. Но они всё ещё не стали видимыми. Ныне же между Нерушимостями есть великая разница".
        Он воззвал, говоря: "Имеющий уши слышать о Бесконечностях, да услышит!" и "Я обращался к тем, кто пробудился". Он, всё ещё продолжая, сказал: "Всё, пришедшее из бренного, погибнет, ибо оно пришло из бренного. Но что бы ни пришло из Нетленности - не гибнет, но становится нетленным. Так, многих людей ввели в заблуждение, потому что не узнали они этой разницы, и умерли они".
        Мария же сказала ему: "Господи, тогда как же мы узнаем её?" Совершенный Спаситель сказал: "Придите от невидимого к концу (всего) видимого, и сама Эманация Мысли явит вам, как вера во всём невидимом обнаружилась в тех, что видимы, тех, что принадлежат Непорождённому Отцу. Имеющий уши слышать, да услышит!
        Господь Вселенной назван не Отцом, но Праотцом, Началом тех, что явятся, но он (Господь) - Безначальный Праотец. Глядя внутрь себя в Зеркало, Он явился, напоминая самого себя, но Его Подобие явилось как Божественный Само-Отец и (как) Предстоятель над Предстоящими, Первый Сущий Непорождённый Отец. Он, в самом деле, одного возраста со Светом, что прежде него, но он не равен ему по силе.
        И впоследствии было явлено Целое Множество Предстоящих Само-Порождённых, равных по возрасту и Силе, будучи в Славе (и) без числа, чья Раса названа Поколением, Над Которым Нет Царства от того, в ком вы сами появились от этих людей. А это Целое Множество, Над Которым Нет Царства, названо Сыновьями Непорождённого Отца, Бога, Спасителя, Сына Божия, чьё Подобие - с вами. Ныне же он - Непознаваемый, полный вечно-нетленной Славы и несказанной Радости. Они покоятся в нём, вечно радуясь несказанной радостью в его неизменной Славе и безмерном Ликовании. О нём (неодуш.!) никогда не слышали и не знали среди всех Эонов и их Миров до сего дня".
        Матфей же сказал ему: "Господи, Спаситель, как же был явлен Человек?"
        Совершенный Спаситель сказал: "Я хочу, чтобы вы знали, что тот, кто явился в Бесконечности прежде Вселенной - Само-Возросший, Само-Сочлененный Отец, будучи полным Сияющего Света и Несказанным - в Начале, когда решил Он обзавестись своим Подобием, ставшим Великой Силой, то немедленно Принцип (или начало) этого Света появился как Бессмертный Андрогинный Человек, чтобы через этого Бессмертного Андрогинного Человека они могли достичь своего спасения и очнуться от забвения через Истолкователя, который был послан, который с вами до Конца (Эры) Нищеты Разбойников.
        А его (этого Человека) супруга - Великая София, которая изначально была предназначена ему для союза Само-Порождённым Отцом от Бессмертного Человека, появившегося как Первый (Человек), и Божественность, и Царство, ибо Отец, названный "Человеком, Само-Отцом", явил его (неодуш.). И он сотворил Великий Эон, чьё имя - Огдоада (Восьмерица), ради своего собственного Величества.
        Ему была дана великая власть, и правил он над Творением Нищеты. Он сотворил Богов и Ангелов, (и) Архангелов, мириады без числа в качестве свиты, от этого Света и Троемужеского Духа, который [...] от Софии, его супруги. Ибо от него (неодуш.) Бог основал Божественность и Царство. Поэтому его назвали Богом Богов и Царём Царей.
        Внутри Первого Человека был его неповторимый Разум и Мысль - как будто он и есть она сама - и Расчётливость, Размышление, Рациональность, Сила. Все эти сущие атрибуты совершенны и бессмертны. По отношению к Силе они различны, подобно разнице между Отцом и Сыном, (а также Сыном) и Мыслью, и Мыслью и Остатком. Как я уже говорил, среди того, что было сотворено, Монада - первая.
        А после всего, всё, что было явлено, появилось из его Силы. А из того, что было сотворено, появилось всё, что было украшено. А из того, что было украшено, появилось то, что было сформировано. Из того же, что было сформировано - то, что было поименовано. Так появилась разница между Непорождёнными от начала до конца".
