VII Арзамас при царе Михаиле Феодоровиче
Благоволение Царя к Арзамасу. Его дары собору. Основание Алексеевскаго монастыря. Жалованныя грамоты монастырям. Выездная слобода жалуется в вотчину Салтыкову. Участие Арзамаса в делах государственных. Арзамасские татары. Пожары. Троицкий Особный монастырь. Названия церквей ныне давно забытыя. Построение соборнаго храма в Спасском монастыре. Убогое убранство церквей того времени. Арзамасская церковная десятина. Писцовыя книги. Селения Арзамасскаго уезда, кому они принадлежали. Принесение чудотворной иконы Казанской иноком Даниилом. Прославление ея. Схи-игумень Феодосий.;Митрополит Корнилий. Протопоп Петр Иванов.
VII Арзамас при царе Михаиле Феодоровиче
VII Арзамас при царе Михаиле Феодоровиче
По дошедшим до нас письменным памятникам, Арзамас пользовался видимым благоволением Михаила Феодоровича, который в особенности заботился о духовных нуждах этого города, об умножении в нем народнаго благочестия и благолепия церковнаго, так например: он в сентябре 1628 года дал Воскресенскому собору свою царскую грамоту, список с которой хранится в соборе до ныне,[71] на владение полянами Осиновкой и Никифоровкой, а в 1641 г. еще полянкой Становою. В 1643 г., после пожара, истребившаго собор, пожертвовал в него серебряный вызолоченный украшенный с лицевой стороны сканной работой и жемчугом напрестольный крест. На кресте этом, доселе хранящемся в соборе, имеется следующая надпись: «Повелением великаго Государя, Царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея Руссии Самодержца и его благоверной царицы Евдокии Лукьяновны и благоверных чад сделан крест в Арзамасе в соборную церковь Воскресения Христова в лето ЗРНА». (7151 т. е. 1643 от Р. X.), Кроме того царем присланы были в собор Евангелие обложенное бархатом, с серебрянными Евангелистами, застежками и жучками, св. сосуды серебрянные и оловянные, разная другая утварь и много богослужебных книг.
«В 7142 году (1634) по указу Великаго Государя, Царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России, по грамоте из Новгородскаго приказу воеводе князю Никите Шаховскому указано построить в Арзамасе, на посаде, Царское богомолье, Новодевич монастырь Алексия человека Божия».[72]
Хотя и не видно того не из каких актов, но, не сомневаясь, можно сказать, что поводом к основанию этой обители послужило рождение наследника престола, впоследствии Благочестивейшаго царя Алексея Михайловича, в память рождения котораго и был посвящен этот монастырь имени его Ангела, пр. Алексия человека Божия.
Исполняя царское повеление, князь Шаховской построил две бревенчатыя Церкви, из которых главная четырехпрестольная была посвящена Казанской иконе Божией Матери, а правый предел ея пр. Алексию человеку Божию. Кроме церквей были построены колокольня и 30 деревянных келий. Все это было обнесено пластинной оградой, гороженной в столбы.
Царь Михаил Феодорович прислал в монастырь две храмовыя иконы: 1) Казанской Божией Матери и 2) преп. Михаила Малеина и Алексия человека Божия, ангелов своего и сына, наследника престола. Обе эти иконы до сего времени составляют священную достопримечательность монастыря.
