Грусть
© Жорж Санд
***
И от чего мне грустно так?... До дрожи.
Коней своих пустил на самоход.
Не удержал, не смог однажды вожжи,
И налегке отправился в поход.
А нелегка была моя поклажа,
Но легче ль стало мне без ней? Отнюдь.
И понял - то была моя... пропажа.
И без неё мне стал опасен путь.
Забрался в дебри, не найти безлеска,
И без коней своих, среди зверей,
За каждым шепотом следил... и треском,
И шёл вперёд, не страшно, поскорей!
Не обращал внимания на раны,
Эх, поманил меня запретный плод.
С дороги глупым он казался... странным,
А в дебрях всё совсем наоборот.
Дошёл, и был доволен результатом -
Вкушал плоды, и чувствовал - моё!
Впервые вдруг услышал звук набата,
А после сразу как рычит зверьё.
И вдруг мне страшно, вспомнил о потере,
Спасали кони ведь меня всегда!...
Но стороной прошли и скрылись звери,
И понял всё я именно тогда.
И стало грустно мне до самых пяток,
И дрожь в коленях силой не унять,
Не от того ли, что душа распята?
Коней своих мне только вспоминать.
***
Свидетельство о публикации №112103106522
В твоём другом стихотворении меня так же сбил "бык", который всегда борется до смерти за свою жизнь, а у тебя он "никакой". Прости, может я резко, но буду заходить и вчитываться, буду стараться понять, помогай мне, объясняй.
С уважением, Татьяна. Заранее благодарна, что не оставляешь рецензии без ответа. Спасибо.
Татьяна Семеновская 01.11.2012 11:28 Заявить о нарушении
Ну, заменять не стану, ибо так и хотел:)
Что ж, я же говорил, в этом, видимо, мой минус - слишком завуалировано:(
Итак, постараюсь передать то, что имел ввиду.
Во-первых, в произведении видна относительная параллель темы "коней" с "привередливыми" конями В. С. Высоцкого со всеми вытекающими смыслами.
Далее детально.
Во второй строфе имеется ввиду, что лирический герой ехал на конях, затем, "потеряв управление", я отпустил их, а кони - это его знание, умения, навыки, его опыт, разум, сила, поводыри его жизни. Но без знаний прожить трудно, и стало опасно.
Свернув с "праведного" пути, очень трудно выбраться из "дебрей", третья и четвёртая строфы объясняют причину его "ухода" - запретный, манящий, красивый путь. Можно сравнить для удобства - когда отличник скатывается до алкоголика, когда успешный работник становится наркоманом, когда ученик начинает прогуливать школу и т. д. Но. перейдя черту, уже не оторваться. Начинаешь получать кайф ("...И чувствовал - моё!..."), наслаждаться мнимой свободой.
"...Впервые вдруг услышал звук набата..." - намёк, латентное напоминание как бы "со стороны" о том, что это неправильно.
"...А после сразу как рычит зверьё..." - Лирический герой не прислушался к набату, не изменился, не остановился, но тогда преградой ему становится последний рубеж - страх ("...И вдруг мне страшно...")
И он вспоминает о Знании, опыте, разуме. Но, уже поздно.
"...Но стороной прошли и скрылись звери,
И понял всё я именно тогда..." - Лирический герой понимает, что теперь он и сам такой зверь. А, став зверем, назад пути уже нет.
Последняя строфа, окольцовывая весь трагический смысл стихотворения, говорит о последнем воспоминании лирическим героем того "праведного пути", которым он ехал вперёд (возможно, к той же церкви, откуда слышался звук набата), последнем его Человеческом (в истинном значении этого слова) проявлении. Грусть - его последнее человеческое чувство, понимание своего фиаско.
Цитата Жоржа Санда намекает на причину этого фиаско - слабоволие, безответственность, не осознание высших человеческих ценностей Человеком.
Вот, как-то так. Спасибо ещё раз за рецензию, Тань. Мне очень приятно, что моё творчество интересует Вас. С уважением и теплом.
Тима Батырев 01.11.2012 18:36 Заявить о нарушении
Спасибо тебе. Это стоит дорогого, когда Автор не оставляет без внимания такие вот отзывы, как мой. Спасибо.
Татьяна Семеновская 01.11.2012 21:27 Заявить о нарушении