        Тогда Варфоломей сказал ему: "Каким же (образом) он был обрисован в Евангелии как Человек и Сын Человеческий? И далее, к кому из них относился сей Сын?"
        Святой (Человек) сказал ему: "Я хочу, чтобы ты знал, что Первый Человек назван Родителем, Само-Усовершенствованным Разумом. Он задумал с Великой Софией, его супругой, и явил своего Перворожденного, Андрогинного Сына. Его мужское имя обозначено (как) "Прародитель, Сын Божий", а его женское имя (как) Прародительница София, Мать Вселенной". Некоторые зовут её Любовью. Ныне же Перворожденный назван Христом. Так как его власть - от Отца его, он создал множество Ангелов без числа в качестве свиты от Духа и Света".
        Его ученики сказали ему: "Господи, поведай же нам о том, кто назван Человеком, чтобы  мы также могли точно знать (о) его Славе". Совершенный Спаситель сказал: "Имеющий уши, чтобы слышать, да услышит. Первый Родитель, Отец назван Адамом, Оком Света, поскольку он пришёл из Сияющего Света, а его Святые Ангелы, несказанные (и) незатенённые, всегда ликуют радостно в Отражении их, которое получили они от Отца своего. Целое Царство Сына Человеческого, названного Сыном Божиим, полно несказанной и незатенённой радости и неизменного ликования, (они) радуются его Нерушимой Славе, о которой как ничего не было слышно вплоть до сего дня, так не было известно и в Эонах, пришедших впоследствии, и их Мирам. Я же пришёл из Само-Порождённого и Первого Бесконечного Света, чтобы суметь открыть вам всё".
        Опять же, сказали его ученики: "Поведай нам честно, как они снизошли из Невидимостей, из (Области) Бессмертного, в Мир, который умирает?"
        Совершенный Спаситель сказал: "Сын Человеческий, согласный с Софией, её Супруг, и явил Великий Андрогинный Свет. Его мужское имя обозначало Спасителя, Родителя Всех Вещей. Его женское имя обозначало Все-Порождающую Софию. Некоторые зовут её Пистис (Софией).
        "Все, кто приходят в мир, подобные Частичке Света, посланы им в Мир Всемогущего, так чтобы они могли быть защищены им. И оковы его забвения ограничивают его волею Софии, чтобы материя могла быть явлена через него на весь мир в оскудении, касаясь его (Всемогущего) высокомерия, ослепления и Неведения, которым он и был наречён. Но я пришёл из Вышележащих Мест волею Великого Света, я, избавившийся от этих уз. Я разрубил Труды Разбойников. Я пробудил Частичку, что была послана Софией, чтобы она могла давать через меня больше плодов, и быть совершенной, и не стать снова повреждённой, но быть воссоединённой через меня, Великого Спасителя, чтобы её Слава могла быть проявлена, чтобы София могла также быть осуждена относительно этого повреждения, чтобы её Сыновья не смогли бы снова стать повреждёнными, но смогли бы добиться почёта и славы и вознестись к своему Отцу, и познать откровение Мужского Света. И вы были посланы Сыном, который [в свою очередь] был послан, чтобы вы могли получить Свет и уйти от Забвения Властей. И чтобы она благодаря вам не проявилась снова, эта помеха нечистоты, исходящая из Ужасного Огня, изошедшего из их плотской части [и] следующая прямо за их злобным намерением.
        Тогда Фома сказал ему: "Господь, Спаситель, сколь же много Эонов из тех, которые превосходят Небеса?"
        Совершенный Спаситель ответил: "Я хвалю вас, ибо вы спрашиваете о Великих Эонах во имя ваших Покровов в Бесконечном....
        (Далее мы делаем вставку из Берлинского папируса 8502.3, т.к. в НХ III,4 не читаются  две страницы:  Теперь, когда те, о ком я объяснял вам раньше, были раскрыты, Само-Рождённый Отец очень вскоре сотворил Двенадцать Эонов в качестве свиты для Двенадцати Ангелов. Все они являются совершенными и добрыми. Так в Женском (Начале) и проявилось повреждение.)
    ...И он (Фома?) спросил его: "Сколь же много Эонов Бессмертных выделилось из Беспредельности?"