В 1635 г. новою царскою грамотою, данною на имя Арзамасскаго воеводы Гавриила Андреевича Иванова определен штат монастыря положено в нем быть: игуменье и 29 старцам, священнику, диакону, дьячку, пономарю, сторожу и просвирне, и указано ежегодно отпускать им следующие жалованье: игуменье 3 рубля и 6 четвертей ржи и овса, священнику 5р. и 10 четвертей ржи и овса, диакону 3р. и 7 четвертей, дьячкам и сторожу по 1р. и по 3 четверти того и другого хлеба, просвирне по 1 рублю 6 алтын и 4 деньги, ржи и овса по 3 четверти. На церковное вино, свечи и ладан по 3р., а на просфоры по 2 четверти хлеба в год.[73]
1620 года 4 июля дана царская грамота, Николаевскому девичьему монастырю и на построение в нем церкви пожаловано царем десять рублей.[74]
Кроме того подтверждена грамота, данная этому монастырю в 1606 году царем Василием Шуйским, которою вместо денежнаго и хлебнаго оклада на содержание священно-церковно-служителей и на церковныя потребности монастыря, пожалована мельница на р. Теше, повыше села Кичанзина, как говорится в грамоте: «К Николе Чудотворцу, вместо руги, на собор дана мельница, большое колесо, на р. Теше… да у той же мельницы разчистки вверх по Соловейке, сена становится полтораста копен… даны Николе Чудотворцу, девича монастыря, на свечи, и на ладан, и на вино церковное»…
Отец Государя, патриарх Филарет Никитич подтвердил 19 июля 1619 года своим подписом несудимую грамоту, данную Арзамасскому Спасскому монастырю патриархом Иовом 15 марта 1604 года и также подтвержденную патриархом Гермогеном 9 февраля 1609 года. А потом в 1628 году дал монастырю вторую несудимую грамоту, за собственноручным своим подписом — при игумене Ионе…, которую впоследствии также подтвердили своими подписями еще два патриарха: «Смиренный Иоасаф Патриарх» и «Иосиф Патриарх».[75]
В 1635 году царь Михаил Феодорович пожаловал Выездную Слободу, что под городом Арзамасом, в вотчину боярину Борису Михайловичу Салтыкову за то, как гласит царская жалованная грамота, «что он против королевича Владислава, польских литовских, немецких людей и черкес стоял крепко на боях и на приступах бился не щадя головы своей и ни какия королевичевы прелести не прельстили его, многою свою службу и правду Московскому Государству показал, а будучи в осаде во всем оскудение и нужду терпел…».[76] Во владении рода Салтыковых село Выездная Слобода находилась почти 250 лет, когда, в силу манифеста от 19 февраля 1861 г. жители ея освободились от крепостной зависимости, а земли, леса и барский дом распроданы Салтыковыми в 1880 г.г. Должно заметить, что Салтыковы очень дорожили этой вотчиной, и по видимому, предпочитали ее всем другим.[77]
Но что было наградой и счастьем для Салтыковых, то было несчастьем для нескольких поколений жителей Выездной Слободы.
Горькой насмешкой звучало самое название села «Слобода» (от слова свобода), а жители ея — рабы, терпевшие не столько от господ, сколько от своего брата, управителей — бурмистров!.. Мы еще будем говорить об этом в следующих главах, теперь лишь скажем, что недаром немедленно по освобождении от крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. отпраздновав, это событие благодарственной молитвою, выездновцы в вечную об этом память слили колокол в 850 пудов.
В царствование Михаила Феодоровича Арзамасцы принимали участие и в делах общегосударственной важности. Например по словам историка С. М. Соловьева, когда на земском соборе в Москве предложен был вопрос: «принять Азов в подданство России или нет?» — Арзамасцы вместе со многими другими, просили «принять». В 1614 г. арзамасцы вместе с нижегородцами под предводительством Ивана Остренева ходили походом на низовые волжские города, на подмогу Шеину против поляков, выступили из Москвы князья Черкасский и Пожарский, в войске их было, между прочим, 220 человек арзамасских татар.[78]
Ныне татарских селений в Арзамасском уезде нет, но на основании приведенною известия были. Выше мы видели, что татары жили даже по близости к Арзамасу и мордва просила Иоана Грозною их удалить, что он и сделал. Есть предание, что татарския селения были на р. Акше. Самое название этой речки испорченное татарское слово «Ак-сау» — значит: белая река; в 8 верстах от Арзамаса на Акше доныне существует русское селение с татарским именем: Исупово. Стоящее на верховьях той же р. Акши село Ичалово, в 25 верстах от Арзамаса, ныне Ардатовскою уезда, даже находилось во владении князей Чегодаевых — татар принявших св. Крещение. Странным кажутся их имена: Семен Иванлеевич, Михаил Делкеевич, Никита Бараевич, Степан Ахметович.[79]
В 1640 годах Арзамас страдал от опустошительных пожаров, из которых жертвою одною сделался Воскресенский собор, а другой пожар уничтожил Николаевский монастырь. Но, благодаря тому, что все постройки были тогда деревянныя, а окрестности Арзамаса были покрыты прекрасными лесами, город вскоре обстраивался заново и с течением времени становился все больше и лучше.
К концу Михайлова царствования в Арзамасе, кроме Собора, который после пожара построен был весь из дубоваго дерева[80] существовали уже 4 монастыря: известные нам Спасский, Николаевский, и Новодевич Алексия человека Божия и еще Троицкий особной мужский, получивший известность в первый раз в 1626 г.[81] Монастырь этот находился на том месте, где ныне церковь св. Духа и назывался особным потому, что иноки его имели каждый особое жилье, пищу и одежду на свой собственный счет, а также — особым в отличие от другой Троицкой церкви приходской, находившейся по соседству, почти рядом с монастырем. В летописи Мерлушкина говорится, что также для этого различия монастырь назывался Черной Троицей, а приходская Белой троицей. Окончательно это различие прекратилось лишь в 1833 г, когда бывшая монастырская церковь переименована во имя Сошествия св. Духа.
Кроме собора и монастырей было в то время в Арзамасе и несколько приходских церквей, из которых положительно известно о существовании трех: Благовещенской на посаде, Крестовоздвиженской, именовавшейся тогда Никола в Стрелецкой слободе и Ильинской, называвшейся Никола за острогом.
Лучшим украшением Арзамаса был тогда Спасский Монастырь, в котором, среди общей массы деревянных построек, появились тогда каменные храмы. — Древнейшим каменным храмом в Арзамасе был собор Спасскаго монастыря, во имя Преображения Господня, сохранившийся до сего времени. К постройке его приступлено в 1683 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в значительно больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московскаго Ново-Спасскаго монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этот храм.[82]
i 004
К сожалению, в том же 1638 г. игумен Иона, вероятно за выдающияся свои заслуги по управлению монастырем, переведен был в Москву, в Ново-Спасский монастырь, а преемник его игумен Корнилий 1-й почему то убавил размеры храма и иконостаса. Освящен этот храм был не позже 1643 года. На прилагаемом рисунке изображен этот древнейший из всех до ныне существующих храмов Арзамасских во всей своей красе. Первоначальный вид его, к сожалению, изменен в XVIII столетии пристройкой трапезы и пробивкой новых окон в западной стене, еще более изменилась его внутренность; но и ныне он еще внушает какое то особое чувство уважения своей древностью и величественным видом и служить одним из лучших украшений Арзамаса. При богатстве материальных средств, вероятно, Спасский монастырь был также богаче других арзамасских церквей утварью и ризницей, тогда как собор и другия церкви в этом отношении были очень бедны. Так например, в соборе до 1643 г. большой колокол был в 8 пудов, а сосуды деревянные, одна риза из бязи, с выбойчатым оплечьем, один подризник полотняный, один дьяконский стихарь крашенинный и одни киндячные воздухи, богослужебныя книги рукописныя ветхия. Серебрянных вещей не было даже в Алексеевском монастыре, построенном, как известно, повелением самого царя. В церковном отношении Арзамас имел тогда важное значение. Существовала особая Арзамасская десятина, составлявшая часть патриаршей области. В Арзамасе находилось управление ею — Десятильный Двор. Во главе управления состоял обыкновенно протопоп Арзамасскаго собора. Из «письма и дозора» Булата Телицына (128–1620 г.) видно, что в Арзамасской десятине было 98 церквей. Но кроме того арзамасские протоиереи ведали еще десятины Алатырскую и Курмышскую до отделения их от патриаршей области. Относительно количества народонаселения в Арзамасе исторически известно лишь то, что в 1626 году в нем насчитывалось людей, способных носить оружие, 650 человек.[83] При царе Михаиле Феодоровиче в 1620, 1621 и 1622 г.г. писцом Тимофеем Измайловым составлены писцовыя книги о г. Арзамасе. Глухия окрестности Арзамаса становились все более населенными. Одною из причин этому было то, что в 1639 г. летом, мордовское племя Терюхан, обитавшее на севере от Арзамаса, вследствие притеснения воевод, убежало в Муромские леса, оставив даже хлеба на корню.[84] Таким образом, в непроходимых лесах образовались новыя поселения. Почти все селения Арзамасскаго уезда того времени составляли вотчины и поместья князей, бояр, стольников и друг. служилых людей, редкое исключение представляли несколько сел, принадлежавших Спасскому монастырю, Красное село — было сначала дворцовым, но потом также было отдано в вотчину Матюшкиным, Семеново было государевым селом, Ямская слобода — свободной, а с. Миленино принадлежало Арзамасцу Миленину, повидимому, человеку не дворянскаго происхождения. Были еще «ясачныя» деревни.[85]