        Совершенный Спаситель ответил: "Кто в состоянии слышать, тот да услышит. Первый Эон - тот самый Сын Человеческий, который назван Перворожденным, Спасителем, который проявился. Второй Эон относится к Человеку, названному Адамом, Оком Света. Тот, кто охватывает их, суть Эон Надлежащий, который не является Царством, Эон Вечного Бесконечного Бога, Само-Рождённого Эона, объемлющего все Эоны внутри него, Эон Бессмертных, который я описывал раньше, Эон, расположенный над Седьмым Небом, эманировавшем из Софии, которая (в свою очередь) является Первым Эоном.
        Тотчас же Бессмертный Человек проявил Эоны, и Силы, и Царства, и дал власть всем, кто проявился в нём, для того, чтобы они смогли проявлять страсти свои вплоть до последних вещей, находящихся над Хаосом. Ибо они пребывают в согласии друг с другом, и [они] проявили всякое Великолепие, даже из Духа, Множество Светов, пребывающих в Славе, коим нет числа. Они были названы изначально Первым, и [Вторым], и [Третьим]. Первый (Эон) назван Единством И Покоем. Каждый из них имеет собственное имя, так и [Третий] Эон был обозначен как Собрание от Великого Множества, что проявилось (как): В одном и раскрылось Множество. Тогда же, поскольку это Множество собирается и приходит к Единству, мы назвали его (т.е. Множество) Собранием Восьми. Оно проявлено как андрогинное и было названо отчасти как Мужское, отчасти как Женское. Мужское названо Собранием, тогда как Женское названо Жизнью, что можно объяснить тем, что именно из Женского Начала изошла Жизнь всех Эонов. И каждое имя было получено, начиная с самого Начала.
        Ибо из его слияния с его Мыслью очень скоро проявились Силы, названные Богами, и Боги Богов из их Мудрости проявили Богов, и [эти Боги] из своей Мудрости проявили Господ, и Господа Господ из своих Мыслей проявили других Господ, и эти Господа из своей Силы явили Архангелов, и Архангелы из своих Слов проявили Ангелов. Из них же явились Подобия, со Строением, и Формой, и Именем для всех Эонов и их Миров.
        И Бессмертные, которых я только что описал, все имеют Власть от Бессмертного Человека, названного Безмолвием, поскольку всё её (Власти?) собственное Величество совершенствовалось через Безмолвное Отражение. Ибо с тех пор, как Нерушимости получили Власть, каждая из них сотворила Великое Царство в Восьмом Эоне, а также Престолы, и Храмы, и Небосводы для их собственных Величий. Ибо все они проявились волею Матери Вселенной.
        Тогда Святые Апостолы спросили его: "Господи, Спаситель, поведай нам о тех, кто пребывает в Эонах, ибо пришло время спросить с них".
        Совершенный Спаситель сказал: "Если вы спросите о чём угодно, я отвечу вам. Они создали Множества Ангелов, мириады без числа, для Свиты и Славы их. Они сотворили Девственных Духов, Несказанных и Неизменных Света. Ибо нет у них ни болезней, ни слабостей, но есть воля. (Берл. Папирус 8502.3 гл. 115 добавляет здесь:  И мгновенно они начали быть.)
        Так быстро были созданы Эоны в Небесах и Небосводы в Славе Бессмертного Человека и Софии, его Сизигии (т.е. Супруги): (это суть) площадь, из которой [вышли] каждый Эон и каждый Мир. А те, что пришли впоследствии, взяли их как образец для сотворения их Подобия в Небесах Хаоса и в их Мирах. И все Сущности, начавшие быть из проявления Хаоса, пребывают в Свете, что светит без тени, и в Радости неописуемой, и в абсолютном Ликовании. Они всегда восхищаются сами собой в силу своей Незыблемой Славы и Безмерного Покоя, который не может быть описан среди всех Эонов, последовавших позже, а также всех их Сил. Ныне же всё, что я только что сказал вам, - это что вы могли бы сиять Светом даже большим, чем все эти Сущности.
        Мария же спросила его: "Святый Господи, откуда же пришли твои ученики и куда они идут, и что они будут делать там?"
        Совершенный Спаситель сказал им: "Я хочу, чтобы вы знали, что [есть] София, Мать Вселенной и её Супруг, заставляемый ею побудить их к существованию без её мужа (!). Однако волею Отца Вселенной, чья невообразимая Божественность могла бы быть явлена, [он] сотворил Покров между Бессмертными и теми, что пришли после, чтобы последовательность могла следовать...
    (Далее не читается страница текста, и мы делаем большую вставку из Берл. Папируса 8502.3, гл. 118: ... (могла следовать во) всякий Эон и Хаос - тот, в котором могло проявиться повреждение Женского Начала, и могло бы случиться так, чтобы Ошибка стала бороться с нею. И они стали Покровом Духа. Из этих Эонов свыше, Эманации Света - как я уже сказал - частичка Света и Духа снизошли в Низшие Области Всемогущего в Хаосе, чтобы их Шаблонные Формы смогли проявиться из этой Частички в качестве наказания для него (?) как Протоархонт, названный Иалдабаоф'ом. Эта Частичка эманировала их Шаблонные Формы через Дыхание как Живую Душу. Она была [однако] увядшей и она дремала в неведении души. Когда же стала она горячей от Дыхания Великого Света Мужского Принципа и обрела Мысль, то Имена обрели все, обитающие в мире Хаоса, и все вещи, пребывающие в нём благодаря Бессмертному, когда вдохнули в него Дыхание. Но когда всё это волею Матери Софии случилось - для того, чтобы Бессмертный Человек смог собрать вместе Покровы для осуждения разбойников - тогда он призвал Дуновение этого Дыхания, но с тех пор, как он стал душевно-подобным, он был не способен взять себе эту Силу до тех пор, пока не исполнится Число Хаоса, то есть пока не исполнится время, отведённое Великим Ангелом.
        Теперь я поведал вам о Бессмертном Человеке и разрубил узы его оков. Я разбил Врата Уныния в их присутствии. Я унизил их злобные намерения, и все они были посрамлены и вознеслись выше своего неведения. В силу этого, когда я пришёл сюда, чтобы они могли объединиться с Духом и Дыханием...)
    ... и могли бы из двух сделаться одним, подобно тому, как (это было) сперва, чтобы и вы смогли приносить больше плодов и взойти к Тому, Кто Сущий от Начала, в Несказанную Радость, и Славу, и Честь, и Великолепие Отца Вселенной.
        Далее, кто бы ни познал Отца в полноте Гнозиса, (он) будет вознесён к Отцу и упокоится в Нерождённом Отце. Но кто бы ни познал его неверно, (тот) будет помещён в Повреждённые [Области] и в Остаток Восьмого [Эона]. И теперь кто бы ни познал Бессмертный Дух Света в Безмолвии, посредством Отражения и Согласия в Истине, пусть он принесёт мне Символы Невидимого, и (да) станет он Светом в Духе Безмолвия! Кто бы ни познал Сына Человеческого в Познании и Любви, пусть принесёт он мне Символ Сына Человеческого, чтобы смог  он вознестись к [соответствующим] Местам Восьмого Эона.
        Смотрите, я открыл вам имя Совершенного, всю волю Матери Святых Ангелов, которую здесь может исполнить Множество Мужских Сущностей, кои смогут появиться в Эонах, Беспредельности и те, что пришли, чтобы пребывать в непостижимом богатстве Великого Невидимого Духа, чтобы все они могли взять от его Божественности, даже Изобилие их Остатков, которое не имеет Царства свыше. Я пришёл от Первого, который был послан, чтобы я смог открыть вам Того, кто изначально сущий, ведь в силу своего высокомерия Протоархонт и его Ангелы говорят о себе, что они - Боги. И я пришёл, чтобы забрать их из их слепоты, чтобы я смог поведать каждому о Боге, который превыше Вселенной.
        Следовательно, проходя над их могилами, унижая их злобные помыслы, сокрушаю [я] их иго и воскрешаю своё собственное. Я дал вам власть над всеми вещами, такими, как Сыновья Света, чтобы вы могли попирать их Силу своими ступнями.
        Таковы слова, сказанные благословенным Спасителем, а затем он покинул их. И все ученики его пребывали в великой радости в духе того дня. И ученики его начали проповедовать Евангелие Бога, Вечного, Нерушимого Духа. Аминь.
    София Иисуса.


Рецензии