1643 год ознаменовался принесением в Арзамас и прославлением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, которая доныне находится в Крестовоздвиженской церкви. В старинной рукописной книжке, хранящейся в ризнице этой церкви, об этом событии повествуется так:
Летом этого года стояла продолжительная засуха, по этому поводу назначен был крестный ход вокруг города. Утром в этот день прихожане Крестовоздвиженской церкви, во время совершения Божественной Литургии, увидели проходившаго мимо их церкви некоего инока Даниила, несшаго большую икону Казанской Божией Матери. Они вышли из храма и спросили его, куда несет он святую икону. Даниил отвечал: «В монастырь Живоначальныя Троицы» (монастырь этот, как выше сказано, был там, где ныне церковь св. Духа). Но крестовоздвиженские прихожане стали просить его, чтобы он отдал икону в их церковь, на что Даниил и согласился. Весть об этом разнеслась по городу и тогдашний игумен Спасскаго монастыря (схимонах Феодосий), совершавший литургию в Соборе, повелел крестному ходу идти первоначально к Крестовоздвиженской церкви, где пред новопринесенною иконою совершенно было молебное пение, после котораго икона взята была в крестный ход. Когда дошли до погоста церкви Илии Пророка, Господь прославил св. икону благодатным знамением: от нея увидели свет и истекло миро, а потом Бог даровал и дождь.[86]
Упомянутый здесь схи-игумен Феодосий скончался 7 апр. 1645 г. Надгробие его, вделанное в южное крыльцо Преображенскаго соборнаго храма Спасскаго монастыря, сохранилось доселе.
Преемником его был Корнилий II-й (1646–1661 г.г.), бывший потом архимандритом Новогородскаго Хутынскаго монастыря, а с 24 июля 1664 г. архиепископом Тобольским и в 1668 г. 25 мая возведенный в сан митрополита Сибирскаго.[87] Скончался он в Тобольске 23 декабря 1678 г. и погребен в соборном храме.
Из жителей Арзамаса, современных царю Михаилу Феодоровичу, особенно выдающейся личностью был соборный протопоп Петр Иванов, который упоминается в грамотах собора с 1628 г. Он много заботился об обезпечении собора и соборнаго причта лесными и земельными угодьями. При нем, по его с братиею челобитью, даны были в 1628 г. в собор на свечи, на ладан и на вино церковное и им на прокормление поляны Осиновка и Никифоровка, Жеребячья тож, из оброчных статей безоброчно. В 1641 г. прибавлена еще смежная с этой дачей полянка Становая с лесными и земельными угодьями. В 1645 году отказано в собор стольником Юрьем Федоровичем Шишкиным поместье его, писцовая дача, половина поляны Вадской, половина поляны Колодезной, да половина поляны Засечной со всеми угодьями, помещичьим и крестьянскими дворовыми местами.[88] Все эти дачи были смежны и находились на старовадской дороге, верстах в 13 от города. Таким образом именье собора округлилось и на нем поселились крестьяне, сделавшиеся соборными крепостными. Неоднократно протопоп Петр бил челом царю Михаилу Феодоровичу и отцу его, патриарху Филарету Никитичу о нуждах собора и причта, бывал и лично в Москве с подобными же челобитиями. Так в 1643 году, с ним присланы были в собор щедрые царские дары: церковная утварь, облачения и книги, как это видно из хранящейся в соборе описи, вероятно им же, протопопом, составленной. На основании всего этого можно было бы назвать протоиерея Петра пастырем добрым и образцовым благопопечительным настоятелем собора, но, к сожалению, из хранящихся в соборе грамоте видны и отрицательныя стороны его деятельности. В умножении церковных угодий он был заинтересован лично. Недовольствуясь данными собору вотчинами, он насильственным образом, без отвода, начал селить своих крестьян на арзамасской посадской земле, заводить деревню, хоромы ставить, распахивать землю на городском животинном выпуску, близко посаду, расчищать городской кустарник и березник и «тесноту чинить посадским людям великую». Выведенные из терпения староста Дружинка Хомяков и посадские люди били на него челом Царю. По указу царскому были разсмотрены писцовыя книги и «про ту спорную землю сыскано на-крепко, всякими сыски».[89] Земля оказалась действительно городскою, а не соборною. Из другой грамоты видно, что протопоп Петр послан в Сибирь;[90] за какую вину в грамоте не сказано. Полагают, что за приверженность к возникшему тогда расколу… Впрочем подтвердить этого ничем не могут.
Author: Н. М. Щегольков
Свидетельство о публикации №112103002926
Как и старые все, гад...
Александр Купидон 30.10.2012 11:36 Заявить о нарушении